Конституционный контроль в зарубежных странах»




(форма проведения занятия – семинарское занятие в интерактивной форме в виде тренинга публичных выступлений)

  1. Предмет, метод и основные черты конституционного (государственного) права как отрасли права в зарубежных странах.
  2. Источники конституционного (государственного) права зарубежных стран.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран как юридическая наука и учебная дисциплина.
  4. Этапы становления теории конституции в зарубежных странах.
  5. Социально-политическая сущность конституции в зарубежных странах.
  6. Юридические свойства конституции в зарубежных странах.
  7. Классификация конституций зарубежных стран.
  8. Понятие и историческое развитие института конституционного контроля в зарубежных странах.
  9. Виды конституционного контроля в современных странах: парламентский; судебный (общая и специальная юрисдикция) и внесудебный (Конституционный совет Франции); дозаконодательный и послезаконодательный; абстрактный и конкретный (на примере США, Японии, Италии, Австрии, ФРГ, Англии и других стран).
  10. Порядок формирования и полномочия органов конституционного контроля в США, ФРГ, Франции.
  11. Юридическая сила решений органов конституционного контроля в зарубежных странах.
  12. Парламентаризм, верховенство права и институт конституционного контроля

Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (5-7 мин.), в котором озвучивается тема семинара, обращается внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывается порядок проведения занятия.

Сформулировав первый вопрос, преподаватель предлагает выступить желающим или сделать сообщение, заранее подготовленное студентами.

Первый докладчик готовит выступление на тему: «Конституционное (государственное) право как отрасль права в зарубежных странах» в рамках данной темы выступающий обращает внимание на значения терминов «конституционное право» и «государственное право», существующие точки зрения по вопросу об их содержании, также указывает, что является предметом конституционного (государственного) права как отрасли права и методом правового регулирования, особое внимание обращает на особенности конституционно-правовых норм, в том числе их структуру. Отдельно останавливается на вопросе о конституционно-правовых отношениях, их субъектах и объектах, продолжительность доклада 10-12 минут.

Второй докладчик готовит выступление на тему «Конституции зарубежных стран» в своем выступлении студент приводит примеры различных по форме конституций и сравнивает структуру различных конституций, выделяя ее составные части. Анализирует различные способы принятия конституции, обращая внимание на современные тенденции конституционного развития. Подробнее останавливается на способах изменения конституции, причинах внесения изменений, а также процедуре конституционного пересмотра и ограничении возможных изменений, продолжительность доклада 10-12 минут.

Третий докладчик готовит выступление на тему «Конституционный контроль в зарубежных странах». В своем докладе студент выявляет пределы, объем и содержание конституционного контроля, общие и специфические черты в различных странах, а также эволюцию конституционно регулируемых общественных отношений в связи с изменениями в экономической, политической, социальной жизни общества, научно-техническим прогрессом, информатизацией общества, определяет различия в механизме конституционного контроля, способах его реализации, продолжительность доклада 10-12 минут.

Литература, рекомендуемая докладчикам для подготовки к выступлениям: Конституционное право зарубежных стран: учебник для бакалавров / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, О.В. Афанасьева. М.: Юрайт, 2013. 415 с.; Шустров Д.Г. Вопросы разработки теории многоуровневого конституционализма в современной науке конституционного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 4 (95). С. 120 – 131.; Бондарь Н.С. Конституционное правосудие и политика: попытка конституционного анализа без политизации // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 1 (92). С. 45 – 64.

По окончанию выступлений докладчиков студентам дается творческое задание: выполнить аналитическое эссе в течение 20 минут по теме: «Конституционное (государственное) право зарубежных стран как юридическая наука», используя прослушанный материал и научные публикации:

· Чиркин В.Е. Иностранное конституционное право // Журнал российского права. 2012. № 10. С. 134 – 136.

· Шустров Д.Г. Вопросы разработки теории многоуровневого конституционализма в современной науке конституционного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 4 (95). С. 120 – 131.

В конце семинара преподаватель:

1) дает общую оценку занятия (уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);

2) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и исключительную корректность (оценка осуществляется в баллах и заносится в рейтинговую ведомость);

3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре;

4) дает задание на дальнейшую работу.

 

Тема № 2 «Конституционные основы политических, экономических, социальных, культурных отношений в зарубежных странах. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах»

(форма проведения занятия – семинарское занятие в интерактивной форме в виде тренинга публичных выступлений, тематическая дискуссия)

1. Понятие конституционного строя зарубежных стран, конституционное регулирование основ общественного строя.

2. Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных отношений.

3. Конституционное регулирование политических отношений.

4. Конституционно-правовой статус социально-политических институтов.

5. Гражданство в зарубежных странах.

6. Режим иностранцев и лиц без гражданства в зарубежных странах

7. Личные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

8. Политические права, свободы и обязанности человека и гражданина.

9. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (5-7 мин.), в котором озвучивается тема семинара, обращается внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывается порядок проведения занятия.

Первый докладчик готовит выступление на тему: «Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах». В своем выступлении студент подчеркивает обязанности, которые предусматриваются многими конституциями зарубежных стран, и обязанности, которые выделяются лишь некоторыми из них, обратив внимание на эволюцию развития и исторический опыт таких стран. Кроме того, докладчик рассматривает варианты классификации прав, свобод и обязанностей, анализирует изменение перечня прав, свобод и обязанностей на различных этапах конституционного развития и государственного строительства зарубежных стран, продолжительность доклада 10-12 минут.

Второй докладчик готовит выступление на тему «Традиционные и новые формы защиты конституционных прав». В частности в своем докладе студент рассматривает, право граждан обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Особое внимание докладчик обращает на интересные конституционные механизмы, связанные с процедурой ампаро (Испания), Хабеас корпус и Хабеас дата (Англия и страны Британского Содружества), институтом народного действия (латиноамериканские страны).

Далее преподаватель предлагает студентам провести тематическую дискуссию на тему: «Вопросы обращения в Европейский суд по правам человека с жалобой и дальнейшему ведению дела». В ходе дискуссии студенты отвечают подробно на поставленные вопросы.

· В чем специфика обращения в Европейский суд по правам человека?

· Что ожидать от Европейского суда (какие решения он выносит, каковы их юридические последствия, как они исполняются)?

· Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека?

· Каковы критерии приемлемости жалобы и специфика их применения Европейским судом?

· С какими типичными ошибками заявителей сталкивается Секретариат Европейского суда и как их не допустить?

· Как аргументировать жалобу (выработать позицию заявителя, подобрать ее правовое обоснование, сформулировать требование к Европейскому суду)?

· Что нужно знать юристу о ведении дела в Европейском суде?

В конце семинара преподаватель:

1) подводит итоги семинарского занятия (оценивает уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);

2) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и исключительную корректность (оценка осуществляется в баллах и заносится в рейтинговую ведомость);

3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре;

4) дает задание на дальнейшую работу.

 

Тема №3 «Формы правления и государственные режимы зарубежных стран. Политико-территориальное устройство зарубежных стран. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива в зарубежных странах»

(форма проведения занятий – семинарское занятие в интерактивной форме в виде тренинга публичных выступлений, групповая дискуссия, деловая игра, решения задач и тестовых заданий)

1. Теория разделения властей и модели ее реализации в зарубежных странах. Принцип народовластия в конституционном праве зарубежных стран.

2. Формы правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (президентская, парламентарная, полупрезидентская и иные виды).

3. Общая характеристика системы органов государственной власти. Способы формирования органов государственной власти в зарубежных странах.

4. Конституционная ответственность органов государственной власти (импичмент, роспуск парламента, отставка правительства).

5. Государственные режимы и их связь с формами правления.

6. Понятие политико-территориального устройства. Формы политико-территориального устройства.

7. Унитарное государство. Автономии и их правовой статус.

8. Регионализм в зарубежных странах.

 

Рассмотрение данной темы согласно тематическому плану проходит в течение трех семинарских занятий.

Первое семинарское занятие преподаватель предлагает провести в интерактивной форме в виде тренинга публичных выступлений, для этого он заранее назначает трех докладчиков по заданным темам.

Первый докладчик готовит выступление на тему: «Формы правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (президентская, парламентарная, полупрезидентская и иные виды)» в своем выступлении докладчик раскрывает содержание понятий «форма правления», «политический режим», «государственный режим», акцентирует внимание студентов на различиях между основными формами правления, их классификациях, а так же указывает на существование в некоторых странах «нетипичных» форм правления.

Второй докладчик готовит выступление на тему: «Унитарное государство. Автономии и их правовой статус» в своем выступлении он раскрывает понятие и конституционно-правовые признаки унитарного государства, определяет разновидности унитарных государств, отдельно останавливается на явлении регионализации, проявляющемся в территориальном устройстве ряда зарубежных стран. Анализирует положения конституций различных зарубежных стран, регулирующих вопросы территориального устройства государства и статуса территориальных единиц, высказывает собственное мнение о наиболее демократичной форме территориального устройства.

По окончанию выступлений докладчиков подводятся итоги в виде групповой дискуссии по следующим вопросам:

1. Какие модели реализации принципа разделения властей выделяют в зарубежных странах?

2. Что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, получить целостное представление об организации публичной власти в стране?

3. Чем различаются монархия и республика? В чем отличие выборной монархии от республики с пожизненным президентом?

4. В чем различие между парламентарными и дуалистическими формами правления?

5. Раскройте сущность конструктивного вотума недоверия? Приведите примеры конституций зарубежных государств, в которых закреплен конструктивный вотум недоверия.

6. Какие государственные режимы Вы знаете? Как они соотносятся с формами правления?

В конце занятия преподаватель:

1) подводит итоги семинарского занятия (оценивает уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);

2) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и исключительную корректность (оценка осуществляется в баллах и заносится в рейтинговую ведомость);

3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре;

4) дает задание на дальнейшую работу.

Второе семинарское занятие на тему: «Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива в зарубежных странах » преподаватель предлагает провести в форме деловой игры.

Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (5-7 мин.), в котором озвучивается тема семинара, обращается внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывается порядок проведения занятия.

Сюжет игры основан на выборе избирательного округа Франции, формировании избирательных органов, регистрация избирателей, с учетом всех особенностей страны, выдвижение кандидатов. Кроме того, особое внимание уделено агитационной кампании и ее регулированию, подсчету голосов и установлению итогов голосования, результатов выборов.

Участниками деловой игры являются все студенты, пришедшие на семинарское занятие. Студентам предлагается разбиться на группы в 5-6 человек в зависимости от полномочий избирательных органов, представить кандидатов на пост главы республики. Затем моделируется избирательный процесс.

Особое внимание уделяется нарушениям избирательного законодательства и избирательно-правовым спорам. Студенты в течение деловой игры должны определить пути решения проблем. Преподаватель предоставляет слово экспертам для оценки результатов игры. Последний в течение отведенного им времени оценивает подготовленность к деловой игре как учебной группы в целом, так и каждого участника в отдельности, активность и профессиональную компетентность участников игры, конструктивность вносимых ими предложений. Сделав краткий анализ работы каждого участника, он подчеркивает как положительные, так и отрицательные стороны работы, оценивает их участие по пятибалльной системе. При оценке учитываются:

■ активность студентов:

■ знание ими законов и профессиональных обязанностей должностных лиц в роли, которых они выступают;

■ новаторство, аргументированность выдвинутых ими предложений. Эксперты выставляют оценку группе в целом.

Второй эксперт либо соглашается с оценкой, данной первым экспертом, либо высказывает свою точку зрения — как по подготовке студентов к игре, так и по качеству проведения самой игры в целом, должным образом мотивируя свою позицию. Он дополняет первого эксперта. Преподаватель, по возможности не повторяя сказанного экспертами, в пределах 5 минут подводит итог проведенному занятию, кратко анализирует заключения экспертов. При этом обращает внимание студентов на полноту достижения поставленных перед игрой целей, на недостатки и положительные стороны, которые имели место. Он отмечает, что, по его мнению, могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности. Соглашается с оценками экспертов. (Студенты, которые получили соответствующие роли, но отсутствовали на деловой игре по неуважительным причинам, получают неудовлетворительную оценку). Необходимо выслушать мнение студентов, участвующих в игре: что им понравилось, что следовало бы улучшить. Это поможет в дальнейшем совершенствованию такого рода занятий. Преподаватель благодарит присутствующих за активное участие в деловой игре и оценивает работу каждого участника в бальной системе, результаты заносит в рейтинговую ведомость.

Третье семинарское занятие позволяет студентам закрепить полученные знания путем решения задач и тестовых заданий.

Тестовые задания студенты получают на семинарском занятии и письменно отвечают на поставленные вопросы, затем сдают преподавателю. Задачи студенты получают заранее в виде домашнего задания – они должны рассмотреть, указанные ситуации, и ответить на поставленные вопросы, используя конституции зарубежных стран. На семинарском занятии обсуждаются результаты, анализируются допущенные ошибки.

Задача №1. Парламент Италии выразил недоверие Правительству. Совет министров ушел в отставку и не попросил Президента Итальянской Республики распустить Парламент, а включил в свой состав более половины новых министров, к которым недоверие, естественно, не относилось.

Дайте юридическую оценку действиям Правительства Италии, подробно ссылаясь на нормы Конституции Италии 1947 года.

Задача №2. Сравните государственный строй, Конституционные акты 1875 и 1946 гг. во Франции и объясните почему ряд исследователей считает, что Четвертая республика является продолжением Третьей. Можно ли согласиться с таким мнением (аргументируйте ответ)?

Задача №3. Ганс Штаер 25 летний безработный (инвалид) из г. Гамбурга не был внесен в списки избирателей в Рейхстаг. Свой отказ внести Штайера в списки избирателей община мотивировала тем, что Ганс получает государственное пособие по бедности. Штаер обратился в суд. Штаер обратился в суд. Как будет решено дело в соответствии с Конституцией 1871 года? Охарактеризуйте избирательную систему Германской империи по конституции 1871 года?

Задача №4.

Демократическая партия США выдвинула на пост Президента США кандидатуру человека, который в возрасте 16 лет вместе с родителями переехал на постоянное место жительства в Австралию. За 2 года до выборов он вернулся в США. Лидеры Республиканской партии заявили, что данный кандидат не может быть зарегистрирован Федеральной избирательной комиссией, поскольку Президентом может быть избран только тот гражданин США, который в течение 14 лет перед выборами проживал в самих США. Кто прав в данной ситуации?

В конце занятия преподаватель:

1) подводит итоги семинарского занятия (оценивает уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);

2) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и исключительную корректность (оценка осуществляется в баллах и заносится в рейтинговую ведомость);

3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре;

4) дает задание на дальнейшую работу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: