Структура учебной дисциплины. «Логика (юридическая логика)»




Структура учебной дисциплины

«Логика (юридическая логика)»

(название дисциплины)

Название содержательных модулей и тем Количество часов
Дневная форма Заочная форма
Всего В том числе Все го В том числе
л c П Лаб инд. и с.р. Л c П лаб инд. и с.р.
                         
Модуль 1
Содержательный модуль. 1. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов. Основные типы логических форм.
Тема 1. Предмет и значение логики. Основные формы мышления.                 - - -  
Тема 2. Содержание и объем понятий. Виды понятий.                 - - -  
Тема 3. Отношения между понятиями.               - - - -  
Тема 4. Операции с понятиями.               - - - -  
Тема 5. Суждения.               -   - -  
Тема 6. Классическая логика высказываний.               - - - -  
Тема 7. Умозаключения.               - - - -  
Тема 8. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.               - -   -  
Тема 9. Модальная логика.               - - - -  
Тема 10. Логические основы аргументации. Аргументация в работе юриста.               - - - -  
Тема 11. Гипотеза. Построение версий и принятие решений в юридической практике.                 - - -  
Всего часов:                     -  
                               

 

IV. ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Логика (юридическая логика) »

(название дисциплины)

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Суждения. (2 часа).

Цель:

- образовательная: сформировать представление о суждении в логике;

- развивающая: ознакомить слушателей с формами и методами правильного мышления, выработать навыки применения основных логических операций, а также способствовать формированию культуры мышления в целом;

- воспитательная: создать эмоциональные, психологические, интеллектуальные, действенные условия для формирования у слушателей знаний о теоретических основах логики.

Межпредметные связи: профессиональная этика,юридическая деонтология, философия права, теория государства и права.

 

Технические средства обучения: компьютерные программы, мультимедийные презентации.

План:

1. Структура простых суждений: субъект, предикат и связка.

2. Виды сложных суждений. Конъюнкция, дизъюнкция, строгая дизъюнкция, импликация, суждения эквивалентности, отрицательные суждения.

3. Отношения между суждениями.

 

Основные понятия: суждение, предложение, структура суждения, субъект, предикат, связка, конъюнкция, дизъюнкция, строгая дизъюнкция, импликация, суждения эквивалентности, отрицательные суждения.

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ:

1. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия. Виды понятий.

2. Логическая операция определения понятий.

3. Логические операции обобщения и ограничения понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

4. Логическая операция деления понятия.

5. Суждение как форма мышления. Категорические суждения.

6. Логические отношения между суждениями. Схема логического квадрата.

7. Сложные суждения. Таблицы истинности.

8. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

9. Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии.

10. Непосредственные умозаключения.

11. Категорический силлогизм.

12. Разделительное умозаключение.

13. Условно-категорическое умозаключение.

14. Доказательства и опровержения.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ:

1. Логика как наука о правильном мышлении, ее задачи.

2. Форма и содержание мышления. Формы абстрактного мышления.

3. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия, закон обратного отношения между объемом и содержанием.

4. Виды понятий. Отношения между понятиями и их изображение с помощью круговых схем.

5. Обобщение и ограничение понятий. Род и вид.

6. Определение понятия. Виды определений. Правила определения и возможные ошибки.

7. Деление понятия. Виды деления. Правила деления и возможные ошибки.

8. Суждение как форма мышления и его выражение в языке.

9. Виды простых суждений. Структура простого суждения.

10. Категорические суждения. Их виды и канонические формы (деление суждений по качеству и количеству).

11. Условия истинности категорических суждений. Отношения между суждениями. Схема логического квадрата.

12. Умозаключение, его структура. Правильность умозаключения. Классификация умозаключений.

13. Умозаключения, в посылках которых используются сложные суждения. Их виды и структура.

14. Непосредственные умозаключения, их виды и структура.

15. Категорические силлогизмы. Способы проверки правильности категорических силлогизмов.

16. Сложные суждения. Виды сложных суждений.

17. Таблицы истинности сложных суждений.

 

 

Рекомендованная литература:

Базовая литература:

1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

2. Брюшинкин В. Н. Логика.3-е изд. М., 2001.

3. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учебник для вузов. М., 1998.

4. Гетманова А.Д. Логика. М., 2001 и др. годов издания.

5. Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

6. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994.

7. Ивин А.А. Практическая логика. М., 1996.

8. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 1999.

9. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридич. вузов. Изд. 5, перераб. и доп. М., 2002.

10. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб, 1999.

11. Трояновский В. М. Логика в менеджменте: Учеб. пособие. М., 2001.

12. Тоноян Л.Г. Логика (сборник задач и упражнений). СПб, 1997.

13. Упражнения по логике. Ред. В.И. Кириллов. М., 1993.

Вспомогательная литература:

1. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.

2. Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2001.

4. Войнрих Х. Лингвистика лжи. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

5. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

7. Горский Д.П. Определение. М., 1974.

8. Ивин А.А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973.

9. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.

10. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1996.

11. Остин Дж.Л. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

12. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., 1918, 1923, (“Вопросы философии”, 1990, №3), 1993 и др. годов издания.

13. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVII. – М., 1986.

14. Рэймонд М. Смаллиан. Алиса в стране смекалки. М., 1987.

15. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: