С.В. Лебедев
Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв ред. М.С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.
Как известно, деление политических сил на левых и правых возникло 200 лет тому назад во время Великой Французской революции. Расхождения между левыми и правыми заключаются в их отношении к основному лозунгу революции — «Свобода, Равенство, Братство! ». Левые делают упор на равенстве, даже если во имя его придется ограничить свободу. В силу этого к левым относятся все без исключения социалистические и коммунистические партии, ставящие перед собой стратегическую цель в виде бесклассового общества полного социального равенства.
Правые же считают, что равенство неравными от природы людьми от природы вообще не достижимо и главную свою задачу видят таких общественных условий, когда естественные социальные различия будут смягчаться в результате сотрудничества классов при посредничестве государства. Надо сразу сказать, что делая упор на понятии «свобода», правые вовсе не исповедуют безграничный индивидуализм. Напротив, они считают, что человек имеет ценность и может быть свободен лишь как часть общества и гражданин государства.
Трактовка понятия «братство» у левых и правых различна. Левые, считая, что все люди братья, являются интернационалистами и нередко любят все человечество, а вот до собственного народа у них порой руки не доходят. Правые же, считая, что хотя все люди братья. но есть братья старшие и младшие, исходят из того, что не только отдельные индивиды не равны друг другу, но и между нациями и государствами также существует неравенство.
|
В истории России сложилось так, что взаимоотношения между левыми и правыми носили характер войны на уничтожение, причем каждая из сторон имела свою правду.
Правые доминировали в России весь XIX в. Поскольку самодержавие достаточно успешно действовало в национальных интересах страны, свою задачу правые видели в защите истинно русских охранительных начал. Понятно, что они не создавали свою партию, а действовали как практические политики, литераторы, или публицисты. Следует заметить, что они не были официозными пропагандистами правительственного курса и нередко могли вступать в конфликты с личными вкусами монарха или его окружения. Но в целом вплоть до 1905 г. в России правые и не собирались создавать массовую политическую партию по причине ее ненужности. Зато когда разразилась первая русская революция, возникло черносотенное движение. Трагедия Черной Сотни заключалась в том, что при миллионах сочувствующих и сотнях тысяч активистов, это движение было одновременно проправительственным и оппозиционным. Черносотенцам приходилось выступать не только против революционных партий, но и против придворных антинациональных клик, окруживших слабовольного Николая Второго и также ведших Россию к пропасти. Положение Черной Сотни в 1905-17 г. можно уподобить положению честных коммунистов в 1989-1991 г., которые были вынуждены выступать как против демократов, так и против собственного генсека. В 1917 г. правые потерпели сокрушительное поражение и сошли со сцены на 7 десятилетий.
Русские правые прошлого были весьма деятельными государственными мужами, создававшими и укреплявшими державу, не отягощая себя излишним теоризированием. Однако, они очень часто игнорировали социальные проблемы, считая их слишком мелкими вопросами в сравнении с великими национальными задачами. И в результате левые, провозгласившие своей целью борьбу за социальную справедливость, сумели приобрести массовую базу.
|
Русские левые от декабристов до большевиков целое столетие боролись против государства за интересы угнетенных масс. Нельзя ставить под сомнение искреннее стремление большинства революционеров добиться улучшения жизни народа, их абсолютную честность в личной жизни, героизм и подвижничество. В Российской империи к началу XX в. накопилось много проблем, противоречий и несправедливостей, что и привело к взрыву революции.
Судьба левых в России может служить иллюстрацией к известному выражению Данте о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». Заботясь об интересах трудящихся, левые игнорировали национальные интересы России, чем попытались воспользоваться антирусские силы, оседлавшие было революционное движение. Большевики старались действовать в интересах рабочего класса, как они это понимали. Но не может быть освобожденным рабочий класс, если он искусственно оторван от нации. Чисто классовый подход в ущерб национальному нанес самому рабочему классу больше вреда, чем капиталистическая эксплуатация.
В дальнейшем правящая компартия при Сталине занялась защитой государственных интересов. Но многие характерные черты левых (гиперинтернационализм, идеологизированность внутренней и внешней политики и т.п.) сохранились вплоть до конца советского периода русской истории.
|
Политические силы, пришедшие в России к власти в 1991 г., нельзя отнести ни к правым, ни к левым, учитывая отсутствие у них какой-либо идеологии.
О настоящих российских правых и левых можно говорить только относительно партий и организаций оппозиции, соответственно ее национально-патриотического и коммунистического крыльев. Но ведь уже с 1991 г. и правая, и левая оппозиция пытались объединиться. Хотя возникающие объединенные блоки (Русское Собрание, Русский Национальный Собор, Фронт Национального Спасения, Народно-Патриотический Союз) обычно были недолговечны, сам факт их периодического возникновения весьма показателен.
Мысль о том, что правые и левые представляют собой единое целое, давно распространена среди рядового актива оппозиционных партий. Эта мысль не нашла еще теоретического обоснования, но в практической своей деятельности коммунисты и патриоты уже давно действуют сообща на местном уровне. Пока атаманы ссорятся, а теоретики обвиняют друг друга в измене принципам, простые активисты быстро находят общий язык и общих кандидатов. Можно даже предположить, что в обозримом будущем вероятно слияние наиболее общих черт идеологии нынешней оппозиции в нечто цельное.
Вероятно в XXI в. в России будет доминировать идеология, представляющая синтез воззрений современных правых и левых, а сами эти понятия станут лишь достоянием истории точно так же, как для современных итальянцев гвельфы и гибеллины.