Вопрос 3. Осмысление компьютеризации обучения иностранному языку в свете общих принципов коммуникативной ориентации.




Разработкой коммуникативного направления занимались многие научные коллективы и методисты (Е.И.Пассов, А.А.Леонтьев, В.Г.Костомаров, О.Д.Митрофанова и др.), представители метода активизации резервных возможностей личности (Г.А.Китайгородская, В.А.Вотинов, Т.И.Лалова), методисты и психологи (И.Л.Бим, И.А.Зимняя, Г.В.Рогова и др.).

Сущность коммуникативного метода сводится к тому, что обучение любому языку, в частности, обучение говорению, невозможно без общения или коммуникации, где формой общения является диалог двух или более собеседников – коммуникантов.

Е.И.Пассов выделяет четыре основных признака данного метода:

1) дифференцированность метода, проявляющаяся в том, что каждый метод служит средством достижения определенной цели;

2) независимость метода от условий обучения, метод определяет стратегию обучения, а не его тактику, и поэтому выбор его не может зависеть от языка, ступени обучения, аудитории и т.п;

3) способность метода охватывать все стороны обучения данному виду речевой деятельности, что достигается за счет совокупности принципов (принцип речевой деятельности, принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта, принцип функциональности, принцип ситуативности и принцип новизны), входящих в метод, за счет полноты их номенклатуры, а также за счет объема содержания каждого из них;

4) наличие в методе основного стержня – идеи, цементирующей все входящие в метод принципы.

Ниже рассмотрим основные принципы коммуникативного подхода в контексте компьютерного обучения языку. В данном случае берем за основу такое компьютерное обучение, которое предполагает, прежде всего, взаимодействие обучаемого с обучающей программой, составленной в инструментальной мультимедийной системе, обеспечивающей интерактивный видеоаудиоконтакт, который обеспечивает воспитательное воздействие на основе личностно-ориентированного обучения.

Итак, первое правило, вытекающее из принципа речевой направленности, гласит: при обучении говорению абсолютным средством формирования и развития говорения следует считать постоянную речевую практику учащихся (Е.И.Пассов, 1985). В условиях работы с компьютером такая практика обеспечивается введением всевозможных тренировочных или условно-речевых упражнений, минидиалогов и минимонологов и т.п., оформленных на экране монитора, при этом количество повторов не ограничивается. Вторым условием является то, что упражнения должны быть в той или иной степени «оречевленными». Это достигается тем, что ситуацию в описании сценариев ОП можно алгоритмизировать, а их действие оформляется с помощью связанного диалога; при выполнении таких упражнений-диалогов поддерживается постоянная активность обучаемого, так как обучаемый выполняет одну из ролей в данной ситуации. Например, в ОП «EVERYDAY SITUATIONS-2» алгоритмизируется ситуация оформления клиентов в гостиницу.

В условиях компьютерного обучения выдерживается и принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта. Индивидуализация обучения гарантируется тем, что ОП создаются с учетом контекста деятельности ученика, его жизненного опыта, сферы его интересов, желаний, эмоционально-чувственной сферы и возраста для создания коммуникативной мотивации, вызванной непосредственно личностной индивидуализацией.

В аспектах, которыми «заведует» принцип функциональности коммуникативного подхода, основным идет моделирование речевого материала. Многие согласятся в том, что обучаемый не в состоянии изучить язык полностью в определенное время, он обучается этому в течение жизни, так как система речевых средств неисчерпаема, изменяема в своем развитии и, в то же время, в процессе обучения нельзя изменить в принципе структуру речевых средств и нарушить ее основные функциональные возможности. Поэтому единственно важным выходом, по мнению Е.И.Пассова, является создание модели системы речевых средств, которая была бы упрощенной, минимизированной настолько, чтобы, обучаемый мог ею овладеть в рамках определенного курса. Этот аспект функциональности коммуникативного подхода явился основополагающей идеей выдвижения теории моделей общения исследователей компьютерного обучения (Б.Ю.Городецкий, 1989).

«Ситуативность» как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. Понятие «ситуация» в коммуникативном методе выражается в следующих определениях:

ситуация как основа обучения,

ситуация как основа отбора и организация речевого материала,

ситуация как способ презентации материала,

ситуация как условие формирования навыков,

ситуация как развитие умения.

Данный принцип полностью воплощается в алгоритмизации сценария компьютерной учебной программы (КУП), где стрежневым средством введение и презентации учебного материала является диалог, не только между героями ситуаций, но и с компьютером-наставником, с компьютером-помощником, с компьютером-справочником и т.д. А ситуация в какой-то мере является темой уроков, так, например, в компьютерном самоучителе «Саха-тыла», обучающему якутскому разговорному языку, введены такие темы как – «Хас чаас буолла?», «Б?г?н хайдах к?н?й?» и т.д. Описание сценария и алгоритм действия подробно описан во втором разделе «Средства информационных технологий».

Главной предпосылкой пятого принципа – «принципа новизны» - по мнению исследователей Е.И.Пассова, П.Я.Гальперина, Л.С.Рубинштейна является новизна ситуаций, их вариативность.

Вариативность необусловленных речевых ситуаций создает условие для развития многих качеств и механизмов умения. Прежде всего, развивается способность перефразировать, которая входит в качество продуктивности, туда же относится способность комбинировать, что способствует росту информативности высказывания, к более быстрой автоматизации высказывания. В условиях обучающей программы (например, в пакете ОП по английскому языку, разработанной Московским институтом информационных технологий, количество выбора данных – лексические единицы, достигает до десяти, см. приложение) развитие перефразирования и способности комбинировать речевые единицы может интенсифицироваться путем введения разнообразия выбора данных для построения правильной фразы и перефразирования, одновременного выполнения несколько учебных действий и оперативности выявления их результатов на экране монитора.

Самым ключевым моментом этого принципа исследователи признают – новизну как основу интереса, так как важность интереса заключается в том, что он «является и предпосылкой обучения и его результатом» (С.Л.Рубинштейн). Интерес, с одной стороны, есть средство и залог эффективности обучения; с другой стороны, эффективное обучение «подстегивает» интерес и он становится устойчивым. Такой эффект, безусловно, можно получить при компьютерном обучении, ибо оно само по себе «ново» в корне, в его технологии, если эта новая технология применяется с методически грамотной «начинкой», то однажды появившийся интерес к обучению может долго не угасать. При этом наряду с собственно учебными задачами ученик решает и воспитательные и психологические проблемы, возникающие в ходе работы с обучающей программой, так как он сам является одним из ее героев (смотрите ОП «DETECTIVE STORY»).

Последователи компьютерного обучения едины во мнении о том, что применение компьютера может многократно ускорить процесс усвоения, и обогатить его коммуникативный характер, в умелых руках он неплохо справляется с ролью средства развивающего обучения. Для этого используются методы и алгоритмы теории адаптивного, то есть программированного управления. Согласно этой теории учебные действия обучаемого алгоритмируются в виде «моделей памяти ученика» (Е.И.Дмитриева, 1998).

Литература:

1. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранному языку через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет//Иностр. языки в школе. -1998. -№1. -С6-11.

2. Кулиш Л.Ю. Психолингвистические аспекты восприятия устной иноязычной речи. - Киев, 1982.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1985.

4. Рубинштейн С.Л. Роль психических явлений в детерминации поведения: В кн.Бытие и сознание.- М.: Изд. АН СССР.

Задание:

1. Дополнительно прочитайте статью Е.Д. Нелуновой «Осмысление компьютеризации обучения иностранным языкам в свете коммуникативной направленности» в развивающем модуле.

2. Ответьте на следующие вопросы.

1. Расскажите на примере применения компьютерных программ «принцип речевой деятельности».

2. Расскажите на примере применения компьютерных программ или сетевой технологии «принцип индивидуализации».

3. Расскажите на примере применения компьютерных программ «принцип моделирования речевого материала».

4. Расскажите на примере применения компьютерных программ «принцип функциональности»

5. Расскажите на примере применения компьютерных программ «принцип ситуативности».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: