Политическую теорию (теорию политики и историю политических идей)
2) теорию публичных (государственных) институтов (государственных, центральных и региональных, местных; законодательных, исполнительных и судебных), их структуры и функционирования;
теорию политического участия и давления граждан (партии, групповые объединения, общественное мнение)
4) теории международных отношений (международных организаций и мировой политики)3
Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.
До 1917 года в России политологического образования не сложилась. После революции несколько десятков лет советскому государству было не до политологии, только после II мировой войны появилось несколько наук, которые условно можно назвать политическими: исторический материализм, научный коммунизм.
В середине 60-х в период Хрущевской оттепели несколько советских ученых выступили с идеей создания науки политология: Булатский, Галкин, Шахназаров. Большая часть советских ученых была против и она не утвердилась. Датой утверждения принято считать конец 80-х – начало 90-х.
III
Функции политологии:
1. Теоретико-познавательная. Расширяет кругозор человека, формирует систему знаний о политике, власти, государстве.
2. Теоретико-методологическая. Предлагает методики изучения политики, набор понятий, которые могут быть использованы специалистами других наук.
3. Научно-прикладная. Какую конкретную пользу может принести эта наука людям, обществу:
– организация, проведение избирательной кампании.
|
– политическое имиджмейкерство, PR.
– рекомендации политическому деятелю, консультации.
– анализ законопроектов, ситуации в стране.
– политическое прогнозирование.
4. Идеологическая.
IV
Для обозначения политической науки в нашей стране чаще всего используют термин «политология». В Европе используется термин «политическая наука». Для современной политической науки характерны дробления, специализация. В США около 30 специализированных политических наук: политическая социология, политическая психология, политическая антропология, этнополитология, политическая астрология. Для удобства все науки о политике можно объединить в три группы:
1. Собственно, политические науки (теория политики, политическая история, политическая философия, теория международных политических отношений). У нас в стране все эти науки объединены термином политология.
– Политическая история – возникновение и развитие самой политической науки, основных политических школ и направлений, важнейшие исторические политические события.
– Политическая философия – разрабатывает наиболее широкие политические понятия, пытается изучать политику «вне времени и пространства», абстрагируясь от других факторов. Политические философы размышляют на тему, какой должна быть политика, предлагают некие политические идеалы и нормы. На западе философами часто называют себя ученые, которые выделяют одну или несколько политических проблем, а все остальные понятия рассматривают сквозь призму главной проблемы. Например, Р. Даль считает, что главное в политике – власть, распределение власти, Р. Танер – политическое лидерство.
|
2. Науки, исследующие взаимосвязь политики и других сфер жизни общества (социология, психология)Политическая социология изучает взаимоотношения политики и общества в целом. Влияние на политику социальных, социально-демографических факторов. При этом при изучении политических явлений используются социологические, статистические методы исследования (опрос общественного мнения, анализ документов). Основные темы этой науки – роль, значение политических партий в обществе, роль и место государства в политической системе.
– Политическая психология изучает влияние психологических факторов на политику и, наоборот, влияние политики на нашу психику. В свое время в США была опубликована книга «Психопатология и политика», в которой автор, сравнив биографии политических деятелей, пришел к выводу, что стремление к власти – болезнь, а многие лидеры просто психически больны. Главные темы науки – политическое поведение, личность, как объект и субъект политики.
– Этнополитология – США, 70-е. Предмет изучения – политические содержания этнической действительности. Главные термины – этнос, нация, национальная политика, этнополитика.
3. Науки, возникшие из отдельных тем исследований.. Наука о партиях – партология. Наука о власти – кратология.
8 Политическая власть.
1. Сущность власти. Основные подходы в определении власти.
2. Виды власти.
3. Особенности политической власти.
4. Типология политической власти (политического господства) М. Вебера.
|
5. Понятие легитимности.
I
Явление власти – сложное, многозначное, охватывающее различные стороны жизни людей и, по мнению многих ученых, с трудом поддающееся точному определению. М. Вебер: «Власть есть вероятность того, что одно действующее лицо в рамках общественных отношений сможет осуществить свою волю, несмотря на сопротивление другого лица.
Р. Даль: «Власть дает возможность одному человеку заставить другого сделать нечто, что тот по своей воле никогда бы не сделал».
Х. Арендт: «Власть принадлежит не одному человеку, а только группе людей, действующих согласованно».
Можно выделить следующие подходы в определении власти:
– Биологический подход. Власть – явление, свойство, присущее не только людям, но и животным, особенно высокоорганизованным, ведущим коллективный образ жизни.
– Теологическая теория. Властью обладает только Бог, который наделяет этой способностью только немногих из людей.
– Психологическая теория. Ученые пытаются выявить мотивы, исходя из которых, одни люди подчиняют себе других людей.
а) теория гипнотического внушения;
б) теория компенсаций.
II
Чаще всего в зависимости от сферы жизни выделяют следующие виды власти:
– экономическая власть;
– социальная власть;
– принудительная власть;
– культурно-информационная власть;
– политическая власть.
Экономическая власть проявляется в контроле над распределением материальных средств, доступе к распоряжению собственностью, полезными ископаемыми. Внешнее проявление – деньги.
Социальная власть. Все люди в обществе обладают неравным социальным статусом. Те, кто выполняет боле важные функции находятся на вершине социальной лестницы и все нижестоящие обязаны им подчиняться. Внешнее проявление – должность.
Принудительная власть. Источник – силовые ресурсы. Проявление – насильственное подчинение одних людей другими.
Культурно-информационная власть. Источник – знания, информация. Данный вид власти занимает все большее место в индустриальном обществе. Ученые выделяют специальный термин «меритократия» - власть интеллектуальной элиты, власть знания.
III
Большинство ученых считают, что политическая власть принципиально отличается от всех других видов власти, поэтому ее следует рассматривать отдельно.
Особенности:
– политическая власть может опираться на различные источники (деньги, силовые ресурсы, информация);
– решения политической власти являются обязательными для большинства населения;
– политическая власть претендует на монопольное использование физического принуждения, определяя меру и форму этого воздействия (в рамках закона);
– политическая власть выражается в руководстве обществом, экономически господствующим классом, социальным слоем, социальной группой.
Особенностью политической власти является наличие в обществе особой группы людей, профессионально занятых управленческим трудом.
IV
Интересную типологию политической власти предложил немецкий социолог М. Вебер. Он выделил три типа власти в зависимости от источника легитимности власти:
1. Традиционная власть: источник – традиции, сложившийся порядок вещей, исходя из которых, один или немногие люди принимают решения, а все остальные обязаны ему подчиниться.
2. Рационально-правовая власть: источник – законы. В этих документах определяется порядок формирования органов государственной власти, основные критерии власти. В соответствии с этими документами один или немногие люди принимают решение, а остальные обязаны им подчиниться.
3. Харизматическая власть. Понятие харизма заимствовано из теологии и означает «божественный дар». Данный тип власти принципиально отличается от предыдущих. Источник этой власти – лидер, наделенный, по мнению своих последователей, исключительными способностями. Такому лидеру приписывается совершение множества героических поступков, вся его жизнь окутана тайнами и если такой лидер принимает решение, то у большинства населения не возникает вопроса о его правильности. Примеры: (М. Тетчер, Сталин, Гитлер, Де Голль). Харизматическая власть особенно ярко проявляется в периоды войн, революций, кризисов. В современной политологии понятие харизма означает качество личности, поступки, благодаря которым человек достигает политической власти и долго ее осуществляет.
V
В буквальном переводе понятие легитимности означает законность, но современное понимание данного термина этим не ограничивается. Французский социолог М. Дюверже определяет легитимность: «Легитимен всякий режим, с которым согласен народ».
Легитимность – осознание людьми того, что органы власти наделены правом принимать решения, а все остальные обязаны им подчиняться.
Французские социологи разработали методику определения степени легитимности политического режима: для этого опрашивается население со множеством вопросов. «Какому политическому или социальному институту вы доверяете?» Основной вопрос анкеты имеет три варианта ответа:
– полностью поддерживаю политический режим и законы страны;
– я вижу много недостатков в существующей системе управления, но верю в возможность их исправить;
– полностью отвергаю систему управления и законы страны.
Источники легитимности: традиция, закон, харизма, экономическая эффективность политического движения, позиция армии, роль церкви, роль интеллигенции, роль рабочего класса.
8 Политическая система.
1. Сущность и особенности политической системы.
2. Структура политической системы.
3. Функции политической системы.
I
Понятие «политическая система» было введено в оборот в конце XX века. Одним из первых использовал понятие Д. Истон, который, по сути, опирался на социологическую теорию системного анализа Т. Парсонса. Данное понятие позволяет связать воедино большинство явлений и представить политический процесс как более или менее целостносный. В российской науке данное понятие утвердилось не сразу. Использовали синонимы: политическая организация общества, политическая жизнь общества. Не все современные ученые соглашаются с использованием данного понятия, утверждая, что реальная политическая жизнь не является настолько системной, предсказуемой, как хотелось бы, особенно международные отношения. Понятие «политическая система» позволяет лучше понять мир политических явлений.
Особенности политической системы:
1. В рамках политической системы формируется механизм политической власти, с помощью которого принимаются политические решения, которые затем реализуются.
2. Политическая система претендует на монопольное использование политического принуждения, контроль над ним. Причем политическая система определяет меру, характер этого принуждения не только для самой себя, но и для других подсистем общества.
3. Политическая система существует наряду с другими системами общества и поэтому содержание политических проектов зависит от многих общественных факторов системы (экономика, национальные традиции, религия).
4. Политическая система относительно самостоятельна. Ей присуща своя логика развития, закономерности.
Политическая система – устойчивая форма человеческих отношений, посредством которой принимаются и реализуются политические решения для данной страны.
II
В политической системе чаще всего выделяют:
– политические институты;
– политические отношения;
– политические принципы и нормы;
– политическое сознание и культура.
Политические институты – те социальные институты, организации, которые непосредственно связаны с осуществлением политической власти (политические партии, органы государственной власти). В обществе существует множество социальных институтов, организаций, для которых власть не является главной целью, но которые так или иначе с ней связаны (профсоюзы).
Политические отношения – вид общественных отношений, возникающий в процессе и по поводу осуществления политической власти. Субъектами политических отношений могут быть политические институты и общество, какие-либо социальные группы.
Политические принципы и нормы не всегда существуют в официальной форме, могут существовать в виде неписаных принципов, запретов. Выполняют следующие функции:
– регулирование общественных отношений;
– организаторская функция, на основе которой строится деятельность любой политической организации;
– идеологическая функция.
Политическое сознание и культура. Не все ученые включают данное явление в структуру политической системы. Мы исходим из того, что все или большинство политических явлений так или иначе отражаются в сознаниях людей и часть из них откладывается в виде ценностей политической культуры, политических обычаев и ритуалов.
Интересную трактовку структуры политической системы предложил Д. Истон. Он рассматривал взаимодействие политической системы с окружающей социальной средой. Он предложил рассматривать политическую систему как некую машину, главная задача которой – обработка информации, выработка политических решений. Имеется вход в политическую систему и выход. На входе информация, поступающая со стороны общества (письма, обращения, резолюции съездов, результаты социологических опросов, информация спецслужб). Вся эта информация обрабатывается внутри системы и на выходе предлагается в виде политических решений, постановлений, указов.
Функции политической системы на входе: выявление, согласование интересов.
Функции политической системы на выходе: нормотворческая деятельность.
III
Функции политической системы:
1. Выявление, представительство, согласование и интеграция интересов субъектов политических отношений.
2. Выработка политического курса, целей и задач для самой политической системы, общества в целом.
3. Мобилизационная функция – мобилизация ресурсов и средств, необходимых для достижения поставленных целей.
4. Функция политической социализации – политические институты приобщают людей к миру политики, к ценностям политической культуры.
5. Легитимная функция – политическая система стремится к тому, чтобы ее решения были правильно восприняты обществом, соответствовали ценностям политической культуры данной страны.
8 Политический режим.
1. Сущность, критерии определения политических режимов.
2. Типы политических режимов.
I
Понятие политического режима является близким к понятию политической системы. Некоторые ученые даже отождествляют их. На самом деле понятие политический режим шире по объему, поскольку характеризует не только политическую систему но и гражданское общество. Не следует отождествлять понятие политический режим и государственный режим. Чаще всего политический режим определяют как совокупность методов и средств осуществления политической власти. Такое определение является неполным, поскольку характеризует только один из элементов политического режима. Политический режим включает два основных критерия: пространственный и временной.
Политический режим – совокупность элементов идеологического, институционального, социологического порядков, способствующих формированию политической власти страны в определенный период времени.
Критерии определения политических режимов:
1. Способы формирования органов государственной власти – путем выборов или прямым назначением сверху.
2. Распределение власти в обществе между различными социальными группами.
3. Совокупность методов и средств осуществления политической власти.
4. Юридический, политический статус СМИ. Наличие или отсутствие цензуры.
5. Юридический, политический статус политических партий, наличие или отсутствие оппозиции.
6. Юридический, политический статус силовых структур.
7. Совокупность прав и свобод граждан.
II
Существуют различные типологии политических режимов: буржуазно-либеральный, фашистский. Чаще всего выделяют три основных типа политических режимов.
Тоталитарный режим.
Понятие тоталитаризм – господствующий, всеподчиняющий. Одним из первых использовал этот термин в середине 20-х лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини. Он провозгласил, что целью фашистского режима является создание тоталитарного государства, которое бы подчинило себе все сферы жизни общества. До второй мировой этот термин в основном использовали для обозначения двух стран: сталинский советский союз и нацистская германия. После второй мировой в период холодной войны термин тоталитаризм стал использоваться как штамп, аргумент в политической борьбе США и СССР.
Научную трактовку данного понятия предложили американские ученые Бжезинский и Фридрих в 1956 году, опубликовав книгу «Тоталитарная диктатура и автократия». В ней они выявили 6 признаков режима:
– наличие в стране господствующей официальной идеологии;
– наличие в стране одной партии, приверженной этой идеологии во главе с единоличным лидером (фюрер, вождь);
– развитые органы госбезопасности, которые фактически выходят из-под контроля со стороны общества, используют неправовые методы политической борьбы;
– полный контроль над СМИ, наличие жесткой идеологической, политической цензуры;
– контроль над оружием;
– контроль и вмешательство во все сферы жизни людей, включая экономику, социальную, религиозную, личную жизнь.
Признаки этого режима показаны во многих художественных произведениях (Д. Оруэлл «1984», «Скотный двор»). Тоталитарный режим большое внимание уделяет идеологии, которая практически является всеохватывающей, она воплощение всех благ, наиболее разумна. В ней обязательно присутствуют:
– культ будущего, ради которого можно пожертвовать прошлым, для которого не важно настоящее;
– культ личности, лидера, который создавался с помощью СМИ, кино и т.д.;
– культ борьбы, не прекращающейся ни на секунду;
– культ внутренних и внешних врагов.
Поскольку тоталитарный режим большое внимание уделяет идеологии, его называют идеократией. Теперь тоталитарными режимами считаются СССР30-50, Китай при Мао Цзэдуне, Куба при Фиделе Кастро.
Авторитарный режим.
Достаточно часто в обыденном сознании людей понятие тоталитаризм и авторитаризм как бы сливаются. На самом деле у этих режимов много общего, но есть и различия. Главным в авторитарном режиме является авторитарный метод осуществления власти, для которого характерно:
– централизация власти;
– навязывание воли в одностороннем порядке;
– субординация субъектов политических отношений при безусловном подчинении нижестоящих вышестоящим;
– жесткая строгая дисциплина, у подчиненных нет возможности ослушаться, не выполнить решение и по существу они не влияют на принятие политических решений.
Признаки авторитарного режима:
1. Органы государственной власти могут формироваться и путем выборов, референдумов и прямого назначения сверху. Выборы часто носят безальтернативный, несоревновательный характер, результаты часто фальсифицируются.
2. В центре и на местах происходит централизация, концентрация власти в руках одного или нескольких тесно связанных между собой органов власти, которые действуют по своему усмотрению, в том числе с нарушением закона. Принцип разделения властей игнорируется, роль законодательной власти и парламента сведена к минимуму, реальная власть контролируется исполнительной ветвью власти.
3. Реальная политическая власть находится в руках правящего класса, группы лиц (генералитет) либо одного лица. Признак авторитарного режима – монополия на власть какой-либо одной социальной группы.
4. Органы государственной власти в основном опираются на насильственные методы осуществления власти, методы прямого диктата.
5. В стране формально может существовать многопартийность, могут признать возможность оппозиции, но это должна быть правильная оппозиция с точки зрения властей. Поэтому некоторые политологи определяют авторитарный режим как способ правления с ограниченным плюрализмом.
6. Армия, полиция, органы госбезопасности преданны режиму и используются в том числе для подавления политической оппозиции.
7. СМИ разрешено критиковать отдельные недостатки в деятельности органов государственной власти. Цензура носит не столь жесткий характер и в основном ограничивается политической сферой.
8. Права и свободы граждан существенно ограничены, закон в первую очередь защищает интересы государства, затем личности. Принцип равенства граждан часто игнорируется.
Различия между авторитаризмом и тоталитаризмом:
– В авторитарном режиме лидер не является всевластным и формально существует возможность смещения его с должности, что практически исключено при тоталитаризме.
– Тоталитаризм большое внимание уделяет идеологии, авторитаризм не претендует на создание идеологии и часто ограничивается общими лозунгами и фразами (наведение порядка в стране, борьба с преступностью).
– Тоталитарный режим является мобилизирующим, каждый человек словом и делом должен подтверждать свою лояльность по отношению к власти, режиму. Авторитарный режим довольствуется политической апатией большинства граждан. Главное требование к гражданину – не идти на прямой конфликт, конфронтацию с правящим режимом.
– В условиях тоталитарного режима репрессии охватывают все слои населения, носят массовый характер. При авторитарном режиме репрессии не носят столь массовый характер, власти в этом смысле более «избирательны».
Авторитарными режимами считают: генерала Франка в Испании, Пиночета в Чили, режим военных в Южной Корее. Вплоть до недавнего времени авторитарный режим воспринимался как отрицательное явление, но сейчас ученые говорят и о положительных моментах таких режимов:
– экономическая эффективность (Чили, Ю. Корея);
– снижение общего уровня преступности.
Многие ученые считают, что авторитарный режим неизбежен или даже необходим при переходе страны от тоталитаризма к демократии.
Демократия.
Раньше определялась следующим образом: тип, форма правления, при котором основные рычаги власти принадлежат народу. Такая формулировка является недостаточной для современной науки, выделяются различные формы демократии. Например, Р. Даль ввел понятие полиархия, Д. Савтори – вертикальная демократия и др. Остановимся на концепции, которая называется режим политического плюрализма.
1. Органы государственной власти формируются только на основе выборов при их регулярности в законные сроки, гарантируется соблюдение избирательных прав граждан, выборы носят честный, избирательный характер.
2. Реализуется принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть обладает неким моральным преимуществом, все органы власти должны в полной мере соблюдать законы. Роль судебной власти – разрешать конфликты, противоречия ветвей власти.
3. Демократический режим легитимен. Источник – согласие большинства населения с осуществляемой политикой.
4. Органы государственной власти в основном опираются на ненасильственные методы осуществления власти: взаимное согласование позиций, поиск компромиссов, переговоры.
5. Демократический режим является, как правило, многопартийным, демократия предполагает уважительное отношение к оппозиции.
6. СМИ свободны от цензуры.
7. Армия, полиция, органы госбезопасности контролируются обществом и государством, их деятельность строго регламентируется законом.
8. Граждане имеют большой объем прав и свобод, которые реально выполняются.
Политическая демократия возможна при определенных социальных и экономических условиях. В социальной сфере – многообразие форм социальной жизни, многообразие культур, наличие развитого гражданского общества. В экономике – многообразие форм собственности, уважительное отношение к частной собственности, многообразие форм хозяйственной деятельности.
Демократия возможна в рамках правового государства.
8 Политические партии и политические системы.
1. Сущность и подходы в определении.
2. Функции партии.
3. Типы политических партий.
4. Способы создания политических партий.
5. Понятие партийной системы, типы партийных систем.
I
Ученые по-разному оценивают сущность, необходимость, значение политических партий. В различные исторические периоды отношение к партиям менялось. Например, был период, когда партии оценивались как отрицательное явление, считалось, что партии раскалывают общество. Термин партия означает часть, осколок, фрагмент.
Современные ученые оценивают партии как положительное явление и даже говорят о том, что наличие множества партий является обязательным условием демократии. По разному определяют сроки появления первых политических партий. Некоторые говорят, что партия возникает с того момента, как возникло явление политики. Немецкий социолог М. Вебер выделил три этапа в развитии политических партий:
– партия как аристократические группировки в борьбе за власть (средневековая Италия).
– партия, как политические клубы, включающие в себя представителей знати (конец 17 – начало 18 века).
Эти этапы мы обозначим как предыстория.
– появление, собственно, политических партий (конец 18 – начало 19 века). Вначале буржуазные для борьбы с феодальной аристократией, с середины 19 века появились первые рабочие партии.
Существует множество подходов в определении сущности политических партий:
1. Структурно-организационный. Сторонники считают, что политическая партия – в первую очередь организация, которая характеризуется длительностью существования, наличием внутренней иерархической структуры на основе определенных управленческих принципов.
2. Функциональный. Сторонники определяют сущность партии через одну или несколько основных социальных функций.
3. Марксистско-ленинский классовый. Считалось, что партия – классовая организация. Любая партия объективно выражает интересы того или иного социального класса, социальной группы или социального слоя.
Американский ученый Д. Паламбар попытался объединить эти направления и предложил следующие определения политических партий:
– партия – носитель определенных идеологий, формы восприятия мира, места человека в этом мире.
– партия – организация с определенной внутренней структурой.
– цель любой политической партии – завоевание и осуществление политической власти.
– любая политическая партия стремится к расширению своей социальной базы, росту своего авторитета и числа избирателей.
II
Чаще всего ученые выделяют следующие функции политической партии:
1. Социального представительства – любая политическая партия выражает интересы социальных групп, социальных слоев.
2. Социальной интеграции – партия стремится к достижению согласия в обществе между различными социальными группами, личности и общества.
3. Политической социализации – включение человека в мир политических отношений, приобщение человека к ценностям политической культуры.
4. Борьба за участие в осуществлении власти.
5. Кадровая – подбор кадров внутри партии.
6. Разработка и реализация определенного политического курса.
7. Электоральная функция (работа с избирателями).
8. Политического рекрутирования – подготовка кадров для политической элиты страны.
III
Существует множество типологий политических партий. Одну из наиболее известных предложил ученый М. Дюберже, выделив два типа политических партий: массовые и кадровые политические партии.
Для массовых партий процедура входа и выхода – наличие взносов, регулярный характер партии. Кадровые партии немногочисленны. Механизм приема и выхода не так строг, отсутствуют взносы. Руководство такими партиями осуществляют прогрессивные политики, например депутаты, которые от имени партии участвуют в реальной политической деятельности. Позже был выделен еще один тип: партии избирателей – от выборов до выборов.
Еще одна типология: деление на тоталитарные и демократические партии. В тоталитарных партиях большое влияние идеологии, монопольная власть, ориентация на использование любых средств политической борьбы. Демократические партии основаны на демократических принципах и ценностях, ориентируются на легальные, мирные способы политической борьбы, внутри возможно существование фракций. Такие партии вступают в коалиции, блоки.
Деление партий по классовому признаку: крестьянские, рабочие партии и др.
Деление партий по идеологическому принципу: фашистская, консервативная, либеральная и др.
На сегодняшний день ученые говорят о создании новых партий: «бери и хватай всех», «антипартия», «партии новой волны» и «универсальные» партии. Для последних двух характерна максимально широкая социальная база, ориентация на все слои населения, идейная мобильность, возможность смены идеологических ориентиров, более демократические, гибкие методы управления, что проявляется в следующем: лидерство партий носит периодический характер.
V
Семь типов партийных систем:
– Однопартийная система (бывший СССР).
– Многопартийная система с партией монопольно осуществляющей власть (ГДР). Характеризуется тем, что в стране существует несколько политических партий, но одна из них пользуется особыми правами и полномочиями и все время находится у власти.
– Многопартийная система с доминирующей партией. Существует множество партий, но одна из них традиционно в течение нескольких десятков лет побеж-дает на выборах (Индия (ИНК), Япония (ЛДП)).
– Классическая двухпартийная система. В стране множество политических партий, но только две по существу ведут борьбу за власть (Система 2.5 партий или двухблоковая (ФРГ)).
– Система ограниченного плюрализма. В стране множество политический партий. Деятельность многих из них ограничивается, регламентируется специальными законами. В основном это касается антисистемных партий, за свержение существующего политического режима.
– Система крайнего плюрализма. Разрешена деятельность практически всех политических партий.
– Атомизированная партийная система. Существует огромное количество политических партий, точный подсчет которых, по существу, невозможен. Часть их распадается, на их месте создаются новые. Партии плохо связаны с реальными социальными группами и минимально взаимодействуют между собой.
8 Политическая культура.
1. Понятие.
2. Структура.
3. Типы.
Одним из первых термин ПК использовал в 1956 году Г. Алмонд в работе «Сравнительные политические системы». ПК – специфический образец ориентации людей по отношению к политическому действию. Теория ПК предполагала, что в каждой политической системе имеются свои образцы политических действий. Политическая культура предопределяет характер политических действий и ее направленность. ПК проявляется в эмпирически заметном политическом поведении.
Существует множество определений культуры вообще и ПК в частности. Для многих из этих определений характерны следующие недостатки:
– ПК трактуется только как разновидность духовной культуры, при этом упускается из вида поведенческий, деятельностный аспект.
– Не проводится различие понятий ПК личности и ПК общества.
– ПК трактуется предельно широко, в нее включают многие политические явления.
II
Чаще всего в ПК выделяют следующие элементы:
– политические представления (сознание);
– политические ценности;
– политические установки;
– образцы политического поведения.
Политические представления. Представления людей о политике, государстве, устройстве технологии власти и т.д. Источник – реальная достоверная информация, полученная из учебных пособий, специальных курсов, лекций по политологии, части СМИ. Но к сожалению, достаточно часто источником наших политических представлений является некачественная информация, слухи.
Политические ценности. Во первых, является ли политика ценной для данного человека (какое место занимает политика в системе ценностей данного человека). Во вторых, какие ценности преобладают в идеологии, культуре той или иной страны. Ценность отдельного индивида, личности или ценность государства.
Политические установки. Чаще всего бывают позитивные и негативные. Политические установки, как правило, предопределяют наши политические действия – их характер и направленность.
Образцы политического поведения. Не все ученые включают политическое поведение в структуру ПК. Мы исходим из того, что ценности ПК так или иначе влияют на поведение людей. Не все и не всякое политическое поведение является частью политической культуры, а именно то поведение, которое приобрело наиболее массовый, устойчивый, повторяющийся характер передается из одного поколение в другое. В западной науке такое поведение обозначают термином «образец». В нашей стране чаще пользуются термином «стереотип». ПК есть совокупность стереотипов политического сознания и политического поведения.
Помимо понятия ПК выделяют еще политическую субкультуру. Это специфическая политическая культура, присущая какой-либо социальной группе. Говорят об этнических, этнорелигиозных и молодежных субкультурах.
III
Наиболее известные типологии ПК предложили ученые Алмонд и Вербе в 1963 году в работе «Культура гражданственности». В этой работе они сравнили ПК пяти стран: Англия, Италия, Германия, США, Мексика с помощью специальных показателей.
Выделили три типа ПК:
– Патриархальная (ПК). Большинство граждан не интересуется политикой, с трудом представляют себе что это такое, обладают минимальными политическими знаниями, не участвуют в политике.
– Подданническая. Интерес к политике большинства граждан сравнительно невысокий, реальных знаний о политике немного, но большинство считает себя обязанными участвовать в политике, воспринимая это как долг.
– Активистская (ПК участия). Граждане интересуются политикой, активно участвуют в ней.
Авторы считали, что ни одна из этих ПК в чистом виде не встречается и наиболее оптимальным является синтез этих культур, особенно двух последних. Новую синтезированную ПК они обозначили как культуру гражданственности. Она ориентирована на реформы, а не на революции. Такая культура заинтересована в политическом участии, но специальная политическая активность не стимулируется, не нагнетается. Согласие, компромисс и т.д. Существует также деление политических культур на тоталитарную и демократическую.