Структура внешней торговли




ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Структура внешней торговли

2. Динамика внешней торговли

3. Перспективы сотрудничества

3.1. Перспективы российского экспорта товаров и технологий в страны Южной Америки

3.2. Возможности российского импорта из стран Южной Америки

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА "ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ С ЮЖНОЙ АМЕРИКИ В 1970-1992 ГОДАХ"

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активный поиск альтернативных направлений торгово-экономического сотрудничества, вовлечение в орбиту делового взаимодействия новых контрагентов. В число перспективных партнеров входят и государства Южной Америки, хотя пока деловые контракты с ними еще недостаточно развиты. Однако в последние годы наблюдается заметное усиление заинтересованности как российских предпринимателей, так и компаний ведущих южноамериканских стран в расширении деловых связей. Предпринимаются конкретные шаги по установлению взаимовыгодных контрактов в сфере торговли, производства, технологического обмена, межбанковской и инвестиционной деятельности.

Интерес российских деловых кругов к Южной Америке неслучаен. По качественным и количественным параметрам хозяйственного развития она опережает другие регионы третьего мира. На ее долю приходится около половины объема промышленной продукции, производимой развивающимися государствами. По ряду экономических показателей такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили приближаются к уровню вежущих стран мира.

Рост промышленного и технологического потенциала государств региона сопровождается увеличением в экспорте доли готовой продукции, повышением ее качества и расширением номенклатуры. Южная Америка представляет собой весьма емкий и динамично развивающийся рынок. Ее товарооборот в 1992 году составил 208 миллиардов долларов (экспорт - 99 миллиардов долларов, импорт - 109 миллиардов), а объем валового внутреннего продукта почти достиг 1 триллиона долларов.

Экономика этих стран в силу относительной узости национального рынка, а также специфики экспортных возможностей тесно связана с внешней торговлей. Внешний рынок необходим, с одной стороны, для реализации значительной части производимого в южноамериканских странах национального продукта, а с другой - для обеспечения многообразных потребностей в товарах и услугах. Это предопределяет исключительно важное значение внешней торговли для экономического развития стран региона. Торговля является в настоящее время фактически основной сферой экономических связей между Россией и большинством южноамериканских стран.

На мой взгляд, Южная Америка является перспективным партнером России, которой после развала СССР необходимо заключать новые торговые договоры и соглашения. Поэтому при написании данной работы я руководствовался целью рассмотрения нынешнего состояния внешеней торговли России и Южной Америки и перспектив ее развития со странами региона.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Структура внешней торговли

 

Структура импорта из стран Южной Америки свидетельствует о сохранении старых подходов к ним в России как поставщикам продовольствия, сельскохозяйственного и промышленного сырья. Доля этой продукции в российских закупках превышает 90%, в то время как на промышленные изделия приходится не более 5% импорта. Это свидетельствует о том, что в России практически не придается значения тем качественным сдвигам, которые имеют место в экономическом и научно-техническом потенциале наиболее развитых государств региона и открывают новые возможности товарообмена. Исключением стала бразильская обувь, поставки которой в 1993 году возросли на 135% [12].

Ряду стран Южной Америки удалось завоевать неплохие позиции на российском рынке некоторых продовольственных товаров. Бразилия, например, экспортировала в 1993 году более 230 тысяч тонн очищенного сахара и 97 тысяч тонн сахара-сырца, а также 11 тысяч тонн рафинада, что составило более четверти общего его экспорта Бразилией. Приведенные цифры выглядят особенно внушительно на фоне данных 1992 года, когда на российский рынок поступило из этой страны только 4,8 тысяч тонн рафинада [12].

Увеличение поставок сахара из Бразилии стало возможным благодаря установлению прямых контактов между предпринимателями обеих стран. Осенью 1993 года, когда в России истощились его запасы и стала распространяться информация о слабых видах на новый урожай сахарной свеклы, бразильские предприниматели подписали ряд новых крупных контрактов на поставку сахара в первом полугодии 1994 года. Когда в марте 1994 года импортный тариф на белый сахар до 20% его стоимости, и хотя через месяц это решение было отменено, некоторые бразильские бизнесмены так и не избавились от сомнений по поводу выгодности продолжения столь масштабного сотрудничества с перспективным, как им казалось, российским рынком. Опасаются они и конкуренции со стороны Кубы, которая в 1994 году должна экспортировать в Россию 1 миллион тонн сахара-сырца в обмен на 2,5 миллиона тонн нефти.

Достаточно успешное продвижение на российский рынок начали концентраты соков и прохладительных напитков, производимых южноамериканскими фирмами. В частности, хорошим спросом пользуются чилийские напитки "Йюпи" и "Амбросоли". Их продажей занимаются фирмы "Трес монтес" и "Амбросоли", которые организовало собственную дилерскую сеть в ряде городов России. Конкурентоспособность соков из Чили обусловлена прежде всего более низкими издержками производста, что позволили чилийским фирмам, даже при высоких транспортных расходах, составляющих около 10% стоимости, потеснить на российском рынке западноевропейских, израильских, американских и южноафриканских поставщиков.

В отличие от преимущественно продовольственной направленности импорта из Южной Америки российский экспорт состоит в основном из продукции машиностроения, стройматериалов, химических товаров и удобрений. В разные годы туда поставлялось на льготных условиях оплаты оборудование для гидро- и электростанций (к примеру, в Бразилии ими оснащены ГЭС Капивара и Собрадинью, в Аргентине ГЭС Сальто-Гранде, Тэс Костанера и Байя-Бланка [3]), сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, горношахтное и металлургическое оборудование, средства транспорта, портовая техника.

В целом же ситуация с экспортом в Южную Америку сложной машиностроительной продукции производит удручающее впечатление. Лишь крайне узкий круг организаций и фирм может позволить себе осуществить комплектные поставки оборудования. Здесь наиболее заметное место принадлежит АО "Энергомашэкспорт", начавшему осваивать южноамериканский рынок более 20 лет назад. Среди его последних достижений - успешное участие совместно с концерном "Сименс" в предквалифиционных торгах на продажу оборудования для колумбийской ГЭС "Мьель-1". После долгого перерыва из-за ограниченных возможностей госбюджета Колумбии в стадию практической реализации вступил подписанный еще в 1983 году контракт на поставку турбин для ГЭС "Урра" стоимостью 75 миллионов долларов. "Энергомашэкспорт" обязуется также обучить персонал и полностью выполнить монтаж оборудования вопреки устоявшейся практике, когда поставщик осуществляет лишь контроль за его установкой. В Чили "Энергомашэкспорт" организовал склад энергетического и электротехнического оборудования и представляет покупателям услуги по его обслуживанию.

Следует заметить, что продвижение энергетического оборудования в Южную Америку само по себе является отрадным фактом на общем фоне потерь позиций российского машиностроения на мировом рынке. Это свидетельствует о том, что качество продукции отечественного энергетического комплекса находится на уровне мировых стандартов. Вместе с тем, существенный спад экспорта машинотехнической продукции в регион позволяет констатировать, что вывоз оборудования, прежде всего комплексного, требует участия государства, по крайней мере финансовой поддержки. В этом плане принятие программы кредитования экспорта, как это практикуется в большинстве развитых стран, значительно облегчило бы продвижение отечественной техники на южноамериканский рынок.

Среди российской машинотехнической продукции наиболее стабильный сбыт в регионе имеют транспортные средства. Для их продвижения используются разнообразные методы. Волжский автомобильный завод, например, привлек для этих целей панамскую компанию "Моторес интернасионалес", обладающую оборудованными площадями и складскими помещениями для хранения и продажи автомашин и запасных частей к ним в свободной экономической зоне Колон. Сосредоточившись на доработке российских легковых автомобилей в соответствии со вкусами, в частности, южноамериканских потребителей, эта компания организовала большую сбытовую сеть не только в Панаме, но и в Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Перу и Чили. В 1991 году было реализовано 36 тысяч автомобилей "Лада", "Самара" и "Нива", в 1992 году - уже в 2 раза больше. Во второй половине 1993 года началась продажа их в Аргентине [12].

Автобусы, изготоаленные в Павлово-на-Оке, уже появились на дорогах Венесуэлы и Колумбии. Все это благодаря компании "Висаринка", имеющей постоянное представительство в России. Эта фирма ежегодно закупает разнообразную технику на сумму 3 миллиона долларов.

АО "Автоэкспорт" реализует в Эквадоре автомобили и запчасти к ним через совместное предприятие "Экуаруса трейдинг К", учредителем которой с эквадорской стороны стала фирма "Карроматос". В минувшем году туда были поставлены автомобильные шины на 30 тысяч долларов.

В качестве первого шага по продвижению своей продукции в Перу АО "Саратовский авиационный завод" использовал такую форму, как передача в лизинг перуанской авиакомпании двух пассажирских самолетов и необходимого сопутствующего авиатехнического имущества.

Следует отметить, что южноамериканские компании проявляют повышенный интерес к таким коммерческим предложениям, в которых предусматривается, наряду с импортом из России готовой машинотехнической продукции, возможность использования производственной кооперации. Такая форма хозяйственных связей помогает перевести сотрудничество на постоянную основу. Южноамериканским партнерам она позволяет активнее участвовать в производстве, проектировании и технических разработках, перенимать ценный опыт, увеличивать экспорт высококачественной продукции.

Набирающий силу процесс создания в регионе совместных предприятий дает возможность наращивать экспорт туда российских товаров, в том числе и технологий, хотя бы на минимальном уровне. Например, совместные предприятия "Пробол" и "Рускорибол", созданные в Боливии, приобрели оборудование для разработки золотоносных месторождений на сумму около 3 миллионов долларов.

Свыше 10 лет существует так называемый "нефтяной треугольник", то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен на соответствующие поставки нефти Россией в страны Западной Европы в счет венесуэльских обязательств. Это позволяет только России экономить на транспортных расходах ежегодно около 200 миллионов долларов [14]. Согласно последнему подобному соглашению, подписанному в марте 1993 года в Каракасе, Венесуэла будет поставлять нефть Кубе и другим центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию.

По неполным данным, на начало 1994 года в Южной Америке зарегистрировано 35 предприятий с участием российских организаций и фирм. Более половины из них создано в 1993 году. Их деятельность охватывает самые разнообразные сферы: от промысла и переработки рыбы в Аргентине и Уругвае до проектирования и строительства водохозяйственных объектов в Перу и оказания морских и речных услуг в Венесуэле и Эквадоре.

С организацией совместных предприятий производственного характера тесно связан вопрос передачи технологии. Российская сторона, как правило, предоставляет "ноу-хау" и другую документацию, осуществляет авторский надзор за монтажом и наладкой оборудования, обучает персонал, оказывает инженерно-консультационные услуги. В частности, приглашенные в Бразилию по линии совместного предприятия "Тяж до Бразил" российские специалисты оказывают ряд сталелитейных предприятий консультации по внедрению новых технологий. Ежегодно такие услуги оцениваются в среднем в 60 тысяч долларов.

До недавнего времени для отношений со странами региона был характерен преимущественно односторонний поток из России техники, опыта, знаний и технологии. Сегодня, после появления на российской территории первых предприятий с участием южноамериканского капитала и реализации ряда инвестиционных проектов, можно говорить о начале встречного экспорта из региона техники и технологии.

Это абсолютно закономерный процесс, так как курс на усиление собственного научно-технического потенциала в сочетании с широким заимствованием и доработкой зарубежных технологических новшеств предопределил выход наиболее развитых стран региона на мировой рынок. Авторитетом пользуются, например, созданные в Бразилии технологические процессы в области машиностроения, электроники, информатики. Интерес также представляют аргентинские разработки в сфере робототехники.

В последнее время объем внешней торговли России со странами Южной Америки заметно сократился (хотя и раньше он был небольшим), но структура экспорта и импорта продолжает оставаться разветвленной. Основными статьями экспорта России в Южной Америки являются машины и оборудование, транспортные средства, химическая продукция, стройматериалы, изделия из черных металлов и некоторые другие. В импорте же преобладают зерновые, корма, масла, какао-бобы и какао-продукты, кофе, сахар, кожа и кожсырье, шерсть, концентраты цветных металлов и другие традиционные товары. В последнее время время российский рынок привлек внимание и южноамериканских экспортеров бананов.

Крупнейшими партнерами России среди южноамериканских стран являются Аргентина (удельный вес Аргентины во внешней торговле России с Южной Америкой составляет 21,18% (данные на 1993 год) и Бразилия (ее удельный вес в 1993 году составил 52,88%).

Далее я хочу рассмотреть внешнюю торговлю России и Бразилии, как крупнейшего, что видно из приведенных данных, южноамериканского партнера нашей страны, хотя объем торговли невелик - доля Бразилии в российской внешней торговле, как и России в бразильской, составляет менее 1% (кстати, торговый баланс характеризуется хранически отрицательным для Российской Федерации сальдо), более подробно.

Россия вывозит в Бразилию главным образом минеральные удобрения, свежемороженую рыбу, водку, метиловый спирт, цемент. До 1987 года заметную роль в структуре нашего экспорта играла нефть (например, в 1985 году экспорт нефти составил 87,61% [4]). В последнее время несколько повысился удельный вес машин и оборудования, в основном за счет поставок автомобилей "Лада".

Россия вывозит из Бразилии соя-бобы, соевый шрот и соевое масло, какао-бобы и какао-продукты, сахар, растворимый кофе, сизаль, апельсиновый сок, битую птицу, а также кварц, руду и концентраты различных металлов.

 

Торговля России с Бразилией [9]


Продолжение таблицы со стр.9.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: