Лекция 6. Психологически обусловленные проблемы профессионального образования




Психологически обусловленные проблемы профессионального образования рассматриваются педагогической психологией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией. Назрела необходимость выделения новой отрасли прикладной психологии — психологии профессионального образования. Обоснуем это положение.

Рассмотрим психологически обусловленные проблемы профессионального образования. В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерывном процессе традиционно выделяют системы общего и профессионального образования. Система профессионального образования включает подсистемы допрофессиональной трудовой подготовки школьников, начальной, средней, высшей профессиональной подготовки молодежи, а также последипломного образования специалистов. Особо следует подчеркнуть, что сегодня профессиональное образование определяется как процесс и результат профессионального становления и развития личности человека.[1]

Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека — период с начала формирования профессиональных намерений (14—17 лет) до завершения профессиональной жизни (55—60 лет). В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как формообразование личности, адекватной деятельности. Темп и траектория данного процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.

Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании — формировании образа личности, адекватного постоянного меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям. Отсюда следует тесная взаимосвязь профессионального труда и профессионального образования. Под влиянием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей. На разных стадиях профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации.

На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональной деятельности. Проблемная образовательная ситуация заключается в обеспечении профессионально ориентированного обучения школьников, которое позволяло бы сделать психологически компетентный выбор профессии и ее получение в определенной профессионально-образовательной области.

На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебно-профессиональной мотивации, профессионального самоопределения иформирования готовности к будущей самостоятельной трудовойжизни. Центральная проблема на данной стадии — формирование системы социально и профессионально ориентированныхзнаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важных качеств и способностей. В связи с этим особое значение приобретают проектирование психологическиобоснованного содержания профессионального обучения, личностно ориентированные технологии его реализации и мониторинг профессионального развития обучаемых.

На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Образовательно обусловленные проблемы — формирование профессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психологической проблемой на этой стадии является выработка первоначального опыта выполнения профессиональной деятельности.

В процессе активного самостоятельного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивидуальных способов, приемов выполнения трудовых заданий, но также и развитие профессионально важных качеств и способностей.

На стадии профессионализации — высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация.

С учетом того, что современные социальные и производственные технологии весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходимость постоянного, непрерывного профессионального образования, именно образования, а не повышения квалификации в рамках уже освоенной профессии и сложившегося опыта. На стадии профессионализации происходит интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств в сложные структурные образования, обеспечивающие продуктивное выполнение соответствующей деятельности.

Однако в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлением становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профессионализации, сдерживает дальнейший профессиональный рост специалиста. Очевидно, нужны особые, личностно ориентированные технологии профессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование.

Достижение вершин профессионального мастерства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятельности. Актуализация профессионально-психологического потенциала, достижение вершин профессионализма возможны в процессе особых организационных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т. п.).

Обобщим рассуждения о психологических проблемах профессионального становления личности (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что, по словам А.М.Новикова, предмет профессионального образования — процесс и результат профессионального развития личности человека.

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: