Задание 7. Определите, какие из приведённых словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.





Лексические нормы современного русского литературного языка

Задание 1. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания.

Абонемент – абонент; бережный – бережливый; невежа – невежда; убеждённый – убедительный; почтительный – почтенный; практический – практичный; рыбий – рыбный; одеть – надеть; главный – заглавный; сытый – сытный; преемник – приёмник; масленый - масляный; подвижник – сподвижник; болотистый - болотный; демонстративный – демонстрационный; будний – будничный; дипломатический–дипломатичный; экономный - экономический - экономичный.

Задание 2. Найдите ошибки в приведённых предложениях и исправьте их:

1.В моей жизни это было самое памятливое событие.

2. В качестве демонстративногоматериала использовались старые плакаты.

3. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.

4. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя.

5. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нём из-за плохого питания.

6. В развитии русского языка немаловажную роль играют внеязыковые факты.

Задание 3. Определите значение иноязычных слов:альма-матер, аннексировать, антураж, аншлаг, брутальный, имманентный, инфантильный, казус, комильфо, коллоквиум, латентный, меркантильный, мультимедиа, паноптикум, перипетия, превратный, приватный, профанация, реванш, резонный, ретироваться, рецидив, сибарит, сиквел, троглодит, утрировать, фавор, фолиант, фривольный, холокост, цейтнот, шовинизм, экстрадиция, эфемерный, моветон, экшн, космополит, инцидент, промоушен, вернисаж, апологет,нувориш, коммюнике, кредо, паритет, прецедент, эпатаж, паблисити, коммивояжёр.

Задание 4. Подберите к данным словам русские синонимы.

Индифферентный, эксклюзивный, прерогатива, менталитет, лексикон, престиж, меланхолия, реноме, ажиотаж, мемуары, компенсация, сувенир, имитация, презентабельный, волонтёр, фатальный, девальвация, легитимный, мизантроп, девиация, спорадический, фамильярность, пиетет, одиозный, рентабельный, аморальный, респектабельный, эквивалентный.

Задание 5. Каждое толкование замените иноязычным словом.

1.Практика создания и внедрения в сознание людей привлекательного образа кого-/чего-либо. 2. Консультирование производителей, продавцов, покупателей по экономическим, хозяйственным, правовым вопросам. 3. Правящая и привилегированная часть общества, а также вся система управления, с помощью которой она осуществляет своё господство. 4. Хорошо оплачиваемая должность, не требующая особого труда. 5. Отказ (банка, правительства) выплатить по каким-либо причинам свои внешние или внутренние долги или проценты по ним. 6. Закрытие предприятий, массовое увольнение рабочих с целью заставить их отказаться от выдвигаемых ими требований. 7. Выставка изобразительного искусства, кинофестиваль, устраиваемые каждые два года. 8. Настенный светильник из одной или нескольких ламп. 9. Лицо, пользующееся чьим-либо покровительством. 10. Клеветническое, порочащее кого-нибудь измышление. 11. Продажа товаров на внешнем рынке по очень низкой цене. 12. Ненависть, неприязнь, нетерпение к кому-, чему-либо незнакомому, чужому. 13. Составитель текстов выступлений, речей, докладов для высокопоставленного лица. 14. Медицинское учреждение, клиника для безнадёжно больных людей. 15. Высылка из государств или переселение на новое место жительства как мера уголовного или административного наказания. 16. Чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства, освобождающие от исполнения обязательств по договору.

Задание 6. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Комедия дала большой резонанс.

2. В этом произведении раскрывается глубокая, чистая, искренняя любовь Татьяны.

3. Коллектив лаборатории занял первенство в соревновании по ориентированию.

4. Этому вопросу следует уделить серьёзное значение.

5. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

6. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.

7. Мастер погибает, одержав поражение.

8. С тех пор рейтинг передачи практически никогда не уменьшался.

9. Новый фильм обречён на успех.

10. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

Задание 7. Определите, какие из приведённых словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, для проформы, мизерные мелочи, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, ведущий лейтмотив, необычный феномен, ответная контратака, прогрессировать вперёд, мемориал памяти, странный парадокс, временный цейтнот, преобладающее большинство, рыбная уха.

Задание 8. Определите, какие лексические ошибки допущены в предложениях.

  1. Впереди лидировал по-прежнему Миронов.
  2. Ныне в университете был день открытых дверей.
  3. Благодаря пожару сгорел лес.
  4. Пришлось одолжить у приятеля 100 рублей.
  5. Фирма предлагает товары по самым дешевым ценам.
  6. По мнению командования войсками НАТО, требуется военное умиротворение конфликта в Косово.
  7. Приемники выключать не стоит, иначе вы потеряете хорошее настроение, даримое вам мириадой российских исполнителей.
  8. За короткий срок он смог проявить себя как человек грамотный.
  9. Летом количество пассажиров в электропоездах увеличивается из-за огородников и садистов.
  10. Ты, сынок, поступай надлежащим образом.
  11. В город приехало несколько крупных трейдеров.
  12. Одень пальто, а то на улице холодно.
  13. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это многим не нравится.
  14. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров.
  15. Он носит бадж полицейского.
  16. Ребенок требует ухода матери.
  17. Во время сессии трудно приходится тем студентам, у которых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок.
  18. Большая половина участников семинара посетила выставку.
  19. На костре – лучшие люди села.
  20. Опытный актер сумел вызвать у зрителей не только смех, но и сострадание.
  21. Этот футболист забил в сотый раз.
  22. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.
  23. Актер сыграл бездомного бродягу.
  24. В милиции сразу решили, что палец оставил именно убийца.
  25. Мы с мужем живем небогато, на одну зарплату.
  26. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
  27. Гангстеры бросили автомобиль и ушли пешком.
  28. Письма Достоевского искрятся отчаянием.
  29. Ему надоело слоняться без дела.
  30. В работах художников отражаются труд, быт и отдых забайкальцев.
  31. Мальчик упал навзничь и уткнулся лицом в ладони.
  32. Селин Дион ворвалась в нашу жизнь как певица «Титаника».
  33. Мишель Пфайфер чудовищно красива.
  34. Молодёжь у нас в группе представлена самой себе.
  35. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.
  36. Прейскурант цен висел на стене.
  37. Рост преступности за последние годы значительно вырос.
  38. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
  39. В декабре месяце прошлого года состоялся суд над шестью обвиняемыми.
  40. Физическая подготовка игроков играла важное значение в прошедшем матче.

Задание 9. Определите значение и происхождение крылатых слов:крокодиловы слёзы; между Сциллой и Харибдой; калиф на час; пиррова победа; прокрустово ложе; дамоклов меч; геростратова слава; медвежья услуга; танталовы муки; мидасовы уши; бочка Данаид; кануть в Лету; колосс на глиняных ногах.

Ошибки, которые наблюдаются при употреблении фразеологизмов:

1) замена компонента фразеологического сочетания: львиная часть;

2) неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота: оставлять желать много лучшего;

3) контаминация (смешение двух оборотов): по гроб доски;

4) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма: подвернуться под рукой;

5) употребление фразеологизма без учета его значения: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски;

6) стилистическая неуместность использования фразеологического оборота: Командир приказал сматывать удочки.





Читайте также:
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.02 с.