1. Базовые представления о существенных чертах общего адаптационного синдрома:
Ø Проявления - триада и их функциональное предназначение.
Ø Принципиальные механизмы - стадии развития адаптивной реакции.
2. Адаптационные гормоны и "цепная реакция" ответа на возникновение затруднения.
Гипоталамус --> передняя доля гипофиза --> щитовидная железа --> гормоны надпочечников и нейрогуморальных клеток --> вегетативная нс
3. Существование болезней адаптации - отклонения в работе приспособительных механизмов.
Локализация патологий --> органы-мишени
4. Адаптационная энергия "живой системы" - "мера выносливости организма"
Ø Поверхностная - активация защитных сил по первому требованию
Ø Глубинная - базовые гормональные перестройки (необратимые болезни)
Лекция 3
02.03.16
Резюме про Селье:
1. Автор концепции неспецифичности реакции на стресс
Реакции чего? Реакции организма!
Реакции на что? На качественно различные воздействия
2. Какой ответ? Триада стресса
Временная развертка стрессовой реакции
Тревога => резистентность => истощение
Результат стрессового воздействия:
Последствия для организма
· ЖКТ
· Сбои в сердечно-сосудистой системе: самые изучаемые корелляции => линия изучения воздействия на деформации личности (тип А-поведения)
[В сердце запускает сокращения ВР (водитель ритма) = pace maker]
· Базовые нейрогуморальные механизмы
*НС:
v Центральная (ГМ и Спинной)
v Вегетативная (симпатический - активизация и парасимпатический отдел - торможение) – регуляция внутренних органов. Биохимическая (гуморальная) регуляция – нигде не базируется.
Хоть реакция и неспецифическая, реакция стресса может иметь как положительный, так и отрицательный характер (эу- и ди-стресс). Дистресс – стресс в обыденном понимании.
|
НО сегодня все больше говорят о конструктивном и деструктивном стрессе (вместе эу и ди).
Почему, если реакция неспецифическая, у кого-то эустресс, а у кого-то дистресс?
Лазарус:
Ø Стресс организма (физиологический)
Ø Стресс психологический
В исследованиях в области психологии стресса акцент ставится на анализе:
Механизмов регуляции д-ности и поведения человека в трудных жизненных обстоятельствах с учетом оценок их эффективности (достижение результата меньшей ценой) по показателям:
А) успешности преодоления затруднений
Б) отсутствия негативных последствий для здоровья
В) личностного развития и благополучия
Термины:
v Состояние системы – форма существования системы в конкретных условиях. Определяется через срез работы системы в определенный момент времени.
v Регуляция – изменение компонентов системы по определенным законам, направленное на сохранение целого.
v Функциональная система – форма огранизации активности разных процессов обеспечения жизнедеятельности и поведения человека, приводящая к достижению запланированного полезного результата.
Концепция субсиндромов стресса (Китаев-Смык, 1983)
Получено при изучении профессий в высоком стрессе
1. Гуморально-вегетативный (симпатическая и парасимпатческая активация)
2. Эмоционально-поведенческий
3. Когнитивный
4. Социально-психологический
Динамика проявления (стадии):
|
Сначала вегетатика – потом поведение (длительно и наблюдаемо) – потом когнитивное осознание (на стыке перехода от реорганизации поведения к дезорганизации) – в конце: социально-психологический субсиндром (человек держится до последнего и старается не влиять на других).
Когнитивное осознание: нарушение между ДП и КП в разные стороны. Пример: если я хорошо знаю материал экзамена, то в ситуации стресса я не могу вспомнить.
Уровни проявления стрессовых реакций:
I. Физиологический уровень (нервная регуляция, биохимия, энергетическое обеспечение)
II. Психологический уровень
Ø Операциональный уровень (осознание)
Ø Рефлексивный уровень (самооценки)
III. Поведенческий (продуктивность, эффективность, и качество продукции)
Методы диагностики стресса (проблема метода)
Биохимические и физиологические корреляты