Здоровье ребенка и критерии его определяющие.




Реферат на тему: «Как сберечь здоровье ребенка».

Выполнила:

Студентка 1-го курса группы:

81Ф

Факультета АФК и С

Федотова В.И

 

Проверила: Ляхова О.Л.

 

 

Орел - 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ………………….…………………………………………5

1.1. Здоровье ребенка и критерии его определяющие.…………………………………………………....5

1.2. Факторы влияющие на здоровье детей ………………………..10

ГЛАВА 2. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ…………………………………………………………….15

2.1. Роль семьи в формировании здорового образа

жизни у ребенка………………..…………………………………….......18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25


Введение

Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблемы обеспечения благополучного и защищенного детства, в том числе и проблема сохранения здоровья детей, в последнее десятилетие стали одним из главных национальных государственных приоритетов России.

Существует обоснованная точка зрения о том, что здоровье человека во многом определяется его образом жизни. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста. В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека [20], в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.

Ребёнок - сложный, многосторонний, объект познания. Он очень чувствителен к внешним воздействиям.

Под формированием здоровья ребенка мы понимаем совокупность однонаправленных и повторяющихся действий и взаимодействий на семейном, государственном и общепланетарном уровне, которые обеспечивают улучшение здоровья детей.

Формирование здоровья ребенка в значительной степени зависит от тех условий, которые может обеспечить семья. Семья является тем социальным институтом, где вырабатываются потребности детей и складывается механизм их реализации. В современном российском обществе значительно снизилась деятельность социальных институтов (образования, здравоохранения, культуры, правопорядка, семьи и других) в реализации интересов и потребностей детей. Сокращается сеть дошкольных и культурных учреждений: идет перепрофилирование их под объекты, не связанные с воспитанием детей (административные здания, банки, и т.д.). В большинстве семей возможности для рождения, развития и воспитания детей ограничены, так как семья переживает процесс трансформации, приводящий к изменению её структуры, состава, функций, характера внутренних отношений. На семью, её жизнеспособность, стабильность, возможность удовлетворить насущные человеческие потребности, и прежде всего детей, деструктивное влияние оказывает ситуация, в которой пребывает наше общество.

Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от развития которой зависит благополучие любого общества. Традиционно решением этой задачи занимается медицина. Но на современном этапе культурно - исторического развития усилий одной медицины уже не достаточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему требующую участия в ее решении таких наук, как психология, педагогика, экология, право и др.


ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Здоровье ребенка и критерии его определяющие.

Здоровье ребенка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что исследования, посвященные изучению состояния здоровья детей и подростков, проводятся отечественными учеными уже давно (они развернулись широко с момента становления советского государства и в последующие годы, особенно с начала 50-х годов), многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития,

Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми и подростками в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учетом факторов окружающей и социальной среды, а также учебной деятельности (А.Г. Сухарев и др., 1992).

С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления-гигиены детей и подростков с созданием соответствующего института - круг исследований был значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определения здоровья детей и подростков, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении состояния здоровья учитывать и адаптационные возможности организма (Ю.П. Лисицына, 1987, 1993).

Для формулировки критериев определения здоровья детей и подростков представим здоровье человека как систему трех взаимосвязанных элементов: соматическое (биологическое, физическое) здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье

Рассмотрим критерии оценки каждой составляющей здоровья.

Соматическое здоровье это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.

Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия:

- соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;

- достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;

- наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма.

Однозначного толкования понятия психического здоровья в литературе нет, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья соотносится с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

В психологическом словаре понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

В работе «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (коллектив авторов под редакцией И.В. Дубровиной) вводится понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы извне задаем ей рамки, нормы. Мы вооружаем ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе, своей деятельности ее результатам;

- адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствами ситуациям;

- способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;

- способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Экспертами ВОЗ также показано, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

Социальное (личностное) здоровье - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и могут служить следующие:

- адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

- овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

- овладение нормативным, правилосообразным поведением;

- уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

- выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

- наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

- общая средовая адаптация - интеграция в общество.

Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказываются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь (А.Г. Сухарев, 1991).

Наряду с акселерацией в последние годы выявляется феномен децелерации, которая возможно объясняется изменением факторов социальной среды и увеличением факторов риска. Так, в исследованиях А.Г. Сухарева (1991), Г.Н. Сердюковской (1990) и других авторов отмечается увеличение числа детей с уменьшением объема грудной клетки, силы мышц, массы тела и массо-ростового показателя. Такие школьники с замедленным темпом физического развития часто имеют более низкую работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации физического развития.

Изучение влияния отдельных компонентов социально-гигиенических условий жизни и их совокупности на уровень заболеваемости различных контингентов школьников выявило, что при существующем уровне благосостояния населения (как в городе, так и в селе) на заболеваемость детей и подростков влияют не столько факторы условий жизни в отдельности (жилищные условия и размер жилой площади, материальный уровень семьи, социальная принадлежность родителей и уровень их образованности), сколько совокупность этих факторов. При этом неоднократно подтверждалось, что наибольшее существенное значение в усугублении и даже в возникновении большинства заболеваний у детей, в особенности нервно-психических, имеют неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие надлежащего воспитания и надзора за детьми в неблагополучных семьях (Г.Н. Сердюковская, 1979).

Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей - создание благоприятных социально-педагогических условий.

Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован прежде всего на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: