Муниципальная собственность (определение понятия, порядок формирования, состав, учет). Муниципальная казна.





1.1. Определение понятия «муниципальная собственность»

В теории и практике муниципального управления термин «муниципальная собственность» рассматривается в нескольких значениях. Речь идет об экономическом или юридическом аспектах, либо сочетании первого и второго, т.е. экономико-правовом подходе.

Позиция представителей экономико-правового подхода определении термина «муниципальная собственность» основывается на понимании категории «собственность» как совокупности прав владения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на правах собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В статье 1 федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что муниципальная собственность есть собственность муниципального образования.

Как известно, категория «собственность» рассматривается исследователями не только как юридический термин, но и как понятие, которое является предметом изучения других общественных наук (экономической, социологической и др.). Содержание собственности составляет не только имущество, право собственности, вещные (предметные) отношения между людьми. Собственность определяется как совокупность всех общественных отношений в обществе, и, прежде всего тех отношений, которые возникают между людьми по поводу присвоения и отчуждения жизненных благ.

Имеет место и другой подход в понимании категории «собственность». Если принимать взгляды его последователей, то муниципальная собственность может рассматриваться как совокупность общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ.

1.2. Формирование и учет муниципальной собственности

Имущество, которое находится в собственности муниципального образования, подразделяют на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными организациями, в соответствии со статьей 215 ГК РФ составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Порядок формирования.В Российской Федерации в период становления местного самоуправления формирование собственности муниципальных образований осуществлялось следующим образом.

1. Передача государством части своего имущества в собственность муниципальных образований. Формирование собственности муниципальных образований происходило за счет передачи объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер, принадлежащим другим хозяйствующим субъектам. Правовой основой являлись соответствующие решения органов государственной власти.

2. Осуществление органами местного самоуправления своего права на приобретение имущества и объектов иной форм собственности.

3. Передача в дар муниципальному образованию частным или юридическим лицом своего имущества.

В составе собственности муниципальных образованийможет находиться:

- имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;

- имущество, которое предназначается для осуществления отдельных переданных государственных полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.

Организация учета муниципальной собственности. Местная администрация в соответствии с возложенными на нее Уставом муниципального образования полномочиями, осуществляет учет муниципальной собственности посредством ведения реестра объектов муниципальной собственности в соответствии с Положением о реестре имущества, принадлежащего муниципальному образованию.

Под реестром, как правило, понимается информационная система, которая построена на единых методологических и программно-технических принципах баз данных и содержит перечни объектов учета и данные о них. Реестр представляет собой унифицированную систему записей о муниципальном имуществе, принадлежащем муниципальному образованию: правах на это имущество, сделках с ним, ограничениях (обременениях) прав и иных сведениях об указанном имуществе.

Объектами учета реестра являются:

- земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования;

- участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в собственности муниципального образования;

- недвижимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления за муниципальными организациями, либо находящиеся в собственности муниципального образования муниципального предприятия в целом, как имущественный комплекс;

- движимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления за муниципальными организациями, стоимость которого превышает 100 МРОТ;

- находящиеся в собственности муниципального образования доли (паи, акции) хозяйственных обществ;

- иное находящееся в собственности муниципального образования движимое имущество, стоимость которого превышает 100 МРОТ, и недвижимое имущество.

Основаниями для включения в Реестр и исключения из него объекта учета являются юридические факты, с которыми связано соответственно возникновение и прекращение права собственности на данный объект.

Реестр включает в себя информацию о каждом объекте учета и состоит из трех разделов:

1) первый раздел содержит:

- реестровый и кадастровый номера объекта, его адрес (местонахождение), год его создания и т.д.;

- характеристики объекта (технические, физические, стоимостные и т.д.);

- основания для принятия объекта в муниципальную собственность и исключения из Реестра (документ, на основании которого возникает или утрачивается право на объект учета);

2) второй раздел содержит:

- данные о государственной регистрации права собственности на объект учета;

- данные об иных вещных правах на объект учета;

3) третий раздел содержит сведения о сделках, ограничениях (обременениях) и правах третьих лиц на объект (аренда, залог, арест и т.д.). Данные заносятся на основании договоров и иных документов, являющихся основанием возникновения ограничений (обременений).

1.3. Муниципальная казна

Казна, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, представляет собой систему хранения и учета незакрепленного имущества, находящегося на территории муниципального образования.

Муниципальная казна, во-первых, ведет учет объектов собственности; во-вторых, организует поиск, восстановление в учете интеллектуальной и иной собственности, принадлежавшей муниципальному образованию, и регистрацию прав собствен­ности; в-третьих, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в собственность муниципального образования.

В состав муниципальной казны включают:

- бюджет и иные финансовые ресурсы, находящиеся в рас­поряжении местной администрации;

- имущество, не закрепленное за предприятиями и уч­реждениями, находящимися на территории муниципального образования;

- землю в муниципальном образовании, не являющуюся федеральной, государственной собственностью или собственностью иных физических или юридических лиц;

- нематериальные активы, неучтенные или не закрепленные за государственными и (или) муниципальными предприятиями и учреждениями, включая интеллектуальную собственность, права, доли;

- муниципальные информационные ресурсы;

- иное нераспределенное имущество.

В муниципальную казну направляется недвижимое имущество:

- не имеющее соб­ственника, отошедшее муниципальному образованию за долги;

- приобретенное органами местного самоуправления;

- пода­ренное муниципальному образованию;

- выморочное, т.е. оставшееся после владельца без наследника, изъятое для муниципальных нужд;

- конфискованное в соответствии с законодательством;

- оставшееся после ликвидации государствен­ного или муниципального учреждения или предприятия, переходящее в собственность муниципального образования по иным основаниям.

Имущество, находящееся в муниципальной казне, не подлежит обложению налогами.

3. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Источники формирования муниципальной собственности. Муниципальная казна





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.016 с.