Образовательного процесса в системе




«лицей-колледж-вуз» в условиях их преемственности.

 

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. В. Г. Афанасьев называет ее сердцевиной, стержнем управления. Многие исследователи указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения. Особое значение планирование приобретает в развивающемся учебном заведении, так как необходимо разрабатывать программу развития, формировать концепцию нового учебного заведения, использовать новые идеи – такие как, структурирование и ранжирование проблем, операциональное (технологическое, проверяемое) задание целей, прогнозирование результатов и т. д.

Создание и функционирование в режиме развития образовательного комплекса «лицей-колледж-вуз», потребовало решения управленческих задач, связанных прежде всего с функцией планирования.

В качестве первой такой управленческой задачи выступила задача создания сквозного учебного плана в 1990 году, удовлетворяющего следующим условиям: непрерывность, преемственность, фундаментальность наук, учет региональных особенностей, общекультурного и профессионального развития личности на всех этапах и ступенях обучения, в условиях, когда не было госстандартов и опыта по подготовке учителей через многоуровневую систему обучения.

Разработанная концепция подготовки учителей в системе непрерывного образования определила два основных условия.

Первое связано с тем, что содержание образования должно обеспечить развитие личности будущего учителя во всей совокупности ее индивидуально-психологических особенностей, духовных потребностей и социально-нравственных качеств. Второе условие – учет той конкретной сферы социального опыта, который составляет основу профессионального общения и трудовой деятельности учителя.

Учебный план предусматривает непрерывность учебно-воспитательного процесса, который обеспечивается наличием сквозных учебных дисциплин.

Стержнем содержания образования является практическая деятельность учащихся и студентов, которая позволяет обеспечить наглядность, конкретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных педагогических ситуациях целостного образовательного процесса.

Формирование содержания педагогического образования требует обращения к анализу учебных планов и программ, только это позволит объективно оценить любую образовательную систему.

Учебный план является концентрированным выражением общей концепции педагогического образования. Переход на многоступенчатое обучение неизбежно и закономерно приводит к пересмотру учебных планов с целью приведения их в соответствие с требованиями времени. К проблеме совершенствования учебных планов обращались многие ученые исследователи. В.А. Сластенин подчеркивал, что «педагогическое образование должно быть достаточно универсальным, близким к университетскому в теоретической части и одновременно гибким, изменяющимся, быстро реагирующим на прогресс науки и просвещения». Он отмечает, что учебный план призван ориентировать будущего учителя на школу завтрашнего дня, давать ему определенный «занос опережения»

В.И. Меньшиков отмечает, что учебный план является исходным пунктом для нормального функционирования системы образования.

Перейдем к рассмотрению конкретных принципов построения учебного плана «лицей-колледж-вуз», а также путей его реализации.

Процесс моделирования содержания образования – выделение в обобщенном виде совокупности прогнозируемой цели, категорий, понятий, в которых отражаются содержательные характеристики всех компонентов педагогического процесса.

Учебный план обеспечивает сбалансированный, единый подход, оставляет необходимую свободу для реализации идеи открытости и вариативности в формировании содержания и организации обучения с учетом специфики региона, творческих возможностей коллектива преподавателей, учебно-материальной базы, условий начальной подготовленности контингента.

В учебный план, формируемый в соответствии с требованиями конкретной специальности, были заложены содержание и технологии подготовки учителя. Идея фундаментализации педагогического образования решалась через глубину и широту общефилософских, общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний.

С самого начала обучения в лицее, а затем в колледже студент ориентирован на конкретную вузовскую специальность, на конкретный факультет, на конкретный вуз.

Гуманитарно-педагогический лицей создан при колледже в основном для сельских школьников с целью ранней профессиональной ориентации на учительские профессии. В лицее реализуются общеобразовательные программы 10 – 11 классов среднего (полного) общего образования.

В нашем лицее не идет речь об углубленном изучении какой-либо предметной области, обеспечивается лишь государственный образовательный минимум и одновременно создается база для быстрой профилизации. Эта позиция очень важна, так как в быстро меняющихся социально-экономических условиях универсальная знаниевая база повышает степень адаптивности выпускника, становится гарантом социальной защищенности ученика.

Обучение в учебном заведении данного вида должно быть дифференцировано – возможности и потребности каждого лицеиста различны. 70% учащихся лицея – это сельские школьники, у большинства из них многие дисциплины велись не специалистами, либо давались частично, либо вообще не изучались. Следовательно, учебный план лицея должен обеспечивать возможность реализации подобной уровневой дифференциации. Кроме того, учебный план учитывает преемственность с учебным планом колледжа, а также интеграцию и преемственность в преподавании дисциплин как в лицее, так в лицее и колледже.

Стремление организовать свою жизнь в правовом пространстве требует выполнения Федерального (регионального) базисного плана, отсюда основными компонентами являются базовый (инвариантная и вариативная части, обеспечивающие основу современного образования в России); лицейский, реализующий своеобразие данного вида среднего учебного заведения.

Так как базовый компонент включает и инвариантную, и вариативную части, учебный план формировался поблочно в соотнесении с федеральным и региональным компонентом и параллельно обсуждалось содержание включенных в него учебных курсов и адекватные им формы организации занятий, формы контроля знаний, умений, навыков учащихся.

Предметы по выбору представлены дисциплинами, ориентируемыми на будущий профиль учительской профессии и развитие некоторых начальных профессиональных навыков.

В лицейский компонент включены следующие дисциплины начальных профессиональных навыков для будущих учителей физической культуры: гимнастика, спортивные игры, плавание, музритмика; для будущих учителей ИЗО и черчения - рисунок, перспектива, живопись; для будущих учителей начальных классов – культура общения и культура речи. Для всех лицеистов введена дисциплина «Введение в специальность», которая является предшествующей дисциплине колледжа «Введение в педагогическую профессию». Учащимся предлагаются различные факультативы, в том числе и с учетом ликвидации пробелов в знаниях по тем предметам, которые изучались в сельской школе либо в неполном объеме, либо не изучались вовсе. Кроме того, введены индивидуальные консультации. Это позволяет к выпуску подготовить учащихся с знаниями, соответствующими госстандартам и успешно сдающих экзамены во время итоговой государственной аттестации.

Таблица № 3.

Учебный план лицея.

  Ориентация на учителя
    начальных классов коми и русских школ начальных классов русских школ физической культуры ИЗО и черчения
    Классы
                   
1. Инвариантная часть (Российский компонент)                
2. Вариативная часть (региональный компонент) 5,3 4,3 5,3 6,3 4,3 2,3 2,3 3,3
3. Лицейский компонент                
4. Факультативы 1,7 2,7   1,5 - - 2,7 2,7
5. Всего       36,8 37,3 36,3    
                     

 

Деятельность педагогического лицея строится на принципах демократизма и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности.

Прием учащихся в лицей проводится на основе вступительных экзаменов. Зачисляются учащиеся, успешно прошедшие конкурсный отбор. Обучаясь в лицее, успевающие учащиеся получают стипендию. За учащимися, обучающимися в лицее, сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы и переход из одной группы в другую по окончанию 10 класса.

По окончанию лицея, по результатам итоговой государственной аттестации и по личному заявлению решением педсовета лучшие учащиеся лицея зачисляются в колледж.

Учебный план по подготовке учителей начальных классов, физкультуры, изобразительного искусства и черчения апробацию проходил два этапа: 1 этап 1990-1994гг., 2 этап-1995г., когда были введены Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования. В связи с этим в работе были представлены два вида учебных планов и сделан их анализ.

Учебный план колледжа по подготовке учителей начальных классов, физкультуры, изобразительного искусства и черчения, социальных педагогов и юристов на уровне колледжа предпологает, что выпускники колледжа способны успешно справляться со своими профессиональными задачами.

Подготовка на I ступени имеет задачи:

* приобретение выпускниками систематических фундаментальных знаний и формирование на их основе профессиональных умений и навыков, необходимых для квалифицированного решения профессиональных задач в процессе выполнения основной деятельности по данной специальности. Качество базовой подготовки, полученной на I ступени, должно позволить учителю начальных классов приобретать новые профессиональные знания и умения, совершенствовать профессиональные качества, т.е. создавать возможность непрерывного образования;

* развитие нравственных и деловых качеств личности, чувство личной ответственности перед обществом за судьбы вверенных детей, трудолюбия, организованности.

Обучение на первой ступени отличается более высоким научным уровнем образования и общекультурной подготовки, что позволит выпускнику успешно работать во всех видах школ (сельской, городской, полной и малокомплектной) и будет достаточным для продолжения образования на второй ступени.

Обучение на II ступени (уровень ВУЗа) имеет задачей обеспечить:

* усвоение студентами новейших достижений науки в области педагогики, психологии;

* развитие способностей к творческой самостоятельной работе;

* адаптацию общих и специальных знаний к конкретным условиям работы молодого специалиста;

* формирование профессиональных умений, необходимых для квалифицированного осуществления деятельности по избранной специальности;

* заимствование опыта творчески работающих педагогов и подготовку студентов к разработке научно обоснованных методик обучения;

* воспитание учителя-интеллигента, способного решать задачи развивающего обучения, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья детей и т.д.

Успешное завершение обучения дает выпускнику право:

* работать учителем в массовой школе и в гимназических классах;

* работать учителем классов психолого-педагогической коррекции умственного развития и классов выравнивания;

* работать учителем методистом по русскому языку, математике, природоведению.

Эти права и возможности обеспечиваются более высоким уровнем подготовки сравнительно с I ступенью, который достигается за счет углубленного изучения гуманитарных и естественно-математических дисциплин учебного плана, методик обучения, специальных курсов и спецсеминаров.

На второй ступени большое распространение получают индивидуальные творческие формы обучения, расширяется участие студентов в научно-исследовательской деятельности.

Анализ содержания ныне действующих программ и разработка учебных программ осуществляется с позиции современной теории обучения.

Принципиальные изменения в содержании, организационных формах и методах обучения сводятся к следующему (на примере подготовки учителя начальных классов):

· отбор знаний (понятий, фактов) и формируемых на их основе умений, навыков по учебным курсам производится исходя из реальных профессиональных задач, стоящих перед учителем начальных классов;

· в рамках педагогической практики и отдельных дисциплин на базе школ и аудиторно проводится ряд практикумов. Практикумы осуществляются параллельно с чтением курсов по соответствующим дисциплинам, которые способствуют формированию у студентов интегрированных знаний и умений;

· по дисциплинам учебного плана вводится в качестве ориентировочного паритетное соотношение часов, отводимых на лекционные и лабораторно-практические занятия;

· актуализируются междисциплинарные связи базовых дисциплин: педагогика с частными методиками, психология, русский язык, математика, биология. В программы внесены комплексные темы: «Теоретические основы методики», «Общие вопросы методики» и другие. Впервые в учебные планы педколледжа введены часы для проведения спецкурсов.

Значительно меняется содержание и организация педагогической практики. По задачам, которые будут решаться на разных ее этапах, можно разделить на пропедевтическую, учебно-методическую и стажерскую.

Пропедевтическая практика проходит в 1 – 2 семестрах. В ее задачи входит: формирование у студентов ранней профессиональной ориентации в восприятии теоретических курсов (педагогики и психологии), курсов некоторых частных методик и на этой основе создание положительной мотивации в изучении теоретических дисциплин, предлагаемых учебным планом на первом году обучения. Это обеспечивается рядом факторов. Во-первых, в процессе анализа деятельности учителя и ученика на уроке и во внеурочное время под руководством преподавателей психологии, педагогики, частных методик происходит практическая отработка вопросов и тем пропедевтического характера. Например, при изучении курса «Школьник и его развитие» выделяются общие представления о системе профессиональных знаний и умений учителя начальных классов, о междисциплинарной основе урока в начальной школе, представления об учебных предметах начальной школы, о средствах, методах, приемах обучения и т.д.

В задачи учебно-методической практики в 3, 4, 5 семестрах входит последовательное превращение основных теоретических положений, изучаемых лекционных курсов в практические действия студентов. С этой целью студенты в течение трех семестров в системе курсов по разным методикам:

· наблюдают уроки учителей, методистов, работающих в школах, с последующим их анализом;

· готовят уроки по разным школьным предметам под руководством методистов и учителей с последующим обсуждением;

· разрабатывают и проводят циклы уроков по предметам делают срезы и определяют эффективность методики для обучения и развития младших школьников.

Стажерская практика проходит в 7 семестре. Студенты в течение четырех недель работают самостоятельно в качестве учителя: проводят уроки, внеклассную и воспитательную работу.

Итоговая государственная аттестация на I ступени представляется двумя испытаниями по специальности «Преподавание в начальных классах»:

1. Выпускная квалификационная работа по частным методикам.

2. Междисциплинарный экзамен по психолого-педагогическому блоку.

По окончанию колледжа, выпускники зачисляются на 3-й курс очного и заочного обучения Коми государственного педагогического института.

Переход на пятилетний срок обучения при двухступенчатой его организации осуществляется постепенно. Его этапы совпадают со ступенями обучения и призваны обеспечить опытную проверку новой системы. Учебные планы по другим специальностям аналогично.

Учебные планы многоступенчатого обучения обеспечивают возможность свободного «входа» в систему и «выхода» из нее.

Принцип преемственности стал ведущим в организации нашего эксперимента, который позволил осуществлять связь в работе колледжа и вузов во всех звеньях, начиная с юридической и организационной стыковки этих заведений, на уровне учебного плана и учебных программ, на уровне преподавательского состава, в формах организации учебного процесса, осуществляется формальный контроль за знаниями, навыками и т.д.

Сущность преемственности в обучении сводится к тому, чтобы не допускать резкого разрыва не только в содержании, но и в формах и методах обучения, методике и организации контроля знаний при переходе от одной ступени к другой, Благодаря ей, осуществляется логика процессов обучения и воспитание в их взаимосвязи на разных ступенях обучения.

Проблему преемственности в обучении изучали исследователи Б.Г. Ананьев, С.М. Годник, Б.П. Ильясов, А.А. Ковырялг, Ю.А. Кустов.

С. М. Годник пишет «Преемственность образовательной системы имеет важные социально-педагогические особенности, сущность преемственности как принципа народного образования состоит в том, что каждая следующая ступень образовательной системы является естественным продолжением, развитием предыдущей».

Задача педагогической науки и практики – реально обеспечить преемственность эффективными формами, путями, средствами.

Преемственность характеризует систему связей в структуре образования в «вертикальной» динамике учебно-воспитательного процесса- имеется в виду преемственность отдельных ступеней. По «горизонтали» преемственность составляют отдельные учебные предметы, виды учебной и внеучебной работы.

В условиях многоступенчатого обучения преемственность включает в себя и преемственность содержания программ, изучения учебных дисциплин, подбора кадров педагогов, системы управления, контроля знаний.

Преемственность в содержании программ учитывает исключение повторяемости, логически обоснованный переход от фундаментальных дисциплин к прикладным, от общекультурной подготовки к профессиональной, а также усиление наращивания методологической и профессиональной подготовки на каждой ступени, обеспечивает взаимосвязь, взаимодействие блоков дисциплин.

Ориентация построения многоступенчатого обучения на системный подход способствовала такому расположению учебных предметов по годам обучения, которое соответствует логике становления профессии учителя в условиях учебного заведения вне зависимости от его типа. Это способствует целостности в установлении порядка расположения учебных дисциплин с ориентацией на возможности установления междисциплинарных и межпредметных связей как по вертикали, так и по горизонтали.

Реализация принципа единства гуманитарной, общекультурной, специальной и психолого-педагогической подготовки нашла отражение в нашем эксперименте в единстве теоретической и практической подготовки будущего учителя.

С учетом принципа преемственности строились и рабочие программы, обеспечивая линейность и концентризм в расположении материала как в пределах курса, так и по годам обучения.

В содержании программ учитывались и принципы дифференциации и интеграции. Дифференциация открыла возможность для максимального удовлетворения потребностей и личностных интересов студентов.

Реализация требования интеграции позволила не только избежать дублирования, но и высвободить время для введения различных спецкурсов уже в колледже, чего не было никогда в учебных планах педучилищ.

Фундаментальность подготовки, формирование профессиональной компетентности учителей возможны только при соблюдении единства методологических подходов, педагогических взглядов, идей в педагогических коллективах педколледжа и педвузов, представляющих единую образовательную систему

А.М. Новиков в своей статье «Интеграция базового профессионального образования» развивает мысль, что профессиональное образование будет все больше интегрироваться с общим образованием и базироваться на нем. В настоящее время особенно актуален гуманитарный аспект того и другого видов подготовки специалистов, необходимой каждому человеку для жизненного и профессионального самоопределения в демократическом правовом обществе со свободной (конкурентной) экономикой. Оба вида образования (и общее, и профессиональное) находятся в постоянном взаимодействии, обогащаясь за счет развития всей системы образовательных услуг. Возникают такие знания междисциплинарного характера, предметы и связи, которые трудно отнести к тому или иному виду. Все чаще при оценке деловых качеств человека вместо понятия «профессионализм» используется новое – «компетентность». Когда говорят о первом термине, то прежде всего имеют в виду технологическую подготовку специалиста. В понятие «компетентность» помимо собственно профессиональной, технологической подготовки, включается также и содержание, имеющее в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, усвоить которое необходимо сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Эти тенденции и заложены в вузовских госстандартах и в стандартах среднего профессионального образования, причем, эти тенденции сохраняются по всем специальностям, готовящимся в нашем учебном заведении. Важное значение придается знанию иностранных языков, владению сквозными умениями: работать на компьютерах, пользоваться базами и банком данных. Особая роль сегодня принадлежит экологическим и экономическим знаниям, владению системой знаний о взаимосвязях физического психического и социального здоровья человека в обществе, владению профессиональным языком предметной области знания, знанием форм и методов научного познания и их эволюции, владению различными способами познания и освоения окружающего мира, пониманию роли науки и развития общества. Причем госстандарт предусматривает все дисциплины, реализующие эти требования, включить на 1 и 2 курсе института для того, чтобы студент получил общее высшее образование.

С учетом этого и были составлены сквозные учебные планы и программы по всем специальностям, готовящимся по вертикальной интеграции «колледж-вуз».

На II ступени продолжается углубление знаний, дальнейшая ориентация в педагогической деятельности с учетом предшествующей подготовки. Полученные знания высокого уровня теоретической и методической подготовки должны помочь выпускникам колледжа самостоятельно изучать и объяснять педагогические явления, умело ориентироваться в потоке информации, получить дополнительную специальность, научиться работать в разных типах учебных заведений в современной образовательной системе, быть конкурентно-способным на рынке труда.

Принцип преемственности продиктовал необходимость предметного, блочно-модульного построения учебного плана и научно обоснованного соотношения в нем часов на лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия. В соответствии с этим рабочие программы строятся с учетом единства линейности и концентризма в расположении материала как в пределах курса, так и по годам обучения.

Структурное единство содержания образования на разных уровнях его функционирования при движении от общих к наиболее частным и, в конечном счете, к конкретным формам его реализации в процессе обучения реализует системный подход к ориентации экспериментального образования. Такой подход позволил расположить учебные дисциплины с ориентацией на установление междисциплинарных и межпредметных связей как по вертикали так и по горизонтали. Особое внимание обращено на органичное включение в учебный план педагогической практики в ее многообразных видах для того, чтобы реализовать единство гуманитарного, общекультурного, специального и психолого-педагогического образования.

Интеграция компонентов педагогического образования позволила не только избежать дублирования, но и значительно высвободить время, которое составляет необходимый резерв для развития творческих способностей будущего учителя, тем более что и время для самостоятельной работы регламентировано и организовано.

Особое значение в многоступенчатой подготовке приобретает принцип полноты и адекватности форм текущего и итогового контроля. В соответствии с этим, уже на I этапе эксперимента были введены вузовские формы контроля по всем дисциплинам, включенным на 1 и 2 курсы вузов, а также ряду дисциплин, изучаемых в колледже. Как и в предыдущем учебном плане, наряду с контрольными работами, экзаменами и семестровыми оценками, появились зачеты, коллоквиумы, которые предусмотрены непосредственно по мере изучения учебных курсов или их законченных частей и завершения практики.

Принцип дифференциации, интеграции и опережающего развития неизбежно предполагает включение интеграционных курсов в рамках всех циклов. Дифференциация открывает возможности для максимального удовлетворения потребностей и личностных интересов студентов, поэтому наряду с курсами по выбору предлагаются и учебные планы с вариативными программами по направлениям дополнительных специальностей, которые вынесены на отделение дополнительного образования.

Целью профессиональной дополнительной подготовки будущих специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Дополнительная специальность рассматривается как получение дополнительного профессионального образования на базе получения среднего специального педагогического образования. Получение второй специальности студентами педколледжа идет параллельно первой. Студентам, успешно завершившим курс обучения на данном отделении, выдаются следующие документы государственного образца (делается запись в диплом, свидетельство, удостоверение) в зависимости от прослушанного количества часов.

* В объеме от 72 до 100 часов – удостоверение о получении второй специальности;

* свыше 100 часов – свидетельство о получении второй специальности;

* свыше 500 часов – запись в диплом о получении второго специального образования согласно приказа Госкомитета Российской Федерации от 20.12.95 г. № 1665.

Общее руководство отделением дополнительного образования осуществляет директор колледжа. Направляет деятельность отделения заведующий отделением. На отделении предлагается восемь дополнительных специальностей, в основе которых лежат квалификационные характеристики педагога дополнительного образования и педагога-организатора.

Среди них такие как «Педагог-организатор туристско-краеведческой работы», «Педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности», «Педагог-организатор народно-художественных промыслов», «Педагог-организатор музыкальной деятельности», «Педагог-организатор», «Педагог-организатор лечебной физкультуры», «Педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности».

Итак, в результате большой организационной работы по внедрению и разработке содержания многоступенчатой подготовки учителей начальных классов, физкультуры, ИЗО и черчения, социальных педагогов, юристов складывается модель многопрофильной непрерывной подготовки специалистов по вертикальной интеграции. Администрацией педколледжа рассматриваются возможности и горизонтальной интеграции колледжа с другими средними профессиональными образовательными учреждениями Республики Коми.

Итак, вуз, второй уровень, предусматривает трёхлетнее или четырёх летнее (заочная форма) обучение и имеет целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности. Лицам, получившим полное высшее образование, выдается диплом об окончании соответствующего факультета. Вузовский этап в полном объеме не является предметом нашего исследования.

В результате большой организационной работы в Республике Коми сложилась новая образовательная модель- образовательный комплекс, реализующий подготовку учителей начальных классов, физкультуры, изобразительного искусства и черчения, социальных педагогов и юристов через систему многоуровневого многоступенчатого образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: