Результаты исследования уровня самооценки.
Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.
Шкалы | Уровень самооценки | |
Iкурс | IIIкурс | |
Ум, способности | 58 ср. | 66 выс. |
Авторитет у сверстников | 61 выс. | 65 выс. |
Умелые руки | 59 ср. | 66 выс. |
Внешность | 56 ср. | 64 выс. |
Уверенность в себе | 57 ср. | 64 выс. |
Представим данные таблицы графически уровень самооценки в % от общего числа испытуемых:
Результаты исследования показали высокий уровень самооценки у студентов III курса по всем шести школам. У первокурсников на всех шести шкалах встречаются низкие показатели самооценки, наиболее выражены средние показатели, и больше показателей очень высокой (завышенной) самооценки, что говорит о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Третьекурсники адекватно сравнивают себя с другими людьми, сопоставляют свои качества с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Они высоко оценивают себя, свою личность, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с первокурсниками, так как они уже многое умеют выполнять самостоятельно – провести обследование, поставить диагноз, назначить лечение.
Становление самооценки связано с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно – мотивационной роли [9].
Применяем метод Стьюдента (t-тест) для независимых выборок. С помощью этого метода проверяем существует ли достоверная разница между средними показателями первокурсников и третьекурсников. t критическое = 1,67. По первому показателю шкалы самооценок t эмпирическое = 3,2; по второму показателю t эмп.= 2,6; по четвертому показателю t эмп. = 3,0; по пятому показателю t эмп.= 3,6; по шестому показателю t эмп.= 2,9.
Полученные показатели по всем шести школам выше того, которое соотвествует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы (L=60), это позволяет сделать вывод, что различия между средними есть и они значимы.
То есть в самооценках третьекурсников произошли значимые изменения.
Результаты исследования самоотношения.
Таблица 2. Количественные показатели уровня самоотношения:
Шкалы самоотноешния | ||||||||||||||||||
Откры-тость | Самоуве-ренность | Самору-ководство | Отражен-ное самоот-ношение | Самоцен-ность | Само-прнятие | Самопри-вязан-ность | Внутрен-няя конфликтность | Самооб-винение | ||||||||||
Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | |
среднее | 6,5 | 7,7 | 9,7 | 11,9 | 8,2 | 9,6 | 6,0 | 7,8 | 7,8 | 9,5 | 8,1 | 9,5 | 6,1 | 6,5 | 7,9 | 8,6 | 6,1 | 6,4 |
стены |
Рассмотрим показатели уровня самоотношения графически:
_______ - I курс
- - - - - - - III курс
Результаты исследования показали более высокий уровень развития самоотношения у третьекурсников, по сравнению с первокурсниками.
У третьекурсников выражено представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. То есть, третьекурсники считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует его личность, деятельность, общение, они считают, что их судьбы находится в их собственных руках. Об этом свидетельствует фактор саморуководство в общей системе самоотношения.
У третьекурсников, по сравнению с первокурсниками, выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Об этом свидетельствует фактор самопринятия.
Таким образом, у третьекурсников более выраженное отношение к себе как целостной личности, отличной от других людей, а ведь именно с высоким самоуважением, самопринятием связывается проявление наибольшей активности личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. [9].
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 3; по второму показателю t эмп. = 4,4; по третьему показателю t эмп. = 2,8; по четвертому показателю t эмп. = 4.5; по пятому показателю t эмп. = 4,2; по шестому показателю t эмп. = 4,7; по седьмому показателю t эмп. = 0,8; по восьмому показателю t эмп. = 0,8; по девятому показателю t эмп. = 0,5.
Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6 шкалам самоотношения выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свобода, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть и они значимы. По шкалам: самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение различия между средними недостоверны. То есть по данным шкалам нет выраженного различия между I и III курсом.
Социально-психологические установки | ||||||||||||||||
Процесс | Результат | Альтруизм | Эгоизм | Труд | Свобода | Власть | Деньги | |||||||||
Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | Iк | IIIк | |
среднее | 7,3 | 6,1 | 5,6 | 7,5 | 4,9 | 7,0 | 4,6 | 4,2 | 5,1 | 6,5 | 7,0 | 6,0 | 3,8 | 3,0 | 3,4 | 5,8 |
Результаты исследования степени выраженности социально-психологических установок.
Построим диаграмму:
![]() |
- I курс
- III курс
Рассмотрим каждую из установок в отдельности.
1. Ориентация на процесс преобладает у студентов I курса, так как у них происходит знакомство с будущей специальностью, или больше движет интерес к процессу деятельность.
Если рассматривать в процентном соотношении, то ориентация на процесс у I курса составляет 73%, у IIIкурса составляет 61%.
2. Ориентация на результат преобладает у студентов III курса. Для третьекурсников наиболее важен результат, итог их деятельности. В процентном соотношении: I курс – 56%, III курс – 75%.
3. Ориентация на альтруизм преобладает у III курса, третьекурсники на практике столкнулись с человеческой болью, страданием, они более глубоко познакомились с профессией мед. Работника, поэтому у них выражена альтруистическая ценность. В процентном соотношении: I курс – 49%, III курс – 70%.
4. Ориентация на эгоизм приблизительно одинакова на I и на III курсах. В процентном соотношении: I курс – 46%, III – 42%.
5. ориентация на труд преобладает у третьекурсников. У них больше теоретических знаний, чем у первокурсников, поэтому свободное время они используют для того, чтобы что-то сделать самостоятельно, закрепить свои знания на практике. В процентном соотношении: I курс – 51%, III курс – 65%.
6. ориентация на свободу более выражена у I курса. У первокурсников еще проявляется подростковое чувство «взрослости», выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности. В процентном соотношении: I курс – 70%, III – 60%.
7. Ориентация на власть более выражена у первокурсников. Они стремятся добиться уважения, влияния в данной социальной группе. В процентном соотношении: I курс – 38%, III курс – 30%.
8. Ориентация на деньги преобладает у III курса. Третьекурсники больше первокурсников осознают ценность социально-экономической ситуации в стране, знают цену деньгам, подошли к тому, что их труд должен быть оплачен. В процентном соотношении: I курс – 34%, III курс – 58%.
Рассмотрим данные ориентации по иерархии:
№ п/п | I курс | III курс |
1. | На процесс | На результат |
2. | На свободу | На альтруизм |
3. | На результат | На труд |
4. | На труд | На процесс |
5. | На альтруизм | На свободу |
6. | На эгоизм | на деньги |
7. | На власть | На эгоизм |
8. | На деньги | На власть |
Из таблицы видно, что I курс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. III курс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что первокурсников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания, овладения их будущей профессией. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем.
Третьекурсникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы – назначенное ими лечение, выполненные ими лечебные процедуры должны облегчить страдания пациентов.
Применяя метод Стьюденса, получаем по первому показателю t эмп. = 2,4; по второму показателю t эмп. = 4,7; по третьему показателю t эмп. = 5,2; по четвертому показателю t эмп. = 0,8; по пятому показателю t эмп. = 2,8; по шестому показателю t эмп. = 2,5; по седьмому показателю t эмп. = 2; по восьмому показателю t эмп. = 4,8.
Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установкам выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть, и они значимы.
По 4 установке – «ориентация на эгоизм» различий между средними I и III курсов нет, разница между средними не достоверна.
Результаты исследования компонентов эмпатии:
Э – эмпатическая тенденция;
П – тенденция к присоединению;
СО сензитивность к отвержению.
Таблица 4. Количественные показатели компонентов эмпатии.
Компоненты эмпатии | ||||||
Э | П | СО | ||||
Среднее | 19,0 | 30,0 | 15,0 | 27,0 | 7,0 | 12,5 |
В контрольном исследовании, проведенном на студентах педагогического института были получены следующие нормативы:
Мужчины | Женщины | |||||
Э | П | СО | Э | П | СО | |
Среднее | 10,5 | 31,9 | -3,8 | 44,4 | 45,6 | 5,7 |
Станд. отклон. | 17,1 | 18,3 | 11,7 | 23,6 | 16,8 | 18,7 |
Построим диаграмму:
![]() |
- I курс
- III курс
Построим таблицу компонентов эмпатии на базе данных нормативов студентов пединститута.
Компоненты эмпатии | ||||||
Э | П | СО | ||||
I | III | I | III | I | III | |
+1 выше среднего | 13,3% | 6,6% | 63,3% | 100% | ||
М среднее | ||||||
-1 ниже среднего | 36,6% | 60% | 33,3% | 36,6% | ||
-2 ниже среднего | 63,3 | 26,6 | 100% | 60% |
По результатам исследования можно сказать, что все компоненты эмпатии у третьекурсников развиты выше. Эмпатическая тенденция, то есть способность к сопереживанию, впечатлительность у третьекурсников более развита, по сравнению с первокурсниками. Студенты III курса почти освоили профессию медицинского работника и огромное количество часов практических занятий провели в лечебных учреждениях, непосредственно у постели больного, поэтому они более способны чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира.
Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говорит об их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту.
Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес у третьекурсников так же выше.
Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность за свою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе.
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4,6; по второму показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5,5.
Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между средними I и III курсов есть и они значимы.
Результаты исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатических способностей.
Каналы импатии:
1. Рациональный
2. Эмоциональный
3. Интуитивный
4. Установки, способствующие эмпатии
5. Проникающая способность в эмпатии
6. Идентификация в эмпатии
III курс
1. интуитивный
2. эмоциональный
3. установки, способствующие эмпатии
4. рациональный
5. проникающая способность в эмпатии
6. идентификация в эмпатии
Таблица 5. Количественные показатели каналов эмпатии:
I курс | Суммарная оценка | III курс | Суммарная оценка | |||||||||||
Каналы | Каналы | |||||||||||||
среднее | 3,1 | 3,2 | 2,8 | 3,0 | 3,0 | 2,9 | 18,0 | 4,5 | 4,7 | 5,2 | 4,6 | 4,4 | 4,3 | 27,7 |
- I курс
![]() |
- III курс
Расположим по иерархии каналы эмпатии для каждого из курсов.
I курс:
1. Эмоциональный
2. Рациональный
3. Установки, способствующие эмпатии
4. Проникающая способность в эмпатии
5. Идентификация в эмпатии
6. Интуитивный.
III курс
1. Интуитивный
2. Эмоциональный
3. Установки, способствующие эмпатии
4. Рациональный
5. Проникающая способность в эмпатии
6. идентификация в эмпатии.
На первое место первокурсники, по средне групповому показателю, ставят эмоциональный канал, хотя он немного развит больше, чем остальные. У первокурсников на 1 место выходит способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера, она выполняет роль связующего звена, проводника от студента к больному. У третьекурсников эмоциональный канал выходит на 2-ое место, хотя более развит, чем у первокурсников. Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию, которая, как видим выше у третьекурсников.
У студентов III курса важнейшая роль отводится интуитивному каналу, они больше опираются на опыт, хранящейся в подсознании, способны видеть поведение партнера и действовать в условиях дефицита исходной информации о нем. У студентов I курса данный канал занимает последнюю позицию.
Рациональный канал эмпатии занимают 3-е место у студентов и I и III курсов. Эти установки облегчают действие всех эмпатических каналов, и они наиболее развиты у третьекурсников.
Проникающая способность в эмпатии, которая расценивается, как важное коммуникативное свойство человека наиболее развита у третьекурсников. Студенты III курса более способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, по сравнению с первокурсниками.
Идентификация в эмпатии преобладает у студентов III курса, хотя и занимает 6-ю позицию. У третьекурсников более выражено умение понять другого, поставить себя на место партнера. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. [27].
Таким образом, по результатам исследования заметно явное превосходство третьекурсников по всем каналам эмпатии.
Рассмотри таблицу суммарной оценки каналов эмпатии, которая выражает показатель общей эмпатии:
Баллы | Степень выраженности показателя | Суммарный показатель в % соотношении | |
I курс | III курс | ||
30 и более | Очень высокий | 20% | |
29-22 | Средний | 23,3% | 80% |
21-15 | Заниженный | 53,3% | |
Менее 14 | Очень низкий | 23,3% |
По данным таблицы можно сказать, что у третьекурсников наблюдаются очень высокие и средние показатели общего уровня эмпатии, можно сказать, что по мере обучения и освоения профессии эмпатия у студентов повышается.
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп.= 4,7; по второму показателю t эмп.= 5; по третьему показателю t эмп.=8; по четвертому показателю t эмп.=5,3; по пятому показателю t эмп.= 7; по шестому показателю t эмп.= 4,7; по показателю общей эмпатии t эмп.= 12,1.
Полученные данные по всем шести каналам эмпатии и общему уровню эмпатии выше критического значения t кр.= 1,67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы.
Результаты исследования коммуникативной установки (негативной).
Компоненты установки:
1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям в суждениях о них.
2. Открытая жестокость в отношениях к людям
3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
4. Брюзжание.
5. Негативный личный опыт общения с окружающими.
Таблица 6. Количественные показатели компонентов коммуникативной установки.
Компоненты установки | ||||||||||
I курс | III курс | |||||||||
Среднее | 13,3 | 23,5 | 3,9 | 6,1 | 13,4 | 10,3 | 18,3 | 2,9 | 4,5 | 11,1 |
Построим диаграмму:
![]() |
- I курс
- III курс
Анализируя результаты исследования можно сказать, что все компоненты коммуникативной установки на I курсе выше, чем на III курсе. Это свидетельствует о том, что у студентов первокурсников более выражена негативная коммуникативная установка.
У третьекурсников менее выражены эти компоненты из-за большей эмпатии. Студенты III курса более способны к чувствованию в состояния других лиц, способны переживать эмоционально эти состояния как свои, так как они на практике увидели и прочувствовали страдания и человеческую боль. У них складываются несколько иные отношения с окружающими, ведь они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам.[13].
Приведем для сравнения данные обследуемых групп Д.Я.Райгородского.
Коммуникативная установка – 5 к максимуму баллов компонента. N – число опрошенных.
Max. баллов | Компоненты установки | Медсестры n – 107 | Врачи N – 58 | Воспитатели N – 37 | I курс № 30 | III курс № 30 |
Завуалированная жестокость | 52,9 | 35,0 | 38,9 | 66,5 | 51,5 | |
Открытая жестокость | 33,6 | 19,0 | 23,1 | 55,3 | 40,4 | |
Обоснованный негативизм | 59,0 | 44,4 | 56,2 | 78,0 | 58,0 | |
Брюзжание | 32,2 | 15,6 | 20,5 | 61,0 | 45,0 | |
Негативный опыт общения | 34,8 | 24,0 | 19,5 | 67,0 | 55,5 |
По данным таблицы менее всего выражена негативная коммуникативная установка у врачей, воспитателей, медсестер. У студентов III курса менее выражена негативная коммуникативная установка, по сравнению с первокурсниками, так как у них более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, и они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение.
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 3,3; по второму показателю t эмп. = 3,5; по третьему показателю t эмп. = 5; по четвертому показателю t эмп. = 2,3.
Полученные данные по всем пяти компонентам установки выше критического значения t кр. = 1,67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы.