Пред идущие выводы основывались на упрощенном допущении о прямом регулировании предложения денег Федеральной резервной системой. На деле оно осуществляется косвенным образом - посредством изменения либо денежной базы, либо нормы резервирования депозитов. При этом используются три инструмента - операции на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и учетная ставка процента.
К операциям на открытом рынке относится покупка и продажа ФРС государственных облигаций. Рост предложения денег достигается за счет денег, выпущенных в обращение при покупке облигаций у населения, а его сокращение - за счет изъятия денег из обращения при продаже облигаций.
Операции на открытом рынке - наиболее часто применяемый ФРС инструмент экономической политики: на Нью-Йоркском рынке облигаций они проводятся практически ежедневно.
Резервные требования представляют собой минимальную норму резервирования депозитов, устанавливаемую Федеральной резервной системой для банков. При увеличении нормы обязательных резервов уменьшается значение денежного мультипликатора и сокращается предложение денег. Этот инструмент экономической политики применяется ФРС реже всего.
Учетная ставка процента - это ставка процента, под которую ФРС предоставляет банкам кредиты. Банки прибегают к ним, если их собственные резервы для выполнения резервных требований недостаточны. Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению объемов заимствования у ФРС через т.н. дисконтное окно. В результате происходит рост денежной базы и предложения денег.
Хотя возможности ФРС по регулированию предложения денег с помощью вышеупомянутых инструментов достаточно широки, она не может держать его под полным контролем. Изменения предложения на рынке денег могут принимать неожиданный для ФРС характер из-за политики банков, деятельность которых от нее не зависит. Например, банк может создавать избыточные резервы, превышающие резервные требования. Чем они больше, тем выше норма резервирования депозитов и тем меньше предложение денег. Кроме того, ФРС не может точно предопределить объем средств, предоставляемых банкам через дисконтное окно. Чем он меньше, тем меньше денежная база и, соответственно, предложение денег. Поэтому ФРС не всегда в состоянии добиться изменения предложения денег в желаемом направлении.
|
Банкротство банков и предложение денег в 30-е гг.
С августа 1929 по март 1933 г. предложение денег сократилось на 28%. Некоторые экономисты считают это основной причиной Великой депрессии. Но тогда мы не пытались выяснить причины столь резкого уменьшения предложения денег.
Очевидно, что на счет сокращения денежной базы уменьшение предложения денег отнести нельзя: она в этот период выросла. Главная причина - уменьшение денежного мультипликатора в связи с существенным ростом
нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования.
Большинство экономистов связывает снижение денежного мультипликатора со значительным количеством банковских банкротств. С 1930 по 1933 г. более 9000 банков прекратили финансовые операции, не выполнив обязательств перед вкладчиками. Изменение экономического поведения банков и вкладчиков послужило причиной сокращения предложения денег.
|
В результате доверие населения к банкам было подорвано, что привело к росту коэффициента депонирования. Хранение денег на руках стало представляться более предпочтительным по сравнению с вложением в банки. Массовое изъятие вкладов привело к истощению резервов, что вызвало ответную реакцию со стороны банков - стремление снизить объем непогашенных кредитов. Процесс создания денег банковской системой повернул вспять.
Кроме того, массовые банкротства заставили банки стать более осмотрительными и повысить норму резервирования депозитов. На примере многих прекративших существование банков они убедились, насколько опасно иметь минимальные резервы, и стали создавать избыточные. Реакция банков на кризис банковской системы, состоявшая в увеличении резервов выше обязательного) уровня за счет сокращения объемов кредитования, была аналогичной реакции населения, выразившейся в преимущественном накоплении денег в наличной форме, а не на текущих счетах. Все это привело к существенному уменьшению денежного мультипликатора.
Если причины сокращения предложения денег ясны, то степень вины ФРС установить труднее. С одной стороны, обвинять ее не в чем, поскольку денежная база не уменьшилась. С другой стороны, ей можно вменить в вину два обстоятельства. Во-первых, в крайних ситуациях, когда банки испытывают острый недостаток наличности для ведения текущих операций, она могла бы предоставить им кредиты и не допустить массовых банкротств. Во-вторых, при уменьшении денежного мультипликатора можно было бы расширить денежную базу. Возможно, что если хотя бы одна из этих мер была принята, сокращение предложения денег не приняло бы таких масштабов и Великая депрессия не достигла бы такой глубины.
|
За время, прошедшее с начала 30-х гг., экономическая политика настолько усовершенствовалась, что теперь столь резкое уменьшение мультипликатора
уже маловероятно. Наиболее важным нововведением стала система централизованного страхования вкладов, позволяющая поддерживать доверие населения к банковской системе и снизить за счет этого масштабы колебаний коэффициента депонирования. Вместе с тем, это сопряжено со значительными расходами: в конце 80-х - начале 90-х гг. поручительство за несостоятельные сберегательные и кредитные учреждения стоило Федеральной резервной системе больших денег. В то же время страхование вкладов вносит реальный вклад в стабилизацию банковской системы и предложения денег.
Спрос на деньги
Теперь рассмотрим другую сторону денежного рынка и выясним, от чего зависит спрос на деньги. В соответствии с количественной теорией, известно, что спрос на деньги пропорционален доходу, т.е.
(М/Р)d = kY,
где k - константа. Затем была привем более общую и реалистичную функцию, которая ставит объем спроса на реальные Денежные средства в зависимость не только от доходов, но и от ставки процента:
(М/Р)d = L(i,Y),
Эта функцию мы используется при построении модели IS-LM.
Чтобы понять функцию спроса на деньги, необходимо более полно исследовать процесс принятия решений в этой области. Точно также, как основой построения функции потребления служат микроэкономические модели поведения потребителей, и функция спроса на деньги базируется на микроэкономических моделях раскрывающих поведение экономических агентов в отношении денег. В данном разделе сначала делается общий анализ способов моделирования спроса на деньги, а затем приводится одна из известных моделей.
Деньги выполняют три функции: меры стоимости, средства сбережения и средства обращения. Первая из них (мера стоимости) не связана с потребностью в
деньгах, так как для назначения цены наличные деньги не нужны. Поэтому основное внимание в теории спроса на деньги уделяется функциям денег как средства сбережения и средства обращения.