Прочитайте текст и выполните задания 21-26




Часть 1

Ответами к заданиям 1 – 26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Сегодня Пизанская башня, которая стоит на площади Чудес в итальянском городе Пиза, наверное, самая знаменитая башня в мире. (2) Она буквально поражает красотой и сильным наклоном, словно она застыла в падении. (3)Между тем башня начала наклоняться, когда её ещё строили — в 12-м веке. (4) <…> ее всё-таки достроили, и стоит она до сих пор.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Пизанская башня стоит на Площади Чудес в итальянском городе Пиза.

2) Башня в городе Пиза, получившая всемирную известность благодаря непреднамеренному наклону, была построена еще в 12 веке.

3) Символом Италии является Пизанская башня, которая поражает красотой и сильным наклоном, словно она застыла в падении.

4) Падает Пизанская Башня уже на протяжении восьми столетий.

5) Пизанскую башню построили в 12 веке.

Ответ: _____________________.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоят на месте пропуска в третьем (4) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: ___________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОЩАДЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛОЩАДЬ, -и, мн. -и, -ей, ж

1. Величина чего-н. в длину и ширину, измеряемая в квадратных единицах. П. треугольника. П. участка.

2. Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. Красная п. в Москве.

3. Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. Посевная п. Полезная п. в даме.

4. То же, что жилая площадь (разг.). || прил. площадной, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1. прибЫв

2. тамОжня

3. прожИвший

4. сОздана

5. ненадОлго

Ответ: _____________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ВОЕННЫЙ городок жил скучноватой субботней жизнью.

Родись Афонькин не бедным крестьянином в глухой деревушке ЦАРСКОЙ России, может быть, из него вышел бы знаменитый путешественник.

Слева виднелся невысокий КАМЕНИСТЫЙ холм, поросший мелколесьем, справа —овраг, заваленный валунами.

Майор и лейтенант занялись книгами, а я пошёл осматривать СОСЕДНИЕ помещения.

ДОБРЫЙ двор был у плотника Меринова. Дом он срубил из толстых сосновых бревен, наличники на окнах разукрасил травяным узором.

Ответ: _____________________.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

На сцену вышла молодая девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье. Прошлась лёгкой поступью, повернулась, улыбнулась в зал и ещё прошлась.

Ответ: _____________________.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

полки для КУХОНЬ

гораздо ЛУЧШЕ

пара САПОГОВ

МОЯ мозоль

ИХ дети

Ответ: _____________________.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А) Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Многие из тех, кто знали Чехова, помнят о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

2) Критично относясь к другим, мы часто не замечаем собственные недостатки.

3) И рассказал он Марье Моревне, что откуда он родом.

4) Незнакомец спросил у прохожего, как ему добраться до вокзала.

5) Новый законопроект взволновал широкие круги общественности и активно обсуждается.

6) В деревне «Светлом пути» было три десятка домов.

7)Я увлеклась рассказом Чехова «Дама с собачкой».

8)Мы согласились с одноклассниками, принявшими решение об организации помощи ветеранам.

9)Ни один из прохожих, спешивший на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) зап..вать (лекарство), разм..гчить, ч..стота (помещения)

2) уд..вляться, отв..рить (картошку), посв..тить (фонариком)

3) р..систый, прин..мать, обн..влённый

4) выб..рать, (плащ) пром..кает, бл..стящий

5) опл..тить (штраф), запр..щённый (приём), гарм..нировать

Ответ: ____________________.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..жизненный, не..держанность, бе..человечный

2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

3) меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый

4) пр..встать, пр..клеить, пр..градить

5) раз..скать, без..дейный, под..грать

Ответ: ____________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) никил..вый, овлад..вать

2) достра..вать, реч..вой

3) приветл..во, привередл..вый

4) погор..вать, подта..вший

5) вправ.., издавн..

Ответ: ____________________.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) догон..шь, озадач..вший

2) разбуд..шь, омыва..мый

3) беспоко..шься, подстрел..нный

4) шепч..шься, расчист..вший

5) леч..щий (врач), услыш..нный

Ответ: _________________.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В глубине были видны (не)успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листики кувшинок.(Паустовский К.)

Он решил, (не)откладывая, обследовать подземелье. (Бадигин К.)

Василия и его группу встретил пожилой (не)бритый старшина-артиллерист. (Карпов В.)

Погода действительно была (не)такая теплая, как вчера. (Рыбин А)

Ехать мне в Матвеевку решительно (не)хотелось. (Голубев Г.)

Ответ: __________________.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В косых лучах света ЧУТЬ(ЧУТЬ) дрожали озарённые листья, и тонкий, (С)ЛЕГКА дурманящий аромат доносился в распахнутое окно. (Федоров Е.)

2. (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.(Коковин Е.)

3. (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас? (Катаев В.)

4. (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.(Федосеев Г.)

5. Отплыв метров триста, Кирилл ТАК(ЖЕ) круто повернул лодку и, держа её прямо на нас, стал (В)КОСЬ пересекать Кизир. (Федосеев Г.)

Ответ: _________________.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

Ответ: ___________________________.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

2) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

3) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

5) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На вышке топтался (1) поёживаясь от ночной прохлады (2) караульщик в армяке (3) наброшенном на плечи (4) поверх шинели. (Чесноков И.)

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте (1) познакомить вас:

Онегин (2) добрый мой (3) приятель (4)

Родился на брегах Невы,

Где (5) может быть (6) родились вы

Или блистали (7) мой (8) читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

(А. С. Пушкин)

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В редком ельнике (1) перед усадьбой метались в траве три мотоцикла (2) пулеметы (3) которых (4) торопливо били куда-то вверх. (Быков В.)

Ответ: _____________________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Петька очень б оялся и дти в воду (1) н о (2) к огда (3) в ошёл (4) т о н е хотел вылезать из неё (5) и делал вид (6) что плавает. (Андреев Л.)

Ответ: ___________________________.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

1)В городских парках осень наступает незаметно: деревья все ещё стоят в своих зелёных нарядах, но под ногами уже шуршат первые опавшие листья. 2)Начиная с Яблочного Спаса, лето сдает свои позиции и уступает осени: всё чаще небо затягивают тяжёлые грозовые тучи, они полностью закрывают солнце, но так и не проливаются дождём.3)Пасмурные дни идут стройной чередой друг за другом, но вдруг что-то меняется. 4)Пробившиеся сквозь тучи солнечные лучи озаряют мощёные дорожки, деревянные скамейки, силуэты деревьев. 5)Багряные и золотые листья так и горят, озарённые мягким светом. 6)Создаётся впечатление, что это искусный художник одним взмахом кисточки преобразил всё вокруг.7) Сколько красок у осени! 8)Если присмотреться, то можно заметить целую палитру цветов: тёмно-коричневый, охра, шафран, алый.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26

21. (1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей. (4)Здесь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу. (5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки. (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть. (11) – Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я. (12) – У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, – сказал он. (13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках

(17) – Здорово! – сказал я.

(18) – Здорово! – сказал он.

(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить.

(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.

(22) – Потерплю, – сказал Славка. (23) – Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.

(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.

(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх – у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.

(33)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (36)Если бы им удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника.

(По В. Конецкому*)

*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002 гг.) - прозаик, сценарист

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Автор текста, как и Слава, служил во флоте.

2) Экипаж отказался покинуть лодку, потому что у многих на фуражках были неформенные козырьки.

3) У Славы были проблемы со здоровьем, но он не хотел оставлять службу на подлодке.

4) Слава был старшим помощником командира подлодки.

5) Слава погиб, но его подчинённые сумели покинуть лодку.

Ответ: __________________.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 5-8 включают описание.

2) Предложение 21 объясняет содержание предложения 20.

3) Предложения 25–28 включают повествование.

4) Предложение 32 содержит вывод рассуждения.

5) Предложения 1-3 содержат повествование.

Ответ: _________________.

24. Укажите слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите его.

шёл (предложение 5)

выглядывали (предложение 7)

корабль (предложение 15)

ступенька (предложение 33)

Ответ: _______________.

25. Среди предложений 29–35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________.

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру

«Рассказ о погибшем друге В. Конецкий начинает с описания его внешнего вида. Описывая «совершенно неформенную» одежду морского офицера, автор использует лексическое средство — (А)_____ («наплевав» в предло-жении 5). С помощью такого приёма, как (Б)_____ (в предложении 6), в этом описании поначалу создаётся образ офицера, пренебрегающего прави-лами. Однако автор хорошо видит основную черту погибшего друга и, на-зывая её, использует троп — (В)_____ («хранил в сердце верность романти-ке» в предложении 10). Сквозь лаконичный, по-мужски сдержанный рас-сказ о гибели друга прорываются эмоции автора, о чём свидетельствуют короткие, отрывистые предложения и приём —(Г)_____ (предложения 26-27)».

Список терминов:

1) умолчание

2) противопоставление

3) гипербола

4) парцелляция

5) эпитеты

6) просторечное слово

7) экспрессивный повтор

8) риторический вопрос

9) метафора

Ответ:

А Б В Г
       

 

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: