Командная техника гребли и баланс




Анушаван-Гасан-Джалалов

05 марта 2017 года

Вопрос чрезвычайно актуальный для ускоренного обучения в первые дни выхода на воду, особенно когда остается мало времени до ответственных соревнований.

 

Гребля в лодках где гребет более одного гребца. Это уже коллективный вид спорта, который накладывает на экипаж помимо всех прочих навыков еще и совместную работу на протяжении всего цикла гребка.

 

В других коллективных видах спорта, если одни или несколько членов команды не выполняют свою работу, то они не помогают команде добиться успеха, в академической гребле эти спортсмены не только мешают добиться успеха, но и мешают другим членам экипажа выполнять работу, а зачастую своей не совместной работой, мешающей другим, загоняют себя в преждевременную усталость. Если в команде нет ощущения совместности, то каждый по очереди прикладывает усилия и перемещает свою массу по лодке, в результате все раньше времени снижают усилия и на второй половине дистанции такие команды, как правило, разваливаются на отдельных гребцов.

 

Командная техника гребли не означает одновременный наворот лопасти и вход ее в воду, а также одновременное окончание гребка. Важно совместно прикладывать усилия и совместно заканчивать их, «отпуская лодку» на подъезде, с совместным перемещением движущей массы гребцов на подъезде. Три раза одно и то же слово, совместно! Этим предложением я хотел бы заострить ваше внимание на то что все приложения, все перемещения должны быть совместными.

 

Спортсмены не следят зрительно за одновременным входом и выходом лопасти в воду, а через мышцы должны чувствовать одновременное напряжение и одновременное перемещения. Имея различные антропометрические данные и различно развитые мышцы разных частей тела, команда внешне может выглядеть неоднородной, и схема движения может быть разная, успех кроется в совместных усилиях, и что более важно, в совместной динамике. Зачастую тренер старается добиться синхронности в движениях перестраивая членов экипажа по загребному, тратит массу времени и усилий, забывая о совместной динамике развития и результат стоит на одном месте.

 

Представим себе ситуацию, что в 8+ все совместно загружают лопасть в воду, и тренер считает, что он создал команду, забывая посмотреть на изгиб весла и динамику развития. И вдруг в команде происходят травмы, разрыв связок в поясничном отделе. В чем дело! Все просто один из спортсменов, умеющий сразу находить опору, ее находит, и создает усилие 80-100 килограмм на рукоятке весла. В это время оставшиеся 7 спортсменов, не имея опоры на лопасти давят ногами в подножку всей своей движущей массой, в результате, дополнительно еще как минимум пол тонны вешаются на рукоятку того спортсмена, который уже нашел опору. Бесспорно, это доли секунды, но на протяжении всей тренировки на каждом гребке происходит удар по связкам.

 

Только через мышечное ощущение находится совместная работа в воде и свободное перемещение по лодке. Только тогда, когда спортсмен освободит себя от лодки на подъезде и его свободное перемещение будет совместно со всеми, только тогда появляется ощущение командной гребли и чувство что лодка летит по воде.

 

Часть учебной работы помогают спортсменам овладеть этой мышечной чувствительностью, не случайно, когда зрительный контроль затруднен в связи с ранним выходом на воду, когда еще не рассвело, или наоборот в часы, когда солнце уходит за горизонт, и спортсмен начинает слушать мышцами, лодка меняет свой ход и экипажу кажется, что она летит. Поэтому при выполнении упражнения, гребля с закрытыми глазами, им ничего не остается, как слушать своих партнеров мышцами. По тому как изменяется стиль гребли, как появляется совместная работа и совместная динамика или наоборот, как разваливается команда можно из катера судить о совместной работе экипажа, во время выполнения этого упражнения.

 

Второе упражнения для контроля совместного приложения в воде, это гребля с паузой. Как правило пауза делается, когда спортсмен уже стронул банку, ¼, ½, ¾ подъезда. Величина паузы, и усилия могут быть различными в зависимости от целей, конкретной тренировки. В том случае, если решается еще фактор функционального развития, то усилия увеличиваются, а пауза становится меньше. Важно стабильно выдерживать паузу для того, чтобы сплотить всех членов экипажа в совместном приложении и совместном перемещение массы. Эти тренировки приводят экипаж к единству, они должны быть длительными, так как на длительной работе спортсмены, выбившиеся из единого движения, устают и начинают подстраиваться, тем самым создается мышечный навык совместного приложения.

 

Для зрительного контроля необходимо следить за банкой партнера. Сидящий сзади должен страгивать баку только вместе с впереди сидящим, это относится и к концу гребка и к страгиванию банки после паузы. После паузы при выполнении упражнения гребля с паузой, загребной первым начинает двигать рукоятку, которая ведет спортсмена в захват. Этим движением он дает команду сидящим за ним, что начинается движение банки, а значит всем необходимо совместно сдвинуть за вальком свою массу на корму.

 

Третье упражнение, когда ноги не вставлены в тапочки. Это упражнение особенно в скоростной лодке требует от спортсменов максимально быстрого возврата, иначе стоит чуть замешкаться, и спортсмена оторвет от подножки бросив его на нос. В крупных лодках лучше всего это упражнение начинать по номерам, когда одни держат баланс, а другие гребут. И только потом переходить на совместную работу без тапочек. Эта учебная работа очень быстро приучает спортсменов совместно возвращать свою движущую массу через опору на валек. Выполнение этого упражнения в крупной лодке дает преимуществу спортсменам, которые потом пересаживаются в менее скоростную лодку. На меньших скоростях им легче будет возвращать свое массу в конце гребка.

 

Порой можно услышать от тренеров или спортсменов, что они не могут расслабится на паузе из-за баланса. Конструктора лодки создают обводы корпуса так, чтобы во время хода, она имела остойчивое положение. Если положить в лодку груз, вдоль киля, равный весу атлетов, и буксировать ее то она будет стоять строго ровно, не наклоняясь. Суть устойчивого положения заключается в том, что при наклоне лодки в одну сторону величина вышедшего объема с поднятой стороны меньше, чем величина объема корпуса лодки вошедшего в воду, следовательно, появляется возвращающая сила. Это написано, чтобы все понимали, причина не в конструкции лодки, а в спортсменах, которые что-то делают неправильно. Одновременно необходимо понимать, что масса спортсмена, которая двигается по лодке и не связан с лодкой своим движением наоборот гасит колебания корпуса лодки.

 

Если атлет сидит ровно вдоль киля лодки и так же ровно перемещается по лодке, а окончание гребка он сделал продольно, одновременно, и так же продольно вывел валек, то никакого нарушения баланса не может быть. Чаще всего нарушение баланса происходит из-за негоризонтального вывода вальков. Типичная ошибка, когда спортсмен обводит свои колени. Если валек во время заноса идет вверх, то заваливается противоположная сторона, если валек идет вниз, то спортсмен заваливает свою сторону (в распашной гребле). Другая типичная ошибка у спортсменов, это не продольное окончание гребка (распашная гребля). Заваливание борта лодке к воде заставляет неопытного спортсмена оттолкнутся вглубь воды, тем самым перекинуть лодку на другой борт. Это типичная ошибка начинающих спортсменов. Только совместное, продольное окончание гребка поставит лодку ровно. Спортсмен должен помнить, только продольная тяга и опора вдоль воды может поставить лодку в баланс. Любое отклонение от этого правила приводит к потере баланса.

 

Это относится и к парной гребли. Неодновременное окончания двумя руками продольной тяги и баланс нарушен, неодновременный вывод вальков одна рука над другой и баланс нарушен, обвод коленей и баланс нарушен, подныривание вальками и баланс нарушен. Только одновременно на одной глубине двумя руками необходимо заканчивать гребок, только продольно, вдоль воды идет отталкивание двумя лопастями. Оба валька двигаются одновременно и синхронно. Разница в высоте между баковым и загребным вертлюгом делается для того, чтобы рукоятки весел могли проходить друг над другом.

 

Хотя зачастую можно от отдельных тренеров слышать, что на выносе в парной гребле одна рука идет впереди другой. Это очередные глупости, которые с начального обучения калечат спортсменов. Вывод одной руки впереди другой вызовет не равномерные скорости движения рукояток перед захватом, и как правило неодновременное создание опоры в воде и у таких спортсменов часто можно видеть виляние кормы. Все это не способствует свободе и расслаблению на подъезде. Спортсмен не может расслабится и не чувствует мышцами своих партнеров, и зачастую становится непригодным для командной гребли.

 

Пару слов о продольности работы в распашной гребле. Разворот корпуса в сторону своей уключины в захвате и небольшой наклон на свою сторону — это нормальное явление и если спортсмены в расслабленном состоянии на подъезде делают его синхронно, то это не вызовет никакого нарушения баланса. Потом после создания усилий спортсмен двигается строго вдоль лодки, недопустимо во время тяги сваливаться на противоположную сторону. Окончание гребка в распашной гребле достаточно сложные элемент и зачастую существуют несколько ошибок которые мешают спортсмену добиться высокого результата.

 

Чаще всего встречается ошибка неправильного держание валька во время тяги. Спортсмен держит наружной рукой валек только тремя пальцами сверху и большим пальцем поддерживает валек снизу, а мизинец свободен. Это держание наружной рукой снижает эффективность тяги. Наружная рука должна держать валек всеми четырьмя пальцами сверху. В конце гребка, когда корпус разворачивается параллельно вальку и наклоняется на свою сторону, локоть наружной руки уходит за спину. Останавливаюсь на этом, так как некоторые тренера обучают своих спортсменов, положению наружной руки в конце гребка, так чтобы предплечье было продолжением рукоятки. Попробуйте в конце гребка посадить спортсмена в это положение держа весло только наружной рукой и попросите его поднять корпус с опорой на валек, у него ничего не получится, по причине того, что при таком положении наружной руки невозможно создать опору. Получается, если положить две руки, то спортсмен сможет подняться из опоры только за счет внутренней руки. Отсюда вывод, что создать опору в конце гребка наружной рукой возможно, если спортсмен, тянет наружной рукой, а локоть у него уходит за спину. Для того, чтобы исправить такую ошибку в качестве упражнения применяется гребля одной наружной рукой с поднятием корпуса, и созданием импульса возврата, через опору одной рукой.

 

В распашной гребле у внутренней руки зачастую бывает другая ошибка. Даже у опытных гребцов внутренняя рука зачастую сползает к каблуку, и спортсмен гребет широким хватом. Есть правило держания рукоятки весла в распашной гребле. Наружная рука держит весло за конец валька всеми четырьмя пальцами, а внутренняя рука держит валек на расстоянии двух ладоней от наружной руки. Особенность работы внутренней руки еще заключается в том, что только ей управляет спортсмен веслом в развороте после окончания гребка и навороте перед захватом. Наружная рука участвует только в тяге, поэтому важен хват валька всеми четырьмя пальцами. Если внутренняя рука сползла к каблуку, то появляется больший навес весла в сторону лопасти и затрудняется вывод весла, но самое основное, снижаются усилия на весле, так как спортсмен сам себе уменьшает рычаг.

 

Описание как держать весла в распашной гребле вызвано тем, что неправильное держание, или неправильная тяга влияет на баланс лодки и мешает спортсменам расслабится. Меньше расслабление, меньше отдых, больше зажатость, меньше усилий и меньше скорость. Каждый спортсмен должен на подъезде расслабиться, причем чем больше расслабление, тем устойчивей будет стоять лодка.

 

Некоторые спортсмены пытаются выровнять лодку путем сваливания корпуса на свою сторону, а зачатую на противоположную, и даже если это получается, то баланс получается «зажатый» а не свободный. Балансировка коленями или рукояткой зажимает спортсмена, он теряет «ощущение лодки», и устает раньше, чем если бы все делал правильно.

 

После совместного окончания гребка, спортсмены одновременно с двух сторон, оставляют лодку свободной, пропуская ее под собой. Свободно перемещаясь вдоль корпуса лодки, спортсмен контролирует свою уключину не дает ей подняться вверх. Разворачиваясь на подъезде в свою сторону, при условии, что спортсмен сидит на банке всем своим перемещающимся весом, малейшее колебание своей уключины спортсмен чувствует мгновенно. И может мгновенно увеличить или разворот, или наклон корпуса на свою уключину, тем самым выровнять лодку.

 

Если лодка во время тяги лежит на каком-то бору, причем это происходит постоянно, а настроена лодка правильно, то могут быть несколько причин нарушения баланса.

- спортсмены на чьей стороне лежит лодка тянут низко,

- сторона на которой лежит лодка не делает динамичного гребка, лопасти вязнут в воде, или гребет слабо.

Все эти причины могут быть и по отдельности и все вместе.

 

Если лодка во время подъезда падает на чью-то сторону, то:

- чаще всего виновата та сторона чей борт поднялся,

- спортсмены чей борт поднялся могли обводить колени, поднимая валек, что автоматически уменьшает давление на уключину и поднимает борт,

- не достаточно в захвате вышли на свою сторону,

- спортсмены чья сторона поднимается заканчивают гребок позже и концом его опрокидывают лодку на противоположную сторону,

- иногда может быть виновата и сама сторона, чья сторона опускается, чаще всего это происходит перед захватом, когда спортсмены ныряют вальком вниз, увеличивая давление на уключину.

 

Баланс лодки позволит спортсменам отдыхать на подъезде и максимально сильно и продольно прикладываться в гребке. Командная гребля позволит свободно пропускать лодку под собой, совместное перемещение по лодке на подъезде увеличивает скорость лодки создает чувство удовлетворения от гребли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: