Старшая группа:
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Подготовительная к школе группа:
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Требования к уровню подготовки.
К концу года обучения воспитанник должен знать:
1. Элементарные научные сведения о различных природно-климатических зонах, условия жизни на Земле;
2. О свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
3. Модель и “портрет” Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения);
4. Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением); об основных видах и характеристиках движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория);
|
5. Элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество),
6. Об особой форме энергии – электричестве; материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение),
7. О распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука – эхо;
8. правила техники безопасности при проведении физических опытов.
Уметь:
1. Пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами.
2. Экспериментировать с магнитом, лупой;
3. Самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования: линзу, измерительную ленту, мерный сосуд;
4. Распознавать звуки с закрытыми глазами.
Навыки:
1. Работать с различными материалами;
2. Работать с различными инструментами.
3. Самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.
Содержание психолого-педагогической работы по программе
Программа рассчитана на 2 года обучения. В старшей и подготовительной к школе группах. 5-7 лет. Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Количество детей – 23
Место проведения:
- групповая комната;
|
- участок;
- прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
- трудовая деятельность.
3.Учебно-тематический план на 2018-2019 учебный год
Старшая группа
Месяц | Тема | Программное содержание | Кол-во занятий | Время (мин.) | |||
Сентябрь | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. | |||||
«Наши помощники - органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). | ||||||
«Необычные кораблики» | Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет. | ||||||
«Волшебная вода» | Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды | ||||||
Октябрь | «Вода – растворитель» | Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. | |||||
«Воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах. | ||||||
«Звук» | Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой | ||||||
«Волшебный свет» | Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света. | ||||||
Ноябрь | «Что такое масса, длина и высота» | Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. | |||||
«Песок» | Выявить значение почвы | ||||||
«Глина. Камень» | Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины. | ||||||
«Соль. Сахар» | Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту. | ||||||
Декабрь | «Почва» | Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. | |||||
«Само удивительное вещество на земле» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками. | ||||||
«Дерево» | Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву. | ||||||
«Бумага» | Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. | ||||||
Январь | «Ткань» | Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. | |||||
«Стекло» | Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло | ||||||
Февраль | «Зеркало» | Выявить особенности отражение в зеркал. | |||||
«Мыло-фокусник» | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри | ||||||
«Резина» | Познакомить со свойствами резины и её качествами | ||||||
«Пластмасса» | Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами. | ||||||
Март | «О мире растений» | Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений | |||||
«Как дышат растение» | Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород | ||||||
«Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» | Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде | ||||||
«Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | ||||||
Апрель | «Дружба красок» | Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками. | |||||
«Металл» | Познакомить с металлом, его качествами и свойствами | ||||||
«Магнит» | Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. | ||||||
«Цветы в вазе» | Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. | ||||||
Май | «Вес, притяжение» | Определить, почему все падает на землю. | |||||
«3 состояния вещества» | Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное | ||||||
«Секретные записи» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. | ||||||
«Все обо всем» | Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования. | ||||||
Год обучения
|
Учебный год