Опасности использования фасцинации




 

Могут ли быть опасности, исходящие от информации? Конечно. Недостаток информации (в знаниях – это невежество), искажение сообщений.

Бывает опасной и фасцинация. Не будь ее, возможно человечество не знало бы бед, разрастающихся в последние несколько десятков лет как снежный ком: массового ожирения, принимающего размеры пандемии, наркомании и других опасных зависимостей, массовой шизофренизации.

Один из современных теоретиков православия, выступая в Интернете, назвал лимбическую систему мозга, ту самую, которая в основном и управляет фасцинацией, базой дьявольских искушений. По его просвещенному в нейрофизиологии мнению, дьявол искушает человека, возбуждая структуры вожделений и наслаждения. Уберем рассуждения о дьяволе и получим в аргументации протоирея вполне научное обоснование страстей человеческих. В ней недостает только одного звена – фасцинации как того нейрофизиологического процесса, который создает доминанту на разного рода услады, от пищевых до сексуального оргазма, глушит любые иные восприятия, сужает или вовсе отключает разум и включает поведение, страстно направленное на обладание фасцинирующим объектом, будь то пирожное с шоколадом (чревоугодие), алкоголь (наркомания) или сексуальный партнер (блуд). Вот и выходит, что неодолимые, туманящие разум, адские желания и страсти – результат чрезмерного воздействия фасцинативных сигналов. И человек слаб устоять перед ними, а слабея, он идет часто на необдуманные, безумные поступки, ввергая себя в грехи: чревоугодие, властолюбие, сребролюбие, блуд. Воистину, человек слаб и грешен фасцинацией, тем самым феноменом, который эволюция сотворила для выживания и радости жизнью.

О человеке, приобщившемся к новому удовольствию, говорят «он пристрастился», то есть приобрел к чему-либо страсть, превратил что-то в свой фетиш. Все равно, марка ли это для филателиста или женщина с пухлыми, как у Анжелины Джоли, сексуальными до невероятия губами. Зависимость – это пристрастие (быть при страсти!) разрастающееся до мании повторение цепочки фасцинации по нарастающей спирали «еще, еще, еще!!!». Как у крысы в эксперименте Олдза. Это опасность плена фасцинации, ведущая к чревоугодию и ожирению (через пище-вкусовую фасцинацию), сексуальному фетишизму, курению, алкоголизму и потреблению всяческой стимулирующей химии и психотропики. Поэтому я и назвал это «синдромом крысы».

Механизмы фасцинации развивались и совершенствовались более миллиарда лет, получив свое наиболее законченное выражение в лимбической системе мозга человека с его уникальными тесно сплетенными структурами, обозначаемыми в нейрофизиологии как центры подкрепления и наказания, удовольствия и страха. Кора больших полушарий с интеллектуальными структурами насчитывает в своем развитии всего лишь несколько миллионов лет и она надстроилась над лимбической системой, никоим образом не властвуя над ней. Напротив, при всей силе воли и разума, человек зачастую попадать как раз под власть лимбической системы, по могущество приказов фасцинирующей коммуникации с ее сильными эмоциональными аффектами, страстями, вожделениями и услаждениями. Когда воздействует сигнал, сулящий плотское наслаждение, разум пасует, не в силах противостоять его магнетизму. Потому то, отражая этот магнетизм и его неодолимость, древние римляне и назвали его фасцинацией и напрямую связали с высшим приказывающим удовольствием, каким является оргазм, а бога плодородия, власти над рождением и возрождением жизни, богом радости от жизни назвали Фасцинусом. Фасцинация божественна, неподвластна разуму, а, быть может точнее было бы сказать, разум подчинен фасцинации и обслуживает ее своей способностью объяснять свою слабость перед ее могуществом. Отсюда и страх перед фасцинацией дурного сглаза, точно так же соотнесенного древними римлянами с фасцинацией и богом Фасцинусом, символ которого фаллос стал у них амулетом от сглаза и обрамлял быт римлян от амулетиков на шеях детей до фаллических скульптур на площадях и воротах в город (позже борьба с сглазом трансформировалась в обычай показывать фигу или держать руку с фигой в кармане).

Р. Докинз высказал идею о том, что эволюция избрав наслаждение главным стимулом к повторению полезных для выживания действий, таких, как поиск пищи и сексуального партнера, забота о потомстве, поддержание стадных и стайных контактов, не поставила барьеров в услаждениях. По простой причине – услаждающих потреблений редко бывает в жизни животных так много, чтобы они пресыщались. Напротив, всегда надо искать, добывать, а то и голодать, испытывать жажду и другой дефицит в удовлетворении потребностей. Так было тысячи лет и у человека: не до жиру, быть бы живу. И вот развитие производительных сил привело человечество к тому, о чем, быть может, мечтало бы любое животное – к легкости удовлетворения потребностей, а в развитых странах и к изобилию. А преград нет! Отсюда и чрезмерность во всем, то, что К. Лоренц назвал 8-м грехом современного человечества – неумеренность и невоздержанность в обладании объектами услаждения плоти во всех разновидностях и формах. Результат – угрожающее самому существованию человечества как биологического вида.

Но большинству людей бороться с превращающейся в пристрастие фасцинацией не под силу, они, слабые и грешные, курить-то бросить не могут, даже сознавая вред курения и имея внутри себя страх смерти. Разум их спешит на выручку, утешая и приводя уйму аргументов в пользу фацинирующего пристрастия, оставляя его нетронутым. И так происходит у всех людей при всех пристрастиях: «если очень хочется, то можно». Вот человек и слаб, и грешен. И это люди осознали еще в библейские времена.

Изобилие свободного времени создало парадоксальнейшую историческую ситуацию: свободное время, за которое сражались веками, превратилось для большинства людей в вакуум, который достаточно трудно заполнить чем-либо по-настоящему приятно-осмысленным. А незаполненное чем-либо интересным свободное время превращается в монотонное, скучное, тоскливое существование. На выручку может придти фасцинация с ее состояниями радости, воодушевления, эйфории. Фасцинация таким образом не просто желательна, она необходима, иначе можно сойти с ума. Но и фасцинация тоже может свести с ума. Вся загвоздка только в том состоит, какой способ фасцинирования выберет человек: творчество и задушевное общение или содрогание в тесноте массовой угарной дискотеки с ревом рок-музыки и марихуаной. Да, фасцинация завладеет временем, даже передышки может не дать, но при этом поведет в иную бессмысленность – в блаженство одурманивающих эмоций-аффектов. Свободное время не умеющий и не наученный им владеть человек стал заполнять приятным, но часто бессмысленным времяпрепровождением вроде массовых угарных «тусовок», или даже опасным, вроде тех же дискотек с наркотиками или экстремальных массовых эротических карнавалов и разного рода шоу-конкурсов. Не так давно СМИ сообщили, что на подобном шоу-конкурсе по поеданию блинов умер победитель.

Часто ценой чрезмерности фасцинирующего безумия, особенно в его наркозависимых и экстремальных формах, является смерть.

И все же хочется надеяться, что уроки опасного вырождения заставят людей задуматься и одолеть чрезмерности и легкодоступность благ. Разум иногда способен обуздать мощь фасцинации без амулетов и фиг. Да, отец Сергий у Льва Толстого пытался, но не сумел, ослаб. Но одерживали победы святые отцы-отшельники христианства и аскеты-йоги Востока.

Древние греки изобрели свое правило-кредо противостояния соблазнам – «все в меру». Культура меры – великое защитное средство от растлевающей душу и тело чрезмерности. Ею во все века прекрасно владели светские, мирские аскеты, такие, как Эпиктет, Сократ, Сенека, Марк Аврелий, Кант, в России – Александр Суворов, старообрядцы, а в наше время Д. Лихачев и Н. Амосов. И они отнюдь не были одиночками-фанатиками. Напротив, воздержанность веками была эталоном поведения, особенно в среде ремесленников, крестьян, ученых, воинов. Как подчеркнул М. Вебер, религиозная реформация Лютера и Кальвина была пропитана уважением к полезному труду и этикой мирского аскетизма, чрезмерность и безудержный вульгарный гедонизм феодальной аристократии был презираем. Эта культура, кажется, начинает возрождаться.

 

Кто первый?

 

Штрих последний, заключительный

 

 

Вычеркните мысленно из жизни весь необъятный комплекс фасцинативных сигналов, оставив только информационные. Что вы получите? Серое, безвкусное бытие, нагоняющее скуку и думы о безысходной бессмысленности жизни. Даже речь превратится в занудное вещание об информационных сообщениях и знаниях. Не каждый способен выдержать подобную коммуникацию без того, чтобы не впасть в сон. Исчезнет массовая фасцинация зрелищ, музыки, празднеств и величественных церемоний

Проблема фасцинации огромна. Кажутся мне вполне корректными такие направления исследований феномена фасцинации, как эротическая, этологическая, эстетическая фасцинология, теория аутофасцинации, фасцинативная теория фанатизма и зависимостей, фасцинотерапия. Фасцинация как коммуникативная составляющая всего живого на планете приобретает у человека качество не только средства управления индивидуальным и групповым поведением, но самодостаточного чарующе-устрашающего средства, которое способно действовать и вне управляющих процессов, причем действовать разрушительно, даже антиэволюционно, как происходит с формированием вкусовых зависимостей на сладкое и жирное, приводящих к массовому ожирению человечества. Страшны фасцинирующие воздействия в технологиях тоталитарной промывки мозгов. С одной стороны, громадная сила очарования и нарциссизма, развивающая в человечестве чувства красоты, гармонии и любования, а с другой – не менее актуальная мощь массового зомбирования и заражения зависимостями самого низкого свойства, какими являются фанатическая погоня за плотскими удовольствиями, массовая игромания, азартное участие в разного рода массовых низкопробных шоу-лотереях и шоу-зрелищах, разжигание страстей легкой наживы, а значит, как следствие, презрение к труду, провоцирование на массовую наркоманию и сексуальную вседозволенность. В основе погони современного человека за разного рода «усладами» и наслаждениями, азартом и «крутым экстримом» лежит чарующая экстремальная фасцинация, вызывающая доминаты удовольствий и сужение сознания до психофизиологических зависимостей и фанатизма. Прослеживается историческая тенденция: массовая фасцинация все более и более приобретает форму массовой субфасцинации, а это неизбежно ведет к снижению культурного уровня масс, заражению массовой вульгарностью, тяги к наркотическим удовольствиям и легкодоступной услаждающей порносексуальности.

Еще одной негативной тенденцией является очарование экстремистскими формами группового поведения, вплоть до героизации политического и религиозного экстремизма и терроризма.

Но параллельно всему этому и несмотря ни на что живет и не дает людям покоя активная, чарующая, возвышающая фасцинация красоты. Фасцинология призвана усилить ее могущество, потому что подлинной человеческой красоты во всех ее проявлениях без фасцинации не существует.

Необходимость и полезность фасцинологического знания можно аргументировать очень просто. Стало аксиомой, что вне знаний и умений в сфере общения не может быть истинного профессионализма ни в одной публичной профессии, и прежде всего в таких, как политик, педагог, менеджер, артист и др. Но подлинно глубокого и точного знания о закономерностях и механизмах индивидуального и социального общения не может быть без учета фасцинации и ее сочленения с информацией, без знания того, как и насколько зависит человеческое поведение от древнего мозга, лимбической системы, без овладения всем арсеналом сигналов и техник фасцинации. Выходит, что только изучив фасцинацию и овладев ею практически, возможен истинный коммуникативный профессионализм, которого так не хватает многим. Думаю, что наступает время создания кафедр фасцинологии во всех высших учебных заведениях, которые готовят профессионалов коммуникативного профиля. Игнорировать фасцинологическое знание становится показателем научного и гуманитарного невежества.

В небольшой книжке всего не скажешь, а проблемы фасцинологии необъятны. Я намеренно обошел такие темы, как массовая шизофренизация населения методами политического «черного пиара», направленное формирование тоталитарной и экстремистской патологии, современное шквальное распространение манипуляторско-мошеннических технологий и техник. Все эти социальные и социально-психологические процессы и технологии невозможны без средств и техник фасцинации, более того, фасцинации принадлежит в них ключевое место, обнародовать тонкие и эффективные фасцинативные механизмы массовых аномалий было бы неуместно и претенциозно. Но и того, что удалось сказать, я думаю, достаточно, чтобы высветилась актуальность профессии фасцинолога как конструктора и корректора фасцинации и фасцинирующего поведения. А если учесть потребности в совершенствовании всех управленческих и коммуникативных профессий, то фасцинолог вполне уместен и в академии государственной службы, и в салоне красоты, и в учреждениях «агитации и пропаганды», и в современной школе, и, пожалуй, даже в психотерапевтической службе.

Перспективы развития фасцинологического знания открываются поразительно широкие. Вслед за формированием политической и педагогической фасцинологии уже начинают обсуждаться возможности создания фасцинологии религиозной и даже юридической. И это закономерно, поскольку феномен фасцинации столь же глобален и всеобъемлющ, как и феномен информации, который, как известно, за 60 лет существования наук об информации нашел свое выражение во всех сферах человеческого знания и практики.

Как мне представляется, фасцинология в своем фундаментальном качестве и социально-инженерной реализации предстает как научная и технологическая основа новой культуры человеческой жизни с культом и умением конструирования оптимистического настроя души, радостного общения, элегантного имиджа, чарующей среды обитания (от квартиры до поселения), правильного питания, созидания здоровья, стройности, творческого тонуса личности и достижения долголетия. В этой культуре человечества третьего тысячелетия, только-только начинающей формироваться, замечательная и значительная роль будет, я уверен в этом, принадлежать профессионалам-фасцинологам.

Мир стоит накануне появления новой необходимейшей профессии – профессии фасцинолога.

А насколько широка сфера приложения фасцинологического знания, можно увидеть в прилагаемой схеме.

Остается открытым вопрос, в каком учебном заведении и когда впервые в мире начнется подготовка фасцинологов.

КТО ПЕРВЫЙ?

P. S.: Июль 2009 года. Лера Чурсина закончила четвертый класс, а Кристина Гаврилова – первый. Даша Соковнина в сентябре пойдет в школу. Жизнь продолжается.

 

 

Литература

 

Акимушкин И. Первопоселенцы суши. М.: Мысль, 1972.

Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. СПб.: 2002.

Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.: 1925.

Ашкинази Л. Анатомия вкуса. // Наука и жизнь. 2003. № 8.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992.

Бертон Р. Чувства животных. М.: Мир, 1972.

Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.

Бор Н. Причинность и дополнительность. / Избранные научные труды. Т.II. М.: Наука, 1971.

Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе: Илим, 1972.

Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.

Вартбург М. Зеркальные нейроны. // Знание – сила. 2002. №3.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.

Вилли К. Биология. М.: Мир, 1968.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Наука, 1958.

Войскунский А. Я говорю, мы говорим… М.: Знание, 1990.

Гогун А. Черный пиар Адольфа Гитлера. СССР в зеркале нацистской пропаганды: на https://psyfactor.org

Гудолл Дж. В тени человека. М.: Мир, 1974.

Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971

Джекобсон М. Половые феромоны насекомых. М.: Мир, 1976.

Джуан С. Странности нашего тела. Занимательная анатомия. М.: РИПОЛ классик. 2007.

Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.

Дольник В. Археология человеческих пристрастий. // Знание сила, 1979. № 4.

Изард К. Эмоции человека. МГУ, 1980.

Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Изд-во «Алгоритм», 2000.

Китаев-Смык Л. А. Стресс и психологическая экология. // Природа. 1989. № 7.

Кнорозов Ю. В. К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканистики.- М.: Наука. 1973

Собеседование по общей теории сигнализации с Ю. В. Кнорозовым // Структурно-типологические исследования: сб. статей. / Отв. ред. Т. Н. Молошная. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

Коннифф Р. Естественная история богатых: полевые исследования. Издательство: У-Фактория, 2006.

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ренглера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: 1995.

Латинско-русский словарь. М.: Гос. изд-во ин-х и национальных словарей, 1961.

Лебон Г. Психология народов и масс. / Психология толпы. Социальные и политические механизмы воздействия на массы. М.: 2003.

Леонтьев А. А. Психология общения. 4-е издание. М.: «Смысл», 2007.

Лефевр В. А. Алгебра совести. М.: Когито-Центр, 2003.

Лихачев Д. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1981.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). СПб.: Амфора, 2001.

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: 1997.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: 1998.

Мечковская H. Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Агентство «ФАИР», 1998.

Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.

Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю. Информация и фасцинация в прямой и непрямой коммуникации. // Научно-техническая информация. Серия 2. № 8. М.: 1997

Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. – Изд-во «ПЕРСЭ», 2001.

Нейрохимия. Под редакцией И. П. Ашмарина. М.: 1996.

Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения. / Механизмы целого мозга. Природа электрических явлений в коре головного мозга. Сб. статей. Перевод с англ. М.: Изд-во ин. лит., 1963.

Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973.

Палмер,Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения homo sapiens. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

Подорога В. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М.: 1974.

Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.-М.: 1997.

Саган К. Драконы Эдема.Рассуждения об эволюции человеческого разума. М.: 1987.

Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.

Соковнин В. М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа). 2-е изд. Фрунзе: Мектеп, 1974.

Соковнин В. М. Фасцинология. Пролегомены к науке о чарующей, доминантной и устрашающей коммуникации животных и человека. Екатеринбург. Изд-во Ур. ун-та. 2005.

Соковнин В. М. Что такое фасцинация. Екатеринбург: Авторская Академия фасцинологии, 2009.

Тинберген Н. Социальное поведение животных.: Пер. с англ. М.: Мир, 1993.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука. 1983.

Уилсон Р. А. Психология эволюции. К.: 1998.

Ухтомский А. Доминанта. СПБ.: Питер, 2002.

Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М.: Мысль, 1971.

Ширер У. Взлет и падение третьего рейха Пер. с англ. М.: Воениздат, 1991.

Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. 2002.

Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир,1972.

Шпеер А. Воспоминания. Пер. с нем. — М.: «Прогресс», 1997.

Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии.М.: Аспент Пресс, 2000.

Щербатых Ю.В. Психология страха. М.: «Эксмо». 2002.

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М.: 1993.

Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения; Я и оно; Неудовлетворенность культурой. СПб.: 1998.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: “Ad Marginem”, 1999.

Фукс Э. Erotica. Галантный век: пиршество страсти. М.: Диадема-Пресс, 2001.

Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М.: 1975.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК и Издательский дом НЕВА, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М.: 1997.

Эпштейн М. Ужас как высшая ступень цивилизации. // Новая газета. 1 ноября 2001.

Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: