Strokes to the profession of the third millennium
Author’s Academy of fascinology
Владимир Соковнин
ФАСЦИНОЛОГ
Штрихи к профессии третьего тысячелетия
Авторская Академия фасцинологии
УДК 159. 9
ББК 88я73
C 592
Владимир Соковнин
С 592 Фасцинолог. Штрихи к профессии третьего
тысячелетия. Екатеринбург. Авторская Академия
фасцинологии. 2009. – 196 с.: с ил.
ISBN 978-5-265-05751-8
Книга посвящена профессии, которая делает первые шаги, заявляя о себе как о профессии третьего тысячелетия. Имя этой профессии – фасцинолог. Автор, создатель фасцинологии, науки о чарующем, доминантно-лидерском и устрашающем поведении животных и человека, показывает, чем может стать полезной фасцинология в жизни каждого человека, а также для профессионального роста во многих сферах человеческой деятельности.
Книга может быть рекомендована всем, чья деятельность связана с государственным управлением, политикой, менеджментом, общением, имиджем, PR и рекламой, воспитанием и образованием, а также всем, кто задумывается об оптимальной реализации себя в жизни и выбранной профессии.
УДК 159. 9
ББК 88я73
© Соковнин В. М., 2009
© Авторская Академия
фасцинологии, 2009
ISBN 978-5-265-05751-8
Оглавление
ХОЧУ СТАТЬ ФАСЦИНОЛОГОМ (вместо вступления) ………………….................................... 7
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФАСЦИНОЛОГИИ...................................................... 9
ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИНАЦИЯ?
Вирус конечно негодяй, но еще и донжуан...................................................................................... 14
Фасцинация – это волнующий сигнал.............................................................................................. 16
Об одном далеко неточном определении фасцинации................................................................... 18
|
Природа пронизана фасцинацией...................................................................................................... 19
Сигналы природы и коммуникативные сигналы............................................................................. 22
Фасцинация и информация дополнительны..................................................................................... 24
Эволюционные стратегии и фасцинация.......................................................................................... 26
Врожденные сигналы фасцинации.................................................................................................... 27
Удиви меня!....................................................................................................................................... 28
Фасцинация цвета............................................................................................................................... 32
Чарующие сигналы.......................................................................................................................... 34
Сигналы сексуального призыва и обольщения.................................................................................. 36
Пище-вкусовая фасцинация повелительна и опасна....................................................................... 37
Чарующие приманки......................................................................................................................... 38
Обмануть можно даже лису.............................................................................................................. 39
Чарующие сигналы смерти................................................................................................................... 40
Чарующая таинственная химия......................................................................................................... 40
Сигналы страхов и ужасов................................................................................................................ 41
Сигналы доминантной фасцинации.................................................................................................. 43
Фасцинация унижения и обиды......................................................................................................... 46
Чертовски обаятельные уроды!........................................................................................................ 47
|
Интонация – королева фасцинации.................................................................................................. 48
Сигналы внутри нас......................................................................................................................... 50
Великие сигналы выдумки............................................................................................................... 52
СИГНАЛЫФАСЦИНАЦИИ И ПСИХИКА
Яркость, красочность, заметность..................................................................................................... 57
Экспрессия и высокая энергетика..................................................................................................... 57
Избыточность...................................................................................................................................... 57
Эксклюзив.......................................................................................................................................... 59
Повелительность, императивность.................................................................................................. 59
Гармония............................................................................................................................................. 60
Театральность..................................................................................................................................... 61
ИЗМЕНЕНИЯ В ПСИХИКЕ И ОРГАНИЗМЕ ПРИ ФАСЦИНАЦИИ
Волнение.............................................................................................................................................. 62
Мгновенная концентрация внимания........................................................................................... 62
Захваченность................................................................................................................................... 62
Шок..................................................................................................................................................... 64
Сброс критичности и сужение сознания......................................................................................... 65
Стремительное стирание предшествующих психических состояний.......................................................... 66
|
Фасцинация переключения............................................................................................................... 67
Звездочки, мы вас отшлепаем!.......................................................................................................... 69
Вытесняющая и замещающая фасцинация..................................................................................... 69
Синдром крысы, или где расположен Рай....................................................................................... 71
Неумолимая власть наслаждений...................................................................................................... 73
Амигдала помнит все!............................................................................ …………………………... 76
А еще эти чудесные и коварные гормоны!..................................................................................... 78
Еще хочу! Потому что нравится!...................................................................................................... 80
Смышленая обезьянка Уошо подтверждает критерий фасцинации............................................. 81
«Нравится!» – желанно и опасно..................................................................................................... 82
ФУНКЦИИ ФАСЦИНАЦИИ
Организующая, управленческая функция...................................................................................... 85
Функция мобилизации на активное действие............................................................................... 87
Функция эмоционального тонуса.................................................................................................... 88
АНТИФАСЦИНАЦИЯ......................................................................................................................... 89
МАССОВАЯ ФАСЦИНАЦИЯ И МАССОВОЕ ЗОМБИРОВАНИЕ
Что такое массовая фасцинация...................................................................................................... 93
Доскучались до праздника............................................................................................................... 96
Радость сексуальных оргий............................................................................................................ 97
Массовый хохот весьма полезен............................................................ ……………………….... 98
Игровое зрелище фасцинирует до чертиков!................................................................................ 100
Фасцинация массовых зрелищ....................................................................................................... 101
Древнегреческий театр как форма массовой фасцинации............................................................. 104
Колизей как символ массового фасцинирования населения....................................................... 105
Фасцинация массовых ритуальных жертвоприношений........................................................... 106
Казнь как массовый волнующий спектакль..................................................................................... 109
Страдающее тело как фасцинирующий сигнал-Образ в спектакле казни.................................. 110
Телевидение сводит с ума............................................................................................................... 113
Побольше массового цинизма!.......................................................................................................115
Массовая шизофренизация............................................................................................................. 120
Массовая субфасцинация Адольфа Гитлера.................................................................................... 122
ТЕЛО КАК СИГНАЛ ФАСЦИНАЦИИ
Тело – это судьба....................................................................................................................... 131
Тело вида и вид тела....................................................................................................................... 132
Фасцинация породы и породистости........................................................................................... 134
Социальное тело............................................................................................................................... 135
Демонстрационное тело (тело на показ)......................................................................................... 136
Homo demonstrativus....................................................................................................................... 138
Мастерство и артистизм показа..................................................................................................... 139
Жизнь и спектакль сливаются......................................................................................................... 141
Тело сексуальное........................................................................................................................... 142
Фасцинация красоты тела................................................................................................................. 144
О. грудь!............................................................................................................................................ 146
Осиная талия создает красоту фигуры.......................................................................................... 147
Телесные тонкости как фасцинирующие сигналы........................................................................ 148
Афродита Каллипига – эротический идеал мужчин Древней Греции и Рима….……………….. 150
Вклад академика Льва Ландау в сексуальную фасцинологию................................................... 155
Фасцинативное тело как рыночный товар.................................................................................. 157
Стиль эксгиби и что из него следует............................................................................................. 159
ОБЩЕНИЕ ПОД ЗНАКОМ ФАСЦИНАЦИИ
Истоки конфликтности человеческого общения......................................................................... 163
Общение как форма реализация социальных отношений........................................................... 164
Агрессия и месть.................................................................................................................................. 164
Лестница величия и позора............................................................................................................ 168
Я-концепция всему голова.............................................................................................................. 171
Две этические системы и общение............................................................................................... 173
Десять заповедей фасцинирующего партнерского общения................................................... 176
Притча для идущих в 1-ю этическую систему.............................................................................. 187
ОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАСЦИНАЦИИ..................................................................188
КТО ПЕРВЫЙ?.............................................................................................................................. 191
Литература............................................................................................................................................. 194
Имеющий уши слышать да услышит
Хочу стать фасцинологом
(вместо вступления)
4 июля 2008 года около 7 часов вечера прозвучали слова «Я ХОЧУ СТАТЬ ФАСЦИНОЛОГОМ». Их произнесла Лера Чурсина, девочка, окончившая четвертый класс.
Ошеломляющим фактом жизни может стать и фраза. Так бывает нередко. Пример такого воздействия испытал на себе почти каждый, услышав долгожданное «Я тебя люблю».
Мы, трое приятелей, собрались для чудесной процедуры – русской бани. Один из нас приехал с дочерью. Она тут же достала роликовые коньки и возилась с ними. Мы разговаривали, попивая чай. Я с упоением рассказывал о поездке в места своего детства, в село Елошное Курганской области, откуда вернулся позавчера. Поездка оказалась выше моих мечтаний, и я не могу удержаться, чтобы не высказать слова благодарности Надежде Александровне и Евгению Михайловичу Розовым, гостеприимно встретившим меня и обустроившим мое пребывание в родном селе. Все было так, как более 50 лет назад, когда я учился в сельской школе: романтично, красиво, тепло. Удалось даже встретиться с несколькими одноклассниками! Показывал фотографии. На одной из них я заснят с группой учеников и учителей на крыльце школы, а в центре группы стоит, смущенно улыбаясь, Кристина Гаврилова и держит, прижимая к груди, книгу «Фасцинология», только что подаренную мной родной школе. Она в этом году пойдет в первый класс.
Я философствовал, делясь сладостными впечатлениями.
– Вот эту девочку с книгой я увидел уже на фотографии. Ее зовут Кристина Гаврилова. Оказывается, кто-то из учителей дал ей книгу и поставил точно посередине. Теперь Кристина будет в центре внимания. Фотографию увидит вся школа, да что там школа – все село, оно небольшое, всего 900 жителей, все друг друга знают. Как все это скажется на судьбе Кристины? Захочет ли она, повзрослев, прочитать книгу, которую держала когда-то в руках? А моя дочурка, Дашенька? 19 июля ей исполнится 6 лет. Она пока что знает только то, что книгу папа посвятил ей. А когда подрастет, возникнет ли у нее желание стать фасцинологом?
Так я рассуждал, показывая фотографии.
Тут и прозвучала фраза «А я хочу стать фасцинологом».
От неожиданности мы замолчали, не зная, как отреагировать на слова девочки. Потом беседа развернулась вокруг прогнозов, когда начнется в университетах подготовка фасцинологов. Иронизировали, шутили, смеялись. Сходились только в одном – это обязательно произойдет, ведь любая наука создает и своих профессионалов-практиков.
Фраза девочки всколыхнула мое воображение. Почти мгновенно возник замысел книги «Фасцинолог».
Небольшой комментарий напрашивается, поскольку слово «фасцинолог» не было для меня новым, оно зазвучало чуть ли не с момента опубликования сообщений в СМИ о создании фасцинологии в сентябре 2002 года и размещения в Интернете сайта fascinology.narod.ru. Наряду с бурными дискуссиями по поводу фасцинологии, в Интернете стали появляться объявления и презентации типа «Ищу работу фасцинолога» или «Я, имя рек, – фасцинолог». Это сначала раздражало, затем стало восприниматься с иронией, пока не осенило: «Это же стихийная эвристика, прогноз будущего!» В самом деле, с чего бы кому-то стукнуло в голову объявлять себя фасцинологом, если бы он не уверовал в фасцинологию и ее будущий расцвет. Игра на опережение. Такое в истории случалось, когда практика обгоняла созданную науку. Появилась досада: «Что же это я, создатель и автор, помалкиваю?!» Я еще только скромно подумываю о презентации новой профессии, а она уже зазвучала, категорично и призывно заявляя о себе с Интернет-сайтов.
И Лера Чурсина своей четкой фразой «Я хочу стать фасцинологом» поставила побудительный знак начинать формирование новой профессии – профессии фасцинолога.
6 июля 2008 г.
Я не думал о какой-то выгоде или о
практической пользе от своих исследований.
Меня интересовал только один
вопрос — почему медузы светятся.
Осаму Симомура,
Нобелевский лауреат
2008 года по химии