Перед вами десять совсем обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из приведенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям о воспитании.
1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком...
а) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс - 3;
б) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут ему дорого обойтись - 0;
в) вообще не обращаете внимания, пусть позаботится о себе сам - 5.
2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны...
а) вы разговариваете с их родителями - 2;, б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них - 5;
в) объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, что они для него плохой пример - 0.
3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать...
а) вы ничего не предпринимаете, пусть сам научится проигрывать — 0;
б) отказываетесь играть с ним, пока он будет так болезненно воспринимать поражение - 3;
в) умышленно создаете такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать - 5.
4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать...
а) вы объясните, как важен сон - 3;
б) позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя — 5;
в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете, только когда он хорошо ведет себя днем - 0.
5. Детской телепередачи ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день...
а) после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул - 0;
|
б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял - 2;
в) выбираете для него некоторые передачи - 3;
г) определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть - 5.
6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет...
а) объясните, что такое поведение неприлично, что люди его за это осудят - 5;
б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание - 0;
в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его — 3.
7. Вашему ребенку еще немного лет, но он уже интересуется противоположным полом...
а) оставляете все как есть, ведь в этом возрасте такое увлечение совершенно безобидно — 3;
б) пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она возникает — 0;
в) по-деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной — 5.
8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним...
а) учите его давать сдачи - 5;
б) разговариваете с родителями обидчиков - 3;
в) стараетесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он избегал контактов с этими детьми - 0.
9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку)...
а) призываете к благоразумию, обычно в присутствии младших — 5;
б) уделяете ему больше внимания, независимо от того, что он старше — 3;
в) вообще не вмешиваетесь — 7.
10. Е с л и ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей...
а) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение — 0;
|
б) стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор — 5;
в) запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие — 2
От 0 до 18 баллов. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы считаете, что послушание и уважение к старшим - лучшие качества, забывая, что в третьем тысячелетии решающими: будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества, но вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.
От 19 до 35 баллов. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное: вы стремитесь быть современным, не используете стереотипные методы в воспитании, предоставляете ребенку известную меру самостоятельности, не подавляете его своим авторитетом.
От 36 до 50 баллов. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором ценится инициатива, а эгоизм строго осуждается, в мире, где уважают независимое мышление, откровенность, активную жизненную позицию. Это вполне достойная педагогическая позиция. Хотелось бы только надеяться, что мир будет соответствовать этому идеалу.
Мальчики и девочки
Французские психологи составили тест, который раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог может проверить, насколько верны его представления о воспитании.
|
Вам предлагается 20 утверждений, с которыми нужно выразить свое согласие либо несогласие.
1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к природе.
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
5. Мальчики больше одарены в математике.
6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек -слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.
11. Девочки менее активны.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. Девочки более ласковы.
14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.
15. Мальчики более предприимчивы.
16. Девочки более трусливы. 1 7. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. соперничают между собой.
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20.У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Ответы:
1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
2. Нет достоверных свидетельств того, что девочки больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.
3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи не хуже мальчиков.
4. До 10~12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки проявляют большую целеустремленность, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя и считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше.
6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.
7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и существуют различия, то индивидуальные.
9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами различие усиливается. Исключения только подтверждают правило.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2~3 года, когда начинает формироваться их личность.
11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в раннем возрасте мальчики проявляют свою активность более явно и шумно.
12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более: двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно
мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому мальчики более склонны к коллективным играм.
13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы.
14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки более склонны придерживаться собственного мнения.
15.В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам (быть может, сознательно).
16. На самом деле девочки не так трусливы, как многим кажется. В иных случаях они могут быть сильнее и решительнее мальчиков.
1 7. Не больше мальчиков. Девочки умеют быстрее приспосабливаться к сложным житейским ситуациям. В большинстве случаев они более самостоятельны.
18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от индивидуальных особенностей.
19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем.
20. И в этом между мальчиками и девочками разницы нет. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше — пол здесь не имеет значения.
Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления об особенностях детей разного пола совпадают с мнением психологов. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у психологов за долгие годы работы было куда больше возможностей всесторонне изучить эту проблему.