Одной из форм предварительного расследования является дознание, производство которого основывается на том же уголовно-процессуальном законодательстве, что и предварительное следствие. Вместе с тем, кроме расследования уголовных дел, на органы дознания возложено также осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления.
К органам дознания закон (ч.1 ст.40 УПК РФ) относит:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы – по делам о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.168, ч.1 ст.219, ч.1 ст.261 УК РФ.
В соответствии с действующим законодательством органы дознания могут осуществлять два вида процессуальной деятельности: непосредственно само дознание и производство неотложных следственных действий.
Производство неотложных следственных действий состоит в производстве следственных действий по немедленному установлению и закреплению следов преступления, которое подследственно следователю (например, осмотр места преступления, производство обысков, выемки, задержание и допрос подозреваемых, допросы потерпевших, свидетелей, проведение освидетельствования и др.). В этом случае следователь по объективным причинам не может самостоятельно начать процессуальную деятельность по данному факту (например, он на выезде, в командировке и т.д.). О начале производства неотложных следственных действий в обязательном порядке необходимо немедленно уведомить надзирающего прокурора. Тем более, что, в соответствии с УПК РФ, именно прокурор дает свое согласие на возбуждение уголовного дела. Производство неотложных следственных действий закон ограничивает 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока либо до его истечения (если неотложные следственные действия произведены за более короткое время или следователь может приступить к расследованию) дело немедленно направляется по подследственности следователю. По такому уголовному делу орган дознания после передачи дела по подследственности может производить определенные следственные и розыскные действия только по поручению следователя (отдельному поручению). В тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания проводит соответствующие оперативно-розыскные мероприятия по его установлению и о результатах проделанной работы сообщает следователю.
|
Само же дознание, как одна из форм предварительного расследования, предполагает проведение расследования уголовного дела дознавателем или органом дознания в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного акта или вынесением постановления о прекращении производства по делу. Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторые особенности, отличающие дознание от предварительного следствия.
|
Во-первых, они касаются сроков проведения расследования - на дознание отводится 1 месяц. Во-вторых, по окончании дознания материалы уголовного дела обязательно предъявляются для ознакомления только обвиняемому, другие же участники процесса только уведомляются об окончании дознания и о своем праве ознакомиться с материалами дела.. В-третьих, обжалование органом дознания указаний прокурора, в отличие от жалобы следователя, во всех случаях не приостанавливает их исполнение.
Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции:
- рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;
- дознание;
- производство неотложных следственных действий;
- производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
- оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является их единственной функцией. И, тем не менее, в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции.