Общие закономерности обучения технике легкоатлетических упражнений





При обучении техники легкоатл. упражнений можно использовать общие педагогические положения, состоящие из 3 этапов:

1) Создать правильное представление о рациональной технике данного л/а упражнения (рассказ, демонстрация техники, опробование элементов, облегченных или в целом).

2) Научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей зан-ся (выполнение СПУ для овладения основными элементами техники, СПУ для развития физ.качеств, ознакомление с особенностями выполнения упражнения с целью определения основных недостатков и путей их устранения)

3) Совершенствование техники избранного вида л/а (выполнение изучаемого упражнения, в соответствии с правилами соревнований; выполнение СПУ для развития качеств и техники движений, выполнение упражнения в затруднительных условиях).


6)особенности методики обучения легкоатлетическим видам на уроке физ культуры в младших классах.
.
В нач. классах задачи сводятся к совершенствованию механизмов движения при ходьбе, беге, простейших прыжках и метаниях. В качестве средств для обучения и совершенствования в ходьбе и беге рекомендуется использовать упр с изменением длины и частоты шагов, бег на отрезках 10-40 м., бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением простейших снарядов. Особое внимание следует уделить формированию правильной осанки, обеспечивающей не только эффективность выполнения элементов спорт техники, но и выгодные условия для работы важнейших вегетативных органов и систем. Прыгая в высоту разбег, выполняется под прямым углом к планке, отталкиваться одной ногой и приземляться обязательно на обе. Помимо обычных прыжков в длину с короткого разбега целесообразно выполнять упр. которые способствуют форимир. правильных навыков отдельных элементов (с короткого разбега напрыгивание на стопку матов). Для обучения простейшим метаниям исп теннисные мячи и др. легкие предметы. Метать можно как на дальность, так и в цель. Предпочтительнее выполнять на дальность, т.к. развивается способность к распределению усилий, точность и глазомер. Учитывая возраст целесообразно использовать игровой метод при обучении(подвижные игры с элементами бега, различных прыжков и метаний). С 4 класса сообщаются теоретические сведения: понятие о правильном положении тела в ходьбе и беге, о быстром и медленно, ускоренном и повторном беге. Прыгать в высоту продолжают с прямого разбега, отталкиваясь на расстоянии 0,5-1 метр от планки. При прыжках в длину требуется свершать отталкивание от бруска при разбеге в 3-5 шагов, и от зоны шириной не более 30 см. Основным снарядом для метания остаётся теннисный мяч. Программой предусмотрено метание мяча в цель(щит 1на 1 м.) с расстояния 12 м. для мальчиков и 8-9 м. для Д. Рекомендуется также применять метание теннисного мяча в мишень или стенку с расстояния 2-3 м., добиваясь более дальнего отскока.

7) особенности методики обучения легкоатлетическим видам на уроке физ культуры в средних классах
.
В 5 классе программой предусматривается усвоение таких теоретич. сведений и понятий, как: равномерный и переменный бег, дистанция и отрезки дистанции, угол по отношению к планке, угол вылета снаряда, скрестный шаг в метаниях, препятствия и способы их преодоления. Беговая часть в 5 классе содержит бег с ускорением 30-40 м., бег с высоко старта до 60 м. Для повышения общей выносливости использ бег в медленном темпе до 3 мин. Проводится также бег до 60 м. с упрощенными препятствиями. Прыжки в высоту с 5-7 шагов разбега под углом к планке. Прыжки в длину выполняются с укороченного разбега и отталкиванием от бруска и добавляются прыжки с укороченного разбега с полетом в шаге. 5-классники выполняют метания в цель и на дальность не только с места, но и с короткого разбега(1-2 шага). В 6 классе уч-ся изучают низкий старт. Они должны знать и выполнять команды. Сообщаются сведения о длине бегового шага и длине и ширине ступней, в ритме разбега при прыжках и метаниях, и.п. для толкания ядра с места. Уч-ся в 6 классе должны прыгать в высоту с 3 шагов разбега. Продолжается совершенствование прыжка в длину в шаге с укороченного разбега и начинается обучения прыжка в длину способом согнув ноги. Усложняется техника метания, теннисный мяч метают на дальность по условному коридору 10-15 м. Впервые вводится контрольная отметка. Впервые разучивается техника толкания набивного мяча с места и и.п. стоя лицом и боком. В 7 классе знакомятся со способами передачи эстафетной палочки сверху без перекладывания, элементарной разметкой беговой дорожки, основами техники прыжка в высоту способами перекат и перекидной, способам держания ядра и осн техники толкания с места. Уч-ся прыгают в высоту способом перешагивания и перекидной. Продолжается совершенствование способа, согнув ноги. Для метания использ не только теннисный, но и утяжеленный мяч. В 8 классе уч-ся дают сведения о разметке дистанции для эстафетного бега и правила передачи эстаф. палочки, сообщают также сведения о переходе от предварительного разбега к 5 бросковым шагам в метаниях и скачке в толканиях. Продолжается совершенствование техники прыжка в высоту способом перешагивания и перекидной, а также прыжка в длину с разбега согнув ноги. Прыжки в высоту и в длину желательно проводить на результат. С 9 класса программой предусмотрено раздельное планирование материала для М.и.Д. Юношам сообщают сведения о самостоят. разминке, а также о подборе и разметке индивид разбега в прыжках и метаниях и о правилах судейства. В беговой части планируется бег на 60-100 м., этапы эстафет увеличиваются до 100м., для развития выносливости использ кросс на 800м. Способы прыжков выбираются индивидуально, метания малого мяча и гранаты с разбега рекомендуется проводить не только на технику, но и на дальность. Девушкам сообщаются те же сведения, что и юношам, но отличается практич. часть. Предусмотрен бег на 60 и 100м. на результат, также бег 4 по 60м., выносливость рекомендуется кросс на 500м., или медленный бег до 7 мин. В прыжках совершенствуется техника избранного вида, рекомендуется проводить метания на дальность малого утяжеленного мяча(100-150 г.).


8) особенности методики обучения легкоатлетическим видам на уроке физ культуры в старших классах.
В 10 классе теоретич материал включает: самостоят разминка перед сдачей учебных нормативов, проведение разминки с группой учеников под наблюдением учителя, выполнение ф-ций помощника судьи в видах л.а. В целях повышения скорости юношам рекомендуется проводить бег на 100м. с низкого старта на результат. Для развития выносливости программой предусмотрен бег с переменной скоростью 100-300м., кросс до 800м., длинный бег до 15 мин. В процессе прыжков внимание уделяется не только на совершенствование выбранного вида прыжков, но и на развитие скоростно-силовых качеств. Помимо обычных метаний добавляются прикладные способы из различных и.п. Ядро 5 кг. Юноши толкают со скачка на дальность. Девушки в 10 классе совершенствуют скоростные качества, пробегая 60 или 100 м. с низкого старта, а также повторного бега 4 по 60м. Выносливость повышается при помощи кросса на 500 м. или медленного бега до 9 мин. В 11 классе объём нового материала по л.а. уменьшается, но повышается объём и интенсивность выполняемых упр., благодаря этому урок приближается к спорт. тренировке. В данном классе совершенствуются все ранее изученные виды л/а, новые упр. и виды не изучаются.


9)воспитание физических способностей на уроке физ культуры посредством легкоатлетических упражнений.

10) внеурочные формы организации работы по легкой атлетике в школе.
К внеклассным формам ФВ школьников относят: спортивные секции по видам спорта, секции ОФП, секции ритмической и атлетической гимнастики, школьные соревнования, туристические походы и слёты, праздники физической культуры, дни здоровья и плавания. Цель: 1)содействовать успешному и полному материалу программы по предмету ФК. 2)удовлетворять интересы школьников к занятиям массовым видам спорта и на этой основе выявить детей имеющих хорошие способности к занятиям определённым видам спорта. 3)обеспечивать здоровый активный содержательный отдых. Главная цель внеклассной работы это организация досуга школьников несущего оздоровительный эффект. Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спорт секции, кружков, групп ОФП, спорт клубов команд, Для достижения, какого либо эффекта следует проводить 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутого результата в соревнованиях. Первостепенной задачей любой секции должно быть сохранение здоровья учащихся. Каждый год для старшеклассников должны организовываться туристические походы. В школах должны проводиться спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства, весёлые старты. Ежедневно на уроках для учащихся младших классов надо проводить утреннюю гимнастику, на динамической перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов. Обязанности педагога, который ведёт секцию: самостоятельно выбирает и использует выборную методику обучения, несет ответственность за безопасность занимающихся, проводит селекцию, назначает дату и время тренировки, принимает решения об ученике. Права и обязанности руководство школы: создание условии для беспрепятственной работы секции, несение ответственности за создание и функционирование секции перед муниципальными органами, по необходимости прекратить работу секции. Стратегические задачи: повышение спортивного мастерства и подготовка профессиональных спортсменов. Планирование внеклассной работы одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь целей и задач физического воспитания школьников. В планирование надо продумывать сразу на несколько шагов в перёд, план составляются на весь процесс тренировки. Надо соблюдать следящие принципы: принцип сбалансированного повышения нагрузок, принцип соответствия пед-х воздействий возрасту занимающихся, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания нагрузок.

.++Внешкольная работа по ФВ проводится с целью всестороннего развития учащихся, проведение досуга и укрепления здоровья. Формы: 1)ДЮСШ, СДЮШОР, 2)занятия в физкультурно оздоровительных центрах, 3)физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. 4)разнообразные физкультурно оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха. 5)занятия физическими упр спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или физкультурно спортивных клубах. 6)учебно тренировочные и массово оздоровительные мероприятия в туристских лагерях. Задачи ДЮСШ: 1)осуществлять подготовку юных спортсменов высокой квалификации обеспечивать укрепления здоровья и разностороннее физич. развитие. 2)готовить из юных спортсменов инструкторов и судей по спорту. 3)оказывать помощь в образовательной школе в организации массовой спортивной работы. Содержание работы ДЮСШ: 1)создание необходимых условий для проведения регулярных круглогодичных занятий (тренировок), привить у занимающихся интересы к ЛА. 2)обеспечение отбора юных спортсменов для их будущей специализации в избранном виде ЛА. 3)систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них всех занимающихся. 4)овладения занимающимися необходимыми теоретическими знаниями. Планирование внешкольная работы одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь целей и задач физического воспитания школьников. В планирование надо продумывать сразу на несколько шагов в перёд, план составляются на весь процесс тренировки. Надо соблюдать следящие принципы: принцип сбалансированного повышения нагрузок, принцип соответствия пед-х воздействий возрасту занимающихся, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания нагрузок.

11)основы техники бега.
Основы техники ходьбы и бега.

Ходьбы и бег имеют общие основы и свои специфические особенности. Основой является шаг и связанные с ним движения рук и туловища. Двойной шаг (шаг с правой ноги с левой) составляет один повторяющийся цикл движений. Движения рук и ног в спортивной ходьбе и беге согласованы, и строго перекрестны. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения: сгибание, разгибание, скручивание, боковые наклоны. Движения позвоночника, которые обусловливают встречные движения таза и верхней части туловища, зависят от согласованной работы многих мышечных групп. Отталкивание и в беге и в ходьбе выполняется преодолевающей работой мышц.

Спортивная ходьба. Длительность опоры каждой ноги больше чем длительность переноса, поэтому в двойном шаге имеются периоды двойной опоры и одиночной, которые непрерывно чередуются. Но двойная опора в спортивной ходьбе мала.

Фазы:

*Задний шаг (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

*Передний шаг (граница фазы - момент постановки ноги на опору);

*Переход опоры ( с левой ноги на правую).

Полный цикл содержит 6 фаз по два периода одиночной и двойной опоры.

Источником движущих сил при спортивной ходьбе служит работа мышц, которые выполняют перенос ноги и отталкивание от опоры. Разгибанием бедра опорной ноги (преодолевающая работа разгибателей тазобедренного сустава) спортсмен делает «активный перекат», способствует продвижению тела вперед над опорой. Перенос другой ноги перемещает ЦТ тела вперед от места опоры и придает ему некоторую скорость (преодолевающая работа сгибателей тазобедренного сустава). Таким образом, при спортивной ходьбе спортсмен выталкивает тело впереди вверх на выпрямленную в коленном суставе ногу. От быстроты переноса ноги при ходьбе зависит частота шагов, тем выше темп. Чрезмерное учащение шагов уменьшает их длину и скорость больше не нарастает.

Бег. Время переноса ноги в беге дольше, чем время опоры, поэтому двойной опоры в беге не бывает. Имеется безопорное положение – полет. В двойном шаге имеются два периода опоры (на одной ноге) и два периода полета. Размах и быстрота движений в беге больше чем в ходьбе:

*На короткие дистанции размах и быстрота движений наибольшие;

*На длинные – наименьшие.

Фазы:

*Вынос ноги в полете (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

*Их разделяет момент наибольшего выноса стопы (относительно таза);

*Опускание ноги к опоре (граница фазы – момент постановки ноги на опору);

*Подседание на опорной ноге;

*Отталкивание с выпрямлением ноги.

По мере увеличения скорости бегущего спортсмена потери энергии (при амортизации) и их восстановление (при отталкивании) за время опоры становятся меньше. Дело в том, что повышается частота шагов и, следовательно, сокращается их длительность.

Виды бега: бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, бег на сверхдлинные дистанции, барьерный бег, стипль-чез.

 

12)основы техники прыжков.
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) Вертикальные. 2) Горизонтальные.

Прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.

Составные части: 1) Разбег и подготовка к отталкиванию. 2) Отталкивание. 3) Полет. 4) Приземление – с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

Разбег и подготовка к отталкиванию. Основные задачи – придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания.

Можно выделить два варианта разбега: 1) Равноускоренный разбег. 2) Разбег с поддержанием скорости. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.

Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.

Отталкивание - основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую. Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат. Одним из факторов, определяющих эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол постановки толчковой ноги.

Угол, образующийся вектором начальной скорости вылета тела прыгуна и горизонтом, называется углом вылета. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания.

Основные факторы, определяющие результативность прыжков, - начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета.

Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную. Траекторию движения ОЦМ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦМ.

Приземление. Цель – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. В прыжках в высоту сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбери-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.

В прыжках в длину прыгают в яму с песком.

Мягкое приземление происходит за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути и за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела.

13)бег на короткие дистанции (история возникновения, определение и краткая характеристика)
Бег на короткие дистанции, или спринт, включает: бег на 60, 100, 200 и 400 м. В Англии, США, Австралии и некоторых других странах соревнования по спринту проводят на дистанциях 60, 100, 220, 440 ярдов. Вот как выглядит разница во времени пробегания метрических и ярдовых дистанций:
100 ярдов = 91,44 м; 100 м = 109,36 ярда (+0,9 с).
220 ярдов = 201,17 м; 200 м = 218,72 ярда (-0,1 с).
440 ярдов = 402,34 м; 400 м = 437,44 ярда (-0,3 с).

Если спортсмен пробежал 100 ярдов за 9,2 с, то его результат в беге на 100 м в пересчете будет (9,2 + 0,9) равен примерно 10,1 с.

История бега на короткие дистанции начинается с Олимпийских игр древности. Бег на стадий (192,27 м) и два стадия пользовался большой популярностью у греков. Причем древние атлеты применяли не только высокий, но и низкий старт, используя для этого особые стартовые упоры в виде каменных или мраморных плит.

В первые годы появления легкой атлетики в Америке применяли старт с ходу, наподобие старта в конных бегах. Затем получил распространение высокий старт, когда спортсмен отставлял одну ногу назад и наклонялся вперед. На I Олимпиаде нашего времени Т.Бёрк впервые показал низкий старт на официальных соревнованиях, хотя он был предложен в 1887 г. известным американским тренером Мерфи и впервые был применен его соотечественником Шеррилом. Стартовали они из небольших ямок, вырытых в грунте. Появившиеся в 30-х гг. XX в. стартовые колодки позволили усовершенствовать технику низкого старта.
Бег на короткие дистанции раньше других видов легкой атлетики был признан доступным для женщин и включен в программу Олимпийских игр 1928 г.

Спринтерский бег в России получил распространение позже, чем в западных странах. В первых официальных соревнованиях по легкой атлетике в России (1897 г.) в программу был включен бег на 300 футов (91,5 м) и на 188,5 сажени (401,5 м).

В настоящее время многие тренеры согласны с тем, что техника спринтерского бега сугубо индивидуальна и, несмотря на определенные биомеханические характеристики, зависит от конкретных индивидуальных особенностей спортсмена, а также от достигаемых им уровней мощности и быстроты. Это, конечно, не исключает общих для всех рациональных элементов техники, совершенствованием которых они занимаются и по сей день.

Для анализа техники спринтерского бега выделяют условно в нем: старт; стартовое ускорение; бег по дистанции; финиширование.

Старт. В беге на короткие дистанции, согласно правилам соревнований, применяется низкий старт, используя при этом стартовые колодки (станки). Расположение стартовых колодок строго индивидуально и зависит от квалификации спортсмена и его физических возможностей.

В практике применяются четыре разновидности низкого старта (по расположению колодок): 1) обычный; 2) растянутый; 3) сближенный; 4) узкий.

При обычном старте расстояние от стартовой линии до первой колодки 1,5 — 2 стопы, такое же расстояние от первой до второй колодки. Для начинающих спортсменов можно применять расстановку по длине голени, т.е. расстояние до первой колодки и от первой до второй равно длине голени. При растянутом стартерасстояние от стартовой линии до первой колодки увеличено от 2 до 3 стоп, от первой до второй колодки — от 1,5 до 2 стоп. При сближенном старте расстояние от стартовой линии до первой колодки — 1,5 стопы, от первой до второй — 1 стопа.При узком старте расстояние от стартовой линии до первой колодки не меняется, а меняется расстояние от первой до второй колодки от 0,5 стопы и меньше. Применение старта зависит от индивидуальных возможностей каждого спортсмена, в первую очередь от силы мышц ног и реакции спортсмена на сигнал. По продольной оси расстояние между осями колодок устанавливается от 15 до 25 см.

По команде «На старт!» спортсмен опирается стопами ног в колодки, руки ставит к линии старта, опускается на колено сзади стоящей ноги, т.е. занимает пятиопорное положение. Голова продолжает вертикаль туловища, спина ровная или чуть полукруглая, руки, выпрямленные в локтевых суставах, располагаются чуть шире плеч или в пределах двойной ширины плеч. Взгляд направлен на расстояние 1 м за стартовую линию. Кисти рук опираются на большой и указательный пальцы, кисть параллельна линии старта. Стопы опираются на поверхность колодок так, чтобы носок шиповок касался поверхности дорожки.

По команде «Внимание!» бегун отрывает колено сзади стоящей ноги от опоры, поднимая таз. Обычно высота подъема таза находится на 7—15 см выше уровня плеч. Плечи выдвигаются несколько вперед, чуть за линию старта. Бегун опирается на руки и колодки. Важно, чтобы спортсмен давил на колодки, ожидая стартовую команду. В этом положении большое значение имеют углы сгибания ног в коленных суставах. Угол между бедром и голенью, опирающейся ноги о переднюю колодку равен 92—105°, сзади стоящей ноги — 115 —138°. Угол между туловищем и бедром впереди стоящей ноги — 19 — 23°. Значения этих углов можно использовать при обучении низкому старту, в частности при становлении позы стартовой готовности, применяя транспортир или модели углов из деревянных реек.

Бегун в положении стартовой готовности не должен быть излишне напряжен и скован. Но в то же время он должен находиться в состоянии сжатой пружины, готовой по команде начать движение, стартовать, тем более что промежуток между командами «Внимание!» и «Марш!» не оговорен правилами соревнований и целиком зависит от стартера, дающего старт.

Услышав стартовый сигнал (выстрел, команда голосом), бегун мгновенно начинает движение вперед, отталкиваясь руками от дорожки с одновременным отталкиванием сзади стоящей ноги от задней колодки. Далее вместе с маховым движением вперед сзади стоящей ногой начинается отталкивание от колодки впереди стоящей ноги, которая резко разгибается во всех суставах. Обычно руки работают разноименно, но некоторые тренеры предлагают начинать движения руками одноименно и с часотой выше, чем частота ног. Это делается для того, чтобы бегун активно выполнял шаги на первых метрах дистанции, особенно первый шаг. Угол отталкивания с колодок у квалифицированных бегунов колеблется от 42 до 50°.
При первом шаге угол между бедром маховой ноги и бедром толчковой ноги приближается к 90°. Это обеспечивает более низкое положение ОЦМ и отталкивание толчковой ноги ближе к управлению вектора горизонтальной скорости. Начинающим бегунам можно дать образное сравнение, будто они толкают вагонетку: чем острее угол толкания, тем больше усилий они прикладывают для создания скорости. В данном случае вагонетка — это тело бегуна, а ноги — толкатели.

При старте необходимо помнить, что неправильное положение головы или туловища может вызвать ошибки в последующих движениях. Низкий наклон головы и высокий подъем таза могут не дать возможности бегуну выпрямиться, и он рискует упасть или споткнуться. Высокий подъем головы и низкое положение таза могут привести к раннему подъему туловища уже на первых шагах и снизить эффект стартового разгона.

Стартовый разгон. Стартовый разбег длится от 15 до 30 м, в зависимости от индивидуальных возможностей бегуна. Основная задача его — как можно быстрее набрать максимальную скорость бега. Правильное выполнение первых шагов со старта зависит от отталкивания (под острым углом к дорожке с максимальной силой) и быстроты движений бегуна. Первые шаги бегун бежит в наклоне, затем (6—7-й шаг) начинает подъем туловища. В стартовом разгоне важно постепенно поднимать туловище, а не резко на первых шагах, тогда будет достигнут оптимальный эффект от старта и стартового разгона. При правильном наклоне туловища бедро маховой ноги поднимается до 90° по отношению к выпрямленной толчковой ноге, и сила инерции создает усилие, направленное больше вперед, чем вверх. Первые шаги бегун выполняет, ставя маховую ногу вниз—назад, толкая тело вперед. Чем быстрее выполняется это движение в совокупности с быстрым сведением бедер, тем энергичнее произойдет следующее отталкивание.

Первый шаг надо выполнять максимально быстро и мощно, чтобы создать начальную скорость тела бегуна. В связи с наклоном туловища длина первого шага составляет 100—130 см. Специально сокращать длину шага не следует, так как при равной частоте шагов их длина обеспечивает более высокую скорость. На первых шагах ОЦМ бегуна находится впереди точки опоры, что создает наиболее выгодный угол отталкивания и большая часть усилий идет на повышение горизонтальной скорости. На последующих шагах ноги ставятся на проекцию ОЦМ, а затем — впереди нее. При этом происходит выпрямление туловища, которое принимает такое же положение, как и в беге на дистанции. Одновременно с нарастанием скорости происходит уменьшение величины ускорения, примерно к 25 —30 м дистанции, когда скорость спортсмена достигает 90 — 95 % от максимальной скорости бега. Надо сказать, что нет четкой границы между стартовым разгоном и бегом по дистанции.

В стартовом разгоне скорость бега увеличивается в большей степени за счет удлинения длины шагов и в меньшей степени за счет частоты шагов. Нельзя допускать чрезмерного увеличения длины шагов — тогда получится бег прыжками и произойдет нарушение ритма беговых движений. Только выход на оптимальное сочетание длины и частоты шагов позволит бегуну набрать максимальную скорость бега и приобрести эффективный ритм беговых движений. В беге на короткие дистанции нога ставится на опору с носка и почти не опускается на пятку, особенно в стартовом разгоне. Быстрая постановка ноги вниз—назад (по отношению к туловищу) имеет важное значение для увеличения скорости бега.

В стартовом разгоне руки должны выполнять энергичные движения вперед—назад, но с большей амплитудой, вынуждая ноги выполнять также движения с большим размахом. Стопы ставятся несколько шире, чем в беге на дистанции, примерно по ширине плеч на первых шагах, затем постановка ног сближается к одной линии. Чрезмерно широкая постановка стоп на первых шагах приводит к раскачиванию туловища в стороны, снижая эффективность отталкивания, так как вектор силы отталкивания действует на ОЦМ под углом, а не прямо в него. Этот бег со старта по двум линиям заканчивается примерно на 12—15-м метре дистанции.

Бег по дистанции. Наклон туловища при беге по дистанции составляет примерно 10 — 15° по отношению к вертикали. В беге наклон изменяется: при отталкивании плечи несколько отводятся назад, тем самым уменьшая наклон, в полетной фазе наклон увеличивается. Стопы ставятся почти по одной линии. Нога ставится упруго, начиная с передней части стопы, на расстоянии 33 — 43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки стопы. В фазе амортизации происходит сгибание в тазобедренном и коленном суставах и разгибание в голеностопном, причем у квалифицированных спортсменов полного опускания на всю стопу не происходит. Угол сгибания в коленном суставе достигает 140 — 148° в момент наибольшей амортизации. В фазе отталкивания бегун энергично выносит маховую ногу вперед—вверх, причем выпрямление толчковой ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и начинается его торможение. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги. При визуальном наблюдении мы видим, что отрыв ноги от опоры осуществляется при выпрямленной ноге, но при рассмотрении кадров киносъемки с замедленной скоростью видно, что в момент отрыва ноги от грунта угол сгибания коленного сустава достигает 162—173°, т.е. отрыв от грунта происходит не выпрямленной, а согнутой ногой. Это наблюдается в беге на короткие дистанции, когда скорость бега достаточно высока.

В полетной фазе происходит активное, сверхбыстрое сведение бедер. После отталкивания нога по инерции движется несколько назад—вверх, быстрое выведение бедра маховой ноги заставляет голеностопный сустав двигаться вверх, приближаясь к ягодице. После вывода бедра маховой ноги вперед голень движется вперед — вниз и «загребающим» движением нога ставится упруго на переднюю часть стопы.

В спринтерском беге по прямой дистанции стопы ставятся прямо—вперед, излишний разворот стоп наружу ухудшает отталкивание. Длина шагов правой и левой ногами в беге зачастую неодинакова. В беге с меньшей, чем максимальная, скоростью — это не важно. В спринте, наоборот, очень важно добиться примерно равной длины шагов, а также ритмичного бега и равномерной скорости.

Движения рук в спринтерском беге более быстрые и энергичные. Руки согнуты в локтевых суставах примерно под углом в 90 градусов. Кисти свободно, без напряжения, сжаты в кулак. Руки движутся разноименно: при движении вперед — рука движется несколько внутрь, при движении назад — немного наружу. Не рекомендуется выполнять движения рук с большим акцентом в стороны, так как это приводит к раскачиванию туловища. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч и сутулость — это первые признаки излишнего напряжения.
Скованность в беге, нарушения в технике бега говорят о неумении бегуна расслаблять те группы мышц, которые в данный момент не принимают участия в работе. Необходимо учить бегать легко, свободно, без лишних движений и напряжений. Частота движений ногами и руками взаимосвязана, и порой бегуну, для поддержания скорости бега, достаточно чаще и активнее работать руками, чтобы заставить также работать и ноги.

Финиширование. Максимальную скорость невозможно сохранить до конца дистанции. Примерно за 20—15 м до финиша скорость обычно снижается на 3 — 8 %. Суть финиширования как раз состоит в том, чтобы постараться поддержать максимальную скорость до конца дистанции или снизить влияние негативных факторов на нее. С наступлением утомления сила мышц, участвующих в отталкивании, снижается, уменьшается длина бегового шага, а значит, падает скорость. Для поддержания скорости необходимо увеличить частоту беговых шагов, а это можно сделать за счет движения рук, как мы уже говорили выше.

Бег на дистанции заканчивается в момент, когда бегун касается створа финиша, т. е. воображаемой вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Чтобы быстрее ее коснуться, бегуны на последнем шаге делают резкий наклон туловища вперед с отведением рук назад. Этот способ называют «бросок грудью». Применяется и другой способ, когда бегун, наклонясь вперед, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком, чтобы коснуться ее плечом. Эти два способа практически одинаковы. Они не увеличивают скорость бега, а ускоряют прикосновение бегуна к ленточке. Это важно, когда несколько бегунов финишируют вместе и победу можно вырвать только лишь таким движением. Фотофиниш определит бегуна, обладающего наиболее техничным финишированием. Для тех бегунов, которые не овладели еще техникой финиширования, рекомендуется пробегать финишную линию на полной скорости, не думая о броске на ленточку.

Спринтерский бег — это бег с максимальной скоростью. Задача бегуна — как можно быстрее набрать эту скорость и как можно дольше ее сохранить. Существуют физиологические обоснования формирования скорости в спринтерском беге. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55 % от максимума своей скорости, на 2-й — 76 %, на 3-й — 91 %, на 4-й - 95%, на 5-й - 99%, на 6-й - 100%. Затем до 8-й секунды идет поддержание скорости, продолжительность этого поддержания зависит уже от квалификации бегуна. После 8-й секунды происходит неизбежное снижение скорости.

 

14)техника спринтерского бега.
Понятие " бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега , включающие этапы спринтерского бега . Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов.

Спринтерский бег входит составной частью в ряд видов легкой атлетики (все виды прыжков, многоборий и некоторые виды метаний), а также во многие виды спорта. Различные виды бега на короткие дистанции включены в нормативы комплекса ГТО всех ступеней.

В беге на короткие дистанции добиваются успеха спортсмены различного роста и телосложения, но, как правило, хорошо физически развитые, сильные и быстрые.

 

15)особенности техники бега на различные спринтерские дистанции.
Бег 100 м. Эту дистанцию надо пробегать с максимально возможной скоростью. Быстрое выбегание со старта переходит в стремительное ускорение, с тем чтобы быстрее достичь максимальной скорости и по возможности не снижать ее до финиша.

Бег 200 м. Бег на этой дистанции отличается от бега на 100 м расположением старта и прохождением первой половины дистанции по повороту дорожки. Чтобы со старта пробегать больший отрезок по прямой, стартовые колодки устанавливаются у внешнего края дорожки по касательной к повороту (рис. 44).

При беге по повороту бегуну необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево - внутрь нужно постепенно. Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбеге), бегун перестает увеличивать наклон тела и сохраняет его на оставшемся участке поворота. Для уменьшения пробегаемого расстояния при беге по повороту дорожки лучше ставить стопы как можно ближе к бровке, поворачивая их влево к ней.

Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой. Правая рука направлена больше внутрь, а левая — несколько наружу. При этом плечи несколько поворачиваются влево. На последних метрах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода на прямую выпрямиться.

Во время бега на 200 м бегун может при выходе из поворота сделать 2—3 шага, как бы выключившись из предельных усилий, после чего снова бежать с полной интенсивностью до финиша. Первую половину дистанции рекомендуется пробегать на 0,1—0,3 с хуже лучшего времени на 100 м (при беге по прямой).





Читайте также:
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.045 с.