Особенности военной и военизированной службы.
По мнению Чуприс О.И., необходимость реализации важнейшей оборонительной функции государства требует наличия военной службы и четкого определения ее места в системе государственной службы Республики Беларусь. Эта служба «пронизывает» три таких вида государственной службы Республики Беларусь, как аппаратную в органах исполнительной власти, судейскую и прокурорскую.
В качестве самостоятельного вида государственной службы следует выделить военизированную службу, которой присущи отдельные черты аппаратной и военной. Она многофункциональна, что позволяет ее структурировать, выделив в ней отдельные подвиды: служба в органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
Другие авторы выделяют такой вид ГС как милитаризованная ГС.
Особенности милитаризованной гос службы в Респ.Бел.:
1. милитаризированная служба направлена на осущ охранит. деят-ти: обеспечение личной, гос. безопасности;
2. если гражданская служба – всегда в органах, то милитаризированная (военная, правоохранительная) служба может проходить как в органах, так и в строевых формированиях, отрядах, батальонах;
3. Военная и правоохранительная (милитаризованная) служба предъявляет повышенные треб к состоянию здоровья и физ подготовке служащих, кот проверяются при приеме на службу и в процессе службы. П: при решении вопр о продлении службы. Обязанность поддерживать уровень подготовки – обязанность поддерживать опред.физ состояние и навыки обращения со спец.снаряжением.
4. Сокращенные сроки пребывания на службе. Для основной массы милитаризированных служащих предельным сроком является 35-45 лет в зависимости от вида службы. (35 для поступления (в ОВД), 45 – предельный срок пребывания). Дальше возможно продление, но планка установлена. Предполагается, в 45 лет трудно поддерживать физ.здоровье и т.д.
|
5. Существенно больший, по сравнению с гражданскими служащими, объем соц гарантий: медицинские, образовательные, жилищные, пенсионное обеспечение.
6. Более жесткая иерархия и больше единоначалия.
7. Если на государственной гражданской службе служащим присваиваются классные чины, но на милитаризованной службе – воинские (для воинских должностей) или спец звания (для правоохранительной службы). При этом для милитаризированной службы воинские звания и спец.звания имеют большее влияние на условие прохождения, чем классные чины на ГГС. На воинск. и спец.званиях основаны объем полномочий, а также существенная часть соц.гарантий. Если для ГГС классные чины – доп.элемент, то для МС значение звания и должности равнозначно.
8. В отличие от ГГС служащие на МС могут находиться, не замещая должность гос.службы. М.служащие могут проходить службу вне должности. То, что для ГГС немыслимо в принципе. Пример: обучение в специализир. военных образоват. учреждениях (системы МЧС или МВД). Или в случае нахождения в распоряжении командира, или освобождения от должности в связи с организационно-штатными мероприятиями).
9. Более жесткие запреты на занятие иной деятельностью, кроме проф служебной. Для М.служащих – общий запрет на занятие любой оплачиваемой деят-тью, кроме преподавательской, научной, др творческой.
|
· военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.);
· войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.).
Военная служба
Изучить:
Закон «О воинской обязанности и воинской службе» (с измен. 2018 г.)
Закон «О статусе военнослужащих» 2010 г.
Офиц.сайт Минобороны - https://www.mil.by/ru/all_about/emergency/
Военная служба — это профессиональная деятельность лиц (граждан Республики Беларусь), занимающих воинские должности, направленная па непосредственное исполнение воинских обязанностей (конституционного долга но защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских, формирований.
Под воинской обязанностью понимается обязанность граждан Республики Беларусь, устанавливаемая в целях создания и постоянного функционирования системы мероприятий, обеспечивающих защиту Республики Беларусь, прохождение гражданами воинской службы, подготовку военнообязанных к вооруженной защите государства.
Выполнение воинской обязанности может осуществляться по призыву и па добровольной основе — по контракту. Служба по призыву — это обязательная военная служба граждан мужского пола, призванных в установленном порядке годными к ее прохождению. Она делится па срочную военную службу и военную службу офицеров по призыву. Служба по контракту — военная служба граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством Республики Беларусь па условиях заключенного контракта.
|
Воинскую обязанность могут исполнять и граждане женского пола, отвечающие установленным требованиям и получившие подготовку по специальностям, необходимым для Вооруженных Сил и других воинских формирований.
Воинская обязанность исполняется независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических или иных убеждений. Она не распространяется только на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих па территории Республики Беларусь.
Граждане с указанной обязанностью подразделяются на:
1) допризывников;
2) призывников;
3) военнослужащих;
4) резервистов;
5) военнообязанных.
Установлен приоритет воинской службы над другими видами государственной службы и трудовой деятельностью. Он выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве па службу в резерве, па сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве. Время нахождения на военной службе засчитывается в стаж работы и стаж работы по специальности, в стаж государственной службы.
Гражданам в связи с исполнением воинской обязанности предусмотрены гарантии и компенсации (ст.ст. 6-8 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»).
Вооруженные Силы Республики Беларусь — это структурный элемент военной организации, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Они состоят из:
1) центральных органов управления — Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил, который организационно входит в состав Министерства обороны;
2) видов Вооруженных Сил — сухопутных войск, военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны;
3) родов войск;
4) специальных войск;
5) военных учебных заведений и организаций Министерства обороны.
Построение и деятельность Вооруженных Сил основывается па принципах:
1) централизации руководства;
2) единоначалия;
3) постоянной боевой и мобилизационной готовности;
4) соответствия организационно-штатной структуры, боевого состава и численности войск (сил) с решаемыми ими задачами, международными обязательствами и экономическими возможностями Республики Беларусь;
5) правовой и социальной защиты военнослужащих, членов их семей;
6) равенства всех военнослужащих перед законом;
7) гласности;
8) открытости для гражданского контроля, обеспечивающей участие всех граждан в укреплении обороноспособности Республики Беларусь2. К другим войскам и воинским формированиям РеспуСши и Беларусь относятся:
1) внутренние войска МВД;
2) органы государственной безопасности;
3) пограничные войска;
4) Служба безопасности Президента Республики Беларусь;
5) иные воинские формирования.
Стало быть, военная служба — это отдельный вид государ ственной службы, значительно отличающийся от гражданском службы как но своему характеру, целям, так и но месту ее мро хождения.
Все граждане, которые обязаны исполнять воинскую обязан пость, но достижении 16-летнего возраста берутся (ставятся) на воинский учет, т.е. осуществляется приписка к призывным участкам. Состоять на воинском учете является обязанностью та ких граждан. Предусмотрена обязательная подготовка граждан к воинской службе, включающая:
1) получение начальных знаний в сфере вооруженной защн ты государства;
2) допризывную и физическую подготовку в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;
3) патриотическое воспитание;
4) проведение лечебно-профилактических мероприятий.
Существует и добровольная подготовка граждан к военной службе в виде занятия военно-прикладными видами спорта, подготовки по военно-техническим специальностям и специальностям, родственным военно-учетным и т.д.
На военную службу и службу в резерве граждане поступают путем призыва и по контракту. По призыву граждане поступают на срочную военную службу, службу в резерве а возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять па воинском учете и не состоящие в запасе, па военную службу офицеров — граждане мужского пола в возрасте до 27 лет, прошедшие обучение но программам подготовки офицеров запаса па военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, сдавших государственные выпускные экзамены и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
Не подлежат призыву граждане, которые освобождены от призыва па военную службу, службу в резерве либо имеют право на отсрочку от призыва.
Па военную службу но контракту поступают добровольно граждане, соответствующие требованиям, установленным Законом «О воинской обязанности и воинской службе». Контракт заключается гражданином с Министерством обороны Республики Беларусь или иным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба.
Военная, служба — это профессиональная деятельность. Она осуществляется специально подготовленными лицами — военнослужащими и для офицерского состава является профессией.
Военнослужащие занимают воинские должности. Цель военной службы состоит в непосредственном исполнении воинской обязанности по защите Республики Беларусь is составе Вооруженных Сил и других воинских формирований.
Разумеется, военная служба в целом не предназначена для реализации государственно-властных полномочий, функций государственных органов в частности Министерства обороны Республики Беларусь. Хотя военнослужащие, занимающие военные должности в нем, решают и эти вопросы.
К воинским должностям относятся должности:
1) офицеров;
2) прапорщиков и мичманов;
3) сержантов и старшин;
4) солдат и матросов.
Воинские должности являются штатными должностями, предусмотренными в штатах воинских частей (органов военного управления, организаций, военных учебных заведений) па основании специальных перечней.
Перечни таких воинских должностей, которые подлежат замещению высшими офицерами Вооруженных Сил и других воинских формирований, и соответствующие воинские звания утверждаются Президентом Республики Беларусь. Перечни иных воинских должностей, замещаемых другими военнослужащими, и соответствующие им воинские звания утверждаются министром обороны, иными руководителями государственных органов, в которых предусмотрена военная служба. В подобных перечнях воинских должностей предусматриваются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола и (или) гражданским персоналом.
Началом состояния па военной службе считается:
1) для граждан, призванных на срочную военную службу, день явки в военный комиссариат (па призывной (сборный! пункт) для отправки в воинскую часть;
2) для граждан, призванных па военную службу офицеров ми призыву, — день убытия к месту военной службы, указанный и предписании военного комиссариата;
3) для граждан, не проходивших срочную военную службу и поступивших в военные учебные заведения, - день зачисления и военные учебные заведения и другие учреждения образовании,
4) для граждан, принятых па военную службу по контракту, — день подписания сторонами контракта о прохождении поенной службы.
Прохождение военной службы военнослужащими складывается из:
1) назначения па воинскую должность;
2) присвоения воинского звания;
3) увольнения с военной службы и др.
Назначение на воинские должности осуществляется в соответствии с законодательством
Статус военнослужащего приобретается гражданами со дин определения (призыва, поступления) на воинскую службу н утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Закон Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» предусматривает обеспечение политических прав и свобод, свободы вероисповедания, прохождения военной службы, право па увольнение, трудоустройство лиц, уволенных с военной службы, денежное и материальное обеспечение, служебное время и время отдыха, отпуска, охрану жизни и здоровья, медицинское и бытовое обеспечение, обеспечение жилыми помещениями, право па получение образования, расходы па проезд на транспорте, пенсии и пособия.
В целях выполнения конституционной обязанности военнослужащие наделены общими должностными и специальными обязанностями. К первому виду относятся:
1) защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь от нападения извне;
2) необходимость дорожить честью и боевой славой защитника своегo народа, воинским званием и войсковым товариществом;
3) совершенствование воинского мастерства, содержание в постоянной готовности к применению вооружения и военной ионики, бережное отношение к военному имуществу;
4) соблюдение дисциплинированности, бдительности, хранения военной и государственной тайны;
5) соблюдение военной присяги, верного и преданного служения Родине, а в военное время — защиты ее;
6) строгого соблюдения Конституции и законов Республики Беларусь, требований воинских уставов, выполнения приказов командиров и начальников беспрекословно и в срок;
7) неразглашение государственной и военной тайны.
Должностные обязанности и порядок их выполнения определяются воинскими уставами и другими нормативными актами.
Надо отметить, что командиры (начальники) являются единоначальниками и отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность подчиненных военных формирований, успешное выполнение ими боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и имущества, материальное, техническое, медицинское, финансовое и бытовое обеспечение.
Исполнение специальных обязанностей не исключает наделение военнослужащих дополнительными правами (па применение оружия, на подчинение строго определенным лицам и другими).
Специальные обязанности военнослужащие выполняют при несении службы на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, при ликвидации стихийных последствий и в других чрезвычайных обстоятельствах.
Одной из отличительных особенностей военной службы является н то, что военнослужащие при исполнении военной службы имеют право на ношение и применение оружия, являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
Пункт 17 Положения о порядке прохождения военной службы предписывает, что при назначении па должность необходимо учитывать: 1) уровень профессиональной подготовки военнослужащего;
2) достигнутые военнослужащим результаты по занимаемой должности и способность исполнять обязанности по должности, на которую он назначается;
3) моралью-психологические качества военнослужащего;
4) состояние здоровья военнослужащего;
5) рекомендации аттестационной комиссии (в необходимых случаях);
6) иные требования, предусмотренные Положением.
Следует подчеркнуть, что должности, подлежащие замещению военнослужащими, соответствующие этим должностям воинские звания, которые могут быть присвоены военнослужащим, занимающим эти должности, военно-учетные специальности и уровни военного образования (подготовки) предусматриваются в штатах воинских частей на основании специальных перечней.
Обратим внимание и па условия, которые должны соблюдаться при назначении военнослужащих па должности. Но общему правилу на должности, подлежащие замещению офицерами, прапорщиками, солдатами и сержантами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. Вместе с тем, на должности, подлежащие замещению офицерами, допускается назначать военнослужащих из числа прапорщиков, солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, а также гражданский персонал воинских формирований, имеющий высшее или среднее специальное образование; па должности, подлежащие замещению прапорщиками, — военнослужащих из числа солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, а также гражданский персонал воинских формирований.
Военнослужащие женского пола назначаются па должности, предусмотренные перечнями должностей, которые могут замещаться такими военнослужащими.
При прохождении военной службы возможны назначения военнослужащих па должности в другие воинские части, проведения плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы па Чернобыльской АЭС, перевода из одного воинского формирования в другое, а также в органы внутренних дел и иные военизированные организации. Военнослужащие, проходящие военную службу но контракту и военную службу офицеров но призыву, проходят аттестацию. Цель аттестации — всесторонняя и объективная оценка результатов служебной деятельности военнослужащих.
Аттестацию проводит аттестационная комиссия, создаваемая руководителем государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.
Председателем аттестационной комиссии назначается заместитель командира воинской части (руководителя государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, начальника структурного подразделения государственного органа). В ее состав включаются другие заместители командира воинской части и т.н., руководители подразделений, служб, совета офицерского собрания и другие военнослужащие воинской части (государственного органа).
Руководители государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, их заместители аттестуются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Аттестационная комиссия является единой для всех составов военнослужащих. В том случае, когда рассматривается вопрос, касающийся прохождения военной службы офицерским составом, в работе аттестационной комиссии вправе принимать участие только офицеры, включенные в ее состав.
Аттестации па военнослужащих с выводами их непосредственных (прямых) начальников или аттестационной комиссии о несоответствии аттестуемого занимаемой должности, необходимости перемещения на низшую должность или увольнении в запас в связи с систематическим невыполнением условий контракта утверждаются командиром (начальником), в компетенцию которого входит назначение аттестуемого па должность. Военнослужащий должен быть ознакомлен с утвержденной аттестацией под роспись в первом экземпляре аттестации.
Для военнослужащих предусмотрена военная форма одежды и знаки различия.
Военнослужащие и резервисты, впервые призванные (поступившие) па военную службу, приносят перед государственным флагом Республики Беларусь и Боевым Знаменем воинской части Военную присягу.