Формы и методы организации интерактивного взаимодействия




 

Анализ литературы по интерактивным способам обучения и воспитания показал, что существует разные подходы к их классификации. Учитывая, что проведение обучающего интерактива по решению ситуативной педагогической задачи подчинено логике выполнения задания, уместнее будет сгруппировать и охарактеризовать формы и методы интерактивного взаимодействия в соответствии с заданной последовательностью. Предлагаем следующий вариант их систематизации:

1) формы и методы интерактивного взаимодействия, направленные на создание благоприятной атмосферы и работоспособности в группе, мотивации к взаимодействию;

2) формы и методы, подводящие к проблеме интерактивного взаимодействия, поиску ее причин и формулировке педагогической задачи

3) формы и методы, для обсуждения сложных и дискуссионных проблем;

4) формы и методы для поиска вариантов разрешения проблем;

5) приемы рефлексивной деятельности, установления обратной связи.

Далее приведем примеры форм и методов, дадим им характеристику по каждому выделенному направлению систематизации.

 

1. Формы и методы интерактивного взаимодействия, направленные на создание благоприятной атмосферы и работоспособности в группе, мотивации к взаимодействию

Назначение этой группы форм и методов – настрой участников на взаимодействие, создание рабочего настроения, проведение разминки. Возможна пропедевтическая функция – используемый на этом этапе способ может быть подсказкой-намеком при определении проблемы или быть примером решения проблемы.

Распространенными методами этой группы являются игры и психологические упражнения. При их подборе учитывать не только целевые ориентиры, но и продолжительность игрового взаимодействия. Оно должно быть не затратным по времени, лаконичным. Формы организации деятельности участников зависят от содержания игры или упражнения. они могут проводиться индивидуально, в парах, минигруппами и всей группой. Главное, чтобы все были участниками.

Рассмотрим примеры. Упражнение «Ассоциации». Ведущий называет слово, а его сосед слева должен быстро назвать слово-ассоциацию и так дальше. В результате возникает цепочка слов.

Упражнение «Снежинка». Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия: складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол; снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол; в третий раз проделывает то же самое; и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось. Участники сравнивают, какие снежинки у них получились - одинаковые или разные, непохожие.

Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.

Игра «Поменяться местами». Ведущий называет какой-либо признак, например, «Меняются местами те, кто родился летом» и эти участники должны быстро подняться со своего места и пересесть на освободившееся. тот, кто не успел занять место, становится водящим и называет следующий признак для обмена местами.

Игра «Угадай предмет». Ведущий раздает каждому участнику карточку, на которой написано одно слово. Задача игрока объяснить его быстро и ясно, чтобы остальные определили его.

Описание подобных игр можно найти в книгах К. Фоппеля, А. Грецова.

 

2. Формы и методы, подводящие к проблеме интерактивного взаимодействия, поиску ее причин и формулировке педагогической задачи

Согласно оценочному заданию содержание педагогической ситуации и ее грамотный анализ ведущим – это и есть главный способ для определения интерактива. Но можно дополнить его другими. Рассмотрим их.

Из технологии проблемного обучения можно заимствовать ряд приемов. Например, «Яркое пятно». На доске или на карточках однотипно написаны понятия, отражающие возможную проблему, а одно выделяется цветом, величиной или каким-то другим признаком. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.

«Группировка». Дается ряд слов-признаков, относящихся к проблеме (они могут быть взяты в том числе и из ситуации) и ряд других, возможно противоположных первым. Задача участников - разделить все слова на две группы и каждой группе найти обобщающее понятие. Эти понятия выводят на проблему.

Можно использовать игровой прием «Шифровка». Слово, обозначающее проблему, введено в ряд бука. Нужно зачеркнуть лишние буквы и определить слово – проблему.

Метод «1х2х6». Ведущий после анализа педагогической ситуации предлагает всем участникам индивидуально в течение 30 сек определить ее проблему и записать на карточке. Потом участники разбиваются на пары. Им предлагается в течение 1 мин сравнить записи по определению проблемы каждого из участников и создать общий текст, дополнив и откорректировав его содержание. Затем пары объединяются в творческую группу из шести человек. Они сравнивают в течение 1,5 мин варианты записей, созданных в парах, дополняют, корректируют и представляют окончательный вариант.

Метод «Микрофон». После анализа педагогической ситуации задать вопрос о проблеме. Предложить участникам какой-нибудь предмет, который будет играть роль воображаемого микрофона. Давать слово только тому, кто получает «микрофон». Предложить ученикам говорить быстро и лаконично. Их ответы не комментировать и не оценивать. Потом сделать обобщение, подводящее к проблеме.

Метод «Ранжирование». После анализа ситуации предлагаются в триады (тройки участников) карточки с возможными проблемами педагогической ситуации (до 3-4). Эти проблемы нужно проранжировать - оценить и определить 1, 2, 3, 4 место - по степени значимости, исходя из конкретных условий данной ситуации. После 1,5 мин обсуждения триады представляют свои варианты.

Метод Мозговая атака» - «Пять слов – три слова». Участники объединяются в триады, и каждый пишет на отдельном листе 5 слов, которые сразу же возникли, когда речь зашла о проблеме. Затем, объединившись, они их обсуждают, отбрасывают повторяющиеся. На большом листе бумаги секретарь тиады записывает три слова, наиболее удачно характеризующие проблему. Листы вывешиваются на доске. Спикер триады объясняет их выбор. Если время мало, то достаточно записи слов.

Прием «Корзина идей». Задается прямой вопрос о том, что известно участникам по той или иной проблеме (например, о причинах проблемы). Сначала каждый записывает все, что знает на листке. Затем происходит обмен информацией в парах или тройках. Далее по кругу называют какое-то одно сведение, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко записываются ведущим в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. После этого ведущий комментирует записанное и обобщает, дополняет или корректирует данную информацию.

Приемы на соотнесение, выбор лишнего. Ведущий готовит карточки с перечислением причин проблемы, добавляя к ним те, которые не относятся к данной проблеме. Задача участников - найти лишние и соотнести оставшиеся с проблемой.

 

3. Формы и методы, для обсуждения сложных и дискуссионных проблем

Многие авторы, изучающие интерактивные способы работы, отмечают, что при обсуждении проблем возникают сложные вопросы, имеющие несколько подходов к их решению. Различают дискуссионные проблемы, они имеют ярко выраженные две противоположные позиции. Вот варианты методов для обсуждения сложных и дискуссионных проблем.

Метод «Углы». На листах бумаги представляются различные точки зрения по проблеме и они нумеруются. Ведущий объявляет, какая точка зрения в каком углу размещена. Предлагается участникам присоединиться к какому-нибудь углу. Участники каждого угла объединяются в пары и рассказывают друг другу причины выбора данной позиции. Вместе со своим партнером объединяются с другой парой из того же угла и пересказывают причины выбора их партнера. В каждом углу выбирается спикер, который рассказывает всей аудитории причины, названные в его углу.

Метод «Займи позицию (шкала мнений)». Перед использованием этого метода нужно подготовить четыре карточки с фразами «За», «Скорее за», «Скорее против», «Против» и разместить их в аудитории. Ведущий задает аудитории дискуссионный вопрос и дает время подумать над их позицией по этому вопросу. Далее все участники подходят к «шкале мнений» (карточки со словами) и занимают позицию - то есть встают у соответствующего их мнению варианта ответа. Каждому нужно уточнить свою позицию, объяснить ее, привести аргументы в пользу. В конце ведущий предлагает тем, кто желает, поменять свою позицию. Нужно спросить – почему это произошло? Важно грамотно подвести итоги этого обсуждения: выделить интересные аргументы, сильные доводы, проанализировать количественный состав относительно позиций.

Метод «ПОПС-формула». ПОПС: позиция - обоснование - пример –следствие. Этот метод учит вести дискуссию. Участники последовательно озвучивают свою позицию, дают ей обоснование, приводят пример и прогнозируют следствие. Чаще ПОПС-формулу сочетают с методом «Займи позицию».

Метод «Хорошо или плохо» применяется для рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Ведущий сообщает проблему для обсуждения. Участники рассматривают эту проблему с разных точек зрения, называя хорошие и плохие стороны, при этом заполняется таблица «хорошо – плохо» с аргументами.

Метод «Выбор». Необходимо подготовить три таблички со словами «да», «нет», «может быть» и разместить их в разных местах аудитории; небольшой мячик; вопросы (7-10) по проблеме. Ведущий задает вопрос, и участники выбирают место под одной из табличек. Потом ведущий кидает мяч некоторым из них, и они должны аргументировать свой выбор ответа.

Метод «Пустое кресло». На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Ведущий ставит ещё один стул и начинается дискуссия. Если кто-то хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту.

Метод «Дебаты». Посвящается однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Важно соблюдать время раундов, поочередно высказывать свои позиции, задавать вопросы, опровергать позицию оппонентов.

4. Формы и методы для поиска вариантов разрешения проблем

Метод «Мозговая атака» - карусель. Работа проводится в диадах. Каждая диада подучает лист с вопросом. Например, указать проблему или перечислить ее причины. За отведённое время, например, 1 мин, пишется ответ и передается лист следующей диаде. Они читают ответы и дополняют своими. Далее лист попадает в третью диаду. После дополнения, каждая пара вновь получает свой лист. Делается вывод, что было добавлено

Метод «Перекрестные группы или пары». Участники разбиваются на диады и ищут решение проблемы в течение определенного времени. Потом их состав меняется, например, все первые участники диады образуют одну минигруппу, все остальные – другую. Каждый из участников рассказывает группе о результатах работы в первом составе. В результате новый состав групп принимает решение и доносит его до остальных.

Метод «Мозговой штурм». Четко определить проблему, тему или вопрос для «мозгового штурма». Выбрать спикера группы, который будет вести обсуждение, и стимулировать появление новых идей. Выбрать секретаря, который записывает идеи. Донести правила «мозгового штурма»: никакой критики и оценки; чем больше идей, тем лучше! Потом проводится второй этап мозгового штурма - оценка и классификация выдвинутых идей, выбор решений.

Метод «Автобусная остановка». Автобусные остановки размещаются в разных углах аудитории, чтобы в процессе обсуждения диады не мешали друг другу.

Для работы понадобятся 6 человек, 3 диады. Каждая пара должна встать возле остановки. Предлагается тема для проработки. На каждой остановке расположен ватман. Задача каждой группы – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 2 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится с материалом и представляет его.

Метод «Педагогический салат» используется на обучающем семинаре с коллегами. На столе находится салатница. Коллеги, представляя идею по способам решения проблемы, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное решение.

Метод «Древо мудрости». Участникам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации проблемы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему).

Метод «Дерево предсказаний». Ствол дерева - проблема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определённые в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

- Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

- Верхние косточки - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

- Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, указанных на схеме.

- Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Метод «Проектирование вариантов ответа или решения сложной (дискуссионной) проблемы при различных условиях». Например, участникам предлагается представить, как бы они решил ту или иную проблему, если бы были психологом, социальным педагогом, родителями, младшими школьниками, первоклассниками. Можно поместить эту проблему в разное время и эпохи, в разные страны.

Метод «Разыгрывание ситуаций по ролям, проигрывание сценки». Учитывая, что интерактив ограничен во времени, а применение интерактивных методов - ролевых и деловых игр – обычно требует большей продолжительности, то данный метод может выполнить некоторые их функции. Сущность его заключается в том, что участники временно «принимают» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как они считают, соответствуют ей.

Метод «Острое блюдо». Помогает определить способы решения проблемы. Для этого ведущий готовит карточки с педагогическим ситуациями, их тематически объединяет рассматриваемая проблема. Они кладутся в «перечницу», и участники передают ее под музыку. Неожиданно она прерывается на ком-либо, его задача – взять карточку, прочитать вопрос или ситуацию и дать ответ.

Метод «Незавершенная фраза». На карточках даются вопросы или ситуации, в которых нет решения. Задача участников – завершить фразу.

 

5. Приемы рефлексивной деятельности, установления обратной связи

В педагогическом опыте приемы рефлексивной деятельности классифицируют по тем функциям, которые выполняет рефлексия. Выделяют приемы для рефлексии настроения и эмоционального состояния; деятельности и содержания изучаемого материала. Приведем примеры по каждой разновидности приемов.

Прием «Одним словом». Участникам необходимо выбрать 1 или 3 слова, которые наиболее точно передают их состояние на интерактиве из следующего ряда – раздражение, злость, радость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, тревога.

Прием «Светофор». Участники сигналят карточками: зелёной – побольше таких занятий, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё, интересно; красной – занятие не понравилось, скучно.

Прием «Незаконченное предложение». Участникам нужно выбрать одну из фраз и завершить ее.

- сегодня я узнал (а)…

- было интересно…

- было трудно…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я приобрел…

- я попробую…

- меня удивило…

Прием «Ладошка». Участникам предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Прием «Дерево цели». На листе ватмана изображено дерево. Каждый участник прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне они пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце интерактива каждый участник пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.

Прием «Корзина идей». Ученики записывают на листочках свое мнение об интерактиве, все листочки кладутся в корзину ( коробку, мешочек), затем выборочно ведущим зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Мнение на листочках высказываются анонимно.

Прием «Синквейн». Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Прием «рефлексивная мишень». На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры – аспекты рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, сектор 1 – оценка содержания; сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия; сектор 3 – оценка деятельности педагога; сектор 4 – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером 4 раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, отметка ставится им в «молоко» - или в поле 0 на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10». После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил 4 отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение и педагог организует комментарий учащимся полученного результата.

Метод «Зарядка». Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам (содержание, методы, деятельность творческих групп, своя деятельность, деятельность педагога, игры и др.), этого взаимодействия, а также выразить своё отношение к этим компонентам.

Движения могут быть следующие:

- присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

Ведущий знакомит участников со всеми движениями, объясняя их значение. Каждый участник, после того, как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое – либо движение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: