Основные уроки классической концепции стресса




1. Базовые представления о существенных чертах общего адаптационного синдрома:

Ø Проявления - триада и их функциональное предназначение.

Ø Принципиальные механизмы - стадии развития адаптивной реакции.

2. Адаптационные гормоны и "цепная реакция" ответа на возникновение затруднения.

Гипоталамус --> передняя доля гипофиза --> щитовидная железа --> гормоны надпочечников и нейрогуморальных клеток --> вегетативная нс

3. Существование болезней адаптации - отклонения в работе приспособительных механизмов.

Локализация патологий --> органы-мишени

4. Адаптационная энергия "живой системы" - "мера выносливости организма"

Ø Поверхностная - активация защитных сил по первому требованию

Ø Глубинная - базовые гормональные перестройки (необратимые болезни)

 

Лекция 3

02.03.16

Резюме про Селье:

1. Автор концепции неспецифичности реакции на стресс

Реакции чего? Реакции организма!

Реакции на что? На качественно различные воздействия

 

2. Какой ответ? Триада стресса

Временная развертка стрессовой реакции

Тревога => резистентность => истощение

Результат стрессового воздействия:

Последствия для организма

· ЖКТ

· Сбои в сердечно-сосудистой системе: самые изучаемые корелляции => линия изучения воздействия на деформации личности (тип А-поведения)

[В сердце запускает сокращения ВР (водитель ритма) = pace maker]

· Базовые нейрогуморальные механизмы

 

*НС:

v Центральная (ГМ и Спинной)

v Вегетативная (симпатический - активизация и парасимпатический отдел - торможение) – регуляция внутренних органов. Биохимическая (гуморальная) регуляция – нигде не базируется.

 

Хоть реакция и неспецифическая, реакция стресса может иметь как положительный, так и отрицательный характер (эу- и ди-стресс). Дистресс – стресс в обыденном понимании.

НО сегодня все больше говорят о конструктивном и деструктивном стрессе (вместе эу и ди).

Почему, если реакция неспецифическая, у кого-то эустресс, а у кого-то дистресс?

Лазарус:

Ø Стресс организма (физиологический)

Ø Стресс психологический

 

В исследованиях в области психологии стресса акцент ставится на анализе:

Механизмов регуляции д-ности и поведения человека в трудных жизненных обстоятельствах с учетом оценок их эффективности (достижение результата меньшей ценой) по показателям:

А) успешности преодоления затруднений

Б) отсутствия негативных последствий для здоровья

В) личностного развития и благополучия

 

Термины:

v Состояние системы – форма существования системы в конкретных условиях. Определяется через срез работы системы в определенный момент времени.

v Регуляция – изменение компонентов системы по определенным законам, направленное на сохранение целого.

v Функциональная система – форма огранизации активности разных процессов обеспечения жизнедеятельности и поведения человека, приводящая к достижению запланированного полезного результата.

Концепция субсиндромов стресса (Китаев-Смык, 1983)

Получено при изучении профессий в высоком стрессе

1. Гуморально-вегетативный (симпатическая и парасимпатческая активация)

2. Эмоционально-поведенческий

3. Когнитивный

4. Социально-психологический

 

Динамика проявления (стадии):

Сначала вегетатика – потом поведение (длительно и наблюдаемо) – потом когнитивное осознание (на стыке перехода от реорганизации поведения к дезорганизации) – в конце: социально-психологический субсиндром (человек держится до последнего и старается не влиять на других).

 

 

Когнитивное осознание: нарушение между ДП и КП в разные стороны. Пример: если я хорошо знаю материал экзамена, то в ситуации стресса я не могу вспомнить.

 

Уровни проявления стрессовых реакций:

I. Физиологический уровень (нервная регуляция, биохимия, энергетическое обеспечение)

II. Психологический уровень

Ø Операциональный уровень (осознание)

Ø Рефлексивный уровень (самооценки)

III. Поведенческий (продуктивность, эффективность, и качество продукции)

 

Методы диагностики стресса (проблема метода)

Биохимические и физиологические корреляты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: