Развитие советской культуры (1945—1991 годы).




  Развитие культуры в послевоенные годы. Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литерато­рами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Па­нова и др. Б. Полевому Принадлежит замечательное произведение «Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и за границей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, 'который стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. Фа­деев написал роман «Молодая гвардия, в Котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал сти­хотворение «Я убит ПОДО Ржевом", ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны. Пишут Э. Казакевич ("Звезда", "Весна на Одере"), Л. Соболев ("Зеленый луч"), О. Гон­чар ("Знаменосцы"), П.Вершигора ("Люди с чистой совестью") Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др. Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее присталь­ным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительствен­ных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литератур­ные произведения распространялась строгая цензура, авторы по­стоянно были Вынуждены переделывать свои произведения. На сценах, прежде всего Московских театров начинают ИДТИ пьесы А. Сафронова («Московский характер" и «В одном городе,) Б. Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиновая роща,) и др. В заданном ключе ряд драматических Произведений рассказы­вал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеоло­гии и особенно об «американском образе жизни»: «Голос Амери­ки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Заговор обре­ченных» Н. Вирте, «Я хочу домой,) С. Михалкова.   Во время войны киносеть в оккупированных фашистами райо­нах была полностью разрушена. Однако производство фильмов не прекратилось. Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художествен­ных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты («Молодая гвардия", «Подвиг разведчика,), «Повесть О настоящем человеке», «Сельская учительница», «Ку­банские казаки», «Весна,), «Встреча на Эльбе,) и Др., до сих пор пользующиеся популярностью. В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести кар­тины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвра­щение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изоб­ражающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство комму­низма. В портретной живописи наряду с образом героя-победите­ля появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно отметить творчество П. Корина. Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких ком­позиторов, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, при­обрело всемирную известность. Развитие культуры в период «оттепели». Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реа­билитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но од­новременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма. В области киноискусства тоже царила относительная свобода.: Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданной направленностью, то теперь от этого в тои или иной степени от­казались. При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэта­ми - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали. В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция "возврата К ленинизму", культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив куль­турный феномен «шестидесятников». Развитие науки, техники и образования. В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осу­ществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. со­стоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроход­цем космоса стал Ю.А. Гагарин. Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. На­пример, в 1957 г. возле Новосибирска был построен Академгородок После войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых сред­них учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов. С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипен­дию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образова­ние, а десятилетняя школа переводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. Духовная жизнь и культура «развитого социализма». Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущева построить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализ­ме». Считалось, что при «развитом социализме» сближаются на­ции и народности, сложилась единая общность - советский народ. Говорилось о бурном развитии производительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, о распределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каж­дому по его труду». Наконец, провозглашалось превращение госу­дарства диктатуры пролетариата в общенародное государство ра­бочих, крестьян и народной интеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются. В 60 - 70-е гг. хх в. культура перестала быть синонимом идеоло­гии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус. Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилились гонения на Русскую православную церковь. В стране закрывались храмы, священников смещали, лишали сана. Воин­ствующие безбожники создавали специальные организации для проповеди атеизма. Культура второй половины ХХ в. Новые черты культуры. В 40 - 50-е п. ХХ в. главной темой про­изведений искусства являлась прошедшая война. Событиям вой­ны были посвящены памятники и монументы, литературные про­изведения, важнейшее место военная тема занимала в кинемато­графе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прош­лым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Кел­лермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с ог­ромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (ро­ман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведе­ниях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. Ремарк). Для всех этих произведений характерен реалистический под­ход. Это же отличает творчество американских писателей того вре­мени У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Реализм в литературе сохранял­ся и позже. Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим - открытый город» об участниках движения Сопротивле­ния. В 60-70-х гг. ХХ в. В Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анар­хии. Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди амери­канских фильмов также немало таких, которые обращались к ак­туальной социально-политической тематике. Так, многие выдаю­щиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме «Возвращение домой» Х. Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров - вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фан­тастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» ДЖ.Лукаса, «Крестный отец» Ф. Коппо­лы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том чис­ле в критическом плане оценивают состояние американского об­щества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера). Популярными остаются различные модернистские направле­ния. В 40 - 50-е гг. ХХ в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Ка­мю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружа­ющего мира, внутренней свободы человека как возможности сде­лать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требо­ваниями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставил ась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. ХХ в. популярными становятся авангардистские тече­ния, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощуще­ниях и переживаниях героев   Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес яв­лялся «маленький человек» с его беспомощностью перед судь­бой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х п. ХХ в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.). Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», В котором авторы помещают своих героев в придуман­ный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена. Модернистские направления господствовали и в изобразитель­ном искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодер­низмом. В отличие от модернизма, который следовал определен­ным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40-60-е гг. ХХ в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства. В 60 - 70-е гг. ХХ в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Ху­дожник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявля­ется «фактом искусства». Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господству­ющее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появ­ление в 60-е гг. ХХв. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его класси­ками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная ин­дустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его зву­ко- и видеозаписями. В целом для культуры второй половины ХХ в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, сте­реотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов. Развитие науки и техники. Основой развития экономики пере­довых стран мира во второй половине ХХ в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к даль­нейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок впе­ред совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения - автомобилей, холодильников, микроволновых пе­чей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность живот­новодства. Научные открытия вели к созданию таких новых транс­портных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. ХХ в. начался новый этап научно-технической револю­ции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой дан­ного этапа стало резкое сокращение сроков между научным от­крытием и его внедрением в производство. Своеобразным симво­лом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий ХХ в. стал неотъемлемой частью как про­изводства, так и частной жизни в развитых странах.     Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество инфор­мации. Микропроцессоры начали широко при меняться для авто­матизации производства. Огромные перемены произошли в сред­ствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копиро­вальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д. Ярчайшие достижения науки второй половины ХХ в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутни­ка Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-­американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, со­здание орбитальных космических станций и многоразовых косми­ческих кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность кос­мических исследований заметно снизилась, однако они продол­жаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др. Вопрос для самопроверки 1. Укажите наиболее значимые события советской культуры(1945—1991 годы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: