Источники сырья и способы его обработки.




Изначально в декоративно-прикладном искусстве белорусские мастера использовали легкие в обработке и доступные материалы, обрабатывая их несложными методами.

Материалы современного ДПИ можно разделить на несколько групп:

1. Текстильные материалы: пряжа, нити, ткани, полотна, тесьма, ленты, шнуры и т.д. раздичные по волокнистому составу.

Традиционными методами обработки были прядение, ткачество, валяние, вязание, а ведущими способами декорирования текстильных изделий – вышивание, аппликация и тд.

В настоящее время традиционные способы интерпретируются в современных условиях.

Ткачество в основном используется не для получения утилитарных полотен. А для изготовления сувенирной продукции, особую популярность получает искусство гобелена. Широко распространено вязани е, и не только крючком что является традиционным для Беларуси, но и вязание спицами, как для изготовления одежды, аксессуаров и бытовых предметов, так и декоративное вязание крючком и спицами.

Наблюдается всплеск интереса к валянию как способу получения дополнений к костюму, мелких изделий, а также способу создания декоративных композиций. Различают сухое и мокрое валяние.

Вышивание применяется для декорирования утилитарных предметов, одежды, так и для создания художественных полотен, самостоятельных художественных единиц.

Лоскутное шитье (пэчворк, квилтинг) позволяют сочетать различные текстильные материалы при создании панно, подушек, одеял, скатертей и др.

Лен сегодня на пике популярности во всем мире: льняная одежда, постельное и столовое белье. И куклы!!! Кстати, кукла как сувенир имеет мировое значение. Всем известна японская кукла с ее недоговоренностью, венгерская кукла, сделанная из початка кукурузы. А белорусская - это льняная куколка (но именно из неотбеленного льна) либо соломенная кукла.

Текстильные материалы также используются для плетения в технике макраме.

Часто несколько видов объединяют при создании текстильных коллажей.

2. Природные растительные материалы – дерево, соломка, береста, камыш, лоза, кора деревьев и др.

Издавна наиболее широкое распространение имело дерево - из него строили жилье, делали посуду, изготавливали транспортные средства, мебель. Основными способами обработки были точение, долбление, обжиг, окраска, контурная, рельефная, ажурная резьба. В настоящее время в меньшей степени дерево используется для строительства, транспорта. В большей степени его используют для создания утилитарно-декоративных изделий, декоративных предметов интерьера. Традиционно для резьбы используют липу как самое мягкое дерево, для бытовых предметов – твердую древесину березы, для отделки интерьера, изготовления мебели – сосну.

Был несколько веков назад в деревне Огово (сейчас это Брестская область) свой промысел. Изготавливали там сундуки. И так хороши были эти сундуки, что приезжали за ними изо всех уголков Великого княжества Литовского и из ближайших стран. Сундуки были окованные, с ярким рисунком. Сейчас такие деревянные сундуки делают и расписывают всего несколько белорусских мастеров.

Солома — ее использовали для изготовления и украшения посуды, домашней утвари, шкатулок, сувениров, игрушек. Основные методы обработки: инкрустация и плетение.

Соломка - тоже наша гордость. Любой хозяин раньше имел легкую и прочную соломенную шляпу. В ней голова дышала, шляпа спасала от зноя. Наши мастера сейчас виртуозно делают соломенные женские и мужские шляпки, самые разнообразные, красивые, удобные. В 1994 году, когда чета Клинтонов была с визитом в Беларуси, мастер Вера Солдатова сделала для жены тогдашнего президента США соломенную шляпку. Она впечатлила Хиллари Клинтон, и первая леди США надела ее в разгар зимы. Вот это и называется попаданием в «десятку».

На протяжении последних десятилетий соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой искусства Беларуси. Стремительное и бурное развитие этих ремесел во второй половине 20 века, позволили им от первобытного уровня форм и техник достичь вершин профессионального искусства. Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий

Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и техниками. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками Беларуси. Разрабатываются разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующийся со взглядами современного человека его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную ленту с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой

Береста в основном используется для создания предметов некрупных размеров (шкатулки, оклады рамки и др.), а также как фоновый материал для росписи (чаще пейзажного характера), как оправленной в рамы так и в виде кусков произвольной формы.

Древесная стружка является основным материалом для древесной скани (филиграни). Название происходит от двух латинских слов «филюс» (нить) и гранум (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает «свить», «скрутить». Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево. тонкая металлическая проволока. Есть в нашей стране промысел, которого нет нигде в мире. Это сожская или гомельская скань (тонкая стружка, уложенная на торец с помощью пинцета). А началось все лет 20 назад. Мастер Владимир Цекунов увидел на окладе старинной иконы маленькие деревянные завиточки. Сразу не мог понять, что это такое, а когда понял, очень удивился - стружка, только уложенная особым способом. Цекунов придумал и станок, который дает возможность получать такую стружку. Сегодня он его и его ученики делают удивительные вещи: оклады икон, шкатулки, кресты и многое-многое другое.

Вот уже 20 лет изделия В. В. Цекунова и его учеников восхищают и завораживают людей. Благодаря своей уникальности и неповторимости они нашли свое место и среди официальных подарков для гостей нашей республики.

Цветы, листья, части растений – материал для создания флористических композиций.

Лоза, сосновая дранка, стебли камыша и других болотных растений используются для плетения чаще всего бытовых предметов.

3. Природные нерастительные материалы

Глина — использовалась для изготовления посуды и игрушек. Ассортимент посуды был велик и разнообразен (збанкі, гаршкі, кубкі, глякі, слоікі, міскі, церлы, спарышы). Белорусская керамика отличается не столько декором, сколько функциональностью и пластикой, простыми логичными формами. Керамика многогранна - от свистульки до современных интерьерных панно.

Но сегодня, когда дорожают энергоносители, промысел этот получается очень дорогим. Глиняные изделия любят, и это неспроста. Энергетика у глины удивительная. Вы знаете, что у гончаров, как правило, нет артритов, хотя работают они с мокрым материалом по 8 - 10 часов в сутки.

Искусство керамики - изготовление различных предметов из глины - древний вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору цветочные горшки, миски, кувшины, блюда, фляги, вазы и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и сочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.

Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени. Интерес к ней сохранился и в наше время.. Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решеток. Из керамических кирпичей сооружают камины. Украшением служат и керамические рельефы, орнаментальные и тематические панно, подсвечники, декоративные вазы, сосуды, чаши, цветочные горшки, используемые как отдельные изделия, так и в композициях, создающих особый настрой, уют. Большой популярностью пользуются различные по форме и размеру вазы, настенная керамика — декоративные блюда, тарелки, пласты. При умелом подборе такого рода керамических предметов они хорошо вписываются в интерьер и дополняют его.

Кожа – традиционный материал для изготовления обуви, галантерейных изделий. В настоящее время кожу используют для создания декоративных композиций, картин, украшений, сувениров. Ее используют в сочетании с камнями, костью, рогом, натуральными текстильными материалами.

Металл использовался лишь для мелких деталей, обрабатывался в основном ковкой. Для изготовления посуды использовалась медь. Металл сейчас становится популярен, а все благодаря тому, что в частные дома вернулись камины. Именно принадлежности для каминов, а также люстры, подсвечники, домашние колокола делают кузнецы. Не забывают и про сувенирные подковы. Во времена наших предков, когда конь терял подкову, хозяин несся, чтобы найти ее и прибить к дверям. Считалось, что такая подкова принесет в дом богатство и счастье.

4. Искусственные материалы – бисер, стекло, пластик и др.

5. Материалы для декорирования

Широко распространенным приемом декоративной обработки материалов была роспись: набойка, кистевая роспись, при помощи которых декорировали «куфры», «пісанкі», «дываны».

Особым способом декорирования ткани является батик (кистевая роспись с резервированием) и набойка, традиционная для беларуси.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: