Атеизм: на новые рубежи?




После смерти незабвенного профессора Виктора Носовича - очень популярного в свое время у нас философа-религиоведа и автора хороших учебников на темы истории религии - почти никого не осталось, кто еще осмеливается иногда публиковать статьи на атеистические темы. Я до сих пор с теплотой вспоминаю беседы с Виктором Ивановичем и должен признать, что не без его участия формировался мой духовный потенциал.

Из тех людей, кто пятнадцать лет назад входил в состав Советов по атеизму при райкомах и горкомах коммунистической партии, никто сегодня не ведет активной антирелигиозной работы. Некоторые из них собираются иногда в кафе или у себя на дому, обмениваются рассуждениями о жизни, и все. Кое-кто уже и умер, кто-то уехал, напрочь отошел от дел. Молчат и газеты, радио, телевидение. Впрочем, нет, пару раз в газетах прошли статьи, в которых личности, скажем так - материалистического толка, глубоко возмущались расцветом, точнее вахканалией, откровенно мистических легенд, которыми дурят ныне людей. Мифотворчеством и оккультизмом. Но если попросить кого-либо из активных деятелей атеистического фронта того времени сегодня выступить с какой-либо атеистической статьей, боюсь, ничего, кроме обидной фиги, замаскированной занятостью, отсутствием литературного дара и прочего не получишь. Увернутся. Времена для такой пропаганды не те. Якобы.

А Советы по делам религии и атеизма занимались не только пропагандой, но и работами над формированием новых обрядов, традиций, ритуалов. Если бы вы знали, какие страсти тут у атеистов разгорались! Но кое-что из советских традиций действительно осталось и по-прежнему представлено даже в нашем мире молодой демократии и недоразвитого капитализма.

Было сообщение, что в Эстонии создано Общество свободомыслящих, и во главе его стояли молодые люди из Таллинна и Тарту. Оно даже вошло в некий международный Союз свободомыслящих, который действительно в мире есть. Однако последние три года об этом обществе у нас ничего не слышно. Рассосалось, как и многие другие организации подобного, как бы не современного плана.

Но речь об атеизме все равно придется вести, потому что от иных, не религиозных взглядов на мир, человечество никогда не сможет отказаться, это крайне необходимо для его полноценного развития, ибо нет самых правильных взглядов и нет абсолютно неправильных, потому что проблема заключается в определении самой правильности. Сегодня разумнее вести речь о "мягком" атеизме, без оголтелости и воинственной навязываемости нерелигиозных концепций. Лучше говорить о другом, нерелигиозном взгляде на мир, природу и человека. Сегодня мы с абсолютной достоверностью знаем, что человек должен воспринимать себя частью Природы, а не ее господином, как думал Фрэнсис Бэкон или учила христианская традиция.

В свое время я же писал, что место для Бога в жизни человека будет всегда. Говоря философски, Бог - это та избыточность существования человека, которая получается из того, что никогда не удается проникнуть в сущность явления. Мы - в вечном движении к познанию истины и слова. В этом процессе только указывают на нечто, что должно было бы быть истиной, но ничего не объясняют. А хочется, чтобы объяснили и расставили точки над "i".

Избыточность - это то, что заставляет людей придумывать мифы и затем управляться этими мифами. Мифы нами командуют.

С Богом просто. Если что-либо не получается, то - так пожелал Господь, и ничего не попишешь. В то же время без Бога интересней. Но не в плане ницшеанского "Если Бога нет, то все позволено". Человек сам для себя Бог, и освободиться от собственного мнения и мнения других на что-либо он никогда не сможет. Воинственность коммунистического атеизма была порождена временем. Когда он начинался, за религиозностью прочно закрепилась тенденция к мракобесию. Религия действительно мешала развитию общества и науки. Но со временем выяснилось следующее. Большинство людей по своей сути арелигиозны. Подавляющее большинство современных людей к религии относятся равнодушно, она - просто старинный обряд, интересная сказка. Поэтому в умах людей фактически наличествует причудливое переплетение божественных и небожественных, но все равно мифов. Именно тех мифов, которые нами и управляют, не так ли?

Между прочим со временем вся атеистическая работа наших материалистов выродилась в изложение истории религии, ее конфессий (и это было самым интересным), в информирование о текущем состоянии существующих церквей. Тема эта была как бы табуирована, и потому взгляд на то, о чем широко не говорят, всегда был любопытен. Он делал нашу текущую преснятину жизни поинтересней. Лекции именно о том, как существуют храмы за окном в условиях победившего социализма, собирали полные залы слушателей.

Сегодня религия в системе европейской культуры совсем не то, что она собою представляла в период расцвета ее власти в средние века.

Религиозность человека стала частью некоего ритуала, своего рода системой приседаний, с помощью которых человек показывает свою нормальность и соответствие некоторым стандартам общества. Осмелюсь повторить, что подавляющее большинство людей в Бога не верит, а воспринимает последнего как символ, перед которым надо снимать шляпу и шаркать ножкой, чтобы быть, как все. Если ты, как все - на тебя не показывают пальцем, и делай, что хочешь. Вот она - свобода!

Но это и ответственность. Под руководством отца Игоря из Маардуской православной церкви в Школе практической психологии Международной Академии психологических наук недавно была защищена дипломная работа, в которой рассматривался феномен тревожности у христиан и неверующих. Оказалось, что церковь действительно демонстрирует сильный психотерапевтический потенциал, давая человеку некоторое успокоение и уверенность в мире, полном неопределенности и ответственности, которая для многих кажется чрезмерной. Так, верующие люди менее тревожны по поводу своей жизни, чем неверующие, и разница здесь весьма заметна.

Поэтому количество прихожан русской православной церкви в Эстонии сегодня увеличивается. Возможно, люди в ее стенах сегодня ищут не только покоя, но демонстрируют протест против того несправедливого, что, по их мнению, делают с ними нынешние власти предержащие.

Количество прихожан увеличивается сегодня не только у православных, но и у иеговистов и мусульман. Это, так сказать, работает отлаженный спрос, когда в условиях государственного атеизма советской системы нельзя полностью удовлетворить свои религиозные потребности. Но и у них скоро начнется то, что докажет правильность моих слов - подавляющее большинство наших современников - стихийные атеисты и к религии равнодушны.

Уменьшается количество лютеран. А это - головная религиозная конфессия в республике. В 1939 году их было 857 000 человек, в 1986 году - 53 000, в 1990-м наметился понятный взлет числа лютеран - почти 60 000, а сегодня - снова 53 тысячи. У них действует факультет в Тартуском университете, свой теологический институт. И все-таки количество прихожан уменьшается. Лютеранство входит в канву национальной культуры республики, и потому нет ничего удивительного, что практически все важные мероприятия в индивидуальной и общественной жизни не обходятся без участия паспорта. Идет и религиозное образование детей - в частности при Домской церкви в Таллинне активно действует воскресная школа, поддерживающая тесные связи с такой же школой в Хельсинки.

Религия - это еще и бизнес. В среднем в год верующий лютеранин приносит на алтарь прихода не меньше трех сотен крон, а если учесть и разовые пожертвования непостоянных прихожан, которых как раз и большинство, то в совокупности набегает восемнадцать миллионов крон годового дохода. Это те деньги, управляя которыми, можно получать еще деньги. Что и имеет место.

Ничуть не меньше доходы православной церкви Эстонии. Число православных сейчас - сорок тысяч человек, что в пять раз меньше, чем было шестьдесят лет назад, но в два раза больше, чем это было пятнадцать лет назад. Доходы этой конфессии были бы ничуть не меньше, чем у лютеран, если бы не раскол. Было из-за чего воевать, а не только из-за политики.

Оказывается, самая богатая страна по доходу на душу населения в мире вовсе не Кувейт, Оман и не Эмираты, а Ватикан: двести десять миллиардов долларов общего капитала, дающего ежегодно до восьми миллиардов чистого дохода, надо разложить на полторы тысячи граждан этой крошечной страны, вмещающейся в сорок два дома!

В советское время в Эстонии насчитывалось девять конфессий, то бишь религиозных направлений, а сегодня уже полтора десятка зарегистрированных. Очень активно работают иеговисты, систематически на наших берегах высаживаются эмиссары секты мормонов - одинаково приличные мальчики с полевыми сумками через плечо или с рюкзаками за спиной, а методисты достраивают шикарное молельное здание на Уус-Садама. Модерновый проект, выдающееся архитектурное сооружение, о достоинствах которого еще будет написано.

Религиозная идеология имеет не только чисто психотерапевтические позитивы, но и прекрасные педагогические наработки. Которые работают! Во многих религиозных концептах путь к верному служению Богу лежит через честный труд. Так у лютеран, а сегодня особенно у баптистов и иеговистов. Если у вас в фирме работают баптисты, это избавляет работодателя от разрешения таких проблем с людьми, как непорядочные исполнение своих обязанностей, сквернословие, прогулы, пьянки, разгул и разврат. Единственная неприятность - баптисты отказываются работать в субботу. Святой день.

Я прошелся по некоторым молельным домам Таллинна. Возле молельного дома иеговистов в Рахумяэ - скромного и очень культурно построенного чистого дома - море автомашин. Сегодня иеговистов у нас около восьми тысяч человек, в то время как в советское время их было человек сто двадцать и они находились в подполье. Это богатая и распространенная по всему миру церковь, активно работающая по завлечению новых душ. Особенно молодых. За молодых борются и современные модернистские евангелические секты, представители которых постоянно крутятся в нашей молодежной среде. Но молодежь сегодня скептична и прагматична, для нее церковь должн быть интересна и давать что-то реальное, полезное для жизни. Любопытно, что новые церкви активно создаются и распространяют свое влияние через Интернет. Рассказывают, что в одной нашей местной церкви создан приют для бездомных или нуждающихся в поддержке детей. Пытался говорить с одной девчонкой, которая, по слухам, как раз там часто и живет, но та наотрез отказалась что-либо рассказывать. Но то, что христиане разных толков искренне помогают страждущим, - факт. Деньги со всего мира есть - чего же не помочь?

Баптистский молельный дом Олевисте - самое большое молельное сооружение баптистов во всей Северной Европе. Хорошо оснащен современной аудиовизуальной техникой, синхронным переводом. В свое время здесь выступал небезызвестный американский проповедник Билли Грехем. Об этом писали наши газеты почти двадцать лет назад. У баптистов в Эстонии есть свое радио, работает библейская школа и Высший религиозный семинар. Обучение там идет четыре года, и среди основных дисциплин преподают общую теологию, религиозную педагогику и пасторскую риторику. Дают дипломы о высшем образовании и степени бакалавра.

Но народу на посещенных мною службах было мало - не более тридцати человек. Возможно, это было связано с теплой погодой всего нынешнего лета. Потому и проповеди - отдельно для зрелых прихожан и отдельно для молодых - проходят не в главном зале на полторы тысячи человек, а в соседнем приделе Девы Марии. Контингент слушателей обязательно включает в себя не только экзальтированных и эмоционально малоустойчивых субъектов, но и просто психически нестабильные личности. Никакого возвышенного чистого впечатления я не получил от прослушанных служб - на всем лежал отпечаток чисто медицинской проблематики. Хотя в самих проповедях речь шла типично о моральных проблемах человека и человечества.

Наряду с иеговистами многолюдно только в православных русских храмах, но там больше и любопытных, и туристов со всех концов мира.

Не хочу сказать, что время вообще какой-либо церкви проходит безвозвратно. Сегодня церковь есть фирма, и существовать она будет дальше по законам капиталистического предприятия, а это значит - вечно. А вот что касается религии, то тут другое - она для души и для экзотики, как сказка. Время искреннего серьезного отношения к ней проходит на самом деле. Увеличивается количество людей, которые плавно дрейфуют из одной конфессии в другую или одновременно слушают проповеди в разных церквах. И когда с ними беседуешь на тему: почему это так - нет верности чему-то одному, - они говорят, что Бог все равно един, а когда ходишь по храмам, самое интересное - это беседы с такими же стариками и старушками, как и они сами, встречи с подругами, знакомыми и друзьями. А потом можно зайти в кафе и хоть раз в неделю отвести душу в компании. Общение - вот что еще дает храм.

Вообще, современному человеку проще жить, не прикипая душой к каким-либо конкретным идеологическим взглядам, которые выстраивают стройную познавательно-объяснительную картину мира. Человеку интереснее всего просто жить, не мороча себе голову чрезмерно важными идеями, а только удовлетворяя свои любопытство или желания. Что еще нужно для счастья, кроме обычной жизни, сдобренной пряной сказкой?

Поэтому и атеизм сегодня - одна из равных среди других концепций, вписывающих человека в бытие. Наука и магия - разные способы организации картины мира и получения знаний о нем, основанные на одних и тех же базовых мыслительных процедурах. А ученые, которые стоят вне религии, создают не новую религию, типа сайентологии, а имеют возможность смелее заглядывать за горизонт изведанного.

Свободомыслие - вот что такое атеизм в современности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.secularism.ru/

Атеизм основоположников марксизма

Возникновение первого в истории научного мировоззрения - диалектического и исторического материализма - привело к появлению подлинно научной формы атеизма как неотъемлемой черты мировоззрения пролетариата.

Возникновение новой формы атеизма было обусловлено социально-экономическими сдвигами, затронувшими наиболее развитые страны Европы. Быстрое развитие капитализма в первой половине XIX в., формирование промышленного пролетариата и развертывание его классовой борьбы означали, что на историческую арену вышел новый класс - класс рабочих, мировоззрением которого становится марксизм. Идеологи этого класса, подойдя с новых классовых позиций ко всему, что накопило человечество в философской, общественной и естественнонаучной мысли, выявив тем самым все ценное, созданное учеными и мыслителями прошлого, смогли создать мировоззрение нового типа, отличающееся от всех прошлых теорий своей научной обоснованностью.

Если социальной основой научного атеизма является рабочий класс, то теоретической его основой является диалектический и исторический материализм. Материалистическое понимание истории дало возможность Марксу и Энгельсу понять религию как своеобразную форму отражения бытия и объяснить ее возникновение и существование материальными условиями жизни общества.

Марксистский атеизм, впитавший в себя и творчески переработавший все ценное, что было создано атеистами прошлого, коренным образом отличается от всех других атеистических учений, как последовательное, строго научное учение.

Домарксистский атеизм видел свою задачу в том, чтобы объяснить религию из ее земной основы, ограничиваясь, таким образом, лишь критикой религии. Марксистский атеизм видит свою задачу не в том, чтобы просто еще раз подвергнуть религию критике, а в том, чтобы революционным путем преобразовать земную жизнь, создать общество, в котором существование религии станет излишним.

Марксистский атеизм является революционным. Он неразрывно связан с революционным движением рабочего класса, с целями и перспективами пролетарской революции.

Марксистский атеизм представляет собой конкретную программу практической деятельности рабочего класса, его партии и государства, а не собрание благих пожеланий, которыми ограничивались атеисты прошлого.

В противоположность предшествующему атеизму, являвшемуся достоянием узкого круга образованных людей, марксистский атеизм обращен к трудящимся и эксплуатируемым и не случайно становится наиболее массовым мировоззрением.

Научный подход к религии дал возможность основоположникам марксизма выяснить действительные причины возникновения религии и пути ее преодоления.

Атеистическая направленность характерна уже для ранних работ Маркса и Энгельса. Конечно, ранние произведения основоположников марксизма следует рассматривать не как изложение взглядов пролетарского атеизма, а только как путь к нему, который вел от атеизма революционно-демократического к атеизму пролетарскому.

Важным этапом в становлении марксистского атеизма явились такие произведения К. Маркса, как "К еврейскому вопросу" (1843) и "К критике гегелевской философии права. Введение" (1843-1844), опубликованные в "Немецко-французских ежегодниках".

В статье "К еврейскому вопросу" Маркс выступает против утверждения младогегельянца Бруно Бауэра о том, что эмансипация евреев, как и всякого другого народа, есть в первую очередь ликвидация религии. Маркс утверждает, что источником социального гнета является не религия, а материальные условия, сложившиеся в обществе. Маркс доказывает, что в условиях современного ему общества политическая эмансипация практически реализуется в праве частной собственности, в то время как для освобождения человека необходимо ее уничтожение. Таким образом, вопрос о преодолении религии впервые поставлен в прямую связь с коренным преобразованием общественного строя.

Эти идеи Маркс развивает в произведении "К критике гегелевской философии права. Введение", где впервые формулируются основные принципы марксистского атеизма. Маркс исходит из того, что не религия создает человека, а человек создает религию, что "религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял" (Маркс К., Энгельс ф. Соч., т. 1,с.414).

Религия возникает не случайно. Она создается обществом, "превратным миром", как его превратное мировоззрение, являющееся общей теорией этого мира. Религиозное убожество Маркс рассматривает как выражение действительного убожества и протест против него. "Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с.415).

Вполне понятно, что предпосылкой критики таких социальных условий является критика религии. Не будучи самоцелью, "борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия" (там же, с. 414-415). Борьба против религии должна быть подчинена общей цели - освобождению народа от угнетения, воспитанию в нем способности к историческому действию. Критика религии сбрасывает с цепей рабства фальшивые цветы, освобождает человека от религиозных иллюзий для того, чтобы он мыслил и действовал, изменяя мир, который его окружает.

Однако Маркс обращает внимание на то, что сама по себе критика современного ему общества еще не решает задач его переустройства, хотя теоретическое решение этих проблем является необходимой предпосылкой их практического решения. "Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" (там же, с. 422).

Маркс доказывает, что только пролетарская революция открывает действительный путь к освобождению общества от религии.

Дальнейшее развитие идей марксистского атеизма мы находим в таких фундаментальных исследованиях основоположников марксизма, как "Святое семейство, или Критика критической критики", "Немецкая идеология", "Крестьянская война в Германии", "Капитал", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Анти-Дюринг", "Диалектика природы" и др.

Если домарксистский атеизм исходил из того, что основой религии является невежество масс и что путь к освобождению от религии лежит в просвещении, то Маркс и Энгельс доказали, что религия возникает в силу действия причин, заложенных в самой организации человеческого общества. Религия не результат невежества или преднамеренного обмана (хотя она вовсе не исключает ни того, ни другого). Она необходимый продукт такого общественного строя, где человек находится в состоянии рабской зависимости от господствующих над ним сил. "...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328).

На ранних стадиях развития человеческого общества, когда природа господствовала над человеком как внешняя сила, еще не познанная им, объектами такого фантастического отражения являлись силы природы. По мере развития человеческого общества наряду с силами природы вскоре объектами такого отражения становятся и общественные силы, господствующие над человеком и также непонятные ему. Таким образом, Маркс и Энгельс, опираясь на материалистическое понимание общественной жизни, впервые в истории сумели объяснить религию из реального процесса развития человеческого общества.

Маркс и Энгельс впервые в истории атеистической мысли установили, что религия возникает как результат действия причин двоякого рода: во-первых, в силу причин социальных и, во-вторых, в силу гносеологических причин. Иначе говоря, религия, с одной стороны, уходит своими корнями в общественную жизнь, с другой - религия имеет корни в познавательной деятельности человека.

В чем же состоят социальные корни религии? Религия, возникнув в первобытном обществе как выражение бессилия людей перед стихийными силами природы, продолжает затем существовать и в последующие исторические эпохи, отражая в фантастической форме бессилие человека перед общественными силами, которые господствуют над ним.

Начиная с рабовладельческого общества, религия отражает и защищает отношения эксплуатации, выступает как орудие духовного угнетения трудящихся.

Социальные корни религии состоят в том, что в условиях классового общества религия защищает интересы господствующих классов, оправдывая все формы эксплуатации и угнетения.

Но если религия коренится в определенной классовой структуре эксплуататорского общества, то это значит, что преодолеть религию только путем распространения просвещения нельзя. Это можно сделать лишь путем уничтожения тех классов, чьи интересы защищает религия и которые поддерживают ее существование.

Религия имеет также и гносеологические корни. Как известно, человек в процессе познания оперирует понятиями. Любое понятие возникает как результат абстракции. Каждый предмет, каждое явление обладают, как неповторимыми, присущими только им признаками, так и признаками повторяющимися, присущими всем явлениям определенного рода. Например, все дома отличаются друг от друга какими-то признаками, но в то же время всем им присуши такие признаки, которые являются общими для всех домов. Общие признаки, присущие всем домам, закрепляются в понятии "дом", причем в процессе образования этого понятия мы абстрагируемся от индивидуальных признаков, присущих отдельным домам. Это отвлечение от действительности создает возможность отрыва понятий от тех явлений, которые отражаются в понятии. Человеческое сознание может произвольно оторвать понятие от реальных вещей, начать рассматривать его как субстанцию, первооснову вещей. Благодаря этому свойству сознания возможно возникновение религии и идеализма. Эта "тайна спекулятивной конструкции" была раскрыта Марксом и Энгельсом в книге "Святое семейство, или Критика критической критики".

Вполне понятно, что для возникновения религии необходим, как одно из главных условий, определенный уровень развития человеческого сознания. Возникновению религии предшествовал длительный безрелигиозный период в истории человечества, когда люди были еще более бессильны в борьбе с природой. Однако религии тогда не существовало. Это происходило потому, что для возникновения религии необходимо не только фактическое бессилие человека, но и способность сознания отразить этот факт, осознать его в фантастическом религиозном виде.

Религия прошла ряд исторических форм в своем развитии до тех пор, пока не возникло представление о боге. Это тоже является не только результатом развития общества, но и результатом развития человеческого сознания, которое достигло такого уровня, когда стала возможной чрезвычайно высокая степень абстракции.

Итак, Маркс и Энгельс доказали, что религия имеет классовые и гносеологические корни, и тем самым выяснили важнейшие причины появления и существования религии. Выяснение этих обстоятельств дает возможность не только правильно понять и объяснить происхождение религии, но и позволяет наметить пути преодоления религии. Для того чтобы религия перестала существовать, совершенно недостаточно только бороться с невежеством. Необходимо уничтожить в первую очередь классовые корни религии, т.е. уничтожить эксплуататорское общество, эксплуататорские классы, поддерживающие религию и насаждающие невежество.

Выяснив общий характер и направление развития человеческого общества, Маркс и Энгельс установили, что переход от капитализма к коммунизму является исторической необходимостью. В такой же мере неизбежным является переход к обществу без религии. Поскольку религия существовала не всегда, а возникла лишь в связи с определенными условиями, сложившимися в обществе, постольку устранение этих условий в результате революционного преобразования общественной жизни открывает путь к полному преодолению религии.

Однако было ясно: автоматически вслед за победоносной пролетарской революцией религия не исчезнет, потребуется целый исторический период для ее полного преодоления. Исходя из этого, Маркс и Энгельс сформулировали основные задачи рабочего класса по отношению к религии и церкви. Основоположники марксизма установили, что борьба рабочего класса против религии есть составная часть всей его борьбы против сил и традиций старого общества, за установление диктатуры пролетариата. Маркс указывал, что требование свободы совести, являющееся по своему характеру общедемократическим, не может удовлетворить партию рабочего класса, конечной целью которой по отношению к религии является ее полное преодоление.

Но преодоление религии после победы диктатуры пролетариата не может быть осуществлено путем запрета. "...Преследования, - писал Ф. Энгельс, - наилучшее средство укрепить нежелательные убеждения! Одно несомненно: единственная услуга, которую в наше время можно еще оказать богу, - это провозгласить атеизм принудительным символом веры..." (Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 514). Всякие попытки запретить религию с неизбежностью привели бы к ее закреплению на длительное время и увенчали бы служителей религии земным ореолом мученичества.

Таким образом, Маркс и Энгельс не только создали теорию научного атеизма, но дали практическую программу борьбы рабочего класса и его партии за полное преодоление религии.

Дальнейшее распространение и развитие марксистского атеизма связано с именами выдающихся мыслителей - марксистов Поля Лафарга (1842 - 1911), Августа Бебеля (1840 - 1913), Георгия Валентиновича Плеханова (1856 - 1918), Франца Меринга (1846 - 1919), Иосифа Дицгена (1828 - 1888) и др. Выдающиеся последователи Маркса и Энгельса сделали очень много для распространения идей марксизма и атеизма в европейских странах. Но этим их исторические заслуги не исчерпываются. Ими сделано многое не только для распространения идей, которые были сформулированы основоположниками марксизма, но и для развития этих идей, для разработки проблем марксистского атеизма. Труды выдающихся последователей Маркса и Энгельса явились необходимой ступенью в развитии марксистского атеизма.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.secularism.ru/

О РАЗНООБРАЗИИ ТИПОВ НЕВЕРУЮЩИХ

В духовной жизни страны постепенно, но неуклонно формируется представление об атеизме и атеистах как явлениях антиобщественных, антикультурных, антиморальных. Последние годы особенно "урожайны" на моральное бичевание атеистов, издевки над которыми стали обычными в СМИ, в художественной и публицистической литературе. Издаются сочинения авторов, которые обвиняют атеистов в наклонности ко лжи, злобе, воровству и предательству (Д.Панин); переиздаются сочинения, авторы которых выражают желание предать "преступников» - атеистов смертной казни. Это объяснимо: изменилась социально-политическая ситуация в стране - изменилось и отношение к атеизму со стороны как правящих кругов, так и значительной части интеллигенции. Кроме того, многовековая традиция преследования неверующих, опиравшаяся на разнообразные способы обоснования травли атеистов, не может быть преодолена в одночасье. Одномерный негативный подход к атеистам, вообще к неверующим, не только наносит громадный моральный вред обществу, но и препятствует познанию сложного внутреннего мира человека как такового. Обличители атеизма по незнанию или сознательно игнорируют факт огромного многообразия проявлений неверия в Бога или богов.

В нашей исследовательской литературе разрабатывалась проблема типологии атеистов, при этом как правило определялась степень последовательности атеистических взглядов, т.е. речь шла о разных уровнях рационально-критического отношения к религии. Меньше внимания уделялось антропологическим характеристикам атеистов, психологическим и нравственным различиям среди неверующих. Между тем, в сочинениях мыслителей прошлого обнаруживается как попытка различения неверующих не только по мировоззренческому признаку, так и позиция, позволяющая отнести того или иного неверующего мыслителя к определенному типу атеиста. Впервые вопрос о различиях между aтeистами был поставлен Платоном в "Законах", где говорится об атеистах "коварных и злокозненных", "которые заслуживают более чем смертной казни", и тех, кто отрицает существование бога, но не совершает дурных поступков и заслуживаою лишь "увещевания и тюремного заключения". Во времена христианского средневековья неверующие отождествляются с язычниками и еретиками, при этом богословы остаются безразличными к внутреннему миру осуждаемых, приписывая им в соответствии с христианской традицией только пороки. Пробудившийся в эпоху Возрождения интерес к античной культуре позволил через нравственную реабилитацию Эпикура раскрыть горизонты для проникновения в сложный духовный мир вольнодумцев, которые в Новое время рассматриваются уже не столь одномерно, как прежде. Надо сказать, что и в Новое время было немало попыток - не только со стороны теологов, но и известнейших философов Ф.Бэкона. Д.Локка, Г.Лейбница, А.Коллинэа, Д. Беркли и др. - поддержать еще господствовавшую религиозную традицию представлять атеистов в черном свете. В суждениях некоторых из них можно обнаружить и стремление вникнуть в суть атеизма, и попытки поразмыслить о его причинах. Однако, в целом они не позволили выйти на новый уровень познания такого сложного явления как атеизм. Этот новым уровень начался с творчества П.Бейля, впервые открыто заявившего о способности атеистов быть нравственными и уже наметившего проблему различения атеистов по уровню нравственности и по мотивации своего отказа от идеи Бога. Психологические и мировоззренческие типы атеистов обрисованы П.Гольбахом в "Системе природы". Есть испорченные люди, усваивающие атеизм, думая, что он даст простор их страстям, порокам. Они не знают, что такое религия и впадают в полную анархию. Есть легковерные, подверженные мнению других; есть тщеславные; есть те, кто считает религию мрачным учением и стеснительной уздой, а также те, кто разочарован в религии, но признает ее необходимость для народа. Есть и принимающие атеизм из выгоды. Как видим, Гольбах указывает и на мотивы утилитаризма и прагматизма, побуждающие некоторых принять атеизм, но это атеизм, с точки зрения Гольбаха, поверхностный. Наконец, существуют истинные благочестивые атеисты, которым философ дает весьма лестные характеристики. "Правильно понятый", "абсолютный" атеизм, основывающийся на требованиях природы и разума, по существу есть не что иное как теоретический атеизм, пронизанный высокоморальным духом. Разработку этих идей продолжил С.Марешаль в "Словаре древних и новых атеистов", "Истинному атеисту" он противопоставляет такие типы неверующих: сибарит, аморальный развратник; фанатик, разбивающий все встречные священные изображения; лицемер, правящий именем Бога, над которым он смеется, или же священник, продолжающий служить, утратив при этом веру в Бога; светские люди, не желающие мыслить, гордец-полузнайка, желающий быть единственным атеистом на свете, трусливый эгоист, не верующий в Бога, но посещающий храмы, чтобы отвести подозрения в безбожии; софист, пускающийся в хитроумные рассуждения против Бога. Истинные же атеисты – “лучшие люди на земле”.

Как видим, постановка вопроса о типах неверующих Гольбахом м Марешалем неизбежно влечет за coбой потребность в анализе психологического и морального склада личности, отрицающей бытие сверхъестественного, что, естественно, не исключает учета обстоятельств его жизнедеятельности. Вероятно, имеет смысл говорить о таких разновидностях вольнодумцев как, например, гуманист, романтик, нигилист, гедонист, прагматик, бунтарь, борец и т.д., хотя иногда одна и та же личность может совмещать в себе черты гуманизма и романтизма, прагматизма и гедонизма и т.д. – речь идет о преобладающей направленности этой личности.

Богатейший спектр типов неверующих дает художественная литература уже в XIX в., наиболее благоприятном для развития свободомыслия. 0. де Бальзак описал тип гениального хирурга, “откровенного, чистейшей воды атеиста”, отстаиваивавшего на коленях обедню, выполняя пожелание умершего друга. Воплощением нигилистического безверия и лицемерия представляется образ аббата Жюля в одноименном романе О. Мирбо. Братья Гонкуры тонко описали психологию свободомыслящей, нравственно чистой молодой женщины, постепенно превращающейся в фанатичную верующую, утратившую добрые начала своей души (“Мадам Жервез”). В XX в. Р. Мартен дю Гар представил типы активных деятелей свободомыслия XIX века, один из которых к концу жизни обратится к вере, другой останется несломленным, убежденным атеистом (“Жан Баруа”). XIX же век (а что говорить о XX веке!) представил и множество различных типов атеизма, воплощенных в философских сочинениях: альтруистический атеизм Л. Фейербаха, нигилизм М. Штирнера и Ф. Ницше, диалектико-материалистический, гуманистический атеизм К. Маркса и Ф. Энгельса, “романтический, космический” атеизм Ж. Гюйо и т.д.

Разумеется, строго определенные типы атеизма и атеистов крайне редки. Будущего достойны те типы атеизма, которые воплощают в себе гуманизм, действенность, высокие принципы морали. Традиции такого типа атеизма, как мы знаем, сложились уже давно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.secularism.ru/

Атеизм глазами христианина

Прежде всего, мне хотелось бы сердечно приветствовать моих читателей-атеистов и русское атеистическое движен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: