Оценка деятельности и результатыэксперимента по многоступенчатой подготовке учителей начальных классов, физкультуры, ИЗО и черчения.




Для определения оценок управления деятельностью Сыктывкарского педучилища № 1 и Сыктывкарского высшего педагогического училища (колледжа) им. И. А. Куратова были разработаны двенадцать критериев, по которым были даны оценки режимам деятельности.

Для этого была рассмотрена специфика объектов управления в колледже, работающем в режиме развития в сравнении с училищем, работающем в режиме функционирования. За основу был взяты параметры сравнения, предлагаемые В. Г. Лазаревым и М. М. Поташником в книге «Управление развитием школы» (см. таблица № 4).

Таблица № 4.

Параметры сравнения Режимы деятельности
  Сыктывкарское педагогическое училище № 1 им. И.А. Куратова (функционированиие) Сыктывкарское высшее педагогическое училище (колледж) им. И.А. Куратова (развитие)
Цели и задачи, стоящие перед данным видом учебного заведения. Главными задачами среднего специального учебного заведения являются: · удовлетворение потребностей народного хозяйства в специалистах со средним специальным образованием; · воспитание социально активной личности, сочетающей идейную убежденность, высокую нравственность и культуру с чувством профессионального достоинства и ответственности за качество и результаты своего труда, социальной справедливости; · повышение квалификации и переподготовки специалистов среднего звена по новым направлениям науки, техники, технологии и культуры; · повышение общеобразовательного и культурного уровня населения. · Удовлетворение потребности личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщении к научно- исследовательской деятельности, приобретении среднего и (или) общего высшего образования; · удовлетворение социально- экономических потребностей общества в подготовке работников образования; · повышения квалификации педагогических кадров; · распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; · осуществление научных исследований самостоятельно, либо совместно с педагогическим образовательным учреждением базового и полного высшего образования.
Объект управления Педагогический процесс, а также процессы его обеспечения в стабильном режиме. Инновационный процесс, т. е. освоение новшеств в деятельности учебного заведения (в управлении, в создании условий, в педагогическом процессе).
Потребность объектов в управлении. Объект требует от администрации обеспечения порядка, стабильности, неизменности содержания в организации учебно-воспитательного процесса, преемственности в методах управления. Объект требует от руководителей, всех его субъектов управления лидерства, смелости, инициативы, решительности, знания высшей школы как в обновлении самого училища, так и в обновлении его управляющей системы.
Цели и задачи Воспроизводство наработанного опыта (практики) образования, стремление сохранить имеющиеся результаты, поддержание и использование имеющегося потенциала училища. Наращивание, рост потенциала учебного заведения и повышение эффективности его использования, создание или освоение нового опыта, стремление создать новую практику образования, дающую новое его качество, необходимое не столько для нынешней, сколько для будущей деятельности студентов.
Содержание образования Использование устоявшихся традиционных идей, знаний, основ наук, учебных дисциплин, строгое выполнение учебных программ и литературы. Использование новых идей, новых научных знаний, введение новых вузовских дисциплин (1, 2 курсов вуза), спецкурсов по различным направлениям развития народного образования, ранее не предусматривавшихся в училище, информатизация, серьезное изучение иностранного языка, философии, традиций коми народа и народов России.
Технологии обучения. Использование наработанных в прежние годы методик обучения, ориентированных на знания, умения и навыки будущих учителей, в сфере образования и воспитания. Жесткая ориентация на «школярство», отсутствие самостоятельной работы в широком смысле слова. Поурочный балл, жесткий контроль за накопляемостью оценок. Освоение и разработка новых форм, методов, средств обучения, ориентированных на получение образования, соответствующего требованиям социального заказа завтрашнего дня. Использование вузовских технологий: лекционно-семинарской системы, организации целенаправленной систематической самостоятельной работы, использование активных форм обучения (деловых игр, познавательных игр, элементов развивающего обучения и т. д.). Складывается система контроля знаний, умений и навыков студентов через систему контрольных, коллоквиумов, тестов, рейтинга знаний студентов, зачетов и экзаменов. Начинают внедряться компьютерные технологии.
Организация учебно-воспитательного процесса   Научно-методическое обеспечение. Сохранение имеющейся классно-урочной системы обучения со сложившимся количеством учебных дней в неделе, сплошным прохождением всех видов практики, обязательное посещение факультативов, определённых для каждой группы, отсюда 40 часов недельной нагрузки и 1 час обязательных индивидуальных занятий по музыке.     Используются традиционные учебные планы педучилищ, технологии обучения и воспитания, идет знакомство с элементами альтернативных подходов в обучении по специальностям, готовящимся в училище. Экспериментальное освоение новых систем организации учебно-воспитательного процесса: 1. изменение продолжительности урока (40 мин.); 2. создание новой ступенчатой структуры образования (лицей-коледж-вуз); 3. освоение лекционно-семинарской системы обучения, система контроля знаний, умений и навыков студентов через систему контрольных, коллоквиумов, тестов, рейтинговой системы контроля, зачётов и экзаменов; 4. освоение дисциплин первого и второго курсов вузов; 5. проведение контрольных срезов по остаточному принципу знаний; 6. прием зачетов и экзаменов по предметам, изучающимся на первых и вторых курсах вузов, вместе с преподавателем, ведущим эти курсы в вузах; 7. председатели государственной итоговой аттестации- преподаватели вузов по дисциплинам, выносимым на государственную аттестацию. · Разработаны новые сквозные учебные планы «колледж- вуз», позволяющие дать повышенный уровень образования и подготовить выпускника, способного обучаться на третьем курсе вуза; · для выпускников основной школы (сельской) создан гуманитарно- педагогический лицей, где разработан сквозной учебный план «лицей- колледж»; · вводятся новые дисциплины; · разрабатываются и осваиваются новые учебные программы; · разрабатываются и внедряются новые технологии обучения; · устанавливаются связи с кафедрами вузов; · совместно проводятся научно- практические конференции (преподавательские и студенческие); · педагогические чтения.  
Кадровое обеспечение. Состав кадров сложился, он стабилен, повышение квалификации преподавателей осуществляется в интересах оптимальных результатов по традиционно учебным программам и методикам, строго по плану и преподаваемому предмету в одном и том же институте повышения квалификации кадров. По контракту приглашаются специалисты из вузов с учеными степенями для чтения лекций по целому ряду дисциплин, изучаемых в вузе на первых и вторых курсах, а также для чтения спецкурсов. Осуществляется стажировка преподавателей колледжа на соответствующих кафедрах вузов. Повышение квалификации преподавателя осуществляется по его выбору. Организуются тематические семинары, для проведения которых приглашаются специалисты, компетентные в предложенных направлениях. Проводятся конкурсы профессионального мастерства среди молодых преподавателей «Начало», среди всех – конкурс «Учитель года», который является одной из форм аттестации. Педагогические гостиные по обобщению опыта по одному из направлений у ряда преподавателей. Презентации передового опыта преподавателей колледжа и учителей школ специальностей, по которым готовят в колледже. Выставки педагогических находок. Научно-практические конференции на уровне учебного заведения, совместно с вузами, республиканские, между народные. Создание творческих групп по различным проблемам образования. Издание методических рекомендаций, дидактических материалов. Создание школы педагогического мастерства для своих выпускников.
Финансовое обеспечение. Учебный процесс обеспечивается в основном в пределах бюджетных средств. Изыскиваются новые внебюджетные и бюджетные источники: 1. Создано отделение дополнительного образования. 2. Ярмарка методических идей. 3. Ярмарки картин и изделий декоративно-прикладного искусства. 4. Платные услуги молодежного центра (репетиторство, обслуживание праздников, оформление помещений, проведение спортивных секций). 5. Создана школа профессионального педагогического мастерства для выпускников колледжа. 6. Школа будущего первоклассника. 7. Эстетическая студия для малышей. 8. Заочное обучение по специальности «социальная работа» по заказу Министерства социальной защиты и специальности «право и организация социальной защиты» по заказу Министерства юстиции. 9. Продажа издательской продукции.
Материально-техническое обеспечение. Согласно выделенным бюджетным средствам и плановому получению учебников и литературы. Значительно вырос библиотечный фонд за счет приобретения вузовской литературы и литературы для самостоятельной работы. Создание видеотеки. Создание лабораторий. Создание научно- методического центра.
Мотивационное обеспечение. Создание благоприятного морально- психологического климата в коллективе в той мере, в какой это необходимо для поддержания стабильного функционирования. Обеспечение целенаправленного стимулирования всех участников образовательного процесса в условиях новых напряженных целей, на определение своей активной позиции в инновационном процессе за счет: · уменьшения нагрузки до 15 часов, три часа даются дополнительно на научно- методическую работу преподавателя; · 15% добавлено к окладу каждого преподавателя за разработку и освоение программ; · со второго семестра преподаватели выпускных курсов, которые выводят студентов на государственную аттестацию, получают 10% к окладу дополнительно; · за участие в конференциях, работу в творческих группах, хорошие результаты работы преподаватели получают различные материальные поощрения; · работа на самоконтроле; · аттестация преподавателя на доверии; · обобщение и распространение опыта работы; · публикации опыта работы.
Назначение управления. Управление предназначено для поддержания имеющегося потенциала учебного заведения, имеющихся результатов деятельности. Управление предназначено для создания нового более высокого потенциала учебного заведения, позволяющего перейти в новое качественное состояние, которое обеспечивало бы новые результаты.

 

Для сравнительного анализа вариантов управления развитием образовательного процесса в колледже в условиях многокритериальности и оценки их эффективности был использован математический аппарат, в основу которого легла теория нечетких множеств.

Результаты сравнительного анализа показали, что управление образовательным процессом в режиме развития эффективно, подтвердили правомерность новых управленческих подходов (системного и ситуативного) и показали единство концепций, теорий, последовательность и вариативность взаимосвязей между ступенями.

Одним из основных ориентиров в нашей опытной работе выступала оценка результатов квалификационных требований в подготовке современных учителей. Для получения результатов были разработаны модели специалистов: учителей начальных классов, учителей ИЗО и черчения, учителей физкультуры.

В основу разработки мы положили опыт петербургских педучилищ, которые пять лет работали над проблемой “Модель специалиста: нравственные аспекты ее формирования”. Определенную помощь оказали и работы многих ученых, в том числе исследования Н.Ф.Талызиной, Ф.М.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова.

Для построения содержания понятия “модель специалиста” необходимо было определить существенные способности личности к конкретной профессии, четкие требования к интеллектуальным и социальным свойствам личности. Они и легли в основу схемы “модели-специалиста”.

Исходя из того, что нужно было построить модель специалиста с учетом нравственного аспекта, необходимо было также отразить как содержание профессиональной подготовки, так и обобщенную социально-психологическую характеристику специалиста в сфере предстоящей трудовой деятельности.

Какова же структура “модели специалиста”? Она была усовершенствована по сравнению с предложенной петербургскими учеными. Были определены основные функции модели специалиста. По отношению к учителю начальных классов следующие: развивающая (воспитывающая и обучающая), конструктивно-организаторская, диагностическая (координирующая, коммуникативная); к учителю физической культуры, кроме обозначенных, добавляются – общесоциальная, оздоравливающая; к учителю ИЗО и черчения – педагогическое моделирование средствами искусства, теоретическая практика. Кроме того, в структуры отдельно были введены общеучилищные и общепедагогические умения и качества, что не было предусмотрено в петербургской модели.

В области умственной деятельности: уметь слушать, наблюдать, выделять главное, делать выводы, аргументировать, дискутировать, умело пользоваться письменной и устной речью, владеть приемами системы;

в ситуативной деятельности: умение понимать и применять основные философские законы к изученным процессам, применять понятия, законы, теории для объяснения явлений окружающей жизни, уметь организовать свой труд, отрефлексировать собственную деятельность, удачи, затруднения, причины ошибок и пути их устранения;

в демократическом типе общения: выслушать и понять другого человека, доброжелательно, терпимо, вежливо, принципиально относиться к другим людям.

Н.В. Кузьмина в своей книге «Способность, одаренность, талант учителя» отмечает, что есть учителя, которые несмотря на глубокое знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету, не способны справляться с дисциплиной в классе и плодотворно влиять на учащихся в нужном для себя направлении. Такие факты говорят об отсутствии педагогических способностей, общепедагогических умений, поэтому эти умения мы считаем очень значимыми.

Следующий блок – профессиональные знания, умения и качества. Профессиональные знания обеспечиваются в соответствии с учебно-тематическими планами и программами, что составляет содержание образования, а также индивидуальными планами по научно-методической работе.

Умения были подразделены на три группы: психолого-педагогические, методические и специальные у учителя начальных классов; у учителя физической культуры – психолого-педагогические, частно-методические, медико-биологические; у учителя ИЗО и черчения – художественно-эстетические.

Психолого-педагогические умения относятся ко всей педагогической деятельности и помогают спланировать и организовать работу учителя в целом. Л.Г.Семушина к ним относит: аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитико-организаторские, аналитико-конструктивные.

Частично-методические умения относятся к конкретной деятельности и помогают научить детей тем или иным навыкам. Отсюда их можно разделить на 4 группы: специальные, планирующие, организаторские, аналитические.

И, наконец, специальные. Для учителя начальных классов выделились следующие: речевые, готовность к принятию творческого решения, использование ТСО и компьютера, актерские, ручные, изобразительные увлечения и систематизация информации, распространение педагогических знаний среди родителей, умения внедрять педагогический опыт, индивидуальный стиль научно-педагогического мышления, индивидуализация и персонализация своей деятельности; у учителя физкультуры дополнительно к этим – медико-биологические: физическое здоровье, психологическое здоровье, у учителей ИЗО и черчения в специальные включен: опыт перцепции образной структуры, умение создать художественную форму в одном из видов ИЗО или декоративно-прикладного искусства, техническая графика, экскурсионная работа. И еще один блок выделен – профессиональные качества, которые представлены группами: гуманные, гражданские, морально-волевые, когнитивные, коммуникативные. Каждая группа качеств представлена еще подгруппой. Так к гуманным качествам относятся доброжелательность, эмпатия (сочувствие), терпимость к гражданским – оптимизм, активность; к морально-волевым – эмоциональная устойчивость, ответственность; к когнитивным (интеллектуальным) – эрудированность, креативность (способность к творчеству); к коммуникативным – культура общения, общительность, активность. Воспитание и развитие этих профессиональных знаний, умений и качеств потребовали и требуют проектирования образовательного процесса, т.е. создания новых технологий.

На основе квалификационных требований были разработаны и проведены контрольные срезы по оценке уровня овладения профессионально значимыми умениями и навыками, которые проводились и проверялись преподавателями вузов, а также по педагогической практике и по курсовым работам в колледже. Замеры проводились в форме устных (собеседований) и письменных проверочных работ как во время семестра, так и во время экзаменационных сессий, итоговых конференций по практике, защите курсовых работ.

Основная работа по экспертной оценке программы эксперимента проводилась во время Государственных итоговых аттестаций по окончании первой и по окончании второй ступени.

Сравнивались результаты экспериментальной группы и факультета вуза по соответствующей специальности и результаты итоговой государственной аттестации непосредственно в группах колледжа трех выпусков. Председателями комиссий госэкзаменов, выносимых на итоговую государственную аттестацию в колледже, были преподаватели вузов по соответствующим дисциплинам, а в комиссиях вузов работали преподаватели колледжа соответствующих дисциплин как председателями так и членами.

На экзаменах студенты экспериментальной группы показали полноту знаний по предметам, сознательность излагаемого материала, выделение главного, использование сравнительного анализа, обобщения, уверенно приводили примеры из своей практики, которым умело давали научно-теоретическое обоснование, устанавливали причинно- следственные связи с доказательством, проявили творческий подход к раскрытию сущности явлений, понятий.

Следует отметить и еще один положительный эффект, совершенствуется и опыт работы преподавателей в условиях многоступенчатой подготовки учителей, что является немаловажным фактом качества обучения студентов их мотивации на продолжение обучения, интерес к учительской профессии.

Сопоставительный анализ полученных результатов итоговой аттестации в течении всех лет существования комплекса, дает основание сделать выводы о том, что выпускники колледжа успешно продолжают обучение на второй ступени в вузе, где осуществляется фундаментализация, углубление подготовки по всем направлениям, и закончили вузы с более высокими результатами, нежели выпускники, получившие подготовку непосредственно в вузе.

В практической деятельности выпускники проявили себя профессионально компетентными, владеющими технологиями обучения, знающими альтернативные подходы. Администрация школ отмечает, что все названные выше учителя обладают высоким творческим потенциалом. Экспертная оценка качества подготовки специалистов в условиях многоступенчатой подготовки для нас объективная и значимая оценка деятельности комплекса «лицей-колледж-вуз»

Выпускники, прошедшие многоступенчатую подготовку в системе «лицей-колледж-вуз», готовы работать в инновационных учебных заведениях, по альтернативным программам в новых условиях, в школах с повышенными требованиями. Основная масса выпускников комплекса «лицей-колледж-вуз» - жители сельской местности, туда же они в основном и вернулись на работу, а значит, что в село пришли высококвалифицированные специалисты.

Данные экспертных оценок свидетельствуют, что подготовка учителей в системе «лицей-колледж-вуз» обеспечивает им в течение трех лет обучения в колледже- базовое профессионально- педагогическое образование по специальности, а в вузе усиливает и углубляет все компоненты его подготовки, а с введением госстандартов и получение дополнительной специальности. Такой подход дает значительный выигрыш в подготовке специалиста, его новое качество, и, главное, высокий уровень творчества его профессиональной деятельности.

Демократизация образования остро поставила вопросы развития активности, нравственности, способностей ее граждан. Успешность решения этих задач во многом будет обусловлено тем, как отразятся происходящие перемены в подготовке учителя, ведь именно он будет решать эти задачи в школе.

Главная цель психологической службы колледжа – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекции разного рода затруднений в ее развитии.

Создание психологической службы позволило компенсировать имеющиеся проблемы, максимально содействовать развитию выпускника педколледжа.

При наборе учащихся в лицей и колледж после вступительных экзаменов проводится психологическое тестирование, цель которого- исследование познавательной сферы, уровня интеллектуального развития на начало поступления на каждую ступень и к окончанию лицея, колледжа.

В результате опытной проверки установлено, что эффективное управление развитием образовательного процесса позволило существенно улучшить отбор студентов на педагогические специальности, поднять уровень фундаментальной подготовки учителей и усилить практическую направленность педагогического образования, обогатить инновационный компонент, укрепить его взаимосвязь с реальными процессами, протекающими в образовательных учреждениях обеих ступеней. Активизировалась разработка и внедрение новых технологий подготовки учителя, соответствующих новым целям общего образования и направленных на обеспечение готовности педагога в работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ и образовательных учреждений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: