Инструкционно- технологическая карта
Практического занятия № 33
Тема: Тяговый баланс трактора и сопротивление его движению.
Цель: Закрепить теоретические знания по эксплуатационным свойствам агрегатов.
Оснащение рабочего места: Инструкционная карта, справочная литература.
Для выполнения практического задания студент должен знать:
Баланс мощности МТА.
Рекомендуемая литература: Воробьев В.К. и др. Механизация и автоматизация с/х производства. -М.:КолоС, 2008
Правила ТБ на рабочем месте: до начала работ изучить инструкцию по ТБ при выполнении лабораторных работ.
Задание: 1. Изучить понятие баланса мощности МТА.
2. По исходным данным произвести расчет крюковой мощности трактора.
3. Определить силу тяги на крюке.
4. Выполнить отчет в тетради для практических работ и фото выполненого задания отправить на почту tatktraktor@yandex.ru.
Порядок выполнения работы:
Балансом мощности МТА называется распределение эффективной мощности двигателя по отдельным видам сопротивлений. Для установившегося движения и с учётом работы движителя трактора в условиях достаточного сцепления он выражается уравнением
Nе = Nкр + Nвом+ Nкач ± Ni +Nбукс +Nтр [1]
где: Nе – эффективная мощность двигателя при данной нагрузке, кВт;
Nкр – мощность, затрачиваемая на преодоление тяговых сопротивлений агрегатируемых с трактором с.х. машин, или тяговая мощность, кВт;
Nвом – мощность, затрачиваемая двигателем на привод механизмов, присоединённых к ВОМ с учётом потерь в приводе (тягово-приводные агрегаты).
Nкач – потери мощности на самопередвижение трактора, кВт;
Ni – потери мощности на преодоление подъёма, кВт;
Nбукс – потери мощности на буксование движителей, кВт;
Nтр - потери мощности в трансмиссии, кВт.
Конечной целью применения баланса мощности в эксплуатационных расчётах является определение величины запаса мощности двигателя трактора, который расходуется на преодоление тягового сопротивления рабочих машин и привод их активных рабочих органов.
Баланс мощности не остается постоянным, он изменяется вследствие износа некоторых деталей и узлов, нарушения регулировок, перемены условий использования трактора. Для эффективной эксплуатации МТП необходимо знать закономерности изменения составляющих баланса мощности тракторов.
Мощность Nтр, расходуется в трансмиссии на преодоление трения между зубьями шестерен и в подшипниках КПП, в главной и конечной передачах, между звездочкой и гусеничной лентой и в шарнирах ее ведущего участка. Она тем выше, чем ниже качество обработки шестерён, сильнее их износ и хуже смазка или регулировка зацепления. Этот коэффициент составляет: для колесных тракторов 0,90...0,92, для гусеничных 0,86...0,88. Увеличение скорости движения до 12 км/ч во всем диапазоне тяговых усилий слабо влияет на его значение
Потери мощности (кВт) на самопередвижение (качение) трактора
происходят в результате ее затрат на деформацию почвы и
образование колеи, а также на трение в гусеницах. Они зависят от
массы трактора, скорости его движения, состояния и свойств почвы,
конструкции ходовой части и определяются по формуле:
, кВт
где — усилие на самопередвижение трактора, кН; Vp — рабочая скорость движения, км/ч;
а оппределяется:
, кН
Где – сила тяжести трактора, кН; ƒ — коэффициент сопротивления движению трактора.
Потери мощности на буксование происходят в тех случаях, когда ведущая часть трактора (колесо, гусеница) при перемещении по почве проскальзывает по ней назад из-за недостаточного сцепления или частицы и слои почвы сдвигаются вместе с ведущей частью в сторону, противоположную направлению движения. При 100 %-ном буксовании трактор стоит на месте, хотя колеса или гусеницы двигаются.
Допустимые значения этих потерь для колесных тракторов составляют
12...20 %, для гусеничных — до 5 %.
3. Определение силы тяги на крюке:
, кН
Пример расчета:
Рассчитать тяговое усилие на крюке Nкр трактора ЛТЗ-55, при движении по ровной стерне, со скоростью 12км/ч, без задествования ВОМ трактора.
Данные: трактор ЛТЗ-55, мощность 50 лс (36.8кВт), масса 2,9 т (29кН).
Скорость Vр=12 км/ч, уклон i=0,
Из формулы [1]:
Nкр = Nе -(Nвом+ Nкач ± Ni +Nбукс +Nтр)
- т.к. уклон i=0, то и Ni =0;
- мощность передаваемая ВОМ трактора Nвом также=0;
- потери мощности в трансмиссии Nтр= Nе*(1-0,90…0,92) – для колесных тракторов
Nтр= 50*(1-0,9)= 5 [лс];
-потери мощности на буксование Nбукс =0,12…0,2* Nе
Nбукс =0,15*50=7,5 [лс];
- Потери мощности (кВт) на самопередвижение
, кВт
, кН
=0,08…0,1 для колесных тракторов по стерне (см. табл. 1)
=29кН –масса трактора (1т=10кН).
Табл. 1
0,1*29=2,9 [кН];
Тогда =9,7 кВт = 13,2 лс.
Определяем максимальное усилие, которое трактор ЛТЗ-55 может развить при скорости 12 км/ч по стерне:
Nкр= 50-(0+13,2 ± 0+7,5+5)= 24,3 лс
Исходные данные:
Уклон i=0, ВОМ выключен.
Бабаян Владимир | Трактор Т-25, скорость 9км/ч, стерня | |
Брадиштян Михаил | Трактор ДТ-75, скорость 7км/ч, целина | |
Бургуван Данила | Трактор Т-150К, скорость 9км/ч, вспаханное поле | |
Ковач Александр | Трактор МТЗ-80, скорость 8 км/ч, вспаханное поле | |
Любинский Николай | Трактор МТЗ-100, скорость 9км/ч, поле под посев | |
Момот Руслан | Трактор К-700, скорость 6 км/ч, стерня | |
Мардарь Павел | Трактор ЮМЗ-6Л, скорость 11 км/ч, стерня | |
Миронов Андрей | Трактор Т-150, скорость 7км/ч, поле под посев | |
Царан Григорий | Трактор МТЗ-3522, скорость 9км/ч, стерня |
Контрольные вопросы:
1. Что такое баланс мощности?
2. Как определить потери мощности в трансмиссии?
3. Что означает потери мощности на буксование и самопередвижение?
4. Дайте понятие крюковой мощности?
Преподаватель:___________Рябчук И.Ю.