Отношение населения к профессиональной деятельности муниципальных служащих в г. Губкинский




Проблемы:

Чиновников в России не любят - факт общеизвестный. Однако природа этой неприязни далеко не так очевидна, как может показаться на первый взгляд.

Проанализировав, социологическое исследование Седовой Н.С., проведенное в 2009 году. Можно сказать, что отношение населения к тому или иному общественному либо государственному институту во многом определяется тем, насколько эффективна в глазах общества его деятельность, справляется ли он, по мнению граждан, с возложенными на него задачами и функциями или нет. В России бюрократия всегда «славилась» нерасторопностью и формальным подходом к любому делу, а в советское время само понятие «бюрократ» официально определялось как «должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу». И никакие реформы, начиная от петровских преобразований и заканчивая борьбой с бюрократизмом последнего времени, не смогли изменить или хотя бы поколебать сложившийся в массовом сознании образ бюрократа-волокитчика.

Проведенное исследование показало, что – большинство опрошенных респондентов, репрезентирующих население в целом, заявили, что считают деятельность российской бюрократии неэффективной (32,5%). Причем почти половина из них придерживаются крайне негативной оценки, считая ее «совершенно неэффективной» (24,6%). И лишь каждый десятый оценивает функционирование российской бюрократии в той или иной степени положительно (7,5%), (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Оценки населения деятельности чиновников, в %

 

Утверждение о том, что российская бюрократия неэффективна, приобрело характер некой константы общественного мнения, присущей всем слоям и группам населения. Россияне разного возраста и уровня материальной обеспеченности, проживающие в различных поселениях и придерживающиеся самых разных идейно-политических предпочтений в большинстве своем дают негативную оценку работе российской бюрократии – от 50% молодежи до 56-62% респондентов других возрастных групп; от 53,1% хорошо обеспеченных до 57,6% плохо обеспеченных, (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Оценки «простых» граждан разного возраста, материального положения о неэффективной деятельности бюрократии, в %


Так же Седовой Н.С. была предложена система стимулов для с овершенствование чиновничьего корпуса.

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного чиновника. А главное - привлечь к работе чиновниками молодых талантливых людей.

Система моральной поддержки - это конкурсы чиновников ("Чиновник года", "Воспитать чиновника", "Сердце отдаю гражданам" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших чиновников в рамках приоритетного национального проекта "Образование чиновников". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2011 года в России Годом Чиновника.

Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших чиновников вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать к работе молодых чиновников .Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов деятельности чиновников, оцененных с участием озабоченных граждан, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда чиновников. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.

Еще одним стимулом должна стать аттестация чиновничьих кадров - периодическое подтверждение квалификации чиновника, её соответствия задачам, стоящим перед обществом. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики чиновников, центральное место в них занимают профессиональная чиновничья компетентность.

Предстоит серьезно модернизировать систему образования чиновников. Вузы должны быть постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки чиновников.

Не реже одного раза в пять лет чиновники всех рангов повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов чиновников, а значит - от потребностей граждан. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам муниципалитетов и исполкомов также на принципах подушевого финансирования, чтобы чиновники могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом лучшие чиновники должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.

В системе образования чиновников, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших чиновников. Практика будущих чиновников профильных вузов и стажировки уже работающих чиновников должны проходить на базе муниципалитетов и исполкомов, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование чиновников".

Целью данного социологического исследования является изучение отношения населения к профессиональной деятельности муниципальных служащих г. Тюмени.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Исследовать отношение населения к профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих;

2. Проанализировать полученные данные.

Объектом исследования является – муниципальные служащие.

Предметом исследования являются – отношение населения к профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Гипотезы:

1) недостаточное образование муниципальных служащих;

2) много представителей чиновничьего аппарата старой фармации (служат с Советских времен).

Аналитическая записка.

В ходе проведенного анкетирования (приложение 1) были опрошены служащие (30 человек) Администрации г. Губкинский. Среди них большинство 60% женщины. Основной возрастной группой оказались респонденты в возрасте от 30-50 лет, соответственно 70%. Анкетирование показало, что деятельностью муниципальных служащих интересуются «время от времени»- 50%, их составило большинство опрошенных, в то время как респонденты, которые «в курсе дел» - 13%.

В вопросе об обязательном образовании (ГМУ) служащих, на ответ «обязательно» ответило большинство опрошены - 63%.

15% респондентов, что является большинством, считают, что служащие «старой фармации» отрицательно влияют на развитии Новой России, а с тем, что опыт полезен, согласились 30% от общего числа опрошенных.

В вопросе о бюракротизированности чиновничьего аппарата мнения разделились поровну «да» и «воздержусь» - 43% соответственно.

Большинство респондентов высказались одобрительно- 60% за образование и опыт работы в других сферах, в то время как- 30% считает, что это может помешать деятельности чиновника.

42% опрошенных считают, что на работу в государственные и муниципальные органы принимают только по знакомству, в то время как при наличии специального образования только 17% опрошенных

Большинство респондентов- 53% считают, что муниципальным служащим Необходимо подтверждение квалификации.

46% - опрошенных не удовлетворяет качество профессиональной деятельности чиновников, всего 17%, которых устраивает.

Главное причиной поступления на государственную службу респонденты считают стремление занять престижное место - 73%, 13% - считают, что главная причина это возможность карьерного роста, и только 11% опрошенных - гарантии положения и постоянной работы.

Большинство опрошенных- 46% считают, что коррумпированность и взяточничество это одно из главных отклонений профессионально-деятельностных качеств чиновника.

54% опрошенных считают, что непорядочность и нечестность является основным профессионально-производственным отклонением.

Большая часть респондентов- 80% считают, что имитация бурной деятельности это основное профессионально-деятельностное отклонение чиновников (приложение 2).

Подытожив данные, можно сказать, что гипотеза о недостаточном образовании государственных и муниципальных служащих является верной. Многие респонденты считают, что специальное образование одно из главных условий для принятия в государственные органы, парадоксальность заключается в том, что, по мнению большинства опрошенных, на службу в госорганы берут только по знакомству, а само образование не является столь важным условием. Так же образование и опыт работы в других сферах непосредственно влияет на деятельность государственных и муниципальных служащих иногда положительно, а иногда и нет.

Верность гипотез подтвердилась, отношение населения к деятельности государственных и муниципальных служащих желает быть лучше. Многие негативно относятся к их работе, из-за того, что к людям они относятся с пренебрежением и безразличием, также считают, что свою должность они занимают только из-за корыстных целей. Это и является определяющими факторами их негативного отношения.

Для решения этих проблем служащие местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа предлагают следующее решение этих проблем.

После 3 курса я проходил практику в Администрации муниципального образования г. Губкинский ЯНАО в отделе по миграции и работе с общественными объединениями Управления общей политики. В нашем округе начиная с начала 2009г. Проводится конкурс «Лучший муниципальный служащий в Ямало-Ненецком автономном округе» в двух номинациях «Лучший муниципальный служащий муниципального образования в автономном округе, наделенного статусом городского округ и муниципального района», «Лучший муниципальный служащий муниципального образования в автономном округе, наделенного статусом городского и сельского поселения»

К участию в конкурсе приглашались муниципальные служащие органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, обладающие профессиональными знаниями и опытом в сфере муниципальной службы и местного самоуправления, достигшие высоких результатов в работе, внесшие вклад в развитие местного самоуправления и решение вопросов местного значения. Основной профессиональной мотивацией муниципальных служащих, чтобы их работа была эффективна для населения, создаются кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

Развивается творческая среда для выявления особо одаренных чиновников. Чиновникам старшего звена нужно предоставляется возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы чиновничьей подготовки. Также в планах развитие систем олимпиад и конкурсов чиновников, практик дополнительного образования, отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся чиновников при приеме их на работу. Внедряется система моральных и материальных стимулов поддержки отечественного чиновника. А главное - привлечение к работе чиновниками молодых талантливых людей. Также Чиновники проводят на работе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья очень важное дело. Здоровье чиновника - важный показатель его личного успеха. Если у молодого чиновника появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, чиновничья безнадзорность. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе вне работы, реализация профилактических программ, обсуждение с чиновниками вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья чиновников. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у чиновника интерес к работе. Важно пробудить в чиновнике желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в работе, выборе вопросов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная чиновничья жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня аппарат чиновников представляет собой российскую элиту, возникшую путем трансформации прежней советской власти. Действительно, как показывают статистические и социологические данные, на постах местном уровне власти находилось и до сих пор находится довольно много представителей госаппарата «старой формации», продолжающих служить с советских времен. Процесс становления этих служащих проходил в условиях тоталитарной системы, что не могло не отразиться на особенностях их индивидуальной политической культуры, с ее приверженностью к административно-командным методам управления, нетерпимостью к политическому инакомыслию, приоритетом классовых, а не общечеловеческих ценностей.

В последнее время ситуация в целом по стране начала понемногу меняться. В связи с новыми подходами к организации назначения граждан на государственную должность государственной службы заметно повышаются требования к качеству как профессиональной, так и политической подготовки претендентов. От государственных служащих требуется сегодня не только ответственное и добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей, но и качественно новая демократическая политическая культура, соответствующая интересам гражданского общества и правового государства.

Сегодня многое зависит именно от позиции молодого поколения госслужащих, от их желания строить свое поведение в рамках госаппарата в соответствии с нормами права, гуманного и внимательного отношения к людям, исходя из принципов политического плюрализма и толерантности.

Политическая культура личности государственного служащего - это комплекс характеристик (политических знаний, гражданских качеств, ценностных ориентаций, установок и убеждений, политического опыта), в конечном счёте, определяющих ее управленческую деятельность и позволяющих ей гармонизировать отношения с обществом.

Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления. В органах местного самоуправления работает много специалистов высокой квалификации, с большим опытом работы в своих сферах, но воспитанных в старых традициях административно-командной системы. Они не воспринимают собственную деятельность как специфическую муниципальную управленческую деятельность и используют в своей работе подходы, характерные для управления хозяйственными структурами (ориентированными на максимизацию дохода или прибыли) или структурами государственного управления. Причины такого положения дел - это, прежде всего недолгая история муниципального управления в России и несовершенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.

Основной костяк кадров муниципального управления составляют муниципальные служащие. В работе рассматриваются требования, предъявляемые к муниципальным кадрам, и вопросы обеспечения органов местного самоуправления кадрами, отвечающими этим требованиям. Так же в работе рассматривается роль и значение кадрового потенциала, влияние квалифицированных кадров на работу всей системы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст.2990).

2. Указ Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" № 123, от 30 января 1996 г.

3. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента: Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998.

4. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом - Издательское объединение "ЮНИТИ", М., 1998.

5. Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации: теоретическо-правовой аспект. - М.: Луч, 1995.

6. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под общей редакцией д.э.н., проф. С.В.Пирогова. - М.: РАГС, 1996.

7. Государственное и муниципальное управление: Справочкин. - М.: Из-во Магистр, 1997.

8. Иванцевич Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 2007.

9. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2008.

10. Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006.

11. Лоутон А., Роуз Э. Развитие кадрового потенциала государственных учреждений // Кадры, 1995, № 12.

12. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М.: Юрист, 1997.

13. Молл Е.Р. Менеджмент: Организационное поведение. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.

14. Управление персоналом организации: ученик / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе. - М.: ИНФРА-М, 2007.

15. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. - С.-Петербург: Энергоатомиздат, 2008.


Приложение 1

 

Анкета

 

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в опросе по актуальной и важной сейчас проблеме – отношение к деятельности чиновников. С помощью Ваших ответов я надеюсь выполнить цель моего исследования – узнать Ваше отношение к деятельности государственных и муниципальных служащих.

Анкета проводится анонимно, то есть свою фамилию указывать не надо. Все вопросы подразумевают однозначный ответ.

1. Ваш пол

-муж;

-жен.

2. Ваш возраст

-18-20;

-21-23;

-24 и старше.

3. Интересуетесь ли вы деятельностью муниципальных служащих?

-всегда в курсе всех новостей;

-интересуюсь, время от времени;

-очень редко;

-безразлично.

4. Как вы считаете, является ли обязательным условие спец. образования (Государственное и муниципальной управление) для службы в органах местного самоуправления?

-обязательным;

-не обязательным;

- спец. образование не является критерием качества;

-затрудняюсь ответить.

5. По-вашему мнению как отражается на нашем государстве, то, что довольно много представителей госаппарата старой фармации (служат с Советских времен)?

-положительно, т.к. это полезно опыт для нашей страны;

-отрицательно, т.к. старые взгляды тормозят развитие Новой России;

-затрудняюсь ответить.

6. Считаете ли вы, что Российский аппарат чиновников бюрократизирован?

-да;

-нет;

-воздержусь от ответа.

7. Как влияет образование и опыт работы в других сферах (инженерное, техническое, аграрное), на деятельность государственных и муниципальных служащих?

-положительно;

-отрицательно;

-затрудняюсь ответить.

8. По вашему мнению, по какому принципу принимают на работу в государственные и муниципальные органы?

-специальное образование (ГМУ);

-опыт работы;

-по рекомендации;

-по знакомству;

-воздержусь от ответа.

9. Необходимо ли подтверждение квалификации аппарату чиновников в МСУ?

-да, конечно;

-возможно;

-нет;

-затрудняюсь ответить.

10. Какая, по-вашему, мнению должна быть мотивация для того чтобы служащие повышали квалификацию и свой профессионализм?

-высокая зарплата;

-поощрения, виде турпоездок;

-продвижение по служебной лестнице;

-затрудняюсь ответить.

11. Как вы оцениваете качество работы муниципальных служащих:

-меня все устраивает;

-частично удовлетворяет;

-не удовлетворяет;

-затрудняюсь ответить.

12. Как вы считаете, что является главное причиной поступления на службу?

- стремление занять престижное место;

-получить гарантии стабильного положения и постоянной работы;

-возможности служебного роста;

-затрудняюсь ответить.

13. По-вашему мнению, какие из качеств профессионально-деятельностных отклонений муниципальных служащих наиболее распространены?

-бюрократизм;

-некомпетентность и не знание работы;

-стремление использовать свою работу в корыстных целях;

-пренебрежение к законам;

-затрудняюсь ответить.

14. Что, по-вашему, мнению является одним из основных профессионально-производственных отклонений чиновников;

-безразличное и неуважительное отношение к людям;

-непорядочность, нечестность;

-отсутствие принципиальности;

-затрудняюсь ответить.

15. Что, по-вашему, мнению является одним из основных профессионально-функциональных отклонений?

-имитация бурной деятельности;

-безответственное отношение к своим служебным обязанностям;

-затрудняюсь ответить.

Спасибо за участие!


Приложение 2

 

Перфокарта

 

Счет Количество Проценты
    70%
б     30%
в     0%
    60%
б     40%
    13%
б     50%
в     30%
г     7%
    63%
б     7%
в     13%
г     17%
    30%
б     50%
в     20%
    43%
б     14%
в     43%
    60%
б     30%
в     10%
    17%
б     14%
в     17%
г     42%
д     10%
    53%
б     23%
в     14%
г     0%
10а     40%
б     17%
в     43%
г     0%
11а     17%
б     26%
в     46%
г     11%
12а     73%
б     11%
в     13%
г     3%
13а     17%
б     46%
в     20%
г     11%
д     6%
14а     23%
б     57%
в     3%
г     17%
15а     80%
б     20%
в     0%
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: