Организация тьюторского сопровождения




Название тьюторской практики

Развивающая среда ВУЗА - ресурс адаптации первокурсников

Описание тьюторской практики

 

Субъекты практики

Бенгардт Анастасия Александровна, Ветхова Марина Юрьевна - руководители практики, коллектив педагогов, психологов, сопровождающих отдельные аспекты практикуи, коллектив студентов старшекурсников сопровождающих организационное исполнение.

Студенты первого курса естественно-технологического факультета ФБГОУ ВПО «ЧГПУ», 90% которых проживают в общежитии, то есть, перешедшие на качественно-новый уровень организации индивидуального пространства в качестве субъектов образовательного, учебного и воспитательного процесса, а так же организации личного пространства установлении не только деловых но и межличностных контактов.

 

Организация социально-образовательной среды

Профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций. Социальная ориентированность профессии, необходимость работать с процессами образования и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического дела.

Одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого человека, что определяет переход к непрерывному индивидуализированному образованию и предполагает вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования.

Актуальность данной практики обусловлена значимостью подготовки педагогических кадров направленной быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, обновление содержания и технологий.

По этому мы считаем важным начинать подготовку будущего учителя к инновационной деятельности с процесса адаптации к условиям педвуза используя стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, стимулирующие рост творческой активности студента и стремление к самостоятельной педагогической деятельности, формирующие позитивную индивидуальную позицию относительно избранной профессии.

Мы считаем что, подготовка будущего учителя к инновационной деятельности в условиях педвуза может быть эффективна, если

- целенаправленно реализуются стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, стимулирующие рост творческой активности студента и стремление к самостоятельной педагогической деятельности, формирующие позитивную индивидуальную позицию относительно избранной профессии;

- подготовка будущего учителя основана на организации образовательного процесса как образовательного проекта, проблемой которого является осознанная будущим учителем потребность развития тьюторской позиции по отношению к ребёнку;

- основной единицей организации такой подготовки является педагогическая задача, организующая одновременно пробное практическое действие и рефлексивное действие субъекта в тьюторской практике.

Организация тьюторского сопровождения

В ходе нашей работы мы выявили направление работы, необходимое для достижения цели – это педагогическая поддержка в ходе участия в образовательных событиях, особенно в период адаптации студентов-первокурсников.

При организации тьюторского сопровождения мы опирались на положение о том, что тьютор – это прежде всего позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ обучающихся, самоорганизацию внутренних состояний и осмысленность профессиональной деятельности (Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В., Щедровицкий П.Г. и др.).

Основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного процесса обучения можно считать личностно развивающую ситуацию. Крюкова Е.А. обозначает ее какособый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие обычный ход его жизнедеятельности, требующие демонстрировать иную модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сло­жившейся ситуации». Лавриковой Т.В. говоря о личностно утверждающей ситуации выделяет совокупности условий и обязательств, порождающих лично-значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слы­шит, делает. Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, реф­лексивную, оценочную, мотивационную сферы личности, обращенная к ее собственным мыслям и чувствам, побуждающая выбирать, оценивать, наде­лять смыслом, творчески преобразовывать, принимать ответственное реше­ние». Дудчик С.В. понимает личностно развивающую ситуацию как аспект личностно ориентированного обучения, и механизм его реализации. Ситуация направлена на активизацию сознания, личностного опыта субъекта, поэтому предполагает вопросы и задания, обращенные к субъекту, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс развития познавательного интереса, чтобы он не превратился в обязанность, а поставил в новые условия, требующие от него такой модели поведения, которая обеспечит его личностный рост.

Педагогическая поддержка, это так же актуальное понятие в нашей деятельности, направлена на развитие субъектности, то есть «самости», самостоятельности, и индивидуальности обучающихся. Игровые технологии, а именно их использование, способствует актуализации зоны ближайшего развития. То есть мы можем опираться на индивидуальный процесс самоизменения в ходе включения в игровую деятельность в образовательном процессе. В нашей деятельности мы используем такое образование, чтобы организационные процесс изменения субъектов был бы одним из аспектов запроса, в ходе адаптации к различным видам деятельности предлагаемым в ходе участи в образовательном событии с их участием.

Открытые образовательные технологии являются, неотъемлемой частью педагогической поддержки, и позволяют педагогу с тьюторской компетенцией реализовывать индивидуальное сопровождение в ходе всего процесса адаптации на разных этапах и мероприятиях образовательного события, а именно разного типа, темпа, тематики, и т.д., которые реализуются с участием тьюторанта.

При всем многообразии данные мероприятия обладают характеристиками, которые важны для достижения максимального включения в деятельность и реализации принципов открытого образования:

– возможность взаимодействия между различными возрастными категориями участников процесса, а именно участие сверстников, старшекурсников, преподавателей и кураторов события на равных условиях;

– активное освоение с деятельностного компонента процесса обучения, что способствует полному погружению в среду и реализацию любого предметного содержания в предложенных формах взаимодействия;

– учиться работать во всевозможных организационных условиях как внутри учебной группы, так внутри группы по интересам деятельности, в управлении процессом в ходе организации условий «общежития», на основных этапах образовательного события, так и в творческом процессе деятельности;

- определение собственного выбора занимаемой позиции: наблюдатель, активный наблюдатель, участник, организатор малой группы, отвественный исполнитель и так далее.

По этому мы считаем важным начинать подготовку будущего учителя к инновационной деятельности с процесса адаптации к условиям педвуза используя стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, стимулирующие рост творческой активности студента и стремление к самостоятельной педагогической деятельности, формирующие позитивную индивидуальную позицию относительно избранной профессии.

Мы разработали образовательное событие введения в педагогическую деятельность студентов первого курса как особую форму организации и реализации образовательной деятельности, на контрасте с привычными формами получения знаний. Тем самым старались активизировать познавательную активность, через деятельностное вовлечение и создание продукта обучения с его последующей презентацией.

Образовательное событие, которое мы называем «Сборы студентов первого курса» включает субъектов (первокурсников) в педагогическую деятельность, через интенсивное погружение, чередование форм, средств и инструментов деятельности, направлено на создание избыточной среды, предполагает индивидуальное освоение данного пространства на различных уровнях, для пополнение личного ресурса, и освоения взаиморесурсности учебной группы.

Ниже представлена карта образовательного события «Сборы студентов первого курса»,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: