Работа с полимерной глиной




Полимерная глина - это пластик, который лепится как пластилин, но затвердевает в духовке, то есть переходит в твердое состояние при не слишком высокой температуре. Еще его называют термопластиком. Из термопластика можно лепить разнообразные изделия, начиная от миниатюр и заканчивая скульптурами.

Основа полимерной глины – поливинилхлорид (ПВХ). На ощупь он напоминает пластилин, только более пластичный и менее липкий. Под воздействием температуры он становится твердым, похожим на нечто среднее между керамикой и пластмассой.

ИСТОРИЯ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ

В Германии, в начале 1930-х, инициативная женщина Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик. Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Фифи Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу, который «развил» ее во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo).

В те времена пластика использовалась для кукол, и моделирования миниатюр для кукольных домов.

В то время, когда художники и американские компании уже узнавали Фимо, одна американская компания разработала собственную версию полимерной глины. Продукт, который назывался полиформ был разработан в 1960-х годах для производственных целей. Но настал момент, когда индустрия недостаточно потребляла пластики для своих целей, и очень много глины было просто лежало на складах. Однажды, посетитель одного из заводов играл с куском полиформа и слепил небольшую фигурку. Затем фигурка была испечена в лаборатории – так родился Скальпей/Полиформ.

ВИДЫПЛАСТИКИ

Наиболее популярные и удобные в работе материалы – импортные: «Fimo», «Cernit» и «Sculpey». Марки различаются по стране-производителю, температуре полимеризации, цветовой палитре и ассортименту. Эти производители предлагают полимерную глину для изготовления кукол и для снятия форм, светящуюся в ультрафиолете и темноте, укрывистую и полупрозрачную, с блестками и эффектом металлик, перламутровую и имитирующую структуру камня, и даже резиновую и жидкую полимерную глины.

Есть и материалы отечественного производства — это марки «Цветик», «Sonnet», «Hobby», «Lapsi», «Артефакт».

Самозатвердевающие пластики пластики не требуют запекания и засыхают за сутки. Хранить такой пластик открытым нельзя. Его лучше оставить в родной упаковке, завернуть ее в пищевую пленку, а затем в несколько полиэтиленовых пакетов.

Запекаемые пластики - синтетический материал, который твердеет после термической обработки при температуре от 100 до 150 С.

Для обжига остаточно обычной духовки, поскольку температура полимеризации (отвердевания) разных марок полимерной глины всего 110-130 градусов по Цельсию.

 

Инструменты и приспособления

Помимо самой полимерной глины понадобятся некоторые инструменты, необходимые при работе.

Рабочая поверхность - может быть стеклянной, пластмассовой, желательно большого размера. Не рекомендуется работать на камне, т.к. каменная холодная плита снижает пластичность материала. Дерево не желательно. Вощеную бумагу используют для раскатывания без прилипания.

Лезвия - канцелярский нож, кухонный нож, одиночное лезвие. Очень важно, чтобы лезвие было очень острым, тогда изделия (особенно, «колбаски для украшений») не будут деформироваться при резке.

Приспособление для раскатывания пластики – любой предмет цилиндрической формы — это может быть специальный ролик или флакон из-под аэрозоля, стеклянная бутылка и т.п.

Наждачная бумага - используется для сглаживания неровностей, швов, отпечатков пальцев с готового изделия. Также, может быть использована для придания фактуры незапеченному изделию (например, апельсиновая корка).

Замша - используется для придания готовым изделиям сияющей поверхности.

Длинная игла (спица) - используется для проделывания отверстий в бусинах.

Клей ПВА – предназначен для склеивания фрагментов пластики.

Можно купить специальные лаки для пластики, например Fimo и Sculpey, но можно также подобрать подходящий строительный лак – акриловый на водной основе.

Для лепки украшений будет необходима различная фурнитура (швензы, замки, штифты, цепочки и т.д.),

 

Технология работы с полимерной глиной (пластикой)

Приемы лепки – аналогичны другим скульптурным материалам

Главное – это хорошо размять полимерную глину, превратить холодную массу в теплую, гладкую структуру. Пластика хорошо поддается теплу рук. Разминание необходимо, чтобы равномерно распределить пластификатор, сделать материал мягким и пластичным и удалить пузырьки воздуха – при нагревании они расширятся и образуют некрасивые бугорки на изделии. Не рекомендуется разминать пластику одним большим куском, лучше начать с небольшого кусочка, по мере разминания добавляя новые.

Техники работы с полимерной глиной:

Смешивание

Вы можете смешивать цвета, получать новые. Для этого необходимо тщательно перетереть до полного равномерного смешивания пластик 2-х и более цветов. Внимательно следует смешивать контрастные цвета, чтобы не получить грязных оттенков. Перед смешиванием пластика должна быть полностью размягчена.

Эффект конфеты - Скрутите вместе две "колбаски" разных цветов. Покатайте, разгладив их, таким образом.

Мраморный эффект - Если вы не будете смешивать два цвета до конца, то получите "мраморную" пластику.

Изготовление бусин и украшений

В качестве заготовок для украшений и бусин используют кейны - колбаски из полимерной глины. из которых нарезаются тонкие пластинки-рисунки. Их можно округлить, скатав в бусины и проколов отверстия, или оставить плоскими.

Будьте осторожны, когда используете лезвия при работе с пластикой. Практически, каждый проект подразумевает использование того или иного острого предмета.

Всегда режьте «от себя».

Для полимерной глины должен быть отдельный нож.

Мойте руки после того, как вы работали в пластикой

Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы), затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок

.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами

С начала 80-х годов техника миллефиори бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой.. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками.

Скульптурная лепка

Пенопласт - позволяет сократить количество используемой пластики (например, вы хотите сделать большую подставку для фигурки, или маленькой полимерной сценки.

Вы можете использовать меньше глины, если будете использовать пенопласт как каркас, ядро или основу. Другой положительный момент - это вес изделия после запекания.

Только помните, что пенопласт при использовании с пластикой необходимо обернуть фольгой, иначе полимерная глина его "съест" при запекании!

. Запекание изделия

При обжиге глины нужно придерживаться нескольких правил:

не превышать температуру, указанную на упаковке (при горении материал выделяет токсичные вещества),

не запекать изделия на посуде, используемой для приготовления или употребления пищи;

если все же температура превышена – отключить нагрев, проветрить помещение

после запекания обязательно помыть духовку.

Вся еда, оставленная открытой на кухне при перегреве пластики, должна быть выброшена.

Для запекания необходима духовка, желательно с точным термометром и какая-то поверхность для запекания – противень, стеклянная тарелка или что-то подобное. Если использовать металлическую поверхность – лучше покрыть ее пекарской или писчей бумагой, чтобы изделие не подгорело.

Если духовка не имеет точной отметки температуры и выставили температуру "на глаз» или духовка сама работает некорректно, попробуйте переставить ваши изделия на нижнюю полку духовки. Если пошел запах от пластики, а после изделие блестит, то значит температура в духовке очень большая.

Всегда делайте тест с кусочком пластики перед тем, как запекать готовое изделие.

Никогда не запекайте полимерную глину в микроволновой печи.

 

Отделка готового изделия

Что можно делать с готовыми изделиями?

Шкурить (наждачной бумагой под краном с открытой водой), ровнять, пилить, красить (например, акриловыми красками), склеивать (например, ПВА).

 

Декоративная керамика

На Беларуси практически везде встречаются пласты пригодной для лепки глины. По цвету – от желто-красных, до темно-бурых. Реже встречаются светло-серые с синим оттенком. При обжиге цвет глины меняется: светло-серая становится белой, желто-красная – оранжевой, темно-бурая – красно-кремовой.

Там, где игрушка была сопутствующим промыслом, ее лепили из той же формовочной массы, что и посуду.

Поиск нужного сырья нужно вести на склонах возвышенностей и откосах водохранилищ, годе пласты наносных глин выходят на поверхность.

Пригодная для лепки глина должна быть однородной, без примесей земли, она, как правило, хорошо мнется, сохраняет нужную форму. При лепке и обжиге не трескается, дает устойчивый, выносливый черепок.

Пластичность глины, ее формовочные качества – мягкость, эластичность, податливость – можно определить, разминая ее пальцами

По пластическим свойствам глины делятся на высоко-, средне- и непластичные. Высокопластичная – жирная на ощупь, мягкая и маслянистая, если ее надрезать, срез будет ровный и блестящий. Из такой глины легко лепить, но при обжиге изделия не выдерживают высокую температуру: спекаются, деформируются. Непластичные – постные глины – белее рыхлые, светлейшего цвета. Выдерживает высокую температуру, дает более прочный черепок, но плохо формуется, слепить из нее качественную игрушку почти невозможно. На ощупь она сухая, когда ее разминаешь – рассыпается на мелкие комочки.

Лучше всего лепить игрушки из глины средней жирности. Можно использовать и жирную глину, но тогда придется снижать температуру обжига, и тем самым, прочность игрушки.

Жирность глины можно уменьшить, вводя в формовочную массу обедняющие добавки: просеянный песок или постную глину. Пластичность глины можно определить опытным путем: раскатать комок глины в колбаску и обернуть ее вокруг пальца или, перегнув, соединить концы. Если на глине пне появилось трещин, значит, материал пригоден для лепки.

Подготовка материала включает в себя: приготовление формовочной массы и перебивание массы. Способы приготовления формовочной массы:

1. сырье высушивают в комках массой 0,5 – 3 кг. Высушенные комки перетирают на терке, одновременно отбрасывая примеси. Полученную струганину ссыпают в ведро и заливают водой (лучше горячей) Когда глина размокнет и превратиться в густую кашицу, ее вымешивают узкой деревянной лопаткой (мешалкой), потом руками пока формовочная масса не станет похожей на тесто. Глина готова, когда хорошо сохраняет приданную форму и не прилипает к рукам. Готовую массу фасуют кусками по 5-10 кг и заворачивают в полиэтиленовую пленку или мешковину. При подсыхании – смачивают водой.

Второй, более качественный способ: перемешивая глиняное тесто, доводят его до густоты сметаны. Потом разведенную массу процеживают через мелкое сито. Сырье, таким образом, можно не высушивать и не перетирать. Процеженную массу сливают в емкость, лучше плоскую, и выпаривают влагу..

Прежде, чем лепить, глину нужно освободить от пузырьков воздуха — перебить. Для этого сначала отбивают ее об стол. А затем перебивают специальным деревянным молотком или бруском.

Для изготовления игрушек в качестве инструментов используются стека (плоская деревянная палочка) и гвоздик.

Основные приемы изготовления игрушки: раскатывание в колбаски, жгутики, шарики, сплющивание, прищипывание, оттягивание, офактуривание. При работе пользуются мокрой тряпочкой или губкой для выглаживания поверзности и смачивания подсохших участков. Детали соединяют, смачивая шликером – глинистой массой густоты сметаны

Готовые изделия просушивают в течении 2-3 дней при комнатной температуре, чтобы влага не осталась в черепке, иначе при обжиге она разорвет его.

Далее изделия подвергают обжигу в печи. Игрушки при этом уменьшаются в размерах, уплотняются. В этот момент могут отслоиться налепленные детали, могут возникнуть трещины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: