1. Перечислите общедидактические и частнометодические принципы обучения. Раскройте сущность одного-двух принципов, вытекающих из специфики предмета «русский язык».
Общедидактическими принципами являются: научность, систематичность и последовательность, преемственность и перспективность, доступность, связь теории с практикой, учет индивидуальных особенностей учащихся, наглядность.
В методике русского языка общедидактические принципы конкретизируются и раскрываются на материале русского языка.
Частнометодическими принципами, обусловленными спецификой русского языка, являются: взаимосвязь изучения грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, фонетики и морфологии, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации; связь уроков по русскому языку с работой по развитию речи; принцип стилистической направленности в преподавании русского языка, взаимосвязи в развитии устной и письменной речи, изучение пунктуации с обучением выразительному чтению и др.
Так, например, изучение синтаксиса в тесной связи с морфологией обусловлено тем, что в основе многих синтаксических категорий лежат категории морфологические.
Так, например, в определении понятия членов предложения наряду с другими признаками обычно выявляется их роль в предложении и словосочетании.
Имя существительное выполняет в предложении роль подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства; прилагательное – определения и сказуемого; глагол – сказуемого; наречие – обстоятельства. Некоторые морфологические категории, как, например, падеж имени существительного, время и наклонение глагола, предлог, союз, рассматриваются, главным образом в синтаксическом плане.
2. Дайте определение термина «орфограмма».
Орфограмма - правильное написание, которое выбирается из нескольких возможных и основывается на закрепленном в системе орфографии правиле.
Например, в слове «бе с предельный» содержится орфограмма «Правописание приставок, оканчивающихся на сгласный -с-, з-», которая определяет написание буквы -с- на конце приставки «бес», т.к. корень слова начинается с глухого согласного -п-.
3. Выполняя грамматическое задание к контрольному диктанту, ученик 5-го класса квалифицировал слова купаться и покупка как однокоренные. Назовите причину ошибки. Используя в качестве дидактического материала пары слов виновный – винный, горный – горький, водянистый – водительский, ранний – ранить составьте упражнение, способствующее предупреждению появления ошибок такого типа.
Ученик отнес слова «купатьс»я и «покупка» на основе формального сходства корней (звуковой и буквенный состав корня) без учета различий в их семантике.
На основе приведенных пар неоднокоренных слов можно составить упражнения со следующими заданиями: введите слова в словосочетания или предложения; подберите однокоренные слова.
4. Рядом с цифрой, обозначающей номер вопроса, запишите букву
(А, Б, В), соответствующую правильному ответу на поставленный вопрос.
1В | 4А | 7Б | 10А | 13А |
2Б | 5В | 8В | 11А | 14В |
3В | 6А | 9Б | 12Б | 15Б |
Методические указания к выполнению
Модульного контроля по дисциплине
«Методика преподавания русского языка в школе»
Учебным планом предусмотрен дифференцированный зачет.
При выставлении итоговой оценки по результатам модульного контроля учитываются следующие параметры: посещение лекций и практических занятий, самостоятельная работа (написание реферата, составление конспектов уроков), контрольная работа.
Перечень тем, выносимых на модульный контроль, охватывает все темы, пройденные в течение семестра. Перечень вопросов, предлагаемых студентам в ходе модульного контроля, включает основные вопросы по каждой теме, пройденной к моменту модульного контроля. Контрольные вопросы сообщаются студентам заранее (список представлен), однако возможна корректировка заданий, обусловленная реальной ситуацией, и об этом сообщается студентам. Изменение формулировок вопросов специально оговаривается в процессе обучения на лекциях, практических занятиях, консультациях.
Модульный контроль (контрольная работа) проводится под руководством и контролем преподавателя. При этом студентам не разрешается пользоваться несанкционированными материалами, а именно: учебниками, словарями, конспектами лекций.
Пересдача модульного контроля не допускается.