Целостный педагогический процесс.
Обращаясь к истокам возникновения воспитания, следует сказать, что с момента своего зарождения оно оформилось как целостный процесс. Уже в первоначальных формах воспитания – обрядах, ритуалах, имитационных играх происходила не только трансляция знаний и опыта деятельности старшего поколения.
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
То есть в этом процессе происходит изменение учащегося, его движение развитии путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых, осуществляемого в соответствии с заранее предполагаемым результатом.
Педагоги и воспитанники как субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Итак, сущность педагогического процесса - это осуществление развития личности на основе целостности обучения и воспитания.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятелъностный компонент взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью.
Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность – педагогической системы.
Условия эффективности педагогического процесса.
Показателями эффективности педагогического процесса являются: правильность и системность знаний; точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности, а также способов познания и самообразования; готовность к творческому применению знаний и умений; сформированность ценностного отношения к учебному матералу, стоящим за ним объектом и самому процессу учебной деятельности; готовность и устремленность к самореализации; трудовая, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность; сформированность системы ценностей; социальная активность, мотивированная этой системой и усвоенным социальным опытом.
Для эффективного функционирования педагогического процесса необходимы определенные условия. К ним относятся:
1. Учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства, в том числе и современные информационные и коммуникационные технологии и др.).
2. Учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный, температурный режим и др.).
3. Морально-психологические (моральный комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучающимися и др.).
4. Высокая профессиональная подготовка педагогического состава образовательного учреждения.
Эффективная организация педагогического процесса обеспечивается в том случае, если он строится в соответствии с закономерностями воспитания, которые предполагают социальную обусловленность цели и задач воспитания, зависимость содержания, форм и методов воспитания от поставленных целей, зависимость результатов воспитания от целостности и взаимосвязи всех основных компонентов педагогического процесса.