Организация социально-образовательной среды (не более 2 стр.)




Профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций. Социальная ориентированность профессии, необходимость работать с процессами образования и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического дела.

Одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого человека, что определяет переход к непрерывному индивидуализированному образованию и предполагает вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования.

Актуальность практики обусловлена значимостью подготовки педагогических кадров направленной быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, обновление содержания и технологий.

По этому мы считаем важным начинать подготовку будущего учителя к инновационной деятельности с процесса адаптации к условиям педвуза используя стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, стимулирующие рост творческой активности студента и стремление к самостоятельной педагогической деятельности, формирующие позитивную индивидуальную позицию относительно избранной профессии.

Мы предположили? считаем что, подготовка будущего учителя к инновационной деятельности в условиях педвуза может быть эффективна, если

- целенаправленно реализуются стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, стимулирующие рост творческой активности студента и стремление к самостоятельной педагогической деятельности, формирующие позитивную индивидуальную позицию относительно избранной профессии;

- подготовка будущего учителя основана на организации образовательного процесса как образовательного проекта, проблемой которого является осознанная будущим учителем потребность развития тьюторской позиции по отношению к ребёнку;

- основной единицей организации такой подготовки является педагогическая задача, организующая одновременно пробное практическое действие и рефлексивное действие субъекта в тьюторской практике.

В ходе нашей работы мы выявили направление работы, необходимое для достижения цели – это педагогическая поддержка в ходе участия в образовательных событиях, особенно в период адаптации студентов-первокурсников.

Педагогическая поддержка – ключевое понятие тьюторства – актуализирована в российском образовании уже более 20 лет и занимает определяющее место в позиции многих педагогов-современников. Поддержка направлена на развитие субъектности («самости», самостоятельности) и индивидуальности обучающихся. Совсем рядом с педагогикой сотрудничества и поддержки по времени и по духу стоит игротехническое движение 90-хгодов, когда поколение 30-40 летних встретили перестройку как время новых возможностей и личных продвижений. Методологи и игротехники обеспечивали переход от безальтернативного к поисковому образованию, открывая «зону ближайшего развития» и расчищая место «личного присутствия человека в образовании. Вот вопросы, которые волновали «агентов новой педагогики»: «Каковы особенности изменения ученика в логике его индивидуальной жизни, как он «привлекает» для этого педагога и иных «значимых других»? Можно ли индивидуальный процесс самоизменения назвать образовательным процессом? В том ли состоит образование, чтобы организационные процедуры изменения «учеников» использовались в рамках требований самих образующихся, «заказчиков» своего изменения?».

НЕТ ПЕРЕХОДА Открытыми образовательными технологиями являются такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся.

При всем их многообразии они должны обладать, как минимум, тремя важными характеристиками, а именно быть открытыми (ГДЕ ССЫЛКИ или это ваше?):

– возрасту, т.е. пригодными для взаимодействия с различными возрастными категориями воспитанников;

– учебному предмету, т.е. позволять иметь дело с любым предметным содержанием;

– организационно, т.е. работать во всевозможных организационных условиях как в на занятии, так и во внеурочной деятельности.

ЭТО что задача? Так же выявить комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности средствами тьюторской практики.

Пока из текста не следует+ повтор абзаца По этому мы считаем важным начинать подготовку будущего учителя к инновационной деятельности с процесса адаптации к условиям педвуза используя стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, стимулирующие рост творческой активности студента и стремление к самостоятельной педагогической деятельности, формирующие позитивную индивидуальную позицию относительно избранной профессии.

Мы разработали модель образовательного события введения в педагогическую деятельность студентов первого курса как особую форму организации и реализации образовательной деятельности, на контрасте с привычными формами получения знаний. Тем самым активизировали познавательную активность, через деятельностное включение и создание продукта обучения с последующей презентацией.

Модель образовательного события основана на сфере педагогической деятельности субъектов (первокурсников), то есть интенсивное погружение, чередование форм, средств и инструментов деятельности направлено на создание избыточной среды, предполагает индивидуальное освоение данного пространства на различных уровнях, для пополнение личного ресурса, освоения взаиморесурсности учебной группы.

Расписание сборов 1 курса «Введение в педагогическую деятельность»,

Расписание сборов 1 курса все сокращения убрать

4 сентября 2013 г.
Время Мероприятие Примечание
  Расселение  
  Марш-старт(РВС) Форма работы
14.00-14.30 Обед  
14.30-16.00 Тренинги Пополнение ресурса
16.00-16.40 Пирамиды Занкомство с формой
16.40-17.10 Оформительское дело Актуализация личного ресурса
17.10-17.50 Лаборатории Пополнение ресурса
17.50-19.00 Конкурс пар (жеребьевка легенд) выбор индивидуальной позиции
19.00-19.30 Ужин  
19.30-20.00 ПГТ к вечеру легенд Индивидуальное деятельностное освоение, взаиморесурсность
20.00-20.30 Вечер легенд деятельностное освоение
20.30-22.00 Огонек знакомств выбор индивидуальной позиции, взаиморесурс
22.00-23.00 Дискотека Актуализация личного ресурса
23.00-23.30 ВЛГ  
23.30 Отбой  
5 сентября 2013 г.
Время Мероприятие Примечание
8.00-8.10 Подъем  
8.10-8.30 Зарядка Включение в деятельность
8.30-9.00 ВЛГ  
9.00-9.30 Завтрак  
9.30-10.00 Анализ дня+ЛЭП Рефлексия, знакомство с формой
10.00-11.30 Тренинг Пополнение ресурса, актуализация индивидуальной позиции
11.30-12.30 Форд-Боярд знакомство с формой
12.30-13.15 Лаборатории  
13.15-14.00 массовые танцы знакомство с формой, актуализация индивидуальной позиции
14.00-14.30 Обед  
14.30-16.00 Тренинги Пополнение ресурса, актуализация индивидуальной позиции
16.00-16.20 Подготовка к Цирку «Солнца» Индивидуальное деятельностное освоение, взаиморесурсность
16.20-17.00 Цирк «Солнца» деятельностное освоение
17.00-17.30 Лаборатории Пополнение ресурса
17.30-18.00 Репетиция лабораторий на сцене  
18.00-19.00 ПГТ визиток  
19.00-20.00 Ужин, награждение Рефлексия, индивидуальное позиционирование
20.00-20.30 ПГТ визиток деятельностное освоение,
20.30-21.30 Визитки  
21.30-23.00 «Тропа доверия» деятельностное освоение,
23.00-23.30 Костер деятельностное освоение
23.30-23.45 ВЛГ+Дискотека  
23.45 Отбой  
6 сентября 2013 г.
Время Мероприятие Примечание
8.30-8.35 Подъем  
8.35-9.00 ВЛГ  
9.00-9.30 Завтрак  
9.30-10.30 Операция «Нас здесь не было» деятельностное освоение,
10.30 «Чайка» прощай Рефлексия
       

 

 

Результатом можно считать адаптационные возможности первокурсников актуализировнные за счет развивающей среды ВУЗа. Мы традиционно рассматриваем их трѐх плоскостях: как процесс, состояние, свойство.

При изучении адаптации как процесса рассматривается смена этапов процесса, динамика изменений эмоциональной, поведенческой и когнитивной составляющих при переходе от одного этапа к другому.

Когда говорят об адаптации, как о состоянии, имеют в виду степень адаптированности – дезадаптированности индивида в текущий момент.

Под свойством понимается адаптивность, как характеристика индивида: здесь могут рассматриваться адаптивные характеристики личности, адаптивные стратегии поведения и др.

Адаптация первокурсников в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Мы выделяем два основных критерия адаптированности – дезадаптированности: внешний и внутренний.

С точки зрения внешнего критерия результат адаптации понимается как соответствие требованиям среды.

Внутренний критерий чаще описывается через общее психологическое благополучие, комфорт, субъективную удовлетворенность своим взаимодействием со средой.

В первом случае, адаптация рассматривается с точки зрения безопасности и полезности для индивида; во втором – с точки зрения безопасности и полезности для среды.

Оптимальной адаптированностью можно считать лишь результат, удовлетворяющий требованиям двух критериев. Согласование внешнего и внутреннего критериев: индивидуальных потребностей и требований среды, является основной задачей процесса адаптации, на которые активно работает тьюторское сопровождение образовательного процесса на этапе введения в педагогическую деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: