ТЕМА: Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии. (2 часа).




 

Цель:

- образовательная: сформировать представление индуктивном умозаключении и умозаключении по аналогии в логике;

- развивающая: ознакомить слушателей с формами и методами правильного мышления, выработать навыки применения основных логических операций, а также способствовать формированию культуры мышления в целом;

- воспитательная: создать эмоциональные, психологические, интеллектуальные, действенные условия для формирования у слушателей знаний о теоретических основах логики.

Межпредметные связи: логика,профессиональная этика,юридическая деонтология, философия права, теория государства и права.

 

Технические средства обучения: компьютерные программы, мультимедийные презентации.

План:

 

1. Индукция полная, неполная и популярная.

2. Причинная связь, способы ее установления.

3. Умозаключения по аналогии. Виды аналогии

 

Основные понятия: полная индукция, неполная индукция, популярная индукция, причинная связь, умозаключения, аналогия.

 

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

I. Определить объем и содержание, произвести обобщение, ограничение и деление следующих понятий:

1) продавец,

2) акционерное общество,

3) акционер.

II. Определить, к каким видам относятся данные понятия, охарактеризовать их объем и содержание:

1. футбольная команда;

2. бабушка;

3. внучка.

III. Определить, в каком отношении находятся данные понятия, изобразить эти отношения с помощью круговых схем:

1. бабушка, внучка;

2. птица, стая, живое существо.

IV. Дано, чтосуждение:

«Вася знает Лену, но Лена не знает Васю», – истинно.

Определить, является ли истинным суждение:

«Либо Вася не знает Лену, либо Лена знает Васю».

V. Придумать умозаключение, соответствующее схеме:

Если p, то q.

Неверно, что p.

Неверно, что q.

VI. Проверить правильность следующих умозаключений:

Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.

Каждый юрист – человек.

Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным.

Некоторые ученые верят в бога.

Ни один материалист не верит в бога.

Некоторые материалисты не являются учеными.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Выявите логические формы мыслей, выраженные следующими предложениями:

Некоторые студенты являются спортсменами.

 

2. Выявите логические формы мыслей, выраженных сложными предложениями, без учёта логических форм мыслей, выраженных простыми предложениями.

Если у человека есть склонность к абстрактному мышлению, то он способен хорошо освоить логику, а если такой склонности у него нет, то хорошо освоить логику такой человек не способен.

 

3. Укажите, какие из приведённых выражений, являются именными функциями и какие пропозициональными; определите их местность и получите из них имена или предложения, выражающее истинные или ложные высказывания.

Сумма чисел 21 и Х

 

4. К каким симантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

Всякая мать хочет мира.

 

5. Покажите кругами Эйлера отношения между понятиями:

Деяние (А). Наказуемое деяние (Б). Ненаказуемое деяние (В).

 

6. Обобщите следующие понятия:

Тайное похищение личного имущества граждан.

 

7. Определить вид суждения, его субъект и предикат, их распределённость.

Некоторые растения не являются лекарственными.

8. Запишите структуру следующих сложных суждений при помощи символов.

Если завтра выпадет снег, мы пойдём в лес на лыжах и возьмём с собой собаку.

 

9. Сформулируйте высказывания, получающиеся из приведённых далее формул путём подстановки вместо переменных следующих конкретных суждений:

a – «Теория Дарвина является научной», b – «Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными, c – «Теория Дарвина может быть опровергнута опытными данными». a →(b v c).

 

10. Проведите отрицание следующих сложных суждений, предварительно записав формулой их структуру.

Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу.

 

11. Какие из приведённых высказываний противоречат друг другу:

Каждый кашалот является водоплавающим.

Ни один кашалот не является водоплавающим.

Отельные кашалоты не является водоплавающим.

Некоторые кашалоты водоплавающие.

 

12. Определите с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями:

Некоторые цветы – розы. Неверно, что все цветы – розы

 

13. Укажите какие модальные понятия используются в приведённых высказываниях

Доказано, что сила равна массе, умноженной на ускорение.

14. Тождественны ли следующие понятия?

Крокодил. Аллигатор. Представитель отряда пресмыкающихся.

 

15. Объясните парадокс с точки зрения законов правильного мышления.

«Эти три сестрички жили припиваючи… - Припеваючи? – переспросила Алиса. – А что они пели? – Не пели, а пили, - ответила Соня, - кисель, конечно, ведь они были кисельные барышни».

 

16. Сделать непосредственные умозаключения (превращение, обращение и противопоставление предикату)

Некоторые подлежащие выражаются именами существительными.

 

17. Проверьте по правилам фигур, по модусам и по правилам категорического силлогизма являются ли эти силлогизмы правильными, а заключение - истинным суждением.

Все рыбы плавают.

Это животное – плавает

Это животное – рыба

 

18. Восстановите следующие энтимемы до полного категорического силлогизма.

Все зимующие птицы зимой не улетаю на юг, поэтому воробьи зимой не улетают на юг.

 

19. Определите вид умозаключения.

Всё, что способствует эффективному обучению детей, полезно.

Новаторство способствует эффективному обучению детей.

Новые методы обучения – новаторство

Метод советского педагога Шаталова – новый метод обучения

Метод советского педагога Шаталова полезен.

20. Определите вид умозаключения и напишите формулу.

Если весна наступила, то в предстоит много работ.

Весна не наступила.

В сельхозкооперативе не предстоит много работ.

 

21. Постройте условно-категорическое умозаключение на основе следующих русских их пословиц.

Не узнав горя, не узнаешь радости.

 

22. Определите вид умозаключения и напишите формулу.

Иммунитет бывает или естественный, или искусственный.

Естественный иммунитет бывает или врождённый, или приобретённый

Иммунитет бывает или врождённый, или приобретённый или искусственный.

 

23. Насколько правдоподобно заключение?

Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит делать заказ. Бармен подходит к нему и спрашивает:

Что бы вы хотели выпить?

Ничего. Я один раз попробовал спиртное – мне не понравилось.

Вежливый бармен предлагает ему сигару.

Спасибо, я не курю. Попробовал, но мне это не доставило удовольствия.

Может, вы присоединитесь к играющим в карты джентльменам за соседним столиком? – не сдаётся бармен.

Нет уж, увольте. Я не играю в карты. Однажды попробовал, но игра меня не увлекла. И вообще, если бы не обстоятельства, я бы не пошёл в бар. Но мы договорились встретиться здесь с сыном.

Если я хоть что-то понимаю в жизни, это – ваш единственный ребёнок, - с уверенностью предположил бармен.

 

24. В чём ошибка рассуждения?

Кто такой ветеринар?

Человек, который лечит животных.

Но человек – это ведь животное. Мы же говорим: человек – разумное животное. Таким образом, животное лечит животное. Значит, животное лечит само себя. Не кажется ли вам это бессмысленным?

Рекомендованная литература:

Базовая литература:

1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.Б

2. Брюшинкин В. Н. Логика.3-е изд. М., 2001.

3. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учебник для вузов. М., 1998.

4. Ивин А.А. Практическая логика. М., 1996.

5. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридич. вузов. Изд. 5, перераб. и доп. М., 2002.

6. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб, 1999.

7. Тоноян Л.Г. Логика (сборник задач и упражнений). СПб, 1997.

8. Упражнения по логике. Ред. В.И. Кириллов. М., 1993.

Вспомогательная литература:

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2001.

2. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

4. Горский Д.П. Определение. М., 1974.

5. Ивин А.А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973.

6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: