Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в
семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня
их образования Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.
Понятие "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого человека. Современный человек стал меньше двигаться, потреблять большее количество пищи, подвергаться постоянным стрессам и иметь больше свободного времени. Количество заболеваний, предрасположенность к которым передаётся по наследству, с каждым годом выявляется всё больше и больше. Как же при этом оставаться здоровым и прожить долгую активную жизнь?
Генетика, экология, стрессы, несомненно оказывают влияние на самочувствие человека, но решающую роль здесь играет образ жизни. Что же понимается под здоровым образом жизни, о котором сейчас так много говорят?
|
Сразу следует оговориться, что чёткого определения данного понятия ещё не сформулировано. Можно сказать, что это деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний. Здоровый образ жизни является предпосылкой и фундаментом для достижения успеха во всех сферах существования человека. Немецкий философ А.Шопеграуэр писал: "Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья". Так из чего же складывается здоровый образ жизни?
Одной из важнейших составляющих является физическая активность. Различные достижения научно-технического прогресса значительно облегчили жизнь современному человеку. Но при этом мы стали двигаться всё меньше и меньше. Для сохранения здоровья необходимы занятия физической культурой хотя бы по 30 минут в день. Чем именно заниматься зависит от вашего желания, возможностей, подготовки, темперамента. Начать можно даже просто с пеших прогулок после работы. Главное помните: движение - это жизнь!
Рациональное питание не менее важно в сохранении здоровья. Короткие "голодные" диеты и обильные застолья между ними — не для тех людей, кто выбрал для себя здоровый образ жизни. Питание должно обеспечивать организм всем необходимым и соответствовать потребностям конкретного человека. О правильном питании написано и сказано немало и основные его правила известны каждому: больше овощей и фруктов, меньше жирного и сладкого, по возможности есть натуральные и экологически-чистые продукты. Кроме того, предпочтительнее есть небольшими порциями каждые 3-4 часа.
|
Правильный режим дня и здоровый сон. Для того чтобы вести активную жизнь и достигать успехов необходимо вовремя восстанавливать силы. Полноценный крепкий сон - одно из важнейших условий хорошего самочувствия. Желательно отправляться в кровать в одно и то же время и спать не менее 6-7 часов. Перед сном хорошо совершить небольшую пешую прогулку или хотя бы хорошенько проветрить комнату.
Отказ от вредных привычек. Курение и алкоголь значительно сокращают продолжительность жизни человека. Поэтому здоровый образ жизни с ними просто несовместимы.
Закаливание. Это не обязательно купание в проруби или обливания холодной водой на снегу. Контрастный душ принесёт не меньше пользы, при этом разница температур может быть в начале небольшой. Закаливание не только укрепляет иммунитет, но и тренирует сосуды, вегетативную нервную систему и поднимает общий жизненный тонус.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому к здоровому образу жизни относится также умение противостоять стрессу, оптимизм, интерес к новому, умение устанавливать близкие взаимоотношения, позитивное мышление, активная интеллектуальная деятельность, творчество и самореализация.
|
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое иногда приходится даже бороться. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье и есть сама жизнь с её радостями, тревогами, творческими взлётами.
Начать здоровый образ жизни просто: даже маленькие шаги в этом направлении дают определённые результаты. Поэтому, почему бы сегодня, например, не прогуляться с работы пешком? Главное — это начать предпринимать конкретные действия, а результат не заставит себя долго ждать. Известно, что если бы все люди на планете вели здоровый образ жизни, то средняя продолжительность жизни человека увеличилась бы до 100 лет. Это стоит приложенных усилий, не правда ли?
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья совестно со школой должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи, формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни, умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.
Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению
Заключение
Здоровый человек прекрасно себя чувствует, получает удовлетворение от общения с окружающими, успешно преодолевает все препятствия, достигает своей заветной цели. В нашем непростом мире необходимо сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и к своему здоровью.
Большое внимание уделено физической и спортивной культуре ребенка - тому фундаменту, на котором формируются и здоровая жизнедеятельность, и здоровый стиль жизни, а также духовному воспитанию, системе ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка тесно связаны друг с другом и проблемы по их сохранению, необходимо решать комплексно и неразрывно. Физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье - это эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Воспитать ребёнка здоровым - значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни, включающий:
рациональный режим дня;
систематические физкультурные занятия;
использование эффективной системы закаливания;
правильное питание;
благоприятную психологическую обстановку в семье.
Список используемой литературы
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство Текст. / В.В. Абрамченко. - СПб.: Сотис, 2001.-311 с
2. Аверин В.А. Психология раннего детства. Конспект лекций Текст. / В.А. Аверин. СПб., 2000. - 60 с.
3. Агеев А.К. Заболеваемость и адаптационные возможности детей Текст. / А.К. Агеев, О.М. Филькина, JI.A. Жданова // Научные основы формирования здоровья семьи: Сб. научных трудов. М., 1991. - С. 109-111.
4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста Текст. / Н.М. Аксарина. М.: «Медицина», 1972. - 304 с.
5. Альбицкий В.Ю. Методические вопросы оценки образа жизни и состояние здоровья детей Текст. / В.Ю. Альбицкий // Тез. докл. X Всесоюз. Съезда дет. врачей. М., 1988. - С. 67-69.
6. Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья и профилактика заболеваний детей в организованных коллективах Текст. / В.Ю. Альбицкий, А.И.Волков. Горький, 1989. - С. 23-40.
7. Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей из социопатических семей Текст. / В.Ю. Альбицкий, Т.М. Сигал, С.А. Ананьин // Рос. Вестник перинатологии и педиатрии — 1994. Т.39, №1. — С. 8-11.
8. Ангалева Е.Н. Возможности улучшения состояния плода и новорождённого при ранней диагностике плацентарной недостаточности: автореф. дис.. канд. мед. наук / Е.Н. Ангалева. — Воронеж, 1997.-21 с.
9. Ю.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена Текст. / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. - № 3. - С. 7886.
10. П.Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта Текст. / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2007. - № 5. - С. 5765.
11. Анохин В.А. Внутриутробные инфекции: клиника, диагностика, лечение: учебное пособие Текст. / В.А. Анохин, Х.С. Хаертынов, Г.Р.Хасанова. Казань, 1999. - 54 с.
12. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П.К.Анохин. М.: Медицина, 1975. - 380 с.
13. Аскарова Д. А. Опыт работы отделения неонатологии для новорождённых детей с острыми кишечными инфекциями Текст. / Д.А. Аскарова // Медицинский журнал Узбекистана. — 1991. — №1. С. 55-56.
14. Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для специальных дефектологических факультетов высших учебных заведений Текст. / Л.О. Бадалян. М.: Изд. Центр "Академия", 2003. - 368 с.
15. Баевский P.M. Математические методы анализа сердечного ритма Текст. / P.M. Баевский. М., 1968. - С. 9-23.
16. Баевский P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом. Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения Текст. / P.M. Баевский. — М.: Медицина, 1976. -С.161-175.
17. Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний Текст. / P.M. Баевский, А.П. Берсенева. М.: «Медицина», 1997. - 234 с.
18. Баевский P.M., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ сердечного ритма при стрессе Текст. / P.M. Баевский, О.И. Кириллов, С.З. Клецкин.-М., 1984.-221 с.
19. Баранов А.А. (ред.) Здоровье детей России Текст. / А.А. Баранов. — М.: Союз педиатров России, 1999. 273 с.
20. Баранов А.А. Состояние здоровья детей на рубеже веков: проблемы и решения Текст. / А.А. Баранов // Проблемы туберкулеза. 2001. — № 1.-С. 3
21. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для ВУЗов по спец. «Биология», «Психология», «Философия» Текст. / А.С. Батуев. М.: Высшая школа, 1991. — 456 с.