Б) Каждый человек потенциально божественнен.




Заенчковский Д. А. (Динеш).

(По материалам сайта «Шайвизм»)


Шри Басавершавара был великим Мистиком, хранителем любви к Господу Шиве и социальным реформатором. Он также был провидцем, рационалистом и социалистом. Он поддерживал угнетенных, отстаивал равные права женщин в религиозных и социальные сферах жизни, внедрил новый литературный стиль на каннада, известный как "Вачанас", который служил мощным средством донесения его революционных идей до обычных людей.

Басава возвысил труд простых людей проповедью и практикой принципов Каяка (работа) и Дасоха (предложение), применял спириатуализм для решения политических и государственных проблем, боролся за уничтожение неприкосаемости и подозрительности в обществе, старался основать безкастовое и бесклассовое общество, основанное на духовных ценностях. Он развивал Вирашайвизм (Лингаятизм), религиозный орден, полностью основанный на гуманизме, научном спиритуализме и практических ценностях. В действительности, тотальная революция, проведенная им, его многогранная личность несравненны в целой истории нашего мира.

Шри Басавершавара родился в 1131 году в Багевади, расположенном в округе Биджапур, сейчас штат Карнатака, в ортодоксальной Шиваитской Брахманистской семье отца звали Мадараса и мать Мадаламбике. Он отказался подвергнуться церемонии возложения священного шнура в возрасте 8 лет на том основании, что это было символом дискриминации человека человеком, женщины по отношению к мужчине. Он уехал в Кудала Сангаму и там получил образование от Шри Джатаведашуни, великого мудреца того времени. Позже он отправился в Кальян, женился на Гандгатвике, дочери Баладевы, премьер-министра Биджалы, правителя Каначури династии. Который был его дядей по материнской линии. Басава становится премьер-министром при дворе Биджалы в возрасте 24 лет после смерти Шри Баладевы. В короткий период времени в 12 лет он провел тотальную революцию, упомянутую ранее и достиг самадхи в 1167 в возрасте 36 лет.

Реформы, проведенные им могут быть классифицированны как религиозные, социальные, экономические и литературные.

Его проповеди, которых мы будем касаться далее, можно в кратце объяснить как следующие:

 

Религиозные реформы


а) Природа Бога.

В 12 столетии доминировала практика поклонения многим незначительным богам и богиням. Басава и другие Шивашараны (преданные Шивы) порицали это и поддерживали монотеизм. Басава говорит: "Бог есть только один, у него много имен, верная жена знает лишь только одного Господина. Должна ли она простираться пред другим мужчиной? Должен ли я, о Господь Кудаласангама, считать полноценной пищей жалкие крошки? ". Не говори, раздувшись от гордости, что богов двое или даже трое: отметь себе, что он лишь один. То, что их двое - ложь. Веда говорит, есть лишь Единый. Так что, существует только один Бог. Он вездесущий, Он абсолютный Парабрахман, абсолютная Реальность и Пара Шива (запредельный, всеблагой). Его другое имя Шунья (Пустота) или Сарва-шунья - абсолютная пустота или Баялу (обозначение этого термина в языке каннада). Одно, из которого всё развивается и во что всё снова сливается есть Шунья. Это бесконечность. Это Линга. Шунья таится в бесчисленных миллионах вселенных, но самодостаточна и независима от существования чего либо. Это Сат-Чит-Ананда - истина, сознание, блаженство. Это воплощение бесконечной энергии. Оно пребывает вне научных понятий пространства и времени. Линга - безграничное пространство. Это так же и то, что существует вне его, как это объяснено Шри Басавешварой.

Твоя широта есть широта этого Мира. Широта небесного свода. И Ты всё же шире. Твои стопы ступают глубже подземного мира и переходят его его пределы. Твоя корона выше, сияющего солнца творения новых вселенных. Твой Линга точно неощутимый. Вне понимания и вне сравнения. И ты же сокращаешься до размеров крупинки, когда появлявляешься на моей ладони (во время пуджи). О, Господь Сливающихся рек.

 

б) Каждый человек потенциально божественнен.

Вселенная и всё сущее в ней проявлены из Линги или Парашивы, человек появляется в завершении процесса творения. Божественное сознание присутствует в Шунье-Парашиве или Линге и проявляет себя в процессе создания, оставаясь внедренным во все объекты Вселенной. Особенно это выражено в человеческих существах. Один великий мудрец сказал: "Бог спит в камне, ходит в животном и говорит в человеке". Итак, человек происходит от Бога и ограничен Анава-малой, Маийя-малой и Кармика-малой. Анава-мала уменьшает бесконечное до минимума. Маийя-мала - причина иллюзии и уменьшает безграничное сознание до ограниченного состояния. Кармика-мала до минимума уменьшает безграничные способности. Если эти три узы сломаны духовной практикой, то тогда человек приобретает безграничное сознание и окончательно он становится одним с Пара-Брахманом. Шри Басавешвара, Аллама-Прабху, Ченна-Басава, Акка-Махадева, Сиддхарама и плеяда других Шаран достигли этого состояния.

Божественная искра, скрытая в ученике, извлекается компетентным Гуру посредством хаста-мастака-самйоги (возложением ладони Гуру на голову ученика) и воплощается в материальную форму Ишталинги, которая во время инициации дается ученику для поклонения. Ишталинга рассматривается как символ Парашивы и поклонение ему есть поклонение божественному, скрытому в человеке. Ишталинга изготовлен из магнитных камней и по форме он напоминает Линги, установленные в храмах. Ишталинга покрыт черным блестящим материалом, под названием "Кантхи". Присутствия священника-брахмана не требуется для поклонения Ишталинге. Однако, ученик руководим Гуру (Учителем) и Джангамой (подвижником воплощающим идеал дхармы). Как Гуру, так и Джангамы это люди, достигшие духовного совершенства. Следовательно Гуру, Линга и Джангамы рассматриваются как 3 аспекта воплощенной божественной силы.

Постольку Парабрахма Чайтанья, искра божественного осознавания, заключена во внутреннем "я" человека и реализуется в вирашиваизме как поклонение Ишталинге, поэтому нет надобности ходить поклоняться в храм.

Только Ишталинга, полученный от Гуру должен почитаться, а не Линга, установленный в храме или какое-либо другое божество. Само физическое тело является храмом и Бог пребывает внутри него.

"Те, кто имеют деньги строят храмы для Шивы, что могу я построить?" Господь, я бедный человек: Моё тело - святыня (место поклонения) Мои ноги - колонны Моя голова - золоченная вершина. Слышишь меня, Господь Сливающихся рек. Есть разрушение для того, что стоит, но не для того, что движется.

 

Басава проповедовал путь "Шатстхалы" как духовной практики. Здесь духовный процесс в 6 шагах (ступенях), известный как Бхакта Стхала, Махешвара Стхала, Прасади Стхала, Праналинги Стхала, Шарана Стхала и Аикья Стхала. Характеристики каждой из Стхал кратко представлены в следующей Вачане Шивашраны Ганадаси Виранны:

Действие для Бхакти Стойкость для Махешвары Посвящение для Прасады Йога для Праналинги Наивысшее чудо для Шараны Невовлеченность для Аикья. Как приобретается Аикья позиция Шатстхала процессом. Тот, кто достигает - это герой.

 

Действие в Бхакта Стхале - это хорошие поступки, полные веры и преданности Богу, представленному Гуру, Лингой и Джангама. Гуру посвящяет ученика ради духовного прогресса. Линга - объект поклонения, символ Парашивы. Джангама - подвижник, кто руководит Садхакой в духовной практике. Бхакте (преданному) следует избегать пороков и придерживаться умеренного образа жизни, способствующего концентрации ума на Боге.

Непоколебимость в Махешвара Стхале значит устойчивость и решимость во всех действиях, упомянутых выше.

В Прасади Стхале он должен полностью предать себя Богу и принимать все хорошее и плохое что приходит к нему, как Божественную милость или прасад. В этих трех стадиях чувство дуализма преобладает, то есть Преданный считает себя отдельным от Бога.

В Праналинга Стхале практикой йоги садхака осознает божественный внутрений свет и внутренюю энергию, спрятанную в нем (в процессе интенсивной Шива-йоги). Эта Стхала охарактеризована чувством монизма. Он начинает чувствовать, что сам является Парашивой.

В Шарана Стхале он осознает безграничные качества Парашивы. Он чувствует, что он не отделим от Шивы и Шакти также, как они не отделимы друг от друга. Итак, шарана и Шива. Эта Стхала характеризована шараной как Сати-Линга-Патхи-Бхава. Он наслаждается полным божественным блаженством. Все его действия становятся Божественными действиями и все его речи становятся Божьими высказываниями.

В Аикья Стхале индивидуальная душа сливается с Вселенской Душой. Этот процесс известен как Линга-Самарасья. Линга значит Бог. Анга значит душа. Линга-самарасья значит объединение души с Богом. И тогда человек прекращает вовлекать себя в мирские действия. Он достигает состояния пустоты безграничного сознания.

Под практикой йоги здесь подразумевается Шивайога. Эта йога заключается в созерцании Ишта-линги и вызывает непрерывную концентрацию ума на Шиве. Духовное путешествие поддерживается Аштаварной, восемью защитами, покровами, в соприкосновении с которыми ум садхаки постоянно пребывает, а именно: Гуру, Линга, Джангама, Падодака, Прасада, Вибхути, Рудракша и Махамантра. Гуру, Линга и Джангама являются объектами поклонения. Вибхути (священный пепел), Рудракша (священные четки) и Мантра (Ом Намах Шивая) помогают поклонению; падодака (священная вода) и прасад - плоды поклонения.

Преданный должен строго соблюдать предписания панчачары - 5 видов социального поведения, а именно Лингачары, Шивачары, Садачары, Бритьячары и Ганачары. Поклонение Ишталинге есть только Лингачара. Недискриминация преданных Шивы, носящих Лингу на их телах по кастовому, классовому, профессиональному или половому признаку, так как все они принадлежат одной семье Бхакт Шивы, является Шивачарой. Каяка - труд как поклонение Богу и посвящение ему повседневных дел есть Садачара. Осознание себя наименьшим среди меньших есть Бритьячара - служение преданным Шивы. Защита своего общества и религии есть Ганачара.

На пути Шатсхалы особое значение уделяется очищению ума аскетической жизнью. Внутреннее и внешнее очищение являются королевской дорогой к реализации Бога. Мало значимые ритуалы не помогут достичь духовного совершенства.

Басава предписывает 7 норм поведения, чтобы достичь этого.

Ты не крадешь, не убиваешь Не говоришь лжи, не гневаешься ни на кого, Не презираешь никого, не прославляешь себя. Не обвиняешь других. И это есть твоя внутренняя чистота, это и твоя внешняя чистота. Это является способом завоевать твоего Господа Сливающихся рек.

 

Шри Басавешвара говорит, что сострадание является корнем религии. Без сострадания это не может иметь успеха. Следовательно все действия должны быть основаны на сострадании. Он говорит:

Что за религия может быть без сострадания? Сострадание должно быть проявлено ко всем живым существам. Сострадание есть корень всех религиозных верований: Господь Сливающихся рек не заботится о том, что не соответствует этому принципу.

 

Шри Басавешвара сам был проявлением сострадания. Его сердце таяло за бедных, униженных и всех живых существ. Он руководствовался этими принципами во всех своих поступках в течении всей своей жизни.

 

Социальные реформы.


а) Духовный переворот осуществленный Басавой в 12 веке открывший большому количеству людей путь к Богу.

Все социальные реформы Шри Басавешвары основаны на ценностях этой духовной революции. Опираясь на главные цели духовного пути древних, Басава говорит о всех человеческих существах как проявлениях одного и только одного Бога. Нет ни низшего, ни высшего рождения. Парии не отдельная каста. Даже, если человек, рожденный в так называемой высокой касте позволяет себе вредить другим, он - пария. А так называемый низкокастовый человек, живущий в деревне достигший при этом духовного совершенства, не должен ли он считаться высокорожденным? Все те независимо от касты и вероучения, кто работает на благо всех живых существ принадлежит к классу высокорожденных.

Он говорит:

Человек, кто убивает - пария Человек, кто ест мертвечину - низкокастовый Где каста здесь или там? Наш Кудала Санги Шарана Тот, кто любит всех живых существ Лишь он - хорошего рождения.

 

Руководствуясь вышеизложенными принципами Басавешвара стремился пробудить эти качества во всех окружающих его людях с помощью обращения к скрытому в них божественному началу, которое и было для него единственным критерием оценки человека кем бы он ни был по рождению. Брахманское понятие неприкасаемости для него не существовало. Правила кастового угнетения существуют в Индии даже сейчас, в те времена это явление было повсеместным. Реформированная им религия позволила большинству из т.н. неприкасаемых жить духовной жизнью; так Ишталинга - символ Парашивы, позволил многим совершать служение божеству без посредничества брахманов и посещения храмов, как его учение о принципах духовной жизни дало возможность духовного роста многих. Всем тем, кто одел Ишталингам на свои тела был дан равный статус в обществе, так как все неравенства прекращали существовать после инициации.

Господь, Услышь мою молитву: Брамин в одном конце, в другом конце низкорожденный человек, но все эти преданные Шивы - одно. Священник в одном конце, подметальщик в другом. Все земные люди, также я полагаю - одно. Это мое глубокое убеждение. Возможно я не прав? В этом случае пусть Господь Сливающихся рек отрубит мне нос до обнажения зубов.

 

Далее Басава говорит, что разделение на касты не может происходить на основе профессиональной принадлежности. Каста зависит от мотиваций человека, а не от ремесла, которым он зарабатывает себе на хлеб.

Не может быть убежища в физическом теле из плоти и крови Рождение всегда бывает связано с такими эмоциями как Жажда жизни, похоть, гнев и чрезмерная радость. А так же и прочие страсти связывают душу человека с его телом Может ли быть какой-либо ещё причина для появления человека. И причем здесь каста? Эмбрион нуждается в семи элементах. Он также рождается из чрева Имеет такой же союз Я (эго) и души. Какая тогда польза от касты? Если ты говоришь неправду, раздражаешься, подвержен гневу - ты человек низкой касты, даже если подобно брахманам читаешь книги. Был ли кто-либо в этом мире, кто достиг освобождения лишь с помощью только лишь слушания мудрых речей и священных писаний? Значит, О Господь Сливающихся рек, хорошо рожденный человек воплощает божественность своей природы.

 

Так касты не определяются рождением или профессией, духовное совершенство определяет низкого или высокого человек рождения.

Множество шудр и неприкасаемых стали его последователями и достигли подлинного духовного величия. Басавешвара дал им социальный статус соответствующий их духовным достижениям. Харалайя, Урилинга Педди, Мадивала Мачьяя и Амбидача Човдаяя- это лишь некоторые из почитаемых в Карнатаке имен. Совместные обеды и браки между людьми разных каст, которые вошли в это новое сообщество, весьма поощрялись. Он ходил, чтобы благославить брак между сыном Харалайи, неприкасаемым по рождению и сапожником по профессии, и дочерью Мадхувасары, Брамина по рождению и министра двора царя Биджалы невзирая на противовостояние традиционалистов. Особо здесь надо отметить Урилингу Педди. Он был неприкасаемым по рождению и вором в юности. После получения инициации от своего Гуру Урилинга Дева, он достиг такой святости, что унаследовал пост главы Матха (духовной общины) за своим Урилинга Дева Гуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: