Круг товаров, которые можно успешно там продавать весьма широк: начиная от сырья и кончая передовыми технологиями. Так, крупнейшие металлургические компании Бразилии - "Асоминас", "Узиминас", "Козипа", "Компания сидеруржика насионал" и "Компания сидеруржика Тубаран" - приняли решение сократить закупки каменного угля в США и начать импорт его из России, а также Китая и Чехии. Этот шаг - ответная мера на решение американской администрации повысить пошлины на ввоз в США стали, в том числе из Бразилии. Бразилия импортирует ежегодно не менее 11 миллионов тонн каменного угля, 10-15% объема этих потребностей реально покрывается за счет российских поставок.
Российский цемент с учетом всех транспортных и портовых издержек поступает в Бразилию по цене на 30% ниже, чем на местном рынке.
Неплохие перспективы имеет экспорт многих видов ресурсоемкого промышленного оборудования среднего технологического уровня, зарекомендовавшего себя в Южной Америке, например, энергетического и электротехнического оборудования для ГЭС и ТЭС, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин и т.д. Это оборудование, которое в высокоразвитых странах Запада спроса практически уже не находит, может продаваться в Южной Америке и весьма прибыльно.
Российские предприятия успешно расширяют географию экспорта энергетического машиностроения. Укрепляют свои позиции в регионе В/О "Энергомашэкспорт", с 70-х годов принимающее участие в сооружении ряда электростанций в Аргентине, Бразилии, Колумбии.
В Чили "Энергомашэкспорт" организовал крупный склад энергетического и электротехнического оборудования, предоставляя покупателям своей продукции комплекс услуг по ее послепродажному и техническому обслуживанию.
|
Чили, как известно, занимает одно из ведущих мест в мире по добыче меди. Ее мощная горнорудная промышленность предъявляет устойчивый спрос на проходческое и дробильно-размольное оборудование, буровые установки для шахт и карьеров, карьерные экскаваторы. Требуемые виды машин и оборудования хорошего качества производятся на ряде российских заводов тяжелой индустрии, в частности на "Уралмаше". Российские поставщики, проводя активную и грамотную маркетинговую политику, могли бы основательно утвердиться на южноамериканском рынке. Перспективным представляется участие российских предприятий в добыче меди на частных чилийских шахтах в рамках компенсационных соглашений, предполагающих встречные поставки меди по конкурентоспособным ценам на металлургические предприятия России, простаивающие из-за нехватки сырья (например, в Норильске, Кирове и других городах), в обмен на предоставляемые оборудование и услуги.
Ассоциация "Забайкалзолото" заключила соглашение с компанией "Эмпреса минерал Якуамби" о разработке в Эквадоре одного из месторождений золота. Будут использоваться отечественная технология и оборудование, которые уже успели зарекомендовать себя в работе совместных предприятий по золотодобыче в Колумбии и Никарагуа.
Имеются неплохие возможности для продвижения российской автомобильной техники в Южную Америку. Стабильно и успешно в течение ряда лет на этом направлении действует Волжский автомобильный завод (ВАЗ), в частности через филиалы панамской компании "Моторес интернасьоналес" "Лада до Бразил", "Лада-Чили" и другие ("Моторес интернасьоналес" - давний партнер В/О "Автоэкспорт" и специализируется преимущественно на доработке, подводке и сбыте отечественных автомобилей более чем в 40 государств).
|
Если в 1991 году в странах региона было реализовано 36 тысяч автомобилей "Лада", "Нива" и "Самара", то в 1992 году - более 70 тысяч. Сокращение сбыта автомобилей в Бразилии (с 20 до 8 тысяч) ВАЗу удалось компенсировать за счет значительного роста продаж в Чили (14 тысяч), Венесуэле и Перу (по 12 тысяч), Колумбии (10 тысяч) м других странах. По отзовам специалистов, совместная компания с участием известного российского производителя нашла свою "нишу" на южноамериканском рынке, установила необходимые связи и контакты с субпоставщиками и посредниками и благодаря этому постепенно разворачивает и диверсифицирует операции.
В 1991 году эта компания подписала соглашение с КамАЗом о предоставлении посреднических и агентских услуг при поставке грузовиков и шасси для автобусов в Южную Америку. Она намерена вложить в рекламу порядка 25 миллионов долларов и уже на первом этапе завоевать около 5-6% [15] бразильского рынка грузовиков, контролируемого в настоящее время такими ведущими автомобильными корпорациями, как "Форд", "Фиат", "Дженерал моторс".
Ряд фирм южноамериканских стран проявляет интерес к закупкам тяжелого грузовика "Урал" производства Уральского автомобильного завода, отличающегося высокой проходимостью, хорошо зарекомендововшего себя при работе в горнорудной отрасли. Чилийская компания "Десаррольос, Минерия и Сиа" заключила контракт на приобретение крупной партии этих машин. Ведутся переговоры о поставке автотехники в Эквадор, Колумбию и другие страны региона.
|
Стабильным спросом на южноамериканских рынках пользуются российские троллейбусы. Отечественные поставщики уже имеют опыт сотрудничества в сооружении троллейбусной сети в городе Кордова (Аргентина) и в столице Колумбии Санта фе де Богота, рассматриваются также возможности их участия в организации троллейбусного движения в Чили.
Преодолев кризисный период 80-х годов и создав базовые предпосылки для хозяйственного роста, Южная Америка и, прежде всего, ведущие страны региона - Аргентина, Бразилия и Чили - стоят ныне перед необходимостью решительного обновления индустриального парка - повышения его конкурентоспособности, внедрения новых перспективных технологий и разработок для осуществления программ модернизации в целом ряде отраслей. И они прекрасно отдают себе отчет, что Россия, несмотря на трудности в экономике, - страна, обладающая передовыми интеллектуальным, научно-техническим м производственным потенциалом, сосредоточенным прежде всего в отраслях военно-промышленного и аэрокосмического комплексов.
По мнению авторитетных экспертов, торговля технологиями и производственное применение передовых технических решений является сейчас одним из наиболее перспективных направлений российско-южноамериканских связей. Внимание бизнесменов региона привлекают технологические разработки наших специалистов в целом ряде отраслей, в том числе биотехнологии и тонкой химии, производстве новых материалов и композитов, микробиологии, электронике и микроэлектронике, авиационной и космической медицине и ряде других.
Большой интерес южноамериканцы проявляют к новым отечественным разработкам в тяжелой индустрии, связанным с применением нетрадиционных для гражданского сектора технологий военной промышленности. Особое внимание заслуживает вопрос о перспективах научно-технического сотрудничества в сфере высоких технологий - освоении космического пространства и использовании ядерной энергии (разумеется, в мирных целях).