Условия эффективности педагогического процесса.




Целостный педагогический процесс.

Обращаясь к истокам возникновения воспитания, следует сказать, что с момента своего зарождения оно оформилось как целостный процесс. Уже в первоначальных формах воспитания – обрядах, ритуалах, имитационных играх происходила не только трансляция знаний и опыта деятельности старшего поколения.

Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

То есть в этом процессе происходит изменение учащегося, его движение развитии путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых, осуществляемого в соответствии с заранее предполагаемым результатом.

Педагоги и воспитанники как субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Итак, сущность педагогического процесса - это осуществление развития личности на основе целостности обучения и воспитания.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа­ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие сис­тему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкла­дываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада­чу.

Деятелъностный компонент взаимодействие педагогов и воспитуе­мых, их сотрудничество, организацию и управление процес­сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью.

Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность – педагогической системы.

Условия эффективности педагогического процесса.

Показателями эффективности педагогического процесса являются: правильность и системность знаний; точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности, а также способов познания и самообразования; готовность к творческому применению знаний и умений; сформированность ценностного отношения к учебному матералу, стоящим за ним объектом и самому процессу учебной деятельности; готовность и устремленность к самореализации; трудовая, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность; сформированность системы ценностей; социальная активность, мотивированная этой системой и усвоенным социальным опытом.

Для эффективного функционирования педагогического процесса необходимы определенные условия. К ним относятся:

1. Учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства, в том числе и современные информационные и коммуникационные технологии и др.).

2. Учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный, температурный режим и др.).

3. Морально-психологические (моральный комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучающимися и др.).

4. Высокая профессиональная подготовка педагогического состава образовательного учреждения.

Эффективная организация педагогического процесса обеспечивается в том случае, если он строится в соответствии с закономерностями воспитания, которые предполагают социальную обусловленность цели и задач воспитания, зависимость содержания, форм и методов воспитания от поставленных целей, зависимость результатов воспитания от целостности и взаимосвязи всех основных компонентов педагогического процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: