Гражданское, служебное и боевое оружие




 


Содержание

 

Введение

. Правовое регулирование оборота боевого и гражданского оружия в Российской Федерации

. Гражданское оружие

. Служебное оружие

. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

Заключение

Список источников и литературы

 


Введение

 

Профессиональная деятельность правоохранительных органов - деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.

Важнейшими задачами государственных органов являются укрепление законности, охрана прав и законных интересов граждан, обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности. В успешном решении этих задач существенное значение имеет лицензионно-разрешительная система, это и определяет актуальность темы работы.

Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений.

Целью работы является изучение гражданского, служебного и боевого оружия.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

. Рассмотреть правовое регулирование оборота боевого и гражданского оружия в Российской Федерации;

. Изучить гражданское оружие;

. Выявить служебное оружие;

. Рассмотреть ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия.

 


1. Правовое регулирование оборота боевого и гражданского оружия в Российской Федерации

 

Повышенная опасность оружия определяет задачи и особенности правового регулирования общественных отношений, предметом которых оно выступает. Задачами этого регулирования признаются защита жизни и здоровья граждан, защита собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Соответственно, необходимо установление границ сферы оборота оружия и других опасных предметов и веществ, определение круга субъектов оборота и порядка их включения в данную сферу, формулирование конкретных правил предосторожности и установление ответственности за их нарушение.

Первостепенное значение задача правового регулирования оборота оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов приобретает в Вооруженных силах РФ. Это определяется тем, что правильное использование боевых средств обеспечивает не только безопасность военнослужащих, но и является важнейшей составной частью боеготовности и боеспособности частей и подразделений, условием выполнения задач, стоящих перед армией, флотом и другими воинскими формированиями страны. Названные общегосударственные задачи правового регулирования оборота оружия конкретизируются в задачах вооруженной борьбы, прежде всего достижения победы над противником. Условием решения этих задач является обеспечение сохранения жизни и здоровья военнослужащих, а также сохранности самих средств вооруженной борьбы и другого военного имущества.

Проблема правового регулирования оборота боевого оружия в Вооруженных силах РФ представляет в связи с этим особый интерес для военного права. Определение правового статуса боевого оружия, оснований и пределов его использования, особых прав и обязанностей военнослужащих в обороте оружия до сегодняшнего дня продолжает оставаться одной из самых актуальных научных и практических задач при осуществлении военной реформы <*>. Однако правовая регламентация оборота боевого оружия интересует нас лишь в достаточно узком аспекте правовых оснований ответственности военнослужащих за преступления против порядка этого оборота.

Наиболее общей правовой базой отношений в сфере использования источников повышенной опасности и основой регулирования оборота оружия в обществе в целом и в вооруженных силах является Конституция РФ. Однако она непосредственно не регулирует оборот оружия, а определяет лишь фундаментальные, базовые положения для последующего решения вопросов правового регулирования. В анализируемом нами аспекте важны два обстоятельства. Во-первых, Конституция РФ в статьях 20 - 22, 35, 41 гарантирует право на жизнь, обеспечение неприкосновенности личности и собственности, охрану здоровья. В соответствии со ст. 18 именно права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов. Во-вторых, в ст. 59 Конституция РФ формулирует правовые основания военной службы, обязанности граждан по защите Отечества. В этом отношении конституционные нормы служат юридической основой развития текущего законодательства, регулирующего общественные отношения по обороту оружия как в обществе в целом, так и в его вооруженных силах.

На протяжении последних лет в России на базе конституционных положений интенсивно формировалась и была создана достаточно стройная система законодательства об оружии. Она объединяет нормативные правовые акты различной юридической силы, включающие в себя наряду с конституционными положениями нормы федеральных законов, других нормативных актах федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, государственной власти и управления, нормативные акты, издаваемые Министром обороны и его заместителями, другими министерствами и ведомствами, определяющие общие и специальные обязанности и права граждан в обороте оружия.1

Законодательство об оружии весьма подробно регламентирует и поведение военнослужащих в сфере данных отношений. При этом следует выделить две основные группы прав и обязанностей, составляющих существо данных отношений и важных для решения вопросов о криминализации их нарушений: первая - общие (общегражданские) права и обязанности военнослужащих; вторая - специальные (военно-служебные) права и обязанности военнослужащих.

Анализ действующего законодательства об обороте оружия показывает, что в этом аспекте можно выделить две группы правовых актов: во-первых, законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие как общие, так и специальные права и обязанности военнослужащих; во-вторых, законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие специальные права и обязанности военнослужащих.

Основным правовым актом, регламентирующим оборот оружия в Российской Федерации, охватывающим помимо прочего поведение военнослужащих и участников других государственных военизированных организаций, является Федеральный закон от 31.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 29.06.2008; далее - Закон об оружии). Этим Законом введено новое для российского законодательства понятие "оборот оружия", включающее производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации. В Законе об оружии сформулированы соответствующие правила поведения во всех указанных сферах, уточнена структура общественных отношений, включая отношения в сфере торговли оружием, его коллекционирования, экспонирования и перевозки, за исключением экспорта и импорта оружия.

Понятия, включенные в "оборот оружия", подразумевают хотя и взаимосвязанные, однако достаточно самостоятельные сферы взаимодействия лица и оружия, каждая из которых нуждается в детальном правовом регулировании и охране. Наиболее общие вопросы этого регулирования отражены в Законе об оружии. Так, Закон устанавливает основные категории субъектов, имеющих право на приобретение оружия, основные требования к порядку продажи оружия. Однако очевидно, что более подробное правовое регулирование этих сфер может быть осуществлено только на основе иных нормативных актов, прежде всего применительно к различным видам оружия и категориям граждан, участвующим в его обороте.

Закон об оружии определяет общие права и обязанности всех граждан в сфере оборота оружия. Кроме того, он отмечает, что отдельные вопросы оборота, специальные права и обязанности граждан (например, применение оружия военнослужащими) регламентируются иными правовыми актами.

Важное значение в регулировании общественных отношений по обороту отдельных видов оружия, предметов и веществ, представляющих повышенную опасность, принадлежит указам, распоряжениям и другим актам, издаваемым Президентом РФ.

Решение конкретных вопросов определения содержания общих прав и обязанностей граждан в сфере оборота оружия отнесены Законом об оружии к компетенции Правительства РФ. Так, основные правила оборота служебного и гражданского оружия, порядок ведения государственного кадастра оружия, иные вопросы правил оборота оружия регламентированы постановлениями и другими актами Правительства РФ.

В соответствии со ст. 28 Закона об оружии осуществление контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации возложено, в частности, на органы внутренних дел. Представляется, что это положение нуждается в законодательном уточнении, ибо буквальное его толкование приводит к выводу о том, что указанные органы осуществляют контроль за оборотом оружия и в Вооруженных силах РФ, что вряд ли целесообразно и осуществимо в организационно-техническом плане. По нашему мнению, такой контроль в вооруженных силах и других воинских формированиях страны должны осуществлять органы военной прокуратуры или военной полиции (если будет реализовано предложение о создании последних). Вместе с тем следует отметить важность нормативных актов, издаваемых МВД России по вопросам организации оборота оружия. Отдельные частные вопросы оборота оружия могут быть регламентированы в нормативных актах некоторых иных министерств и ведомств

Нормы специального характера, относящиеся к обороту оружия в вооруженных силах, также содержатся в правовых актах различных уровней. Основным из них является Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 22.04.2010). Именно он связывает правовой статус этой категории граждан с возложением на них обязанностей по вооруженной защите государства. В соответствии с данным Законом военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом российским законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных сил РФ.

Специальные обязанности военнослужащих по использованию оружия, например при охране Государственной границы, регламентированы Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 07.03.2010), который определяет правила применения оружия и боевой техники военнослужащими пограничных войск, войск ПВО и ВМФ при отражении вооруженного вторжения на территорию страны, а также в некоторых других случаях.

Законодательство конкретизирует порядок оборота оружия применительно и к отдельным категориям военнослужащих. Так, Постановлением Верховного Совета РФ от 17.02.1993 № 4496-1 на военнослужащих, прикомандированных к подразделениям налоговых расследований, частично распространены основания, порядок, условия и пределы применения огнестрельного оружия, установленные для работников милиции.

В структуре законодательства об обороте оружия в вооруженных силах важное место принадлежит нормам воинских уставов, которые подразделяются на общевоинские и боевые. Общевоинские признаются основополагающими нормативными актами, регламентирующими жизнь, быт и деятельность личного состава. В анализируемом нами аспекте общевоинские уставы конкретизируют участие военнослужащих в обороте боевого оружия. Так, раскрывая права военнослужащих, ст. 11 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993; далее - Устав) отмечает, что военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. Та же норма содержит общие (распространяемые на всех военнослужащих) основания применения оружия, а также некоторые специальные основания - в отношении применения оружия лицами, входящими в состав караула, а также командирами (начальниками). В ст. 12 Устава содержатся общие правила, регламентирующие порядок и условия применения оружия военнослужащими. Устав затрагивает и сферу отношения к оружию, возлагая на всех военнослужащих обязанность знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику (ст. 13). Обращает на себя внимание специально подчеркнутая обязанность соблюдать требования безопасности военной службы (ст. 17) и указание на то, что внутренний порядок достигается, в частности, выполнением правил эксплуатации (использования) вооружения (ст. 157), которые непосредственно корреспондируют в анализируемом нами аспекте со ст. 349 Уголовного кодекса РФ. 1

Боевые уставы видов вооруженных сил и родов войск введены в действие приказами Министра обороны или его заместителей и регламентируют основы ведения боевых действий, в том числе основания и порядок применения вооружения.

Отдельные военные правовые акты развивают указанные выше нормы, конкретизируя общие и устанавливая специальные обязанности военнослужащих при обороте оружия. В этом плане следует отметить прежде всего приказы и директивы Министра обороны и его заместителей (а также действующие приказы Министра обороны СССР), наставления, руководства, инструкции и другие акты органов военного управления, которые развивают положения законов и уставов, устанавливают специальные правила оборота боевого оружия в вооруженных силах, а также в других войсках и воинских формированиях. В пределах предоставленной компетенции эти вопросы решают командиры (начальники) и руководители других уровней.

Следует отметить, что преступления, выражающиеся в нарушении правил оборота боевого оружия, могут быть совершены любым лицом, обладающим признаками субъекта преступления по российскому уголовному праву, в том числе и военнослужащим. Вместе с тем не каждое деяние, совершенное в этой сфере, посягает на воинский правопорядок. Необходимо установление специальных правил, регулирующих те стороны оборота оружия, которые непосредственно связаны с обеспечением выполнения вооруженными силами стоящих перед ними задач. Это определяется как спецификой боевого оружия, так и особенностями обязанностей, которые возложены на военнослужащих.

Характерно, что аналогично решаются проблемы правового регулирования оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и в армиях зарубежных государств.

Анализ действующего российского военного законодательства и тенденций его развития показывает, что практически все стороны оборота оружия, определяемого Законом об оружии, являются объектом специального военно-правового регулирования, хотя в различных сферах оборота оно осуществляется с разной степенью детализации. Так, в вооруженных силах почти не осуществляются производство оружия, его продажа, экспорт и импорт, что в принципе не подразумевает специального военно-правового регулирования. Не требуют в силу немногочисленности таких случаев особого правового регулирования приобретение, изъятие и уничтожение оружия, ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз. Указанные стороны оборота урегулированы общим законодательством, требования которого в этой части обязательны и для военнослужащих. Вместе с тем следует заметить, что отдельные вопросы, обусловленные спецификой их решения в вооруженных силах, потребовали создания специальных правил.

Что касается учета, хранения, ношения, транспортировки и использования оружия, прежде всего боевого, то военное законодательство детально регламентирует поведение военнослужащих в этих сферах.

Таким образом, в настоящее время под влиянием социально-политических, экономических, нравственно-этических, культурных и иных факторов в России сложился порядок оборота оружия, отраженный в специально установленных и нормативно закрепленных правилах как система правоотношений между государством и гражданами (их коллективами) по производству, торговле, продаже, передаче, учету, приобретению, коллекционированию, экспонированию, уничтожению, транспортировке, использованию, хранению, ношению, изъятию, перевозке, ввозу и вывозу оружия. Главной целью формирования данных отношений является обеспечение общественной безопасности.

Посягательства на порядок оборота оружия представляют особую общественную опасность, поскольку имеют повышенную потенциальную способность причинения ущерба жизни, здоровью граждан, ущерба собственности и могут привести к другим тяжким последствиям. Это обусловило необходимость уголовно-правовой охраны оборота оружия.

Порядок оборота оружия в вооруженных силах является органической составной частью порядка оборота оружия в Российской Федерации. Эти общественные отношения отличаются определенными специфическими признаками, позволяющими выделить их из общей структуры отношений по обороту оружия.

По нашему мнению, эти признаки определяются следующими положениями. Порядок оборота оружия в Вооруженных силах РФ охватывает не все сферы оборота, а только ту их часть, которая включена в порядок несения военной службы и непосредственно обеспечивает выполнение задач, стоящих перед вооруженными силами. Сюда входят:

отношения, связанные с сохранностью оружия, урегулированные правилами приобретения, хранения, изъятия и т.п.;

отношения по использованию оружия, урегулированные правилами применения, обращения и т.п.;

иные отношения по обороту оружия, обеспечивающие безопасность окружающих.

Общая цель охраны общественной безопасности трансформируется применительно к порядку оборота оружия в Вооруженных силах РФ в специальные цели обеспечения боеготовности и боеспособности вооруженных сил. Достижение этих целей одновременно гарантирует безопасность окружающих, сохранность имущества и т.п. В качестве субъектов оборота оружия выступают, с одной стороны, военнослужащий, с другой - орган военного управления, который в установленном законодательством порядке включает военнослужащего в оборот оружия, возлагает на него специальные обязанности и обеспечивает выполнение этих обязанностей, гарантируя военнослужащему соответствующие права.

Предметом специальных отношений, определяемых как оборот, являются специфические средства - боевое оружие.

Формирование в России законодательства об оружии стало важным шагом на пути к правовому государству, обеспечению прав и свобод граждан, укреплению законности и правопорядка. Анализ этой законодательной базы и опыта ее применения позволяет наметить пути ее дальнейшего совершенствования:

систематизации и согласования нормативных актов;

сохранения в правовом регулировании оборота оружия приоритета федерального законодательства (прежде всего федеральных законов) при сокращении подзаконной правовой базы;

учета в правовом регулировании оборота оружия основных составных частей оборота, перечисленных в ст. 1 Закона об оружии (при том что каждая из этих составных частей нуждается в самостоятельном правовом регулировании);

упорядочения понятийного аппарата административного, уголовного, гражданского и иного законодательства применительно к сфере оборота оружия, его расширения на основе использования опыта зарубежного законодательства, раскрыв в Законе такие понятия, как изготовитель, владелец, пользователь оружия, обращение с оружием и т.п.

В едином системном правовом регулировании нуждается и оборот взрывчатых веществ, взрывных устройств, некоторых иных предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих. В Российской Федерации отсутствует федеральное законодательство, регулирующее оборот взрывчатых веществ. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в нескольких постановлениях Правительства РФ и ряде иных, несогласованных между собою подзаконных актов. Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о необходимости принятия федерального закона об обороте взрывчатых веществ, а также более системного регулирования этой сферы отношений в ведомственных нормативных актах. Особая опасность деятельности по обороту взрывчатых веществ в вооруженных силах обусловливает потребность в ее детальном правовом регулировании в военном законодательстве. По нашему мнению, наиболее общие положения такого регулирования могут быть отражены в воинских уставах, а также отдельном систематизированном правовом акте Минобороны России.

Требует дальнейшего совершенствования и военное законодательство об обороте оружия и боеприпасов. Необходимо скорейшее принятие правил оборота боевого оружия, где следует отразить основные требования к поведению военнослужащих во всех сферах оборота боевого оружия и боеприпасов. Детализация правил по отношению к различным категориям военнослужащих и сферам их служебной деятельности может быть осуществлена в воинских уставах, наставлениях, инструкциях и других актах органов военного управления. Необходим единый правовой акт, регламентирующий наиболее общие требования безопасности при обращении военнослужащих с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими предметами и веществами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Разрозненные правила обращения (зачастую неясные и противоречивые) содержатся лишь в отдельных актах военного законодательства. Это крайне отрицательно сказывается как на обеспечении безопасности военной службы, так и на решении вопросов ответственности за причинение вреда при неосторожном обращении с оружием и другими опасными предметами. 1

 

. Гражданское оружие

 

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.

Гражданское оружие подразделяется на:

. оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, В том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивым или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

. спортивное оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное; холодное клинковое; метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

. охотничье оружие:

огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе и длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое;

. сигнальное оружие;

. холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации. 1

 

. Служебное оружие

 

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для использования возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).

К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.

Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

Служебное оружие - оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 джоулей, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.

Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. 1

К служебному относится "личное оружие нападения и защиты, для поражения живой силы противника на коротких расстояниях (до 50 м) и в рукопашной схватке", предназначенное для вооружения личного состава вооруженных сил и органов охраны правопорядка. Поскольку задачи и условия применения оружия полицейскими службами заметно отличаются от армейских, имеет смысл в рамках служебного выделить военное (армейское) и полицейское оружие. Пистолеты военного образца приняты как оружие офицеров, а также сержантов и солдат отдельных специальностей в вооруженных силах: советские ТТ, ПМ, "Гюрза", итальянские "Беретта" 92Ф и "Беретта 951 Бригадир", американский М1911А1 "Кольт", немецкие П.08 "Парабеллум", П.38 и П-1 "Вальтер", австрийский "Глок-17", японские "Намбу" тип "14" и тип "24", французский МАС-50, бельгийский "Браунинг Хай Пауэр" Мк III, испанские "Астра" А-80 и А-90, венгерский "Фроммер" 37М и другие. Не стоит, правда, смешивать понятия "служебный" и "табельный". Количество образцов, созданных в расчете на их служебное использование, значительно больше, чем реально принятых на вооружение. Образцы, не попавшие на вооружение и не удостоившиеся, соответственно, государственных заказов, попадают обычно на "свободный" рынок. В армии ныне к пистолету в основном относятся как к вспомогательному оружию мирного времени и табельному оружию высших командиров. К служебным пистолетам полицейского типа можно отнести: германские "Вальтер" ПП и ППК; П7 "Хеклер и Кох"; американские "Смит и Вессон" моделей 539,4006 и 5946; П85 и П91 "Ругер"; германо-швейцарский П-220 "ЗИГ-Зауэр" (П-6); израильский "Джерихо 941" СБ; испанский "Астра 5000 Констэбль"; аргентинский "Берса Тандер 9".

Револьвер как служебное оружие полностью ушел из армии и остался только в полиции некоторых стран. Современные модели автоматических пистолетов нисколько не уступают револьверу в надежности действия (которое ранее считалось главным его преимуществом) и значительно превосходят по другим боевым и служебным качествам. Потому револьверы по-прежнему популярны, скорее, в силу исторических традиций только в полиции США и отчасти Великобритании.

В полиции - в отличие от армии - пистолет является основным типом оружия, и здесь его развитию уделяют самое пристальное внимание. В полиции ряда стран нет единого служебного образца: муниципальная полиция и службы центрального подчинения имеют здесь возможность выбирать из определенного списка образцы оружия, наиболее соответствующие условиям их деятельности. В нашей стране милиции приходилось довольствоваться штатными армейскими образцами пистолетов. Это было не очень удобно, пример чему - неудовлетворенность отечественной милиции штатным пистолетом ПМ.

Общие требования к служебным пистолетам военного и полицейского образца различаются незначительно. Особое значение придается здесь точности и кучности стрельбы на указанных дальностях, весу, размерам, надежности и неприхотливости. Под кучностью здесь понимается радиус (половина поперечника) рассеивания попаданий. В США, например, кучность боя служебных пистолетов нормального и крупного калибра должна удовлетворять следующему требованию: 10 серий по 10 выстрелов на дистанции 50 м должны дать попадания в круге радиусом около 70 мм. В качестве сравнения, радиус рассеивания попаданий на дальности 50 м для советских служебных пистолетов составляет: ТТ - 150 мм, ПМ - 160 мм.

Заявляемая для ряда образцов прицельная дальность до 100 м не имеет большого смысла в реальных условиях применения служебного пистолета. Наиболее эффективной стрельба из такого оружия бывает на дальностях до 25 - 30 м, к которой и приводятся баллистические показатели многих образцов. Эффективной считается дальность стрельбы, на которой обеспечивается поражение цели с вероятностью, большей 0,5 (50%). Так, радиус рассеивания мощного 9-мм российского пистолета "Гюрза" на дальности 25 м составляет 40 мм, 9-мм швейцарско-германского П-229 "ЗИГ-Зауэр" - около 60 мм. Усредненные требования к служебному пистолету можно сформулировать следующим образом:

масса - до 1,0 - 1,2 кг;

прицельная дальность - до 50 м;

кучность на дальности 25 м - 35 - 45 мм, на 50 м - 75 - 100 мм;

кинетическая энергия пули на дальности 50 м - не менее 240 Дж с надежным останавливающим действием;

энергия отдачи - не выше 6 Дж (0,61 кгм);

емкость магазина - 10 - 15 патронов.

К этому добавляются требования надежности работы и постоянства боевых характеристик в различных условиях эксплуатации, удобства в обращении и обслуживании, возможного удешевления материально-технического снабжения. Так, тот же американский стандарт предполагает, что пистолет должен выдержать не менее 1250 выстрелов без нарушения боевых свойств и не менее 5000 выстрелов до выхода из строя. Особые требования предъявляются к технологии производства. Военное оружие выпускается крупными сериями и потому должно быть достаточно технологично и дешево в производстве. Массовое производство предъявляет и такое требование, как простота освоения и стабильность параметров. Высокие показатели, демонстрируемые со станка или даже на стрельбище в руках мастеров, еще не гарантируют успешной службы пистолетов - служебный пистолет должен быть рассчитан на достижение приемлемых результатов стрелком среднего уровня подготовки и в боевых условиях.

Наиболее распространены служебные образцы калибра 9 мм под патроны 9 x 19 "парабеллум" и 9 x 18 ПМ. Однако для удовлетворения потребности правоохранительных органов в более мощных пистолетах ряд служебных моделей выполняются в 9- и 10-мм вариантах. Таковы "Беретта" 92, А-100 "Астра", "Сигма", П94 "Ругер", ДХ "Дэву", "Глок", "Джерихо 941", П-229 "ЗИГ-Зауэр", УСП. Фирма "Хеклер и Кох" в 70-е годы выпускала П9 в калибрах 7,62; 9 и 11,43 мм. Относительная длина ствола служебного пистолета составляет обычно 10 - 15 калибров.

Полицейские требования к пистолету по надежности и унификации несколько ниже армейских - городскую полицию (милицию), скажем, мало интересует способность пистолета стрелять после суток вымачивания в болоте. Зато выше ее требования к удобству оружия, безопасности обращения, точности стрельбы, останавливающему действию и возможности различных вариантов ношения. Заказы, даваемые полицейскими службами оружейной промышленности, могут быть на несколько порядков ниже военных. Полицейская модель может быть и видоизменением военной - например, классический "Браунинг Хай Пауэр" и его вариант "Детектив". Пистолеты служебного типа берут себе на вооружение и многие частные службы охраны и безопасности, и это более естественно, чем выбор заведомо ухудшенных образцов.

Ряд попыток создания пистолета, пригодного для использования в качестве оружия военного, полицейского, гражданского и специального назначения, предпринимала германская фирма "Хеклер и Кох" - достаточно упомянуть ее ФП-70, семейства П-7 и П-9, УСП. Бывают и "универсалы поневоле" вроде отечественного ПМ.

Служебные пистолеты рассчитываются обычно на открытое ношение в кобуре. Однако для решения ряда задач применяются малогабаритные образцы, пригодные для ношения на теле. В Вооруженных Силах они служат оружием высшего командного состава, в полиции находят применение в качестве вспомогательных, носимых дополнительно к основным на случай израсходования боекомплекта, отказа и т.п. Малогабаритные пистолеты калибра 45 - "Кольт Офисир", "Спрингфилд Компакт", АМТ-45, КАТ-45 - популярны для этих целей только в США. Характерна неизменная популярность малогабаритных пистолетов нормального калибра, прежде всего под патрон 9 x 19 "парабеллум". Из современных образцов можно упомянуть 9-мм американские "Найтс-9", К-9 "Кар" и СВ380 "Смит энд Вессон", итало-израильский "Бэби Игл" ФСС. Малогабаритные германские П-5 "Вальтер" и П7КЗ "Хеклер унд Кох", австрийский "Глок-19" и -26, итальянский "Беретта Центурион" являются уменьшенными вариантами обычных служебных пистолетов. Из малогабаритных пистолетов калибра 40 упомянем "Смит и Вессон 4013", КАТ-40, "Глок-23" и -27, А-75 "Астра". При использовании малогабаритных пистолетов в качестве вспомогательных предпочтение отдается образцам с ударно-спусковым механизмом двойного действия или только самовзводным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: