Тема 3. Структура и этапы процесса консультирования




ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

3–4-й полусеместры
Элективный курс
Преподаватель: БОРИС ЮРЬЕВИЧ ШАПИРО, кандидат психологических наук, доцент

Продолжительность курса: 56 часов
Отчетность по курсу: экзамен

Цель курса Ознакомление слушателей с основными подходами и техниками психосоциального консультирования.
Задачи курса Формирование базовых практических навыков индивидуальной работы с клиентом и семьей.

Тема 1. Цели, задачи и содержание психосоциальной работы

Индивиды, семьи и группы людей как объекты “социальной терапии”. Понятие психосоциальной работы. Стимулирование личностных и межличностных изменений как основная цель практики психосоциальной работы с клиентом/семьей.
Социальное, психологическое и психосоциальное консультирование: области пересечения и границы.

Литература
1. Барнз Дж.Г. Социальная работа с семьями в Англии. М.: ЦОЦ, 1993.
2. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М.: Институт молодежи, 1996.
3. Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. М., 1992. Вып. 5; 1993. Вып. 9.
4. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Алексеева Л.С. и др. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.
5. Gilliland B., James R. Crisis Intervention Strategies. Pacific Grove: Brooks; Cole, 1988.

Тема 2. Методологические основы и принципы консультирования

Психосоциальное консультирование и его отличие от таких видов воздействия, как консалтинг, просветительская работа, психокоррекция и немедицинская психотерапия. Основные подходы в практике психосоциального консультирования.
Главная цель индивидуального психосоциального консультирования — фасилитация личностного роста клиента с точки зрения возникновения у него чувства перспективы, наделения/развития его ' способности к анализу и видению ситуаций в различных ракурсах, умения разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно им следовать. Использование социальных ресурсов в работе с клиентом.
Основные виды и модусы консультирования: очное — заочное, экстренное — краткосрочное — долгосрочное, индивидуальное — семейное — групповое.
Роль и задачи консультирования в деятельности социальных работников.
Интеграция личного и профессионального “Я”. Перенос и контрперенос. Ответственность за практическую работу. Производственные вредности и психотравмирующие события в профессиональной сфере. “Синдром сгорания”. Этический кодекс консультирования и личность консультанта.
Базовые принципы консультативной помощи: ориентация на нормы и ценности клиента, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, разграничение личных и профессиональных отношений, запрет на советы по поводу решения проблем, конфиденциальность или анонимность, включение клиента в процесс консультирования в рамках партнерских отношений.
Учет культурно-этнических и половозрастных детерминант в процессе консультирования.
Учет индивидуально-типологических особенностей клиентов и их ожиданий по отношению к консультанту и процессу консультирования.

Литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М.: Aкaдeмия, 1996.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: ТЕИС, 1994.
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
4. Линдеман Х., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. Когда стресс не приносит горя. М.: РЭНАР, 1992.
5. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. М.: МГУ, 1991.
6. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: Прогресс, 1993.
7. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Педагогика, 1989.
8. Nelson-Jones R. Practical Counselling and Helping Skills: How to Use the Lifeskills Helping Model. L.: Cassell, 1993.
9. Thompson Ch.L., Rudolph L.B. Counselling Children. Belmont: Brooks/Cole, 1992.

Тема 3. Структура и этапы процесса консультирования

Консультирование как обследование и его переменные: условия, цели, задачи, личность консультанта и личность консультируемого.
Консультирование как взаимодействие. Виды и уровни взаимодействия. Проблема контроля в консультировании. Позиционный анализ процесса консультирования (пристройки “на равных”, “сверху” и “снизу”).
Консультирование как воздействие.
Консультирование как решение проблемы и как конфликт.
Понятие успешности в консультировании. Подходы к измерению успешности консультирования.

Литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М.: Aкaдeмия, 1996.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: ТЕИС, 1994.
3. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре / Под ред. Л.С.Алексеевой. М.: НИИ семьи, 1998.
4. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. М.: МГУ, 1991.
5. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М.: Экос, 1997.
6. Юри У. Преодолевая “нет", или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993.
7. Nelson-Jones R. Practical Counselling and Helping Skills: How to Use the Lifeskills Helping Model. L.: Cassell, 1993.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: