Стратегия и тактика решения ЕГЭ по Обществознанию 2020.




 

Для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по «Обществознанию», необходимо не только грамотно настроиться в психологическом плане, но и максимально корректно рассчитать время, выделяемое организаторами на выполнение и сдачу правильно оформленной работы. По большому счёту, грамотное освоение официально выделяемых на экзамен 3 часов 55 минут (а сдать выполненную работу, разумеется, необходимо РАНЬШЕ этого лимита) и обеспечит решение проблемы излишнего стресса, из-за которого очень часто многими учениками допускаются ляпы и погрешности.

Ваша стратегия должна учитывать специфику каждого блока заданий в открытой и закрытой частях экзамена, а также быть адекватной особенностям понимания и решения каждого конкретного задания в частности. Сдать современный ЕГЭ «от балды», «хотя бы на троечку», как в те времена, когда данный формат только-только вводился с систему официальной аттестации, уже не получится. Новый век предъявляет новые требования, и одно из них настаивает на формировании и реализации эффективного тайм-менеджмента.

Всего испытуемым для рассмотрения предлагается 29 заданий, однако, высчитать определённую 100%-ую закономерность в распределении времени не представляется возможным, как минимум, по нескольким причинам:

во-первых, степень сложности не совпадает не только в разных заданиях, но и в разных вариантах (в чём легко можно убедиться, решая не только официальные демо-версии, но и тренировочные сборники тестов разных авторов, в том числе с усиленной маркировкой «Рекомендовано Министерством Просвещения РФ»);

во-вторых, уровень компетентности учеников в значительной степени разнится в зависимости от их комплексной подготовки, на которую влияют не только обязательные часы по «Обществознанию» в школе и содержание современных стандартизированных учебников (которое попросту невозможно воспринимать без обязательных критических замечаний), но и количество/качество самостоятельно решённых тестов, широта социальной эрудиции (на которую влияет, помимо прочих факторов, и интерес к содержанию современных СМИ), глубина и степень осмысленности жизненного опыта (который, действительно, требуется в открытой части экзамена), а также дополнительная усиленная подготовка с участием опытного репетитора.

Один из важнейших гарантов достижения успеха – это правильная постановка цели. Даже в условиях дефицита времени и прочих ресурсов необходимо ставить перед собой СВЕРХзадачу – сдать экзамен не абы как, «спустя рукава», а на МАКСИМАЛЬНО высокие баллы. Иначе говоря, следует понимать, что любые лишние сомнения и неуверенность в себе крадут часть высокого результата. Психика обычного человека устроена таким образом, что в большинстве случаев, под влиянием различных предсказуемых и непредвиденных факторов достигается, как правило, 50% от поставленной перед самим собой планки. Соответственно, нет никакого смысла в том, чтобы нацеливать себя на минимальную «четвёрку» в то время, когда есть возможность получить твёрдую оценку «Отлично».

Однако, для этого следует приложить определённые усилия, чтобы выйти из привычного состояния с низким КПД, перешагнуть ступень обыденности в сторону некоторых «сверх-усилий».

Обратимся к детализированной конкретике.

Задание №1. В каждом варианте необходимо записать слово/понятие, которое пропущено в приведённой таблице.

Первое, что бросается в глаза, когда вы начинаете усиленно заниматься, – это определённая диалектика, связанность двух понятий: того, которое уже приведено авторами-составителями, и того, которое необходимо вписать в другую строчку самостоятельно. Если вы относительно долго и планомерно готовились к экзамену, то практически все понятия расщёлкаете как орешки; на это, как правило, требуется не больше 20-30 секунд. Однако, если в голове у вас «каша», а с опытными педагогами вы общались крайне редко, то, уже начиная с этого задания, у вас начинаются определённые терминологические проблемы. Без более-менее выверенного концептуального аппарата вы всегда рискуете неправильно понять слова авторов и также неправильно выразить свои собственные версии. Специфика заключается ещё и в том, что даже если вы обложите современными словарями (по обществознанию и по конкретным дисциплинам, которые влияют на его развитие: политологии, экономике, социологии, философии и т.д.) весь свой рабочий стол, то толку от этого всё равно будет мало. В этом вопросе принципиально важно ещё и грамотное наставничество конкретного педагога, с помощью которого вы научитесь «отделять зёрна от плевел» и перестанете спорить об одном и том же «винограде» из старой притчи. В случае же положительного исхода по формированию высокого уровня своей компетентности, заранее мысленно резервируйте на 1-ое задание 1 минуту, не больше. Соответственно, заполнение бланка ответов займёт буквально несколько секунд независимо от того, сразу вы его заполняете или по факту решения всего теста изначально на черновике.

Во 2-ом задании необходимо найти именно то понятие, которое обобщает (теоретически включает в себя) все остальные представленные понятия, и, соответственно, прописать выбранное из перечня слово.

В данном случае вам уже нужно не просто помнить определения научных понятий, но и уметь соотносить их между собою, отчётливо видеть частное и общее, владеть определённым структурным или конструктивистским подходом. Тем не менее, оптимальное время для выполнения всё то же: 1 минута.

Суть 3-го задания сводится к тому, что из приведённого перечня характеристик необходимо выбрать те, которые нарушают смысл понятийного ряда, являются лишними по отношению к заданному объекту (им могут быть признаки государства ЛЮБОГО типа, формы политического сознания, признаки рыночной экономической системы, признаки определённого типа семьи и т.д.). Поставленная задача чуть сложнее, чем в предыдущем задании, но и на её решение требуется не более 1,5-2 минут.

В 4-ом задании необходимо выбрать из предложенного перечня только те суждения (о человеке, либо о социализации человека, либо об истине и т.д.), которые верны и проигнорировать неверные формулировки. В определённом смысле здесь важна ваша не только содержательная (по сути формулировок), но и «техническая» внимательность: если в одном задании вы выбираете и вписываете в бланк ответов НЕверные ответы, то в другом – наоборот!! Иначе говоря, следует постоянно сторожить самих себя и не допускать того, чтобы «замылился глаз». В 4-ом задании представлено 5 относительно развёрнутых формулировок, примерно по 30 секунд на каждую (вникание в её суть и принятие решения о степени её адекватности) и целесообразно тратить. Помимо этого, пара минут может уйти на то, чтобы окончательно снять те сомнения, которые временами возникают из-за двусмысленности, нечёткости предложений авторов-составителей.

К примеру, в демоверсии «ЕГЭ 2020» обозначенное следующее предложение: «Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена». Невнимательный человек, скорее всего, ничего особенного в этой фразе не увидит (поскольку относительная логическая последовательность, вроде бы, соблюдена: ведь не старость сменяется детством, а, скорее, наоборот, – значит, всё правильно!), и авторы-составители, действительно, считают этот ответ верным (это можно сверить по последним страницам демо-версии). Однако, на самом деле, если присмотреться, мы имеем дело с грубым ляпом: во-первых, формулировка жёсткая, не вариативная (нет никаких смягчений в духе «может быть» или в виде многоточия); во-вторых, фактографически детство сменяется отрочеством, затем юностью, вырастает в молодость и только после всех этих стадий (которые можно вспомнить и благодаря названию классической трилогии Л.Н. Толстого, которая должна изучаться по школьной программе) человек имеет дело с собственной ЗРЕЛОСТЬЮ.

Соответственно, с учётом того, что, помимо необходимости шлифовать до максимальной точности свои версии, придётся заочно бороться и с неточностями авторов конкретного теста, на 4-ое задание мы мысленно резервируем порядка 5 минут. В самом крайнем случае может помочь метод подбора количества ответов: если, согласно типовым условиям теста, необходимо выбрать именно 3 (!) правильных ответа, ни одним больше и ни одним меньше, то придётся, пусть и «скрипя зубами», выбрать наименее неадекватный ответ, помимо тех двух, в которых вы точно не сомневаетесь.

В 5-ом задании требуется установить соответствие между позициями (свойствами, характеристиками тех или иных культурных и прочих социализированных объектов), данными в первом столбце, и соответствующими позициями с названиями самих объектов из второго столбца.

В данном контексте необходимы будут как все те компетенции, которые вы уже проявили в первых четырёх заданиях (знание понятийной базы, умение на каждый относительно сложный социальный объект смотреть структурно и т.д.), так и более глубокая тематическая проработка, включённая в общеобразовательную программу. Вам необходимо хотя бы поверхностно знать такие классификации, как уровни и методы научного познания, отличительные признаки различных типов/видов культуры, типы глобальных проблем; разбираться в специфике факторов социализации и т.д.

К двум объектам второго столбца необходимо подобрать (раскидать «по полочкам») пять характеристик первого; соответственно, для того, чтобы вспомнить смысл каждого свойства (функции, признака и т.д.), требуется порядка 20-30 секунд на отдельный параметр. Ещё парочку минут сверху резервируем под устранение своих сомнений, шлифовку соответствия до максимальной точности, обязательно пользуемся методом выделения ПРИОРИТЕТНОСТИ свойства для каждого типа, вида и т.д. в сравниваемых объектах. К примеру, если необходимо сопоставить характеристики индустриального и постиндустриального типов общества, то такой признак, как «бурное развитие промышленности» будет скорее характерен для индустриальной эпохи, в то время, как «выход на первый план сферы услуг» для постиндустриальной, современной. Однако, при этом следует обращать внимание на определённые НЮАНСЫ. Если, допустим, в первом столбце заявлен признак «появление книгопечатания», то он будет характеризовать традиционный тип общества (поскольку прецеденты данного культурного процесса были известны, как минимум, в древнем Китае); а вот если указано «распространение МАССОВОГО книгопечатания», то, разумеется, мы отнесём его к индустриальному типу общества (вспоминая огромный вклад в этот процесс таких инициаторов, как Франциск Скорина, Иван Фёдоров и т.д.).

Таким образом, общие временны′е затраты на выполнение 5-го задания должны простираться на первом круге решения не более, чем до 5 минут длительностью.

Суть 6-го задания состоит в том, чтобы, вникнув в определённую ситуацию из социализированной жизни, правильно определить признаки, соответствующие тому или иному типовому объекту, явлению или процессу из конкретной сферы жизни общества.

В одних вариантах необходимо выбрать из представленного перечня признаки массовой культуры, в других – черты процесса глобализации, в третьих – «теоретические положения, отражающие противоречивость общественного прогресса» и т.д. Для того, чтобы успешно справиться с заданием экзаменуемым поможет не только знание концептуального аппарата, но и компетентность в проработке конкретных учебных тем, связанных с функционированием всех четырёх сфер жизни общества и соответствующих им социальных институтов. Поверхностной осведомлённости в данном случае для 100%-но верного ответа (необходимо выбрать ровно три адекватные позиции) будет недостаточно, необходима именно специализированная пошаговая подготовка, базирующаяся как на изучении рекомендуемых учебно-методических и научно-популярных материалов, так и на умении отслеживать определённые сдвиги в развитии энциклопедически выделяемых учёными объектов, феноменов и процессов; для чего обязательным является уже упомянутый интерес к содержанию современных официальных СМИ.

Даже если каждый из перечисленных в приведённом списке шести признаков усиленно анализировать ровно по 30 секунд (этого ВПОЛНЕ достаточно, если вы заранее знакомы с темой, а не видите её первый раз в жизни) и ещё зарезервировать пару минут на дополнительную сверку, окончательное уничтожение лишних сомнений, то 6-ое задание вы сможете выполнить за 5-6 минут, и даже быстрее.

В 7-ом задании необходимо выбрать верные суждения об отличительных чертах того или иного объекта, явления или процесса ЭКОНОМИЧЕСКОЙ жизни (от уровня целой сферы до масштаба конкретной социальной группы и т.д.), но уже не в рамках определённой ситуации, а в более типизированном, обобщённом контексте.

Если вы имеете высокий уровень компетентности в знании концептуального обществоведческого аппарата, то в большинстве случаев одного этого уже будет достаточно для верного решения задания. К примеру, твёрдо зная, что такое рыночная экономическая система, инфляция, экономический рост или конкуренция, вы без особого труда сможете узнать, вспомнить и присущие им НЕОБХОДИМЫЕ признаки. Что касается какой-то особенной детализации или специализации, то она в данном задании встречается крайне редко.

Таким образом, для внимательного прочтения пяти суждений и выбора из данного перечня трёх заведомо верных вам понадобится не больше 3 минут.

8-ое задание нацелено на установление ЭКОНОМИЧЕСКОГО соответствия между различными объектами, явлениями и процессами. Лишние суждения здесь отсутствуют, но необходимо быть максимально точными для того, чтобы правильно соотнести типы/виды, с одной стороны, с их характеристиками/признаками – с другой. К примеру, бывает необходимо разбить на два лагеря характеристики двух основных типов экономических систем, двух путей экономического роста, двух видов издержек и т.д. При заполнении бланка ответов также важна ваша повышенная внимательность, чтобы порядковые номера типов/видов были на 100% адекватны конкретным характеристикам/признакам, указанным заглавными буквами.

На серьёзное обдумывание каждой из пяти характеристик необходимо не больше 30-50 секунд; соответственно, для того, чтобы мысленно раскидать все характеристики на два лагеря, потребуется порядка 2-5 минут.

9-ое задание содержит описание определённой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ситуации, в процессе решения которой необходимо либо установить феномены/процессы, сопровождающие развитие того или иного объекта, либо принципиальные факторы, влияющие на какой-либо объект, и т.д. Даже при округлении обдумывания каждой из шести характеристик до 40 секунд, для верного решения вам должно хватит 2 минут. В одних вариантах задание сформулировано предельно прозрачно (к примеру, из перечня необходимо выбрать источники финансирования бизнеса), в других – необходимо самостоятельно догадаться, о чём именно идёт речь в описании ситуации; но и в том, и в другом случаях если вы знакомы с темой не понаслышке, то указанного лимита времени для решения 9-го задания будет вполне достаточно.

10-ое задание посвящено анализу ЭКОНОМИЧЕСКОГО графика, на котором отображена определённая динамика либо фактора спроса, либо фактора предложения в контексте развития определённого сегмента современного рынка.

Несмотря на кажущуюся лёгкость данного задания, здесь также необходимо проявить определённую внимательность и даже скрупулёзность: как в анализе отображённых на иллюстрации изменений, так и в мысленном подтверждении своих версий. В первую очередь мы определяемся с тем, что нам по ситуации дан либо фактор спроса, либо фактор предложения; не путаем их значение и влияние на рынок между собой!! Во-вторых, не забываем выходить за рамки лишь указанных характеристик и вспоминаем наглядные примеры из своего непосредственного социального опыта. В одних случаях полезно мысленно ставить себя на место поставщика товаров или услуг, в других – примерять на себя привычную роль клиента/потребителя. Любая аргументация, которую вы предлагаете сами себе мысленно либо на черновике, должна базироваться на РЕАЛЬНОЙ, а не гипотетической общественной жизни, опираться на известные, проверенные опытом или источниками факты, а не на фантастические (пусть даже возможные/вероятные, но ещё точно не реализованные!) предположения.

К примеру, если на графике мы наблюдаем то, что объём предложения (количество товара) на рынке парфюмерно-косметических изделий увеличился примерно в 2 раза при сохранении исходной цены, то логично будет предположить, что это связано скорее с введением новых технологий производства парфюмерно-косметических изделий, чем с началом сезона отпусков. Какова возможная причинно-следственная связь в данном случае? Во-первых, в условиях интенсивного экономического роста ряда отраслей современной экономической системы (а производство парфюмерно-косметических изделий как раз к таковым ОБЪЕКТИВНО и относится, чего точно нельзя сказать об ОЧЕВИДНОМ спаде в деле традиционного книгопечатания) именно за счёт новых технологий и можно выигрывать конкурентную гонку без излишних заигрываний с ценой продукта (стабильная цена – это тоже часть хорошей репутации надёжного производителя, что не следует недооценивать). Во-вторых, что касается начала сезона отпусков, то из непосредственного житейского опыта (как наши собственные поездки к местам отдыха, чаще всего туда, где теплее и комфортнее, причём не только летом; так и информация, полученная от различных знакомых) мы прекрасно знаем, что этой особенностью умело пользуются современные коммерсанты, зная наверняка, что без данной категории товаров на отдыхе обойтись практически не возможно. Соответственно, цена, скорее всего, будет лавировать, причём как в большую, так и в меньшую сторону: в большую – по причине, например, уникальности продукции (установка поставщика на то, что «итак купят, никуда не денутся!»), в меньшую – по причине проведения акций, дающих возможность более оперативно и ближе к оптовому режиму реализовать партию или даже сразу несколько партий товара за краткое время, заткнув при этом за пояс своих многочисленных конкурентов.

Таким образом, для МАКСИМАЛЬНО вдумчивого анализа пяти приведённых характеристик (причины изменения в той или иной отрасли/секторе экономической системы) необходимо порядка 3 минут (примерно по 40 секунд на каждую позицию).

Суть 11-го задания сводится к тому, чтобы выбрать верные суждения, отличающие один вид социальных объектов, явлений или процессов от других видов. К примеру, необходимо уметь выделять те признаки/характеристики, которые присущи процессу социальной стратификации, специфике семьи как социальному институту, специфике моральных норм (их отличия от правовых или эстетических социальных норм) и т.д.

Исходя из округлённого расчёта (где-то верный вывод о правильности суждения созреет раньше, где-то – чуть позже) по 30 секунд на каждое представленное в списке суждение, целесообразно ориентироваться не более, чем на 2 минуты выполнения 11-го задания.

Специфика 12-го задания состоит в том, что в ходе его выполнения необходимо проанализировать содержание представленных на иллюстрации гистограмм и выбрать верные количественно ориентированные выводы касательно разницы в ориентациях, ощущениях или мировоззрении каких-либо сопоставляемых друг с другом групп респондентов. Это могут быть разные гендерные, возрастные, поколенческие, профессиональные и прочие социальные группы – как относительно стабильные, так и сформированные в определённом непринуждённом порядке (к примеру, аудитория какого-либо телешоу).

В данном задании самое главное – глазомер и умение делать элементарные математические расчёты, не требуется даже предварительное знание того социального контекста, который описывается авторами-составителями в ситуации. Если вы ДОБРОСОВЕСТНО прорешали незадолго до экзамена 5-10 заданий такого типа и набили на этом руку, то на его выполнение потребуется не более 5 минут (по 1 одной минуте на анализ каждого представленного вывода и его сопоставление с процентными показателями на иллюстрации).

13-ое задание начинает анализ спектра различных ПОЛИТИЧЕСКИХ тем, в нём необходимо выбрать ровно три верных суждения из предложенного перечня характеристик. Характеристики могут касаться субъектов политической сферы, феномена политического лидерства, специфики развития гражданского общества, функций политической элиты и т.д. Для успешного выполнения данного задания необходима уже сформированная компетентность, выбрать верные ответы наугад попросту не получится. Чем больше вы общаетесь со своими опытными педагогами по данным темам, тем лучше; в данном случае далеко не всегда помогает зубрёжка, зато незаменимым окажется понимание СМЫСЛА конкретных объектов, явлений и процессов, актуализированных в политической сфере жизни общества. Для успешного решения 13-го задания вполне достаточно 3 минут (примерно по 30-40 секунд целенаправленного анализа каждой из пяти представленных формулировок).

В 14-ом задании, в котором необходимо установить соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют, требуется повышенный уровень вашей внимательности. В одних случаях незаменимы твёрдые знания (полученные, в частности, из текста Конституции РФ), в других – вам пригодятся логические рассуждения (но, опять же, С ОПОРОЙ НА ВЫВЕРЕННЫЕ ЗНАНИЯ). Исходя из этого, следует заранее ознакомиться и выучить компетенции Президента РФ, Федерального Собрания РФ – Парламента РФ (и Государственной Думы, и Совета Федерации), Правительства РФ. Помимо этого, в некоторых вариантах авторы-составители требуют знаний, касающихся специфики полномочий, которые, с одной стороны, относятся к деятельности только федерального центра, с другой – к деятельности и федерального центра, и субъектов РФ. Соответственно, на этом также крайне важно акцентировать внимание в процессе заблаговременной подготовки к экзамену. В этом же задании может ставиться и несколько иная, хоть и смежная, задача – определить соответствие между конкретными правоохранительными органами Российской Федерации и их полномочиями/функциями (к примеру, дело может касаться определения специфики в деятельности Верховного Суда РФ и Генеральной Прокуратуры РФ). Для выполнения данного задания целесообразно зарезервировать порядка 5 минут: для того, чтобы вдумчиво и без лишней спешки проанализировать каждую позицию по компетенциям и вспомнить, к какому именно государственному органу/структуре она относится.

15-ое задание описывает определённую ситуацию из жизни некого государства Z и на основании конкретного описания необходимо установить, какие из перечисленных признаков позволяют сделать вывод о том, что в данном государстве соблюдается та или иная форма политической жизни. К примеру, в одном из вариантов следует выбрать признаки пропорциональной избирательной системы, в другом – характеристики президентской республики, в третьем – наличие консервативной идеологии у конкретной политической партии и т.д. Для того, чтобы вдумчиво проанализировать шесть представленных характеристик и выбрать только три из них, которые в точности соотносятся с условием задания, вполне достаточно 5 минут (при условии, что компетентность по данным политическим вопросам у вас уже сформирована заранее).

16-ое задание затрагивает различные вопросы, касающиеся непосредственных значения и содержания Конституции Российской Федерации; из указанных в перечне признаков необходимо выбрать те, которые подходят под описание той или иной дефиниции/категории. К примеру, в одном варианте необходимо выбрать два или три положения, которые характеризуют Конституцию РФ как ОСНОВНОЙ закон нашей Страны, в другом – выбрать те позиции, которые относятся к конституционным обязанностям гражданина РФ, в третьем – определить вопросы, которые, в соответствии с Конституцией РФ, относятся к совместному ведению федерального центра РФ и субъектов РФ (некоторая перекличка с 14-ым заданием, что в некоторой степени упрощает ваши задачи) и т.д. Поскольку Конституция РФ в определённом смысле должна на период вашей подготовки к ЕГЭ (да и потом по жизни в целом) стать вашим настольным документом, в который необходимо заглядывать хотя бы один раз в неделю и сверять свои знания, 16-ое задание является относительно лёгким и на его выполнение рекомендуется затрачивать не более 4 минут.

17-ое задание развивает ПРАВОВУЮ линию политической жизни Российской Федерации и при его выполнении требуется выбрать верные суждения о том или ином объекте, явлении или процессе юридического характера. В частности, экзаменуемым необходимо знать характеристики правомерного и неправомерного поведения, специфику системы российского права (отраслевая структура, предмет ведения каждой из основных отраслей: диалектика материального и процессуального, частного и публичного права; предмет гражданского, уголовного, административного и иных видов права и т.д.), разницу между преступлением и проступком как видами правонарушения, характеристику системы международного права и т.д.

Это – относительно сложное задание для тех, кто с юриспруденцией на «вы», ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ подготовка к нему КРАЙНЕ НЕОБХОДИМА. Требуются ТВЁРДЫЕ, уже отшлифованные знания, без которых любые догадки и логические рассуждения окажутся, скорее всего, бесполезными или, в лучшем случае, дадут только часть правильных ответов, но отнюдь не все. Для вдумчивого анализа каждого из пяти тезисов, представленных авторами-составителями теста, и нескольких сверок выбранных ответов рекомендуется зарезервировать в данном случае порядка 5 минут.

В 18-ом задании необходимо правильно соотнести два столбика позиций, в одном из которых представлены признаки/характеристики/действия/виды прав, а в другом – категории таковых. К примеру, в одном из вариантов необходимо отметить разницу между личными и имущественными правами супругов; в другом – соотнести субъектов правоотношений и конкретные отрасли права (продавцы и покупатели, службы и органы занятости и т.д.); в третьем – виды судебных процессов и их участников и т.д.

Данное задание можно охарактеризовать как соответствующее среднему уровню сложности (помимо теоретических знаний могут помочь и воспоминания прикладного характера, а также различные источники СМИ; где-то что-то можно и логически докрутить); исходя из этого, рекомендуется затрачивать на него не более 5 минут.

19-ое задание состоит в анализе конкретизированной правовой ситуации, касающейся той или иной отрасли права. В одном из вариантов может быть необходимо вычленить из предложенного списка именно те позиции, которые соответствуют видам юридической ответственности, под которую подпадает коммерческая фирма, не выполнившая условия договора с другой фирмой; в ином варианте требуется выбрать те документы, которые необходимо предъявить конкретному гражданину (заданы определённые параметры возраста, уровня образования и т.д.) своему потенциальному работодателю при его трудоустройстве, согласно Трудовому кодексу РФ; в третьем варианте следует из представленного перечня выбрать те отдельные положения Семейного кодекса РФ, которые являются правовым основанием для признания описанного в ситуации брака недействительным и т.д. Для того, чтобы максимально эффективно решить данное задание, необходимо заблаговременно изучить те правовые документы, которые рекомендуют авторы «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по обществознанию» (режим доступа на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/sites/default/files/document/1573821333/ob_ege_2020.zip); в частности, следует заранее изучить Конституцию РФ; ст. 17-28 главы 3 Гражданского кодекса РФ (часть первая); главы 1, 4 (ст. 38) Гражданского процессуального кодекса РФ; главы 3, 4, 6-8, 11, 12 Семейного кодекса РФ; главы 2 (ст. 20, 21), 11, 13, 19, 42 Трудового кодекса РФ и т.д.

Для неспешного и вдумчивого выполнения 19-го задания, а также самопроверки рекомендуется зарезервировать порядка 8 минут.

В 20-ом задании требуется прочитать приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов, и выбрать из предлагаемого списка именно те слова, которые необходимо вставить на места пропусков. Для тех учеников, которые добросовестно изучали курс обществознания (в частности, под руководством опытного педагога грамотно пошагово осваивали терминологический аппарат), – это, по сути дела, «закуска» или «десерт». Никаких сложных специализированных понятий в данном контексте, как правило, нет; в некоторых местах даже не совсем компетентных учеников выручает элементарная логика. Тем не менее, не следует расслабляться на половине пути и должная концентрация внимания поможет вам не запутаться в тех понятиях, которые могут показаться похожими по смыслу или не попасться на удочку составителей текста, которые иногда добавляют в текст двусмысленности. По большому счёту, для выполнения 20-го задания (последнего в закрытой части теста) требуется не больше 7 минут (внимательное чтение, вникание в смысл содержания и самопроверка).

ПРИМЕЧАНИЕ: поскольку подавать апелляцию по первой части экзамена можно только в том случае, если вы обнаружили очень большие расхождения баллов между вашими предварительными расчётами (по факту оперативной самопроверки сразу же после экзамена) и сведениями, заявленными проверяющей стороной (подозреваете, что были допущены технические погрешности – не все цифры ответов правильно пропечатались при сканировании бланков), то необходимо нацеливать себя на максимальную точность в каждом ответе (соблюдение «принципа кроссворда», иначе от малейшей неточности в одном слове может «поехать» вся структура связанных между собою ответов).

21-ое задание начинает так называемую открытую часть ЕГЭ и одновременно анализ представленного научного/научно-популярного/публицистического текста. В данном задании необходимо, внимательно прочитав текст, ответить на вопросы о том, какова, с точки зрения конкретного автора, сущность того или иного социального объекта/явления процесса; каковы цели/ценности/интенции, соответствующие таковому; а также процитировать данное автором определение того или иного научного концепта. Задание является достаточно простым даже для тех, кто не очень компетентен в обществознании в целом и при этом обладает внимательностью и вдумчивостью; тем не менее, для его выполнения тоже требуется, как минимум, несколько минут. Если вы зарезервируете под 21-ое задание порядка 3 минут, то этого будет вполне достаточно для его успешного выполнения.

22-ое задание более интересно и требует, в первую очередь, с опорой на знания обществоведческого курса объяснения смысла определённого понятия (к примеру, того, что такое «социальное познание», «экономическая ответственность», «брачный договор», «прогрессивное развитие общества» и т.д.); во-вторых, с опорой на текст определения цели описанной в нём деятельности; в-третьих, перечисления средств достижения таковой. Содержание текста в зависимости от варианта может варьироваться, но основная канва заданий остаётся по смыслу такой же. Для выполнения данного задания рекомендуется резервировать порядка 8 минут.

В 23-ем задании необходимо, с одной стороны, указать типы/виды/версии того объекта, который является центральным или одним из центральных в тексте автора (к примеру, дело может касаться двух возможных путей экономического роста, трёх статусных групп, трёх элементов формы государства и т.д.). С другой стороны, требуется проиллюстрировать эти вариации определёнными примерами, причём в развёрнутом виде. Разумеется, данное задание требует вдумчивого анализа, целенаправленных воспоминаний и грамотного подбора образов, идей, ситуаций. Для выполнения рекомендуется зарезервировать порядка 9 минут.

В ходе выполнения 24-го задания необходимо на основе отдельного принципиального тезиса автора пояснить конкретизированные проявления/фазы/версии рассматриваемого объекта. Это могут быть любые три функции государства в рыночной экономической системе, три аргумента в пользу развития республиканской формы правления, недостающие в тексте виды социальных норм, преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы и т.д. Помимо этого, требуется перечисленные вариации вкратце пояснить, раскрыть их сущность. На выполнение 24-го задания целесообразно зарезервировать порядка 10 минут, поскольку не всегда мнение автора совпадает с мировоззренческой позицией конкретного экзаменуемого (аргументация в пользу какой-то определённой модели изучаемого объекта) и это требует определённых усилий для вживания в роль своего идейного «оппонента».

25-ое задание открывает финишную прямую, на которой человек, сдающий экзамен, остаётся предоставлен только самому себе, АКТУАЛЬНОМУ уровню своей подготовленности по дисциплине «Обществознание». Отсутствует опора на какие-либо тексты (за исключением задания №27, где приводится конкретизированная история) и всю информацию необходимо вспоминать самостоятельно, грамотно её формулируя. Суть 25-го задания в каждом варианте сводится к тому, чтобы, с одной стороны, раскрыть смысл того или иного понятия/концепта (к примеру, расписать, что такое социализация, демократия экономический рост, рынок труда, юридическая ответственность, форма права и т.д.). С другой стороны, требуется составить два предложения, одно из которых будет содержать информацию о видах рассматриваемого объекта, а другое будет раскрывать сущность одного из его принципов становления или развития. Примечательно, что данные предложения должны быть распространёнными и содержащими максимально корректную информацию о соответствующих аспектах изучаемого понятия. Соответственно, необходимо нацеливать себя на соблюдение «золотой середины»: с одной стороны, презентовать проверяющим экспертам необходимый (хотя бы минимальный) объём своих формулировок; с другой стороны, не следует заниматься «пусканием пыли в глаза» – лучше выразить меньше информации, но максимально точной, объективной; не следует ничего выдумывать находу без твёрдых на то оснований.

Для выполнения данного задания целесообразно зарезервировать порядка 6 минут (по 2 минуты на каждое выверенное предложение).

В 26-ом задании требуется обозначить несколько примеров, касающихся той или иной сферы жизни общества и проиллюстрировать примерами конкретные функции, влияния каждого из них (при этом ответ должен быть сформулирован развёрнуто). К примеру, в одном варианте необходимо назвать любые три социальных института, осуществляющих функцию социализации индивидов, и проиллюстрировать примерами социализирующее воздействие каждого из них; в другом варианте – назвать формы рационального познания и указать роль в познании каждой из них; в третьем – назвать и проиллюстрировать примерами три возможных риска использования гражданами банковских карт и т.д. Данное задание сформулировано достаточно широко и требует как знания житейских ситуаций, умения их типологизировать, так и теоретической подкованности в различных классификациях. Соответственно, на выполнение 26-го задания целесообразно зарезервировать порядка 10 минут.

27-ое задание,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: