В доме Матфия за Явеш-Гилеадом




 

13 декабря 1945

 

Глубокая лесистая долина, в которой расположен Явеш-Гилеад, звучит многократным эхо вздувшихся маленьких потоков, которые, пенясь, текут к протекающему поблизости Иордану. Тусклые сумерки и пасмурный день усиливают мрачное впечатление от леса и село, таким образом, выглядит на первый взгляд печальным и негостеприимным.

Фома, который всегда пребывает в хорошем настроении, несмотря на то, что его одежда промокла так, как если бы ее достали из стирального корыта, и он покрыт грязью с головы до ног, говорит: «Х’м! Я бы не хотел, чтобы это село мстило за себя нам из-за неприятных неожиданностей, которые им преподнес Израиль. Хорошо, пойдем и будем страдать за Господа».

Люди не убили их, это верно, но они прогнали апостолов отовсюду, называя их ворами и еще более худшими именами, а Филиппу и Матфею пришлось бежать во всю мочь, чтобы избавиться от большой собаки, которую натравил на них пастух, когда они постучали в дверь его кошары, прося убежища на ночь «хотя бы под навесом для овец».

«Что же нам теперь делать?»

«У нас нет хлеба».

«И нет денег. А без денег мы не найдем ни хлеба, ни жилья».

«Мы промокли до нитки, замерзли и голодны».

«Темнеет. Хороший у нас будет вид завтра утром, после ночи проведенной в лесу».

Семеро из Двенадцати открыто ворчат, трое явно недовольны, даже если не говорят об этом, Симон Зелот идет с опущенной головой и выражение его лица не видно. Иоанн сильно смущен и с печальным выражением лица бросает быстрые взгляды поочередно на Иисуса и на ворчунов. Иисус продолжает идти и лично стучаться в каждую дверь, или потому, что апостолы отказываются делать это, или потому что делают это со страхом. Поэтому Он терпеливо идет по маленьким улочкам, которые превратились в скользкое грязное болото, но везде встречает отказ.

Они дошли до конца села, где долина расширяется, превращаясь в пастбища равнины Трансиордании. Осталось всего несколько домов… и в каждом их ждет разочарование…

«Давайте поищем на полях. Иоанн, ты сможешь взобраться на тот вяз? С его вершины ты сможешь увидеть».

«Да, мой Господь».

«Вяз скользкий из-за дождя. Он не сможет взобраться на него и поранится. А у нас, таким образом, будет еще один раненый спутник», - ворчит Петр.

И Иисус кротко отвечает: «Тогда Я поднимусь на него».

«Ни в коем случае!» - кричат все они хором. И рыбаки кричат громче остальных, добавляя: «Если это опасно для нас, рыбаков, как Ты надеешься сделать это, если Ты никогда не взбирался на мачты или по веревкам?»

«Я собирался сделать это ради вас, чтобы найти для вас убежище. Я не возражаю, не дождь беспокоит Меня…» Какая большая печаль! Какая печаль, молящая о любви и понимании, в Его голосе!

Некоторые услышали и замолчали. Варфоломей и Матфей говорят: «Сейчас уже слишком поздно делать что-нибудь. Решение надо было принимать раньше».

«Конечно! А не руководствоваться капризом, решив уйти из Пеллы, когда уже шел дождь. Ты был упрямым и безрассудным, и теперь мы все расплачиваемся за это. Что Ты можешь сейчас сделать? Если бы наш кошелек был полон, все дома были бы открыты для нас. Но Ты!... Почему Ты не сотворишь чуда, хотя бы одного чуда для Твоих апостолов, поскольку Ты творишь чудеса даже для недостойных людей?» - говорит Иуда Искариот, жестикулируя как сумасшедший. Он так агрессивен, что остальные, хотя они более или менее согласны с ним, чувствуют, что необходимо напомнить ему об уважении к Учителю.

Иисус уже похож на Осужденного, кротко взирающего на Своих палачей. Он молчит. Это молчание, которое уже некоторое время становится все более и более частым у Иисуса, предваряет Его «великое молчание» перед Синедрионом, Пилатом и Иродом, заставляет меня чувствовать жалость к Нему. Оно напоминает мне молчаливые паузы в стонах умирающего человека, причиной которых является не смягчение болей, а вступление в преддверие смерти. Молчание Иисуса более красноречиво, чем слова, так как оно выражает всю Его печаль о недостатке любви и понимания у людей. И из-за Своей безответной кротости и низкого положения Его головы, Он выглядит так, как если бы Он уже был закован в цепи и передан человеческой ненависти.

«Почему Ты не говоришь?» - спрашивают они у Него.

«Потому что Я произнес бы слова, которые ваши сердца не поняли бы в данную минуту… Пойдем. Мы будем идти, чтобы не замерзнуть… И простите Меня…»

Он быстро поворачивается и продолжает вести группу, некоторые из членов которой жалеют Его, некоторые обвиняют, другие же возражают своим товарищам.

Иоанн медленно отстает от группы, стараясь остаться незамеченным. Затем он подходит к очень высокому дереву, тополю, я думаю, или ясеню, и, сняв свою мантию и тунику, начинает взбираться по нему, полуголый, прилагая большие усилия, пока не достигает первых ветвей, облегчающих его подъем. Теперь он взбирается на дерево быстро как кошка. Иногда он поскальзывается, но немедленно вновь концентрируется и достигает почти самой вершины. Он обозревает горизонт в последнем свете дня, который сейчас яснее здесь, на открытой равнине, чем в долине, также потому, что темные тучи поредели. Он смотрит внимательно по всем направлениям и, наконец, делает радостный жест. Стремительно соскальзывает на землю, надевает свою одежду и бежит вдогонку за группой, настигает своих товарищей, обгоняет их и вскоре оказывается рядом с Учителем Тяжело дыша, после усилий подъема и бега, он говорит: Там хижина, Господь… хижина на востоке… Но мы должны повернуть обратно… Я взобрался на дерево… Пойдем…»

«Я иду с Иоанном в эту сторону. Если вы хотите пойти с нами, то идите, в противном случае продолжайте идти, как шли, до следующей деревни у реки. Мы встретимся там», - серьезно и решительно говорит Иисус.

Промокшие под дождем, все они следуют за Ним через поля.

«Но мы идем обратно к Явешу!»

«Я не вижу каких-либо домов…», «Мне интересно, что увидел мальчик!»

«Возможно навес», «Или лачугу прокаженного».

«Мы насквозь промокнем. Эти поля подобны губкам», - ворчат апостолы.

Но за рощицей появляется не навес и не избушка прокаженного. Это хижина, низкая большая хижина, похожая на бедную кошару, крытую наполовину тростником, и с глиняными стенами, которые едва поддерживают четыре опоры из грубого камня. Изгородь из кольев окружает лачугу, а внутри ее растут овощи, с листьев которых капает вода.

Иоанн окликает хозяина. Из хижины выходит старик. «Кто это?»

«Паломники, идущие в Иерусалим. Дай нам приют во имя Божие!» - говорит Иисус.

«Конечно. Это мой долг. Но вам не повезло. У меня маленькая комната и нет кроватей».

«Это не имеет значения. У тебя, по крайней мере, будет огонь».

Человек сам подходит к воротам и открывает их. «Входите, и да пребудет с вами мир».

Они проходят через крошечный огород, входят в единственную комнату, которая одновременно является кухней и спальней. В очаге горит огонь. Здесь царят порядок и бедность и нет ни одной кухонной принадлежности сверх необходимого.

«Видите! Только сердце у меня широкое и богатое. Но если вы хотите лучшим образом использовать это… У вас есть хлеб?»

«Нет. Только горсть олив…»

«У меня не хватит хлеба на всех. Я приготовлю что-нибудь с молоком. У меня две овцы. Их мне достаточно. Я пойду подоить их. Вы не дадите мне ваши мантии? Я повешу их в кошаре, сзади. Они немного подсохнут, а завтра мы их досушим на огне».

Старик выходит, нагруженный мокрой одеждой. Все встали у огня, наслаждаясь теплом.

Старик возвращается с грубым матом, который он кладет на пол. «Снимите ваши сандалии, я отмою их от грязи и повешу, чтобы они высохли. И дам вам немного теплой воды, чтобы вы могли помыть свои ноги. Мат грубый, но он чистый и толстый. Вам на нем будет удобнее, чем на холодном полу».

Он взял котелок полный зеленоватой воды, в которой варились овощи, и выливает половину ее в таз, а другую половину в другой сосуд. Затем добавляет холодной воды и говорит: «Вот вам, пожалуйста. Это освежит вас. Помойте ноги. Вот чистая ткань».

Одновременно он хлопочет у очага. Разжигает огонь, наливает в горшок молоко и ставит его на огонь. И как только оно начинает закипать, он добавляет в него какие-то семена, которые выглядят как молотый ячмень или пшено, и размешивает кашеобразную массу.

Иисус, Который одним из первых помылся, подходит к нему: «Да вознаградит тебя Бог за твое милосердие».

«Я только возвращаю то, что получил от Него. Я был прокаженным. Я был прокаженным с тридцати семи лет до пятьдесят первого года моей жизни. Затем я исцелился. Но в деревне я обнаружил, что моя жена и родственники умерли, а мой дом разворовали. Во всяком случае, я был “прокаженным”… Поэтому я пришел сюда,. построил здесь свой дом сам и с Божьей помощью. Сначала я устроил шалаш из болотного тростника, затем построил деревянный. Затем возвел стены… Что-нибудь новое каждый год. В последний год я построил загон для овец. Я купил их, продавая маты и деревянную посуду, которую я делаю. У меня есть яблоня, груша, смоковница и виноградная лоза. Я выращиваю овощи перед домом и у меня есть небольшое ячменное поле на задворье. У меня четыре пары голубей и две овцы. В скором времени у меня будут ягнята. И я надеюсь, что в этот раз будут овечки. Я благословляю Господа и не прошу большего. А кто Ты?»

«Галилеянин. У тебя есть предубеждение против них?»

«Ничуть, хотя я иудей по происхождению. Если бы у меня были дети, я бы хотел иметь одного, такого как Ты… Теперь я отец для моих голубок… Я привык к одиночеству».

«А в праздники?»

«Я наполняю кормушки и ухожу. Я нанимаю осла. Я бегу туда, делаю то, что я должен делать, и возвращаюсь. У меня ни разу не украли и листа. Бог добрый».

«Да, как к тем, кто хорошие, так и к тем, которые не очень хороши. Но хорошие люди находятся под Его крыльями».

«Да, Исайя тоже говорит это… Он защищал меня, Он делал это».

«Но ты был прокаженным», - замечает Фома.

«И я стал нищим и остался один. Но, по благодати Божьей, вновь стал человеком и имею кров и хлеб. Иов был для меня примером в моих несчастьях. Я надеюсь заслужить благословение Божье, как и он, не в богатстве, но в благодати».

«Ты получишь ее. Ты праведник. Как тебя зовут?»

«Матфием». Он снимает с огня горшок и ставит его на стол. Добавляет масло и мед, вновь ставит его на огонь и говорит: У меня только шесть штук столовой посуды, тарелок и чаш, вы должны будете есть по очереди».

«А как же ты?»

«Хозяин, принимающий гостей, обслуживается последним. Первыми – братья, посланные Богом. Здесь это вы. Каша готова. Она будет для вас полезна». И он наливает полные черпаки горячей каши, от которой идет пар, в четыре тарелки и две чашки. В деревянных ложках нет недостатка.

Иисус советует молодым поесть.

«Нет, Ты должен поесть, Учитель», - говорит Иоанн.

«Нет. Пусть лучше Иуда наестся досыта, так чтобы он мог понять, что еда для детей есть всегда».

Иуда меняется в цвете, но ест.

«Ты раввин?»

«Да, а это Мои ученики».

«Я ходил к Крестителю, когда был в Вифаваре. Тебе известно что-нибудь о Мессии? Говорят, что Он существует, и что Иоанн указал на Него. Когда я иду в Иерусалим, я всегда надеюсь увидеть Его. Но мне это никогда не удается. Я исполняю обряд и не остаюсь там. Возможно, из-за этого я никогда не видел Его. Я в изоляции и здесь и там… Люди в Перее не хорошие. Я говорил с несколькими пастухами, которые приходят сюда пасти. Они знают Его и рассказали мне о Нем. Какие чудесные слова! Представляю, какие они прекрасные, должно быть, когда их произносит Он!...»

Иисус не открывает Себя. Сейчас Его очередь есть, и Он мирно вкушает пищу рядом с добрым стариком.

«А теперь? Что мы будем делать с постелями? Я дам вам мою постель, но она только одна… Я пойду в кошару».

«Нет, мы пойдем туда. Сена вполне достаточно для тех, кто устал».

Трапеза закончилась, и они решили лечь, чтобы на рассвете быть готовыми продолжить свой путь. Но старик настоял, чтобы Матфей, который сильно простудился, спал в его постели.

………….

 

Но на рассвете дождь льет как из ведра. Как они могут уйти в такой сильный дождь? Они послушали старика и остались. Тем временем они чистят щеткой свои одежды и сушат их, смазывают свои сандалии и остальное. Старик снова сварил на всех ячменную кашу в молоке и зарывает несколько яблок в горячий пепел. Такова их пища и они ели ее, когда услышали голос снаружи.

«Еще один паломник? Что мы будем делать?» - говорит старик. Но он встает, закутывается в грубое шерстяное водостойкое одеяло, и выходит. На кухне тепло, но нет хорошего настроения. Иисус молчит.

Старик возвращается с широко раскрытыми глазами. Он смотрит на Иисуса, а затем на остальных. Он кажется испуганным… и выглядит неуверенным и пытливым. Наконец он говорит: «Среди вас Мессия? Скажите мне, потому что люди из Пеллы ищут Его, чтобы поклоняться Ему из-за великого чуда, которое Он сотворил. Они всю ночь стучали в двери всех домов до самой реки, до самой первой деревни… Сейчас, возвращаясь назад, они подумали обо мне. Кто-то указал им на мой дом. Они снаружи, в повозках. Большая толпа!»

Иисус встает. Двенадцать говорят: «Не выходи. Если Ты сказал, что мудро избежать остановки в Пелле, то не имеет смысла показываться сейчас».

«Так и есть! О, Благословенный! Благословен Ты и Тот, Кто послал Тебя ко мне. Принимать Тебя! Ты Ребе Иисус, Который…О!» Старик стоит на коленях, а его лоб касается пола.

«Да, это Я. Но позволь Мне пойти к тем, кто искали Меня. Затем Я приду к тебе, мой хороший человек». Он высвобождает Свои лодыжки из рук старика и выходит в затопленный огород.

Вот Он! Осанна!» Люди выпрыгивают из повозок. Это мужчины и женщины, юный слепой парень, исцеленный вчера и его мать, а также женщина из Герасены. Они падают на колени, не обращая внимания на грязь и умоляют: «Вернись с нами в Пеллу».

«Нет, В Явеш, кричат другие, очевидно приехавшие из этого места. «Мы хотим Тебя! Мы сожалеем, что прогнали Тебя!» - кричат те, кто из Явеша.

«Нет, В Пеллу с нами, так как Твое чудо все еще живо там. Ты дал свет их глазам. Дай свет нашим душам».

«Я не могу. Я иду в Иерусалим. Вы найдете Меня там».

«Ты гневаешься на нас, потому что мы прогнали Тебя».

«Ты раздражен, потому что знаешь, что мы поверили клевете грешников».

Лицо Матери Марка все покрыто слезами.

«Джая, пожалуйста скажи Тому, Кто любит тебя, чтобы Он вернулся».

«Вы найдете Меня в Иерусалиме. Идите и будьте стойкими. Не будьте подобными ветрам, которые дуют по всем направлениям. До свидания».

«Нет. Пойдем. Мы похитим Тебя, если Ты не придешь».

«Вы не должны поднимать на Меня руку. Это идолопоклонство, а не вера. Вера верит, даже не видя. Она пребывает, даже если ее преследуют. Она возрастает и становится крепче даже без чудес. Я останусь с Матфием, который поверил, ничего не видя, потому что он праведник.

«Хотя бы прими наши дары: деньги и хлеб. Нам сказали, что Ты отдал все, что у Тебя было Джае и его матери. Возьми повозку. Ты можешь путешествовать в ней. Ты оставишь ее в Иерихоне, у Тимония, хозяина постоялого двора. Возьми ее. Идет дождь и он будет идти еще долго. Ты будешь укрыт и будешь путешествовать быстрее. Дай нам знак, что Ты не ненавидишь нас».

Они находятся по другую сторону изгороди, Иисус на этой стороне: они смотрят друг на друга и те, кто по другую сторону, полны возбуждения. За Иисусом находится старый Матфий, стоящий на коленях с широко раскрытым ртом, а затем апостолы, которые все стоят.

Иисус протягивает Свою руку и говорит: «Я приму ваше пожертвование для бедных. Но Я не приму повозки. Я Бедняк среди бедняков. Пожалуйста, не настаивайте. Джая, и ты, женщина, и ты из Герасы, идите сюда, чтобы Я мог дать вам особое благословение». И когда они приблизились к Нему, так как Матфий открыл калитку в изгороди, Он ласкает, благословляет и отпускает их. Затем Он благословляет всех тех, кто столпились у ворот, чтобы дать апостолам деньги и продукты и отпускает их.

Затем Он возвращается в дом…

«Почему Ты не поговорил с ними?»

«Чудо с двумя слепыми людьми и есть Моя проповедь».

«Почему Ты не принял повозку?»

«Потому что лучше путешествовать пешком». И Он обращается к Матфию: «Я хотел бы вознаградить тебя Своими благословениями. Теперь Я могу добавить немного денег, чтобы покрыть расходы, которые тебе пришлось понести…»

«Нет, Господь Иисус… Я не желаю этого, Я сделал это от всего сердца. И я делаю это сейчас, чтобы служить Господу. Господь не платит. Он не обязан платить. Я получил, а не ты! О! Этот день! Он перейдет со мной, воспоминания о нем, в следующую жизнь!»

«Ты прав! Ты найдешь свое милосердие к паломникам написанным на Небесах, так же как твою скорую и безоговорочную веру… Как только немного прояснится, Я покину тебя. Те люди могут вернуться. Они настаивают, пока они разбужены чудом, затем они становятся такими же апатичными и вялыми, какими были прежде, или даже враждебными. До сих пор Я останавливался, пытаясь обратить их. Сейчас Я иду и прохожу мимо, не останавливаясь. Я иду к Своей участи, которая подгоняет Меня. Бог и человек призывают Меня, и Я больше не могу останавливаться. Любовь и ненависть подгоняют Меня. Пусть те, кто любит Меня, следуют за Мной. Но Учитель больше не будет бегать за непослушными овцами».

«Они не любят Тебя, божественный Учитель?» - спрашивает Матфий.

«Они не понимают Меня».

«Они грешны».

«Похоть превращает их в глупцов».

Старый Матфий больше не осмеливается быть таким доверительным, как раньше. Кажется, что он стоит перед алтарем. Иисус, наоборот, поскольку Он больше не Неизвестный, менее сдержан и говорит со стариком так, как если бы он был родственником.

Так проходят часы до раннего полудня. Облака начинают рассеиваться, обещая прекращение дождя. Иисус приказывает тронуться в путь. И пока старик пошел за сухими мантиями, Он кладет несколько монет в ящик, и немного хлеба и сыра кладет в кухонный шкаф. Старик возвращается, и Иисус благословляет его. Затем Он снова выходит на дорогу, оборачиваясь вновь и вновь, чтобы посмотреть на белую голову, склонившуюся на темную изгородь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: