Оценка факторов, влияющих на объем производства продукции




Анализ производственного результата деятельности предприятия

 

Задачи анализа производства продукции:

1. Анализ достижения запланированного уровня по объему продукции.

2. Оценка влияния факторов на изменение показателей производства продукции.

3. Оценка комплектности и ритмичности производства.

4. Выявление резервов производства и реализации продукции.

 

1.1. Анализ достижения запланированного уровня по объему продукции

 

Основой анализа является сопоставление объемных показателей, заданных планом предприятия, с фактическими.

При внутрифирменном анализе исследуется уровень валовой и товарной продукции.

Применяется метод сравнения с расчетом:

- абсолютного прироста объема продукции;

- относительного прироста объема продукции;

- индекса объема продукции.

Расчеты проводятся для объемов валовой и товарной продукции, измеренных в стоимостном и трудовом выражении.

В стоимостном выражении расчет ведется в отпускных ценах и по себестоимости. В бухгалтерском учете валовая и товарная продукция учитываются только по себестоимости. Для перехода к ценам, необходимо рассчитать физический объем продукции и перевести его в отпускные цены с использованием методов прямого счета или коэффициента пересчета.

Сопоставление достигнутого уровня следует провести с:

a) запланированным уровнем;

b) уровнем предыдущего периода.

В первом случае мы получим информацию о качестве работы предприятия, во втором - о его развитии.

На основе анализа можно сделать выводы:

1. об уровне выполнения плана по объему валовой и товарной продукции;

2. о динамике запасов незавершенного производства. На рост запасов указывает выполнение неравенства . Если запасы незавершенного производства сокращаются. Здесь индекс объема валовой продукции, индекс объема товарной продукции;

3. о наличии структурных сдвигов:

¾ на наличие структурных сдвигов в пользу материалоемкой (или трудоемкой) продукции указывает расхождение индексов объемов продукции (например, валовой или товарной) в стоимостном и трудовом выражении. Если > это свидетельствует о структурных сдвигах в пользу более трудоемкой (менее материалоемкой продукции).

Соотношение < свидетельствует о обратной тенденции. Здесь - индекс объема продукции, выраженного в трудовом измерении (нормочасах); - индекс объема продукции по себестоимости;

¾ сопоставление относительных показателей объема товарной продукции, выраженного в отпускных ценах и по себестоимости, позволяет выявить структурные сдвиги в пользу разнорентабельной продукции. Если это свидетельствует о структурных сдвигах в пользу более рентабельной продукции. Соотношение , - о структурных сдвигах пользу менее рентабельной продукции. Здесь Iц- индекс объема продукции, выраженного в отпускных ценах.

 

Оценка факторов, влияющих на объем производства продукции

В процессе управленческого анализа показатели объема производства продукции обычно рассматриваются в следующих аспектах:

a) как результат использования основных средств предприятия.

b) как результат деятельности персонала.

Анализ может производиться по показателям валовой и товарной продукции (далее мы будет использоваться только показатель валовой продукции).

Объем производства как результат использования основных средств выражается следующей моделью:

где Ф - стоимость основных фондов предприятия, р.;

- фондоотдача производственных фондов.

Применяя метод индексов, получим:

где - индексы объема продукции, фондоотдачи и стоимости фондов.

Применив метод дифференцирования, получим:

где , - прирост стоимости основных фондов и фондоотдачи.

Значение Оф н Ф в этой формуле принимаются на базисном уровне.

Фондоотдача - качественный фактор. Определяющее влияние фондоотдачи на объем выпуска рассматривается как позитивная тенденци.

Объем производства как результат использования персонала определяется как

где Q - среднесписочная численность работающих, чел;

В - среднегодовая производительность труда (выработка).одного работающего, р/чел.

В приведенной модели выработка - качественный фактор, численность - количественный.

При оценке динамики объема продукции необходимо установить влияние изменения:

a) физического объема;

b) стоимостного фактора (себестоимости или цены).

Для этой цели, в частности, можно использовать метод индексов или цепных подстановок. При этом фактический физический объем производства пересчитывается в плановых отпускных ценах или по плановой себестоимости. Например, метод индексов используется для оценки динамики объема товарной продукции следующим образом.

 

где -текущие и базисные цены, р.;

- текущий и базисный объем готовой продукции в натуральном измерении, ед.

Первый субиндекс характеризует влияние динамики цен, второй - физических объемов производства.

Кроме того, в процессе анализа часто рассчитываются следующие дополнительные показатели:

Доля прироста продукции за счет повышения производительности труда

 

 

где Io, 1вп - индексы численности производственных рабочих и валовой продукции. Формула

применяется при условии

Условное высвобождение (дополнительное привлечение) работающих:

 

где Q1 - численность работающих в отчетном периоде, чел;

В1, В0 - выработка работающих в отчетном и базисном периодах, р/чел.;

ВП1 — объем валовой продукции в отчетном периоде, р.

При ЕQ<0 имеет место условное высвобождение, а при ЕQ>О - условное дополнительное привлечение работающих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: