Структура и правила оформления ВКР бакалавра




Структура ВКР

ВКР имеет свою структуру, сохранение которой обязательно. Структура ВКР включает следующие элементы:

- Титульный лист оформляется на 2 страницах по установленной форме, на титульных листах номера страниц не указываются (Приложение 1);

- Реферат. В реферате представляется краткое описание основного содержания работы. Реферат содержит следующие основные рубрики: структура работы (указывается количество глав, таблиц, рисунков, источников литературы, приложений; ключевые понятия; цель работы; задачи работы; основные результаты работы; перспективы практического применения результатов работы. Объем реферата составляет не более 1 страницы текста. Образец реферата представлен в приложении 2.

- Содержание – вторая страница ВКР. На ней помещаются в порядке следования все основные разделы и подразделы (параграфы) ВКР, начиная с введения и заканчивая библиографическим списком или приложением, с указанием страниц на которых они начинаются. При указании в содержании приложения, дается ссылка на начало всех приложений без указания страниц их конкретных номеров;

- Введение. В этой части обосновывается актуальность исследуемой в ВКР проблемы, дается краткий анализ степени изученности проблемы, представляется категориальный аппарат работы: описывается цель работы, конкретизируются ее задачи, объект и предмет, выдвигаются гипотезы. Введение также должно содержать краткое описание методов исследования и характеристику выборки испытуемых. Объем введения составляет 2-3 страницы текста, оформленного по представленным ниже правилам;

- Теоретическая часть работы состоит из 1-2 глав, разделенных на параграфы, число и содержание которых определяется целью и задачами ВКР. Содержание теоретической части должно в совокупности полностью раскрывать основные понятия ВКР бакалавра и соответствовать заявленной теме. Важной особенностью глав и параграфов должна стать их доказательность, основанная на применении различных методов научного анализа, и интерпретации данных, представленных в проработанных автором литературных источников. Теоретическая часть в целом и конкретные главы и параграфы внутри нее должны иметь конкретное содержательное название. Как правило, первая глава теоретической части содержит анализ ключевых понятий, связанных с темой ВКР, а вторая - результаты теоретико-методологического анализа изученных специальных источников (того, что уже сделано и установлено учеными в рамках изучаемой темы).

При теоретическом анализе проблемы не следует увлекаться простым компилированием текста. Именно данная часть помогает автору сформулировать и выдвинуть гипотезы, найти способ их проверки. Следовательно, в данном структурном разделе нужно дать определение основных понятий, определить авторский подход к изучению обозначенной проблемы. Авторский подход - это не обязательно что-то новое, так как одно и тоже понятие в современной науке рассматривается с различных точек зрения, то при выполнении выпускной квалификационной работы следует выбрать теоретический подход, которые наиболее полно будет отражать мнение автора по данной теме. Если же ни один из предложенных в литературе вариантов рассмотрения не кажется автору адекватным исследованию, то тогда следует предложить свое понимание того или иного явления.

Теоретический обзор проблемы может формироваться по двум принципам: хронологическому или логическому. При выборе хронологического принципа, автор рассматривает заявленную проблему в историческом контексте, т.е. начинает от момента когда, кем было введено понятие и как в дальнейшем его рассматривали. Логический принцип позволяет наиболее полно рассмотреть то или иное явление и предполагает рассмотрение изучаемой проблемы вначале с точки зрения наиболее общих отражающих ее содержание категорий, постепенно переходя к более частным входящим в нее конструктам.

В результате теоретического анализа авторы формулирует основные выводы, которые позволяют ему описать проблему (например, противоречий эмпирических фактов), гипотезы исследования, сформировать авторскую позицию при исследовании данного явления, подойти к методологической части исследования.

Существуют основные требования к качеству теоретического анализа:

1. Теоретический анализ должен быть полным. Полнота теоретического анализа заключается в том, насколько охвачены наиболее значимые подходы к научной проблеме различными авторами.

2. Систематичность и логика построения теоретического анализа. Данный структурный раздел должен подчиняться внутренней логике, следует быть внимательным к тому, чтобы каждый следующий параграф был логическим продолжением предыдущего. В целом, теоретический обзор должен представить рассмотренное явление как систему (т.е. дано определение, рассмотрены элементы, виды, свойства и т.д.).

3. Теоретический обзор должен содержать в себе анализ. Т.е. не быть множеством скопированных абзацев у разных авторов, а быть сравнением точек зрения этих авторов с выделением общего и различного, значимого и принципиального и т.д.

4. Так как в теоретический обзор представляет собой анализ авторских подходов к явлению, в нем обязательно наличие ссылок на те научные труды, в которых эти подходы отражены. Необходимо понимать, что тот текст, в котором нет ссылок, воспринимается как авторский. То есть, если студент не делает ссылок на источники литературы, представленный текст следует воспринимать, как собственные теоретические изыскания автора. Если он таковым не является (т.е. не отражает точку зрения, разработанную автором ВКР), то, следовательно, можно говорить о плагиате. Так же, ссылки должны соответствовать тексту, на который ссылаются. Существуют правила оформление ссылок. Ссылки могут быть нескольких видов: 1) включены в текст в виде полного указания автора и текста; 2) включены в текст в виде указания в кватратных скобках номера источника и, в случае прямого цитирования, номера страницы, на которой эта цитата представлена; При этом источники литературы могут быть представлены в библиографическом списке как в алфавитном порядке (предпочтительнее), так и в порядке их упоминания в тексте. 3) концевые ссылки (сноски). Чаще всего в научной работе используются ссылки второго вида.

- Практическая часть работы полностью посвящена собственным исследованиям выпускника. Она тоже содержит ряд параграфов (3-5), которые логично представляют исследование: задумки и полученные результаты должны быть соотнесены с гипотезами работы (доказывая их правомерность), проанализированы, осмыслены, обоснованы и интерпретированы. Обязательными для практической части работы являются следующие параграфы: категориальный аппарат исследования; результаты исследования и их интерпретация (могут быть разведены на 2 отдельных параграфа); выводы.

Между главами и параграфами должна прослеживаться внутренняя связь, логическая последовательность. Каждый параграф завершается обобщающим резюме, глава – выводом по ее содержанию, вся ВКР – выводами, которые соотносятся с гипотезами, задачами и целью, подтверждая, что гипотезы проверены и подтверждены, задачи решены, цель достигнута.

Важным вопросом при выполнении ВКР является качество выбранных автором для проведения исследования методов и методик. Согласно Этическому кодексу Российского психологического общества [2], в психологической практике, в том числе и при выполнении студентами выпускных квалификационных работ, психолог может пользоваться методами и методиками, соответствующими следующим критериям:

- опубликованные авторами в профессиональных изданиях методики, распространяемые в некоммерческом режиме, при условии их соответствия профессиональным критериям;

- методики, распространяемые в коммерческом (закрытом профессиональном) режиме, при условии их соответствия профессиональным критериям и наличия лицензии на их использование (индивидуальной или коллективной) либо другого документа, подтверждающего право использования (письмо, в том числе электронное, от правообладателя с разрешением на бесплатное некоммерческое использования в рамках образовательного учреждения).

- неопубликованные методики, соответствующие профессиональным критериям, представленные автором методики для использования в научных целях по запросу автора квалификационной работы, его научного руководителя и (или) учебно-научного учреждения;

- соответствующие профессиональным критериям методики, переданные автору квалификационной работы научным руководителем или другими лицами, имеющими право на использование методики,…

- методики, разработанные самим автором квалификационной работы или его научным руководителем, при условии их соответствия профессиональным критериям (прошедшими психометрическую проверку и соответствующими параметрам надежности и валидности);

Не допускается в квалификационных работах:

- использование «тестов», правила подсчета баллов в которых не основывается на какой-либо эмпирической проверке;

- использование методик неустановленного происхождения и авторства;

- использование методик, в отношении которых не установлено их соответствие профессиональным критериям (в том числе применительно к русскоязычной версии);

- использование методик, на применение которых требуется лицензия или разрешение, без получения такой лицензии или разрешения.

- использование методик, опубликованных в массовых популярных изданиях или на популярных Интернет-сайтах, ставшими известными многотысячной аудитории их читателей-посетителей.

Соблюдение данных требований является обязательным для автора ВКР.

Одной из наиболее острых проблем при подготовке ВКР является выбор адекватных математико-статистчиеских методов для обработке результатов. Наиболее часто используемые студентами методы систематизированы в таблице 2.

Таблица 2

Классификация задач и методов их решения

Задачи Условия Методы
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака а) 2 независимые выборки испытуемых - количественно определяемый признак - качественно определяемый признак U - критерий Манна-Уитни; Т-критерий Стъюдента φ* - критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и более выборок испытуемых Н - критерий Крускалла-Уоллиса.
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых Т - критерий Вилкоксона; G - критерий знаков; φ* - критерий (угловое преобразование Фишера).
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых χ2 - критерий Фридмана; L - критерий тенденций Пейджа.
3. Выявление различий в распределении а) при сопоставлении эмпирического признака распределения с теоретическим χ2 - критерий Пирсона; λ - критерий Колмогорова-Смирнова;
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений χ2 - критерий Пирсона; φ* - критерий (угловое преобразование Фишера).
4. Выявление степени согласованности изменений а) двух признаков rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
б) двух иерархий или профилей rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
5. Выявление внутренней структуры изучаемого явления а) при наличии не менее 3 структурных составляющих Корреляционный анализ (rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена) с построением матриц интеркорреляций и соответствующих им структурограмм; вычисление характеризующих структурограммы индексов (индексы когерентности, дивергентности и организованности систем).
6. Выявление взаимовлияния переменных   однофакторный дисперсионный анализ Фишера; метод определния корреляционного отношения (ƞ)

 

Обязательным завершающим разделом ВКР бакалавра являются выводы. Выводы не должны оставаться на стадии констатации фактологического материала (например, коэффициент корреляции 0,95), а содержать основной результат анализа данных. Нумерация выводов придает им большую структурированность и четкость. Рекомендуется представлять 5-7 выводов общей и конкретной формы, представляющие главные достижения автора ВКР.

- Заключение. В заключении дается краткий анализ основного содержания теоретической и практической части работы, определяются перспективы развития заявленной темы и практического использования полученных результатов.

- Список литературы. Оформляется по представленным ниже правилам. Образец оформления различных видов источников в библиографическом списке представлен в приложении 3.

- Приложения. Этот раздел необходим для некоторых детальных, иллюстрационных и других дополнительных материалов, полученных автором ВКР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: