Хобсбоум (Hobsbawm), Эрик Дж., (род. в 1917) —профессор экономической и социальной истории Бёркбек-колледжа Лондонского университета: Основные труды: «Primitive Rebels» Manchester, 1959; «Age of Revolution» London, 1969; «Industry and Empire» London, 1968; «Bandits» London, 1969. Публикуемая статья "From Social History to the History of Society" напечатана в журнале «Daedalus», Winer 1971, р. 20—45.
К стр. 291 * Пиренн (Pirenne), Анри (1863—1935) — бельгийский историк, основатель первой кафедры экономической истории в Бельгии. Широко известны его работы по экономической и социальной истории средневековья и истории городов.
Ростовцев М. И. (1870—1952)—русский историк, специалист по истории Рима и эллинизма. Эмигрировал после Октябрьской революции. Преподавал в ряде университетов Англии и США.
Томпсон Дж. — английский историк-экономист. Известен своими работами по истории английской промышленной революции, в том числе по истории рабочего класса (Тhe Making of the English Working Class. London, 1963).
Допш (Dopsch), Альфонс (1868—1953) — австрийский историк-медиевист. Проф. Венского университета. Специалист по источниковедению раннего средневековья, аграрной историй и истории государства и права.
К стр. 291** Анвин (Unwin), Джордж (1870—1925) — английский историк-экономист, основатель первой кафедры экономической истории в Англии, автор многочисленных работ по истории труда, финансов и средневековых цехов.
К стр. 291 *** Клэпхэм (Clapham), Джон Гарольд (1873— 1946) —английский историк, автор, ряда обобщающих работ по экономической истории Европы нового времени.
К стр. 293* Тони (Tawney) Р. Г. (1880—1962)—английский историк, ведущий представитель английской школы экономической истории, автор широко известных работ по аграрной истории XVI в. и особенно книги "Religion and the Rise of Capitalism", London, 1926 (2-е издание, 1963), в которой исследуется связь кальвинизма с зарождающейся буржуазной идеологией.
|
К стр. 297* Тилли (Tilly), Чарльз — профессор социологии и истории Мичиганского университета. Автор книги "Тhe Vandee". N. V., 1965.
Смелсер (Smelser) Н., род. в 1930 г. — американский социолог, профессор Калифорнийского университета, автор книги "Social change in the Industrial revolution ", Chicago, 1959.
Вольф (Wolf), Эрик — современный западногерманский этнолог, профессор Фрайбургского университета.
Хикс (Нicks), Джон, сэр — английский экономист, автор книги [331] “the Theory of Wages”. N. Y., 1932 (2-е издание).
Хаген (Hagen), Эверетт — американский экономист, автор книги "Оn the Theory of Social Change; How Economic Growth Begins”, London, 1964.
К стр. 299 * Имеется в виду направление современной буржуазной политэкономии, возрождающее некоторые рикардианские идеи и выступающее против господствующего субъективизма в теориях стоимости и экономического роста (Мид, Самуэльсон и др.).
К стр. 301 * «Общность» — органическое единство группы людей, основанное на общем происхождении, языке, взглядах и т, д. «Общество» — функциональное единство людей, связанных выполнением одной задачи.
К стр. 303 * То есть став на позиции исторического номинализма и отвергнув правомочность употребления общих понятий, таких, как «общество».
К стр. 307 * В англо-американском употреблении термин «культурная антропология» близок нашему понятию этнографии.
К стр. 307 ** Название книги Ласлетта "Тhe World We Have Lost Выходные данные см. в соответствующей сноске.
К стр. 309 * Имеются в виду следующие работы: L. Stone, “The Crisis of the Aristocracy, 1558 - 1641”, Oxford, 1965; Le Roy Ladurie Em. “Les paysans du Languedock”. Paris, 1969; Thompson E. “The Making of the English Working Class”. London, 1963.
|
К стр. 311 *Имеется в виду работа известного экономиста ГДР Юргена Кучинского “Die Geschichte der Lage der Arbeiter under dem Kapitalismus” (40 томов). Отдельные тома есть в русском переводе.
К стр. 314 * Lefebvre Georges, “La Grande Peur de 1789”. Paris, 1932.
К стр. 320* Ибн-Халдун (1332—1406) —великий арабский историк и философ. Важнейший труд «Книга примеров по истории арабов, персов, берберов...». В русском переводе фрагменты первого тома этого труда см. в книге «Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока», М., 1961. [332]
Сборник статей «Философия и методология истории» под ред. И.С. Кона. Благовещенский Гуманитарный Колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.
Перевод Ю.А. Асеева.
[1] См. выступление А. Reuter на IX Международном конгрессе исторических наук (Париж, 1950), I, 298.
[2] R.H. Tawney, Studies in Economic History (London, 1927), p. XXIII, 33, 34, 39.
[3] J.H. Clapham. A Concise Economic History of Britain (Cambridge, Eng.: University Press, 1949).
[4] Две цитаты из одного документа (Economic and Social Studies Conference Board, Social Aspects of Economic Development, Istanbul, 1964) хорошо показывают противоположные мотивы исследователей, работающих в области этой новой исторической специализации. Турецкий председатель конференции отметил: «Экономическое развитие или рост в экономически отсталых районах — самая серьезная проблема, стоящая перед современным миром. Развивающиеся страны видят в этом развитии высокий идеал. Оно для них ассоциируется с политической независимостью и чувством национального суверенитета». По мнению же Даниеля Лернера, «десятилетие глобальных экспериментов с социальными изменениями и экономическим развитием ушло в прошлое. Во всем мире эта, декада была наполнена попытками индуцировать экономическое развитие, не производя хаоса в культуре; ускорить экономический рост, не нарушая социетального равновесия; обеспечить экономическую мобильность, не подрывая политической устойчивости» (ХХШ, I).
|
[5] Характерна в этом отношении жалоба Джона Хикса: «Моя «теория истории» будет значительно ближе к той, которую попытался создать Маркс... Большинство (из тех, кто верит в возможность использования общих теорий для упорядочивания исторического материала, для выявления общего хода истории)... используют категории марксистской историографии либо же некоторые их разновидности. В этом нет ничего удивительного, так как в нашем распоряжении просто нет иных теоретических альтернатив. И все же это поразительно, что через сто лет после создания «Капитала», после столетия, в котором имело место такое громадное развитие общественных наук, в этой области было сделано еще так мало». А Тhеоrу оf Economic History (Oxford, Clarendon Press, 1969), р. 2-3.
[6] Так, выборка телеграмм и резолюций, посланных в Петроград в первые недели Февральской революции 1917 года, которую сделал Марк Ферро, является эквивалентом ретроспективного опроса общественного мнения. Однако сомнительно: возникла ли бы у исследователя мысль о подобной работе без предшествующего развития методик опросов в общественных науках. М. Р е г г о. La Révolution de 1917. aris, Aubier, 1967.
[7] На конференции по новым тенденциям в истории (Princeton, N.Y., May, 1968).
[8] Я не считаю историческими и передающими направление развития такие характеристики, как «возрастание сложности общества».Хотя само по себе оно, конечно, может иметь место.
[9] P. Baran. The Political Economy of Growth (New York: Monthly Review Press, 1957), chap. 2.
[10] Английский перевод этой важной статьи см. в: «Social Science Information», 9 (February 1970), p. 145-147.
[11] См., например, следующие высказывание Эрика Лапарда: «В истории городов, рассматриваемой с этой более широкой точки зрения, речь идет о том, чтобы социетальный процесс урбанизации рассматривать как главный в исследовании социального изменения».— В. кн. «The Historians and the City» ed. Oscar Handlin and John Burchard. (Cambridge, Mass. M. I. T. Press, 1963), р. 233.
[12] Работа в настоящее время проводится под руководством профессора Свена Ульрика Пальме из Стокгольмского университета.
[13] Примеры возможных расхождений между реальностью и классификациями см. в дискуссиях относительно сложных социорасовых иерархий колониальной Латинской Америки (Magnus Mörner, The History of Race Relations in Latin America, в книге: L. Foner a. E. D. Genovese. “Slavery in the New World”, Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice-Hall, 1969, p. 221)
[14] Cм.: A. Prost. Vocabulaire et typologie des families politiques. Cahiers de lexicologie, XIV (1969).
[15] T. Shanin. The Peasantry as a Political Factor. – “Sociological Review”, 14 (1966), 17.
[16] Социальные историки в основном занимались классами. См., например, выступление A. Reuter на IX Международном конгрессе исторических наук, I, 298—299.
[17] A. Dupront. Problèmes et methods d'une histoire de la psychologie collective. – “Annales: économies, sociétés, civillisations”. 16 (January – February 1961), p. 3 – 11.
[18] Под «соответствием друг другу» (fitting together) я понимаю выявление систематических связей между различными и на первый взгляд не связанными частями одного и того же синдрома. Напри мер, либеральная буржуазия девятнадцатого столетия верила одновременно в индивидуальные свободы и патриархальную семейную структуру.
[19] R. Braun, “Industrialisierung und Volksleben”. (Erlenbach Zürich: Rentsch, 1960); “Sozialer und kultureller Wandel in einem ländlichen Industriegebiet… im 19 und 20 Jahrhundert” (Erlenbach- Zürich: Rentsch, 1965). Работа Фостера готовится к публикации.
[20] Эрик Стоукс, который занимается историей Африки, осознает эту возможность. E. Stokes. Traditional Resistance Movements and Afro-Asian Nationalism: The Context of the 1857 Mutiny-Rebellion in India (печатается).
[21] “Centre Formation. Nation-Building and Cultural Diversity: Report on a Symposium Organized by UNESCO” Симпозиум состоялся 28 августа – 1 сентября 1968.
[22] Хотя капитализм развивался как глобальная система экономических взаимосвязей, это развитие происходило на основе некоторых территориально-политических элементов — экономик Британии, Франции, Германии, США. Все это может быть результатом случая. Однако вполне возможно, что даже в эпоху чистейшего экономического либерализма государство оказывается необходимым для экономического развития. (Вопрос этот остается открытым.)