Выбор номенклатуры показателей качества грузовых автомобильных перевозок (ГАП) обосновывают следующими факторами [4]:
характеристики и особенности перевозимого груза;
используемый подвижной состав;
наличие особых требований к экспедированию груза;
наличие особых требований к перевозочному процессу;
задачи управления качеством транспортных услуг;
состав и структура свойств, характеризующих качество.
Показатели качества должны:
способствовать обеспечению соответствия качества ГАП потребностям потребителей;
характеризовать все свойства ГАП, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с назначением перевозок;
сохранять стабильность в процессе оказания услуги;
иметь возможность реализации «обратной связи» для целенаправленного воздействия на качество ГАП;
исключать взаимозаменяемость (дублирование) отдельных показателей;
учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.
При выборе показателей качества необходимо предусматривать, что восприятие качества потребителем делится на следующие составляющие:
технический уровень, который отражает использование научно-технических достижений (например, выполнение перевозок продуктов в рефрижераторах известных марок, славящихся своей надежностью и совершенством);
эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами потребителя (водитель в чистой фирменной спецодежде, аккуратно подготовленные, хранящиеся в папке, а не разбросанные по кабине документы и т.п.);
|
эксплуатационный уровень, связанный с удобством использования предлагаемых услуг (простая и доступная система заказа, наличие информации о прохождении грузом всех этапов транспортировки и т.п.).
Номенклатура показателей качества ГАП, на основе рекомендаций ГОСТ Р 51005 – 96 в виде схемы представлена на рис.5. Для определения требуемого уровня качества ГАП необходимо иметь объективную картину удовлетворения нужд потребителей в конкретных транспортных услугах. При повышенном спросе на транспортную услугу потребитель будет снижать свои требования к качеству. При недостаточном спросе перевозчик будет повышать качество транспортного обслуживания для удовлетворения возрастающих запросов потребителя. Только после изучения спроса на транспортную услугу можно говорить об обоснованных нормативах показателей качества ГАП, которые будут представлять собой компромисс между интересами сторон.
Рис. 5. Показатели качества грузовых автомобильных перевозок
При нормировании показателей качества ГАП чаще всего применяются сочетания различных методов (экспертные, расчетные и др.). Это связано с тем, что оценить издержки и прибыль участников транспортного процесса только с помощью расчетных методов, как правило, не представляется возможным [4].