НЕДЕЛЯ 3-4.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ:
СМЫСЛО-РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ ТЕКСТА.
Цель научной работы.
Цель исследования - это результат, для достижения которого проводится исследование. Цель определяет тактику исследования, вытекает из выявленной проблемы. Обычно формулировка цели содержит: · глаголы (например, исследовать, проанализировать) · отглагольные существительные (например, выяснение, обоснование). |
Упражнение 2. Образуйте существительные от следующих глаголов:
Исследовать
анализировать
выяснить
обосновать
рассмотреть
изучить
Упражнение 3. Составьте синонимичное глаголам словосочетание.
Образец:
Исследовать – провести исследование
проанализировать –
выяснить –
обосновать –
рассмотреть –
изучить –
сопоставить –
сравнить –
Упражнение 4. Сформулируйте цель исследования, ориентируясь на тему работы.
1. Физико-химические тайны внутренней среды организма
2. Нарушение функций органов зрения и их профилактика
3. Проблема твердых бытовых отходов и способы их решения
4. Растения и животные в государственной символике
5. О происхождении некоторых геометрических терминов и понятий
6. История развития учения об уравнениях
7. Применение свойств квадратичной функции при решении задач
8. Современные языки веб-программирования
9. Маркетинг - философия производства, ориентированного на рынок
10. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
Задачи исследования
Задачи исследования формулируются в соответствии с его целью и заключают в себе поиск ответа на вопрос: "Каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?" Цель одна, а задач может быть несколько. |
Задание 5. Выберите одну из тем, указанных в задании 4. Как вы думаете, какие задачи необходимо решить для достижения цели?
В зависимости от поставленной задачи в тексте создаются различные смысло-речевые ситуации, которые соответствуют определённым структурно-схематическим моделям. Например: · Если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В этом случае в тексте частотными будут предложения, построенные по моделям: Что входит в состав чего; Что содержится в чём; Что является составной частью чего; Что состоит из чего; Что включает в себя что и т.п. · Если в тексте даётся распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам и т.п., то коммуникативной задачей текста является классификация предметов. Используемые модели в этом случае: Что делят на что; Что подразделяется на что; Кто классифицирует что (по какому признаку); Различают что; Кем делится что на что и т.п. |
Задание 6. Дайте дефиницию (определение) термина «информатика», используя следующие языковые конструкции.
Что - это что;
Что есть что;
Что называется чем;
Что носит название чего;
Что получило название чего;
Что имеет название чего.
Задание 7. Охарактеризуйте Информатику как вузовскую дисциплину, которую необходимо изучать специалистам любого профиля. Используйте следующие языковые конструкции:
Что считают чем (каким);
Что представляет собой что;
Что заключается в чём;
Что является чем;
Что обозначает что;
Что выступает в качестве чего.
Задание 8. Опишите Java как объект, принадлежащий к классу языков программирования. При ответе вы можете использовать следующие языковые конструкции:
Что относится к чему;
Что принадлежит чему;
Что входит в группу (класс, тип) чего;
Что является одним из чего.
Задание 9. Классифицируйте языки программирования, используя следующие языковые конструкции:
Что делят на что;
Что подразделяется на что;
Кто классифицирует что (по какому признаку);
Различают что;
Кем делится что на что.
Задание 10. Расскажите о строении компьютера, опираясь на языковые конструкции:
Что входит в состав чего;
Что содержится в чём;
Что является составной частью чего;
Что состоит из чего;
Что включает в себя что.
Задание 11. Сравните два разных языка программирования, используя следующие языковые конструкции:
Кто различает что;
Что и что сходны похожи одинаковы;
Что сходно с чем;
Что аналогично чему;
Что и что различны (по какому признаку);
Что отличается от чего чем.
Задание 12. Объясните, с чем связана популярность программирования. При ответе используйте следующие языковые конструкции:
Что влияет на что;
Что испытывает влияние чего;
Что находится под влиянием чего;
Что зависит от чего;
Что определяется чем;
Что обусловливает что;
Что связано с чем.
Задание 13. Найдите языковые конструкции, соотвествующие каждой смысло-речевой ситуации (соедините линиями)
Смысло-речевая ситуация | Языковые конструкции (модели) | ||
Характер контактов (влияние, зависимость, взаимовлияние) предметов | Что считают чем (каким); Что представляет собой что; Что заключается в чём; Что является чем; Что обозначает что; Что выступает в качестве чего. | ||
Определение предмета (дефиниция). Введение термина | Что - это что; Что есть что; Что называется чем; Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего. | ||
Квалификация (характеристика) предмета | Что входит в состав чего; Что содержится в чём; Что является составной частью чего; Что состоит из чего; Что включает в себя что. | ||
Принадлежность предмета к классу | Что относится к чему; Что принадлежит чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего. | ||
Классификация предмета | Что делят на что; Что подразделяется на что; Кто классифицирует что (по какому признаку); Различают что; Кем делится что на что. | ||
Качественный состав, строение предмета | Что влияет на что; Что испытывает влияние чего; Что находится под влиянием чего; Что зависит от чего; Что определяется чем; Что обусловливает что; Что связано с чем. | ||
Сопоставление (противопоставление, тождество) предметов | Кто различает что; Что и что сходны похожи одинаковы; Что сходно с чем; Что аналогично чему; Что и что различны (по какому признаку); Что отличается от чего чем. | ||