Полное житие святителя Софрония, епископа Иркутского




По­сле то­го, как по­чил в Бо­зе пер­вый Ир­кут­ский свя­ти­тель Ин­но­кен­тий (Куль­чиц­кий), вос­при­ем­ни­ком ему ока­зал­ся дру­гой Ин­но­кен­тий (Неру­но­вич). Че­тыр­на­дцать лет управ­лял он епар­хи­ей, но в од­ной из по­ез­док вне­зап­но скон­чал­ся, и ка­фед­ра ока­за­лась ва­кант­ной. По хо­да­тай­ству То­боль­ско­го мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (На­рож­ниц­ко­го) она бы­ла вре­мен­но упразд­не­на, «дабы там до­стат­ку уче­ных лю­дей не раз­во­ди­лись ху­дые по­пы». Де­ла епар­хии вновь пе­ре­шли в ве­де­ние То­боль­ско­го мит­ро­по­ли­та, ко­то­рый сам эк­за­ме­но­вал кан­ди­да­тов на при­ход­ские ме­ста. Но через семь лет ка­фед­ра бы­ла вос­ста­нов­ле­на, и на нее взо­шел свя­ти­тель Со­фро­ний (Кри­сталлев­ский), по­дви­гом люб­ви к пастве сво­ей снис­кав­ший у Гос­по­да ве­нец угод­ни­ка Бо­жия. «Де­ла­ми про­по­ве­ди и све­тиль­ни­ком люб­ви со­гре­вай­те мир че­ло­ве­че­ский, ибо толь­ко от люб­ви лю­бовь вос­пла­ме­ня­ет­ся и со­бою вся­кую рев­ность по Бо­зе при­во­дит», – так на­став­лял ир­кут­ское ду­хо­вен­ство и мис­си­о­не­ров свя­ти­тель Со­фро­ний, так жил сам.

Бла­жен­ный Со­фро­ний (в ми­ру Сте­фан Кри­сталлев­ский) ро­дил­ся 25 де­каб­ря 1703 го­да в ме­стеч­ке Бе­ре­за­ни Пе­ре­я­с­лав­ско­го уез­да Пол­тав­ской гу­бер­нии. Вос­пи­тан­ный бла­го­че­сти­вы­ми ро­ди­те­ля­ми (отец его был кли­ри­ком) в ду­хе пре­дан­ной люб­ви к Бо­гу и Его свя­той Церк­ви, он был от­дан в Пе­ре­я­с­лав­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, по окон­ча­нии ко­то­рой по­сту­пил в Крас­но­гор­ский По­кров­ский мо­на­стырь Пол­тав­ской епар­хии. По­сле трех лет по­слу­ша­ния он был по­стри­жен в мо­на­хи и вско­ре же воз­ве­ден в иерей­ский чин. Как опыт­но про­шед­ший все сте­пе­ни по­слу­ша­ния и как по­лу­чив­ший пол­ное се­ми­нар­ское об­ра­зо­ва­ние, Со­фро­ний был очень ско­ро по­став­лен на­сто­я­те­лем это­го мо­на­сты­ря и в этом зва­нии про­слу­жил три­на­дцать лет.

По­движ­ни­че­ская жизнь, стро­гое бла­го­че­стие, муд­рость в управ­ле­нии мо­на­сты­рем, об­ра­зо­ван­ность Со­фро­ния ста­ли из­вест­ны им­пе­ра­три­це Ели­за­ве­те Пет­ровне, и по ее во­ле он был пе­ре­ве­ден на­мест­ни­ком Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры. Здесь он про­слу­жил один­на­дцать лет.

По­пав из ти­хо­го Крас­но­гор­ско­го мо­на­сты­ря в сто­лич­ную Лав­ру, отец Со­фро­ний сра­зу ощу­тил раз­ни­цу в на­стро­е­нии ино­ков этих оби­те­лей. Все­гда стре­мясь к ти­хим мо­на­ше­ским по­дви­гам, он устро­ил Тро­и­це-Сер­ги­е­ву пу­стынь, где и сам ду­шев­но от­ды­хал, и да­вал воз­мож­ность про­хо­дить по­слу­ша­ние тя­го­тив­шим­ся шу­мом сто­лич­ной жиз­ни ино­кам Лав­ры. В жиз­ни са­мой Лав­ры отец на­сто­я­тель ста­рал­ся вве­сти стро­гое ино­че­ское жи­тие и сам по­да­вал при­мер неустан­ной ра­бо­ты, стро­го­го ис­пол­не­ния цер­ков­но­го уста­ва и в бо­го­слу­же­нии, и за тра­пе­зой. За свою вы­со­кую по­движ­ни­че­скую жизнь и за то усер­дие, с ко­то­рым тру­дил­ся во сла­ву Бо­жию в сто­лич­ной Лав­ре, он при­об­рел осо­бое по­ло­же­ние им­пе­ра­три­цы, ко­то­рая и пред­ло­жи­ла Свя­тей­ше­му Си­но­ду на­зна­чить ар­хи­манд­ри­та Со­фро­ния на Ир­кут­скую ка­фед­ру с воз­ве­де­ни­ем его в сан епи­ско­па. Хи­ро­то­ния бла­жен­ней­ше­го Со­фро­ния со­сто­я­лась 18 ап­ре­ля 1753 го­да, а к ме­сту слу­же­ния, в Ир­кутск, свя­ти­тель при­был лишь 20 мар­та 1754 го­да.

Са­ма до­ро­га за­ня­ла око­ло че­ты­рех ме­ся­цев, осталь­ное же вре­мя, бо­лее по­лу­го­да, он был за­нят под­бо­ром тех, на ко­го мог по­ло­жить­ся в да­ле­кой Си­би­ри. Свя­ти­тель Со­фро­ний, без­услов­но, знал о тех тер­ни­ях, ко­то­рые со­про­вож­да­ли апо­столь­ский путь свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия, о со­сто­я­нии дел в Ир­кут­ской епар­хии и по­то­му го­то­вил­ся в путь осо­бен­но тща­тель­но. Вы­бор бли­жай­ших со­труд­ни­ков ока­зал­ся для него счаст­ли­вым, мно­гих из них он на­зна­чил на­сто­я­те­ля­ми мо­на­сты­рей. Сре­ди них был и на­сто­я­тель Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря схи­ар­хи­манд­рит Си­не­сий, про­слав­лен­ный впо­след­ствии зем­ной Цер­ко­вью как пре­по­доб­ный наш пред­ста­тель на небе­сах.

Сра­зу по при­бы­тии в Ир­кутск свя­ти­тель це­ли­ком от­дал­ся мно­го­труд­но­му де­ла­нию на ни­ве Хри­сто­вой, ис­прав­ляя то, что бы­ло упу­ще­но за се­ми­лет­ний пе­ри­од за­кры­тия ка­фед­ры.

Боль­шой за­бо­той свя­ти­те­ля бы­ло со­сто­я­ние ду­хо­вен­ства епар­хии, его об­ра­зо­ва­тель­ный, да и нрав­ствен­ный уро­вень. Неко­то­рые свя­щен­но­слу­жи­те­ли не уме­ли да­же пи­сать, часть епар­хи­аль­но­го кли­ра на­хо­ди­лась от­нюдь не на вы­со­те сво­е­го при­зва­ния (ко мно­гим при­ме­ня­лись да­же те­лес­ные на­ка­за­ния – се­че­ние роз­га­ми). Со­всем не в ди­ко­ви­ну то­гда был ра­порт за­ка­щи­ка (бла­го­чин­но­го) епар­хи­аль­ным вла­стям о «се­че­нии без ми­ло­сер­дия».

Дру­гой про­бле­мой ока­за­лась нуж­да в свя­щен­ни­ках. Ес­ли на ча­сти при­хо­дов хоть ка­кие-то кли­ри­ки бы­ли, то дру­гая часть хра­мов про­сто пу­сто­ва­ла за смер­тью на­сто­я­те­лей. То­гда-то и да­ла свои пло­ды та кро­пот­ли­вая ра­бо­та, ко­то­рую вел свя­ти­тель в сто­ли­це, под­би­рая се­бе бу­ду­щих со­тру­же­ни­ков.

В под­бо­ре кан­ди­да­тов в свя­щен­ни­ки свя­ти­те­лю Со­фро­нию весь­ма по­мог­ла мон­голь­ская шко­ла при Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре. Свя­ти­тель Со­фро­ний пе­ре­вел ее из мо­на­стыр­ских стен в ар­хи­ерей­ский дом, чтобы лич­но ру­ко­во­дить хо­дом об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния бу­ду­щих пас­ты­рей, уве­ли­чил ко­ли­че­ство пре­по­да­ва­е­мых в ней пред­ме­тов и рас­ши­рил их объ­ем. На­хо­дил он вре­мя и для пе­да­го­ги­че­ской ра­бо­ты – сам пре­по­да­вал в шко­ле сла­вян­ский и рус­ский язы­ки.

Для непо­сред­ствен­но­го зна­ком­ства с ду­хо­вен­ством об­шир­ной Ир­кут­ской епар­хии свя­ти­тель «не нуж­дою, но во­лею и по Бо­зе» усерд­но по­се­щал са­мые от­да­лен­ные от Ир­кут­ска го­ро­да: Нер­чинск, Якутск, Ки­ренск. Це­лые ме­ся­цы, не жа­лея се­бя, про­во­дил он в пу­ти, ча­сто пе­ре­дви­га­ясь по си­бир­ским де­брям вер­хом на ло­ша­дях. Ко­неч­но, встре­чи с паст­вой, ни­ко­гда преж­де не ви­дав­шей ар­хи­ере­ев, а тем бо­лее ар­хи­ерей­ской служ­бы, ока­зы­ва­ла на нее глу­бо­кое вос­пи­та­тель­ное воз­дей­ствие. Свя­ти­тель вхо­дил в са­мое тес­ное об­ще­ние со свя­щен­ни­ка­ми и ми­ря­на­ми, все хо­тел ви­деть сво­и­ми гла­за­ми, на­граж­дал усерд­ных слу­жи­те­лей, сме­щал негод­ных.

Се­ми­лет­нее вдов­ство Ир­кут­ской ка­фед­ры от­ри­ца­тель­но ска­за­лось и на мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти. Вос­ста­нав­ли­вая ка­фед­ру, свя­ти­тель со­ста­вил и разо­слал по епар­хии уве­ща­тель­ное по­сла­ние, пред­пи­сав за­ка­щи­кам (бла­го­чин­ным) сле­ду­ю­щее: «При­зы­вать всем свя­щен­ни­кам идо­ля­то­ров (идо­ло­по­клон­ни­ков) к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га: при­няв­ших Свя­тое Кре­ще­ние учить ве­ре и пра­вым дог­ма­там как воз­мож­но крат­ко, при­ме­ня­ясь к де­я­ни­ям апо­столь­ским; же­ла­ю­щих кре­сти­ли бы, на­чаль­ней­ших лю­дей учи­ли бы гра­мо­те и по­ка­зы­ва­ли, что есть за­кон хри­сти­ан­ский.

До­но­си­ли бы о при­няв­ших Свя­тое Кре­ще­ние в свет­скую ко­ман­ду для да­ро­ва­ния льго­ты от яса­ка, и в кон­си­сто­рию для све­де­ния, и но­во­кре­щен­ым да­ва­ли бы от се­бя би­лет.

При­няв­ших Кре­ще­ние уве­ще­вать, чтобы к ша­ма­нам не хо­ди­ли, уче­ния их не слу­ша­ли, идо­лов не име­ли и не кла­ня­лись им.

По­все­днев­но про­дол­жи­тель­ных мо­ле­ний не по­ла­га­ли бы, толь­ко бы по чет­вер­той за­по­ве­ди в празд­ни­ки со­би­ра­лись, а по­все­днев­но – поутру и ло­жась спать, крат­ки­ми мо­лит­ва­ми мо­ли­лись; и мо­лит­вы те, аще воз­мож­но, пе­ре­весть на их язык и, глав­нее все­го, мо­лит­ву пред на­ча­ти­ем де­ла, мо­лит­ву Гос­под­ню и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це.

По­сты с раз­ли­че­ни­ем бра­шен не на­ла­га­лись бы, но учи­ли бы при ка­ких ни на есть браш­нах все­гдаш­не­го воз­дер­жа­ния и ска­зы­ва­ли бы, что объ­яде­ние и пьян­ство – ве­ли­кий грех есть.

Уве­ща­ли бы, что на вся­кий год в опре­де­лен­ное вре­мя, при воз­дер­жа­нии от пло­то­уго­жде­ния и при ис­крен­ней (как воз­мож­но) ис­по­ве­ди, при­ча­ща­лись Пре­чи­стых Та­ин, и чтобы они к та­ко­во­му ве­ли­ко­му та­ин­ству име­ли же­ла­ние, с ве­рою и на­деж­дою остав­ле­ния сво­их гре­хов.

Боль­ных, а наи­па­че в неча­я­нии жи­во­та, уве­ще­ва­ли бы и при­ча­ще­ни­ем спо­доб­ля­ли, хо­тя и без ал­ка­ния.

О де­лах ми­ло­сер­дия учи­ли бы, чтоб всяк от име­ния сво­е­го по­да­вал вся­ко­му бра­ту неиму­ще­му.

Смот­ре­ли бы, чтобы но­во­кре­щен­ые не дер­жа­лись ша­ман­ства, вол­шеб­ства, ча­ро­дей­ства и кол­дов­ства, при­мет сча­стья, вст­ре­чи сло­вес­ных и бес­сло­вес­ных и про­ча­го суе­ве­рия.

По при­об­ще­нии Свя­тых Та­ин на­ка­зы­ва­ли бы но­во­кре­щеным, дабы жи­ли бла­го­го­вей­но, воз­держ­но, яко хри­сти­а­нам при­лич­но.

Про­ве­ды­ва­ли бы, не име­ют ли но­во­кре­ще­ные двух жен, и кто име­ет та­ко­вых, раз­лу­ча­ли бы и ве­ле­ли бы жить с еди­ною же­ною, с ко­то­рою по­же­ла­ет, по­вен­чав их и на­ка­зав жить воз­дер­жан­но и це­ло­муд­рен­но.

О пре­пят­ству­ю­щих про­по­ве­ди сре­ди идо­ля­то­ров до­но­сить ко­му сле­ду­ет.

Не же­ла­ю­щим Свя­то­го Кре­ще­ния по­сле об­ра­ще­ния и уве­ще­ва­ния при­нуж­де­ния не чи­нить и ни­ка­ких угроз не де­лать, по­не­же хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди над­ле­жит лю­бовь со сми­ре­ни­ем, кро­то­стию и ти­хо­стию, по­не­же серд­це че­ло­ве­че­ское на­силь­ству­е­мо быть не мо­жет».

Мяг­кое и сер­деч­ное по­сла­ние свя­ти­те­ля Со­фро­ния ожи­ви­ло со­сто­я­ние мис­сии. Но по­ло­же­ние но­во­кре­ще­ных бы­ло тя­же­лым. Со­ро­ди­чи смот­ре­ли на них как на от­ще­пен­цев. По­это­му мно­гие из об­ра­щен­ных ко Хри­сту ухо­ди­ли из сво­их се­мей и по­сту­па­ли в услу­же­ние к рус­ским или жи­ли у вос­пре­ем­ни­ков. Но бы­ли слу­чаи, ко­гда непри­выч­ные усло­вия но­вой жиз­ни и тос­ка за­став­ля­ли их убе­гать в свои род­ные улу­сы. По­яви­лись след­ствен­ные де­ла «о ока­зав­ших­ся из но­во­кре­щен­ных в свои улу­сы по­бе­гах». Все­воз­мож­ные ме­ры, при­ни­мав­ши­е­ся ду­хо­вен­ством к на­саж­де­нию но­во­кре­ще­ных от язы­че­ско­го вли­я­ния, бы­ли не все­гда эф­фек­тив­ны. И ис­поль­зо­вать здесь си­лу свя­ти­тель вос­пре­щал. Так, им бы­ло от­ка­за­но в по­сыл­ке на Бай­кал от­ря­да ка­за­ков «для сыс­ку бег­лых но­во­кре­ще­ных, дабы ка­за­ки не мог­ли брат­ским обид и ра­зо­ре­ния про­из­ве­сти».

Бла­го­укра­шая Цер­ковь из­нут­ри, что вы­ра­жа­лось в неусып­ной за­бо­те о пастве и пас­ты­рях, свя­ти­тель мно­го сил и энер­гии тра­тил на бла­го­укра­ше­ние Церк­ви извне – стро­и­тель­ство но­вых до­мов. В Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре был со­ору­жен ка­мен­ный со­бор­ный храм во имя Воз­не­се­ния Гос­под­ня, в ко­то­рый в 1805 го­ду бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия, в Зна­мен­ском жен­ском мо­на­сты­ре со­ору­жен ка­мен­ный храм во имя Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. В са­мом го­ро­де по­стро­е­ны бы­ли че­ты­ре хра­ма, и при Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре устро­ен при­дел во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ко­то­ром впо­след­ствии был по­гре­бен сам стро­и­тель – свя­ти­тель Со­фро­ний. По­стро­ен был так­же ка­мен­ный ар­хи­ерей­ский дом с ка­мен­ной же во­круг него огра­дой. Кон­си­сто­рия, по­ме­щав­ша­я­ся в Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре, бы­ла пе­ре­ве­де­на в Ир­кутск, в но­вое зда­ние.

Свя­ти­те­лем при­ла­га­лось вся­че­ское ста­ра­ние к от­кры­тию но­вых при­хо­дов, снаб­же­нию церк­вей при­лич­ной утва­рью, риз­ни­цей, устрой­ству ко­ло­коль­но­го зво­на, луч­шей по­ста­нов­ке в церк­вах пе­ния.

Очень лю­бил свя­ти­тель устав­ную служ­бу, сам ча­сто слу­жил и все­гда за­бо­тил­ся о бла­го­ле­пии и тор­же­ствен­но­сти бо­го­слу­же­ния, рас­по­ла­гав­ших серд­ца мо­ля­щих­ся к уми­ле­нию, сво­им при­ме­ром на­став­ляя ду­хо­вен­ство к кра­со­те и воз­вы­шен­но­сти служ­бы. Это­му спо­соб­ство­ва­ло и свя­ти­тель­ское об­ла­че­ние вла­ды­ки, до­то­ле бо­го­моль­ца­ми не ви­дан­ное. Ему пер­во­му из ир­кут­ских епи­ско­пов при хи­ро­то­нии да­ро­ва­на бы­ла при­ви­ле­гия со­вер­шать бо­го­слу­же­ние в сак­ко­се. До это­го епи­ско­пы слу­жи­ли в обык­но­вен­ных свя­щен­ни­че­ских ри­зах.

Ар­хи­пас­тыр­ские тру­ды вла­ды­ки со­че­та­лись с ис­тин­но по­движ­ни­че­ским об­ра­зом его жиз­ни. Пи­тал­ся он скуд­но, спал на ка­кой-ни­будь ко­же на по­лу, непре­стан­но мо­лил­ся и ни­ко­гда не про­пус­кал мо­на­ше­ское мо­лит­вен­ное пра­ви­ло. До дня сво­ей кон­чи­ны под­ви­зал­ся он по­дви­гом от­ца, лю­бя­ще­го свою паст­ву. Щед­рость свя­ти­те­ля Со­фро­ния не зна­ла гра­ниц. Все­го се­бя от­да­вал он де­лу бла­го­тво­ре­ния – не съе­дал кус­ка, не по­де­лив­шись с кем-ли­бо. Его жи­ли­ще и весь Воз­не­сен­ский мо­на­стырь бы­ли пе­ре­пол­не­ны боль­ны­ми, без­дом­ны­ми, си­ро­та­ми. И под­лин­но, от та­кой люб­ви вос­пла­ме­ня­лись серд­ца па­со­мых: не он ис­кал лю­дей, нуж­да­ю­щих­ся в пра­во­слав­ном про­све­ще­нии, а са­ми они, без раз­ли­чия пле­мен и ве­ры, шли к нему ты­ся­ча­ми и от­да­ва­ли свои ду­ши и серд­ца, умно­жая со­бою ста­до Хри­сто­во.

30 мар­та/12 ап­ре­ля – Пре­став­ле­ние

Сем­на­дцать лет го­рел све­тиль­ник ве­ры на свеч­ни­це Ир­кут­ской церк­ви, осве­щая пастве путь в Цар­ствие Небес­ное, но Гос­по­ду бы­ло угод­но за­брать ду­шу свя­ти­те­ля Со­фро­ния, дабы его нетлен­ны­ми остан­ка­ми явить ми­ру Свою сла­ву. Зем­ной по­двиг свя­ти­те­ля за­кон­чил­ся 30 мар­та 1771 го­да во вто­ром ча­су по­по­лу­дни. «Бу­дучи одер­жим нема­лое вре­мя внут­рен­нею же­сто­кою бо­лез­нию», неза­бвен­ный свя­ти­тель скон­чал­ся.

Пер­вое чу­до яв­ле­но бы­ло по его успе­нии. По­сле кон­чи­ны, при­шед­шей­ся на вто­рой день Свя­той Пас­хи, при­кры­тый крыш­кой гроб с те­лом свя­ти­те­ля це­лых шесть ме­ся­цев и де­сять дней про­сто­ял по­верх по­ла в устро­ен­ном им Ка­зан­ском при­де­ле Ир­кут­ско­го со­бо­ра. И лишь 8 ок­тяб­ря 1771 го­да со­сто­я­лось пре­да­ние его зем­ле. Все это вре­мя те­ло оста­ва­лось нетлен­ным, что вме­сте с по­дви­гом хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­ли, быв­ши­ми у всех в па­мя­ти, убе­ди­ло жи­те­лей Ир­кут­ска в свя­то­сти по­чив­ше­го иерар­ха. И вско­ре же от гро­ба свя­ти­те­ля на­ча­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния боль­ных, с ве­рою об­ра­щав­ших­ся к нему о мо­лит­вен­ной по­мо­щи. Та­ких чу­дес, толь­ко за­пи­сан­ных и про­ве­рен­ных, еще до ка­но­ни­за­ции свя­ти­те­ля на­счи­ты­ва­лось шесть­де­сят во­семь.

Сколь­ко незри­мой бла­го­дат­ной по­мо­щи по­да­ва­лось страж­ду­щим ду­шой и те­лом по­сле мо­лит­вы на мо­ги­ле свя­ти­те­ля! Гроб­ни­ца его в Ир­кут­ском Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре слу­жи­ла при­ста­ни­щем для скор­бя­щих, неуга­си­мым ал­та­рем для их мо­литв, воз­но­си­мых еже­днев­но. Год от го­да уве­ли­чи­ва­лось чис­ло мо­ля­щих­ся у гро­ба свя­ти­те­ля. К его мо­ги­ле ста­ли при­хо­дить не толь­ко жи­те­ли Ир­кут­ска и За­бай­ка­лья, но и страж­ду­щие и боль­ные со всей Си­би­ри.

Ро­сту по­чи­та­ния свя­ти­те­ля спо­соб­ство­ва­ли еще и ре­зуль­та­ты неод­но­крат­ных осви­де­тель­ство­ва­ний его свя­тых мо­щей, имев­ших ме­сто: в 1833 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Ме­ле­тии (при вскры­тии по­ла в Ка­зан­ском при­де­ле); в 1854 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Ни­ле (так­же при пе­ре­дел­ке со­бор­но­го по­ла); в 1870 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Пар­фе­нии, на этот раз уже осо­бой ко­мис­си­ей (во вре­мя ка­пи­таль­но­го ре­мон­та); в 1887 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Ве­ни­а­мине.

8 мар­та 1909 го­да осо­бой ко­мис­си­ей в со­ста­ве ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на, епи­ско­па Иоан­на Ки­рен­ско­го, ви­ка­рия Ир­кут­ской епар­хии, рек­то­ра Ир­кут­ской се­ми­на­рии ар­хи­манд­ри­та Ев­ге­ния, мис­си­о­не­ра-про­по­вед­ни­ка про­то­и­е­рея Иоан­на Вос­тор­го­ва, ко­ман­ди­ро­ван­но­го Си­но­дом, и чле­нов мест­но­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра бы­ло про­из­ве­де­но офи­ци­аль­ное осви­де­тель­ство­ва­ние остан­ков свя­ти­те­ля, при­чем об­на­ру­жи­лось сле­ду­ю­щее: через сто трид­цать во­семь лет, несмот­ря на бли­зость к во­де (ря­дом про­те­ка­ет ре­ка Ан­га­ра), несмот­ря на по­сто­ян­ную сы­рость в пе­ще­ре и под по­ла­ми со­бо­ра, осо­бен­но в лет­нее вре­мя, гроб, оде­я­ние и те­ло свя­ти­те­ля Со­фро­ния со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми. Во вре­мя до­смот­ра, про­дол­жав­ше­го­ся око­ло двух ча­сов, неко­то­ры­ми из при­сут­ству­ю­щих ощу­ща­лось бла­го­уха­ние от мо­щей свя­ти­те­ля.

19 июня 1909 го­да со­сто­я­лось вто­рое офи­ци­аль­ное осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей ко­мис­си­ей в со­ста­ве ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на, ка­фед­раль­но­го про­то­и­е­рея Фивей­ско­го, клю­ча­ря Вер­но­муд­ро­ва, иеро­мо­на­ха Про­ко­пия. И вновь все бы­ло най­де­но в том же ви­де и со­сто­я­нии, что и при осмот­ре 1909 го­да. Ре­зуль­та­ты до­смот­ра не мог­ли не сде­лать­ся до­сто­я­ни­ем глас­но­сти бла­го­че­сти­вых по­чи­та­те­лей свя­ти­те­ля Со­фро­ния и еще бо­лее вос­пла­ме­ни­ли ве­ру в его свя­тость и на­деж­ду на ско­рое его зем­ное про­слав­ле­ние.

По­буж­да­е­мые бла­го­го­вей­ным по­чи­та­ни­ем па­мя­ти свя­ти­те­ля, в Си­нод с хо­да­тай­ством о ско­рей­шем про­слав­ле­нии епи­ско­па Со­фро­ния как угод­ни­ка Бо­жия об­ра­ща­лись иерар­хи, свет­ские вла­сти, пра­во­слав­ный ве­ру­ю­щий на­род. В 1909 го­ду в Ир­кут­ске со­сто­ял­ся Мис­си­о­нер­ский съезд, ко­то­рый сво­им по­ста­нов­ле­ни­ем вы­ра­зил усерд­ное же­ла­ние хо­да­тай­ство­вать о про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля Со­фро­ния пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом. В сле­ду­ю­щем го­ду 19 мар­та Ир­кут­ский ар­хи­епи­скоп Ти­хон (До­не­бин) об­ра­тил­ся в Си­нод со сво­им лич­ным хо­да­тай­ством. В 1914 го­ду ар­хи­епи­скоп Ир­кут­ский Се­ра­фим сде­лал Си­но­ду по­дроб­ный до­клад о жи­тии и чу­де­сах, ис­хо­дя­щих от нетлен­ных мо­щей свя­ти­те­ля Со­фро­ния. То же стрем­ле­ние вы­ра­зи­ло пас­тыр­ское со­бра­ние ду­хо­вен­ства Ир­кут­ска. Го­род­ская ду­ма и го­род­ская упра­ва в сво­ем пред­став­ле­нии гу­бер­на­то­ру так­же про­си­ли под­дер­жать хо­да­тай­ство.

По­же­ла­ние ско­рей­ше­го про­слав­ле­ния вла­ды­ки бы­ло вы­ра­же­но 48-м епар­хи­аль­ным съез­дом ду­хо­вен­ства Ир­кут­ской епар­хии. Од­на­ко Гос­подь су­дил бла­говре­мен­ным про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля лишь в 1918 го­ду. Но преж­де чем про­изо­шло это ра­дост­ное и дол­го­ждан­ное со­бы­тие, ве­ра по­чи­та­те­лей па­мя­ти свя­ти­те­ля, как зо­ло­то, под­верг­лась ис­пы­та­нию. Цель­бо­нос­ные мо­щи свя­ти­те­ля про­дол­жа­ли по­ко­ить­ся в Ка­зан­ском при­де­ле Ир­кут­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра до 18 ап­ре­ля 1917 го­да. Бо­жи­им по­пуще­ни­ем в этот день от неиз­вест­ной при­чи­ны в хра­ме про­изо­шел по­жар, уни­что­жив­ший гроб­ни­цу и нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля Со­фро­ния. Зна­ме­на­тель­но, что это со­бы­тие сов­па­ло со днем хи­ро­то­нии свя­ти­те­ля, быв­шем в 1753 го­ду, и с но­вым празд­ни­ком бу­ду­щей без­бож­ной вла­сти – Пер­во­ма­ем (18 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), в то вре­мя уже до­ста­точ­но ши­ро­ко и по-сво­е­му празд­ну­е­мым – с пьян­ка­ми, дра­ка­ми и «крас­ны­ми пе­ту­ха­ми», как то­гда на­зы­ва­ли по­жа­ры. Но го­ре утра­ты мо­щей свя­ти­те­ля не толь­ко не ума­ли­ло по­чи­та­ния его па­мя­ти, на что на­де­ял­ся лу­ка­вый, на­блю­дав­ший со сто­ро­ны за пло­да­ми сво­ей де­я­тель­но­сти, на­обо­рот. Ве­ру­ю­щие ча­да Церк­ви объ­еди­ни­лись в со­юз пра­во­слав­ных хри­сти­ан, име­ю­щий це­лью ограж­дать непри­кос­но­вен­ность свя­тынь пра­во­сла­вия, за­щи­щать их от по­ру­га­ния вра­га­ми Церк­ви.

Осо­бая ко­мис­сия из ду­хов­ных лиц, ми­рян, пред­ста­ви­те­лей су­деб­ной вла­сти, экс­пер­тов-ме­ди­ков и од­но­го хи­ми­ка осви­де­тель­ство­ва­ла прах и ко­сти свя­ти­те­ля, со­хра­нив­ши­е­ся по­сле по­жа­ра, и бла­го­го­вей­но сло­жи­ла остан­ки в спе­ци­аль­ный ков­че­жец. На­чал­ся но­вый пе­ри­од зем­ной сла­вы свя­ти­те­ля.

Сра­зу по­сле по­жа­ра во мно­го раз вы­рос­ло чис­ло его по­чи­та­те­лей, уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство па­ни­хид, уже пе­ред ков­чеж­цем. По ру­кам бо­го­моль­цев и рань­ше хо­ди­ли под­пис­ные ли­сты с тре­бо­ва­ни­ем ско­рей­ше­го про­слав­ле­ния угод­ни­ка Бо­жия, те­перь их ко­ли­че­ство зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось. Вы­рос­ло чис­ло за­яв­ле­ний о но­вых чу­де­сах и зна­ме­ни­ях, со­вер­шив­ших­ся по мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству свя­ти­те­ля, при­чем мно­гие из тех, кто пе­ре­жил по­доб­ное чу­дес­ное яв­ле­ние, сви­де­тель­ство­ва­ли об этом на Ир­кут­ском епар­хи­аль­ном съез­де пе­ред все­ми со­брав­ши­ми­ся. В адрес съез­да по­сту­пи­ли об­ра­ще­ния из дру­гих епар­хий с под­держ­кой стрем­ле­ния ир­ку­тян к про­слав­ле­нию свя­ти­те­ля Со­фро­ния. Об­ра­ще­ния по­сту­па­ли не толь­ко из Си­би­ри, но и из да­ле­кой Твер­ской, Ки­ев­ской и дру­гих епар­хий. Ир­кут­ский епар­хи­аль­ный съезд по­ста­но­вил воз­бу­дить хо­да­тай­ство через вы­со­ко­прео­свя­щен­но­го ар­хи­епи­ско­па Иоан­на и из­бран­ных пред­ста­ви­те­лей от епар­хии об уско­ре­нии де­ла о все­об­щем про­слав­ле­нии тре­тье­го епи­ско­па Ир­кут­ско­го и при­чис­ле­нии его к ли­ку свя­тых. Это хо­да­тай­ство пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом бы­ло воз­буж­де­но и пе­ре­да­но от­ту­да в со­вет Все­рос­сий­ско­го Свя­щен­но­го Со­бо­ра. Кро­ме до­не­се­ния вы­со­ко­прео­свя­щен­но­го Иоан­на Ир­кут­ско­го, Со­бо­ру бы­ли пред­став­ле­ны все об­ра­ще­ния и за­яв­ле­ния с опи­са­ни­ем чу­дес, про­ве­рен­ных спе­ци­аль­ной ко­мис­си­ей, ли­сты с под­пи­ся­ми свы­ше 18 000 че­ло­век, от­зы­вы участ­ни­ков Со­бо­ра, вра­чей Кле­ве­за­ля и Во­ло­бу­е­ва о неко­то­рых наи­бо­лее яр­ких слу­ча­ях чу­дес­ных ис­це­ле­ний по мо­лит­вам свя­ти­те­ля на ос­но­ва­нии по­ка­за дан­ных под при­ся­гой. Воз­дав хва­лу див­но­му во свя­тых Сво­их Гос­по­ду Бо­гу, бла­го­во­лив­ше­му явить но­во­го све­тиль­ни­ка Церк­ви Рос­сий­ской как но­вое и ве­ли­кое зна­ме­ние Сво­их бла­го­де­я­ний Пра­во­слав­ной Церк­ви и на­ро­ду рус­ско­му, и при­няв во вни­ма­ние, что все пред­ва­ри­тель­ные ак­ты, тре­бу­е­мые уста­но­вив­ши­ми­ся обы­ча­я­ми Пра­во­слав­ной Рус­ской Церк­ви от­но­си­тель­но ка­но­ни­за­ции угод­ни­ков Бо­жи­их, уже ис­пол­не­ны, Со­бор епи­ско­пов на­шел бла­говре­мен­ным осу­ще­ствить бла­го­че­сти­вое же­ла­ние мно­го­чис­лен­ных по­чи­та­те­лей па­мя­ти в Бо­зе по­чив­ше­го свя­ти­те­ля Со­фро­ния. Де­я­ни­я­ми Со­бо­ра бы­ло опре­де­ле­но: со­вер­шить про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Со­фро­ния, тре­тье­го епи­ско­па Ир­кут­ско­го, при­чис­лив его к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их, че­ству­е­мых Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью; свя­щен­ные остан­ки свя­ти­те­ля, со­брав в ков­че­жец, вло­жить в ра­ку.

30 июня/13 июля – Про­слав­ле­ние

Са­мо тор­же­ство про­слав­ле­ния, сро­ки ко­то­ро­го де­я­ни­я­ми Со­бо­ра бы­ло пред­ло­же­но опре­де­лить Ир­кут­ско­му ар­хи­ерею са­мо­му, со­об­ра­зу­ясь с мне­ни­ем пат­ри­ар­ха и мест­ны­ми усло­ви­я­ми, ори­ен­ти­ро­воч­но пла­ни­ро­ва­лось на 30 июня – та­ко­во бы­ло мне­ние прео­свя­щен­но­го Иоан­на, ар­хи­епи­ско­па Ир­кут­ско­го и Вер­хо­лен­ско­го. Вме­сте с тем в адрес пат­ри­ар­ха и Си­но­да по­сту­пи­ла за­пис­ка от прич­та Ир­кут­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра с прось­бой от­ло­жить тор­же­ство по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля по край­ней ме­ре до 8 ок­тяб­ря. Ос­но­ва­ния при­во­ди­лись дей­стви­тель­но вес­кие.

По­ми­мо опа­се­ний не уло­жить­ся в остав­ше­е­ся до 30 июня вре­мя, се­рьез­ны­ми пред­став­ля­лись по­ли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские при­чи­ны. Стра­на на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии граж­дан­ской вой­ны; для бо­го­слу­же­ний не хва­та­ло эле­мен­тар­ных ве­щей: све­чей, му­ки, ви­на, де­ре­вян­но­го мас­ла; не бы­ло икон свя­ти­те­ля; кро­ме все­го, для ор­га­ни­за­ции празд­но­ва­ния нуж­но бы­ло по­лу­чить раз­ре­ше­ние у но­вых вла­стей, а меж­ду тем «но­вая власть в ли­це ко­мис­са­ров устрой­ство тор­же­ства в бли­жай­шее вре­мя на­хо­дит неудоб­ным». «На­ко­нец, – пи­шут кли­ри­ки Ир­кут­ска, – в го­ро­де в на­сто­я­щее вре­мя крайне на­пря­жен­ная об­ста­нов­ка вслед­ствие дви­же­ния Бе­лой Ар­мии с Даль­не­го Во­сто­ка. Во что это вы­льет­ся через ме­сяц-дру­гой, ска­зать труд­но».

Про­тив та­ких до­во­дов труд­но бы­ло что-ли­бо воз­ра­зить, и пат­ри­арх дал со­гла­сие на пе­ре­не­се­ние сро­ка про­слав­ле­ния на бо­лее бла­го­при­ят­ное вре­мя. Но не в си­ле Бог, а в прав­де. В ми­ну­ту раз­но­гла­сий о вре­ме­ни про­слав­ле­ния сам свя­ти­тель Со­фро­ний явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Иоан­ну и рек ему: «Му­жай­ся!», чем вдох­но­вил его пой­ти на­пе­ре­кор ви­ди­мым пре­пят­стви­ям. Тор­же­ство со­сто­я­лось имен­но 30 июня. Мир­ное пе­ние сла­вы Гос­по­ду и угод­ни­ку Бо­жию Со­фро­нию ни­чем не бы­ло на­ру­ше­но. Его хра­ни­ло мо­ле­ние са­мо­го свя­ти­те­ля пред Пре­сто­лом Все­выш­не­го.

То­гда же свя­щен­ни­ком Ти­хо­ном Сол­да­то­вым бы­ла со­став­ле­на служ­ба свя­ти­те­лю, а тро­парь и кондак по бла­го­сло­ве­нию прео­свя­щен­но­го Иоан­на на­пи­сал про­то­и­е­рей Ни­ко­лай По­но­ма­рев. Ака­фист был под­го­тов­лен иеро­мо­на­хом Пор­фи­ри­ем и ре­цен­зи­ро­ван кол­лек­ти­вом епи­ско­пов, на­хо­див­ших­ся в Ир­кут­ске «по об­сто­я­тель­ствам вре­ме­ни». Те же «об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни» пе­ре­нес­ли ра­ку и ков­че­жец со свя­ты­ми остан­ка­ми в ир­кут­ский храм во имя ико­ны Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­над­ле­жав­шей об­нов­лен­цам. С 1937 го­да, по­сле за­кры­тия это­го хра­ма, свя­ты­ня пре­бы­ва­ет под спу­дом. Ныне имя свя­ти­те­ля Со­фро­ния, на­ше­го усерд­но­го за­ступ­ни­ка, ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка Церк­ви, неуто­ми­мо­го тру­же­ни­ка, «на­став­ни­ка мо­на­хов и со­бе­сед­ни­ка ан­ге­лов», чтит­ся всем пра­во­слав­ным ми­ром.

***

Свя­ти­тель Со­фро­ний, епи­скоп Ир­кут­ский и всея Си­би­ри, пре­ста­вил­ся к Бо­гу 30 мар­та 1771 го­да, на вто­рой день Свя­той Пас­хи. По­ка ожи­да­ли ре­ше­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да о по­гре­бе­нии, шесть ме­ся­цев его те­ло оста­ва­лось не пре­дан­ным зем­ле и за это вре­мя не под­верг­лось тле­нию. Уже то­гда, вви­ду это­го об­сто­я­тель­ства, а так­же зная стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь свя­ти­те­ля Со­фро­ния, паства ста­ла по­чи­тать его как угод­ни­ка Бо­жия. Мно­го­крат­но (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мо­щи сви­де­тель­ство­ва­лись как нетлен­ные и ис­то­ча­ю­щие бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Слу­чив­ший­ся 18 ап­ре­ля 1917 го­да по­жар в Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре Ир­кут­ска оста­вил толь­ко ко­сти свя­ти­те­ля, но не ума­лил, а, на­обо­рот, уве­ли­чил бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля ве­ру­ю­щим на­ро­дом.

По­мест­ный Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в опре­де­ле­нии от 10/23 ап­ре­ля 1918 го­да по­ста­но­вил со­вер­шить про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Со­фро­ния, при­чис­лив его к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Са­мо тор­же­ство при­чис­ле­ния свя­ти­те­ля Со­фро­ния к ли­ку свя­тых бы­ло со­вер­ше­но 30 июня. На вто­рой сес­сии это­го же Со­бо­ра под пред­се­да­тель­ством свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ти­хо­на бы­ла утвер­жде­на служ­ба свя­ти­те­лю Со­фро­нию с тро­па­рем, со­став­лен­ным управ­ляв­шим в то вре­мя Ир­кут­ской епар­хи­ей ар­хи­епи­ско­пом Иоан­ном, чтобы все ве­ру­ю­щие име­ли воз­мож­ность при­со­еди­нить мо­лит­ву свя­то­му угод­ни­ку к го­ло­су церк­вей си­бир­ских, вы­со­ко чту­щих па­мять сво­е­го све­тиль­ни­ка и мо­лит­вен­ни­ка.

И в на­сто­я­щее вре­мя ве­ру­ю­щие об­ра­ща­ют­ся за по­мо­щью к свя­ти­те­лю Со­фро­нию. Об этом сви­де­тель­ству­ют мо­лит­ва, со­став­лен­ная в день празд­но­ва­ния 40-ле­тия про­слав­ле­ния свя­ти­те­ля 13 июля 1958 го­да мит­ро­по­ли­том Несто­ром (Ани­си­мо­вым), то­гда мит­ро­по­ли­том Но­во­си­бир­ским и Бар­на­уль­ским, тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние в 1971 го­ду 200-ле­тия со дня пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Со­фро­ния в Зо­ло­то­нош­ской Крас­но­гор­ской жен­ской оби­те­ли По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри и в Ир­кут­ской епар­хии («Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1971, № 9) и бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние его па­мя­ти все­ми ве­ру­ю­щи­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: