Билет №10
1)Основные цели, задачи и понятие о районной планировке.
Районная планировка представляет собой вид проектных работ, основной целью которых является наиболее рационально и взаимоувязанное размещение на конкретной территории предприятий, сел и поселков, транспортных путей, инженерных коммуникаций и мест массового отдыха населения.
Районная планировка, проектные предложения по планировочной организации территории экономических или административных районов страны. Районная планировка основана на широком круге социальных, экономических, санитарно-гигиенических и градостроительных мероприятий и проводится с учётом природных условий. Главная задача Районная планировка - комплексное территориально-хозяйственное устройство проектируемого района и формирование его планировочной структуры, обеспечивающей рациональное размещение производительных сил и наилучшие условия для труда, быта и отдыха населения. С этой целью Районная планировка предусматривает создание взаимосвязанных систем расселения, рациональное размещение новых и пропорциональное развитие существующих городов, оптимальное развитие и размещение промышленности, улучшение и охрану природной среды на основе эффективного и комплексного использования естественных, материально-технических и трудовых ресурсов. В Районная планировка при решении вопросов применяется системный метод, обеспечивающий осуществление как первоочередных задач по размещению строительства, так и перспективное развитие градостроительных комплексов.
Строительство и благоустройство населенных мест осуществляют на основе схем районной планировки в пределах территории каждого из экономических районов. Разработки таких схем имеют целями: приближение промышленных и других предприятий к источникам сырья и энергетических ресурсов, а также к районам потребления продукции; подъем народного хозяйства и культуры; специализацию и комплексное развитие различных по природным богатствам и другим показателям экономических районов страны.
|
Важнейшие принципы организации застройки жилых районов и микрорайонов.
Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов являются важнейшим элементом в организации благоприятной жилой среды.
Основные требования к формированию структуры жилых районов и микрорайонов следующие: единство и целостность планировочной структуры каждого жилого района и микрорайона и вместе с тем взаимосвязь с окружающими планировочными элементами селитебной зоны(часть территории населенного пункта, занятая жилыми зданиями, спортивными сооружениями, зелеными насаждениями и местами кратковременного отдыха на селения, а также предназначенная для их размещения в будущем.); рациональное размещение всех элементов жилых районов в соответствии с их функциональными назначениями и необходимыми взаимосвязями между ними; организация сети учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения, единой для всего жилого района и каждого микрорайона, и создание условий, удобных для пользования ими; обеспечение коротких пешеходных связей между жилыми домами в микрорайонах и остановками общественного транспорта на общегородских магистральных улицах, связывающих жилой район с местами приложения труда; целесообразное и экономичное использование территории жилого района.
|
В состав жилого района входят следующие основные элементы: жилые микрорайоны, общественный центр, районный парк или сад, спортивный комплекс, районная поликлиника, а также жилые улицы и магистрали местного значения, бульвар, пешеходные аллеи.
Общественный центр жилого района примерно равноудален от обслуживаемых им микрорайонов. Жилые микрорайоны располагают так, чтобы были обеспечены удобные пути пешеходного движения к общественному центру, предпочтительно по озелененным внутренним частям территории микрорайонов. Жилые районы делят на микрорайоны, исходя из конкретных градостроительных условий, улицами или озелененными разрывами, которые могут служить местами отдыха.
Билет № 19.
1)Типы планировочного развития города. Каркас и ткань города.
На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т.е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения, связанных сетью магистральных улиц и площадей.
|
Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассосредоточенный.
-Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.
Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.
Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями.
Предлагаются некоторые модели городских систем, удобные для решения градоэкологических задач. В одной из них элементы города разделены по признаку “естественная среда – искусственная среда” и представлены в виде:
1. Природного каркаса города;
2. Техногенного каркаса города;
3. Городской ткани.
Природный каркас – это естественная система жизнеобеспечения города, состоящая из озелененных и водных объектов, других ландшафтных элементов городской территории: парков, скверов, садов, бульваров, водоёмов, рек и т. д. Техногенный каркас выполняет функции искусственной системы жизнеобеспечения города и состоит из транспортной и инженерной инфраструктуры. Городская ткань включает всю застройку города.
Наиболее распространенные малые архитектурные формы и их размещение.
Малые архитектурные формы (МАФ) включают в себя:
-Мусорные баки, уличные урны, урны-пепельницы;
-Уличные, парковые и садовые скамейки;
-Фонари уличного освещения, светодиодные фонари, декоративные светильники;
-Павильоны для пассажиров, знаки автобусной остановки, знаки адресации и городские указатели;
-Телефонные кабины, велосипедные стойки;
-Конструкции, предназначенные для размещения рекламы.
Очевидно, что число типов малых архитектурных форм огромно, но основные виды все же можно выделить. Во-первых, к архитектуре малых форм относятся такие функционально-декоративные объекты, как дорожки, ограды, бордюры, лестницы, мостики, беседки, павильоны, цветочницы. Второй вид малых архитектурных форм — это объекты благоустройства города. Сюда относятся фонари, урны, скамейки, торговые автоматы, детские площадки, автобусные остановки. Также малые архитектурные формы могут быть носителями информации — разнообразные указатели, рекламные стенды и щиты, стенды для афиш и объявлений. И, наконец, малые архитектурные формы могут носить мемориальный характер — надгробия, мемориальные доски, обелиски. Отдельно стоит отметить такие стремительно становящиеся популярными малые архитектурные формы, как альпийские горки, фонтаны и садовые скульптуры.
Но независимо от вида и назначения ко всем объектам архитектуры малых форм предъявляются определенные требования. Они должны быть недорогими, экономичными, эстетично и художественно вписываться в композицию, быть безопасными, функциональными, технологичными, универсальными и долговечными. Кроме того, они должны быть просты в сборке, легко монтироваться и устанавливаться.
Билет № 32.
1)Экономически обоснованные варианты обслуживания малых и средних городов железнодорожным транспортом.
В наше время железнодорожный транспорт занимает ведущее место в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Плотная сеть железнодорожных маршрутов покрывает всю страну и по виду напоминает карту кровеносной системы человека. Её капилляры подходят практически к каждому городу.
И вся эта система имеет примерно то же значение для страны, что и кровеносная система для человека. Она её питает, и без неё нелегко представить современную жизнь. Железнодорожный транспорт был, есть и ещё долгое время будет главным инструментом доставки грузов и людей.
Каждый год он берёт на себя около 45% оборота пассажиров и 50% всего грузооборота. Цифры впечатляющие, если учесть то обстоятельство, что остальные перевозки приходятся на долю морского транспорта, воздушного и автомобильного транспорта вместе.
Однако железные дороги дают обществу такие преимущества и выгоды, которые необязательно выражаются в прямой финансовой отдаче. Чаще они дают мультипликативный эффект: меньшая перегруженность автомобильных дорог уменьшает потребность в строительстве новых; в то же время повышается уровень безопасности на дорогах, уменьшается их воздействие на состояние здоровья населения и окружающей среды. В период строительства и последующей эксплуатации железные дороги создают новые рабочие места, которые в свою очередь способствуют росту занятости в сфере обслуживания, так как заработанные деньги тратятся на товары и услуги. Справедливости ради следует отметить, что строительство автомобильных дорог дает аналогичный эффект в сфере занятости. Железнодорожное строительство поддерживает промышленное развитие, которое в свою очередь обеспечивает прямую и опосредованную занятость в диапазоне от владельцев торговых предприятий до городских администраций.
В сравнении с автомобильным и воздушным транспортом железнодорожный имеет способность перевозить большие объемы грузов и в силу этого характеризуется меньшим удельным расходом энергии на единицу перевозочной работы, отличается большей безопасностью и экологичностью, выполняет перевозки пассажиров с более высокой скоростью, чем автомобильный. Доступный к использованию потенциал железных дорог в грузовых перевозках может поддержать развитие разных отраслей экономики, практически невозможное при обслуживании другими видами транспорта. Наличие развитых железнодорожных сообщений, особенно в пригородах, может способствовать значительному росту стоимости объектов недвижимости. Железные дороги получают в основном доходы от продажи билетов пассажирам и в виде платы за провоз грузов и не имеют прямых выгод от разгрузки автомобильных дорог или активизации развития отраслей и регионов, обслуживаемых железными дорогами. Напротив, чтобы поддерживать конкурентоспособность, железнодорожные компании зачастую оценивают свои услуги ниже реальных затрат.